Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Данилова М. М.
проректор по непрерывному образованию Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург),
кандидат педагогических наук, доцент


Исследование эффективности формирования профессиональной культуры менеджеров хозяйствующих организаций туриндустрии

Проблема эффективности формирования профессиональной культуры менеджеров хозяйствующих организаций туриндустрии не относится к числу новых. В научной литературе (3, 5) отмечается, что в разное время к ней обращались многие известные ученые и практики. Однако особую актуальность данная проблема приобрела в последние годы, когда производство и потребление туристских товаров и услуг приобрело массовый характер. Именно стремительный рост числа туроператоров и турагентств, а также отставание от этого роста качества профессиональной деятельности менеджерского состава (7) инициируют срочный поиск ответа на вопрос: как обеспечить эффективное формирование профессиональной культуры менеджеров турпредприятий?
Анализ работ, посвященных проблеме культуры и профессиональной культуры (Адуло Т. И.; Безносов С. П.; Выжлецов Г. П.; Жуков А. А., Закорин Н. Д., Полдолина М.Л., Шарухин А. П., Fischer Hugo и др.) свидетельствует о том, что понятие `культура` используется для обозначения самых разных классов предметов и явлений. Однако, в самом общем виде ее можно представить как характеристику уровня развития общества и личности (ее творческих сил и способностей, мировоззрения, знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального, нравственного и эстетического развития), выраженного в создаваемых материальных и духовных ценностях, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, в специфических типах и способах организации человеческой жизнедеятельности, а также способах и формах взаимного общения, поведения и деятельности в конкретных сферах общественной жизни.
Учитывая, что понятие `способ деятельности` выступает базовой категорией при изучении феномена культуры, а профессия означает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки, под профессиональной культурой следует понимать качественную характеристику (степень совершенства) теоретической и прак тической деятельности людей при решении комплекса задач в рамках определенной профессии. То есть, синонимом профессиональной культуры выступает понятие `культура профессиональной деятельности`.
Как показывает изучение профессиональной культуры менеджеров турорганизаций, характеристика их деятельности касается самых разных ее сторон. Но, прежде всего, она относится к процессуальной, результирующей и аксиологической составляющим. В частности, характеристика процессуальной стороны включает в себя оценку качества реализации функциональных компонентов деятельности: постановку целей и задач, технологию сбора и анализа необходимой информации, прогнозирование и принятие решения, организацию его выполнения (планирования, постановки задач, информационного, психолого-педагогического, материально-технического, финансового и других видов обеспечения), контроль и оценку, внесение корректив в принятое решение и план действий. Характеристика результирующей стороны предполагает оценку достижений, соответствия полученных результатов поставленным целям. Характеристика аксиологической стороны выступает как оценка утверждаемых в процессе решения профессиональных задач ценностей и, в частности, - стандартов, правил, принципов, образцов поведения.
Функциональная, результирующая и аксиологическая стороны профессиональной деятельности менеджера выступают `каркасом` ее богатого ролевого содержания. Так, в профессиональной культуре находят отражение: степень совершенства деятельности менеджера как специалиста, связанной с осуществлением действий в какой-то предметной области; степень совершенства деятельности менеджера как управленца, т.е., умения определять, что сотрудники должны делать, как они должны это делать и как побудить их к действию; культура профессионального общения (интерперсональных отношений).
В связи с многоаспектностью содержательно-ролевой активности менеджера в его профессиональной культуре находят отражение:
- степень совершенства деятельности как специалиста, связанной с производством собственно турпродукта, определением оптимальных технологий действий;
- степень совершенства деятельности менеджера как управленца, то есть, умения определять, что сотрудники должны делать, как они должны это делать, как обеспечить кооперацию, планомерность и непрерывность деятельности персонала;
- степень совершенства профессионального общения, в ходе которого осуществляется обмен профессиональной информацией, познание подчиненных.
Рис. 1. Критерии оценки профессиональной культуры менеджеров турорганизаций

При исследовании профессиональной культуры менеджеров турорганизаций важным представляется вопрос о критериях ее оценки. Если исходить из того, что под критерием следует понимать (9) сущностный, устойчивый (атрибутивный) признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо (мерило оценки), то к критериям профессиональной культуры менеджеров хозяйствующих организаций туриндустрии следует отнести: качество осуществляемой ими деятельности как специалистов, управленцев и руководителей; результативность выполнения ролей; аксиологичность (модальность и прогрессивность утверждаемых ценностей).
Менеджер становится профессионалом, полноценным субъектом своей деятельности не сразу: `движение в профессию` имеет длительный и часто тернистый путь. С содержательной точки зрения он представляет собой, прежде всего, овладение способами действий, то есть, повышение `инструментальной вооруженности` менеджера. Освоенные способы действий включаются в индивидуальный опыт. С накоплением опыта появляется все больше возможностей добиться карьерного роста, в котором следует выделить несколько направлений.
Первое направление карьеры связано с собственно управленческими компонентами деятельности: управлением подразделением или турорганизацией в целом. Развитие менеджера в этом плане можно описать как `движение вверх по иерархически выстроенным ступенькам управления`. Это движение определяется главным образом степенью выраженности мотивационных, волевых и интеллектуальных качеств.
Второе направление карьеры проявляется в успешности руководства персоналом. В данном случае можно говорить об уровне личностного влияния менеджера на окружающих сотрудников, о его движении `внутрь организации`. Такое движение обеспечивается, прежде всего, сочетанием личностно-профессиональных качеств (профессиональной надежности, нравственной зрелости, креативности, целеустремленности, коммуникабельности и др.).
Третье направление карьеры - развитие менеджера как специалиста - характеризует возрастание его профессионализма в решении конкретных производственных задач, непосредственно связанных с созданием турпродукта. Развитие менеджера в этом плане представляет собой `движение в специальность` и определяется уровнем компетентности и интеллектуальных качеств.
Успешное движение по каждому из названных направлений основополагающим условием имеет целенаправленное формирование высокой функциональной готовности менеджера к эффективному решению профессиональных задач.
Данное формирование осуществляется как в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе при освоении основной образовательной программы, так и во время выполнения профессиональных функций в ходе работы на турпредприятии. Оно представляет собой процесс функционирования специально созданной педагогической системы, результатом которого является появление, развитие и закрепление в психологии будущего выпускника (менеджера) необходимых системных свойств и качеств, оказывающих влияние на повышение эффективности выполнения различных ролей.
Педагогическая система формирования высокой функциональной готовности менеджера к эффективному решению профессиональных задач включает в себя:
-комплекс целей, связанных с: развитием у обучающихся менеджеров профессиональной мотивации (позитивного отношения к профессии, направленности на достижение высоких показателей в деятельности, нацеленности на безусловное выполнение поставленных задач); образованием высокого уровня профессиональной компетентности (коммуникативной, организаторской, производственно-технологической) и овладением способами саморегуляции поведения и деятельности (самомобилизации, определения темпа и времени активности - релаксации и т.д.); становлением современного творческого мышления; появлением совокупности профессионально важных качеств (ответственности, организационного патриотизма, способности работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей сил, организованности в повседневной деятельности, оптимизма, открытости, лояльности, толерантности, готовности к работе в команде и др.); ростом мастерства в профессионально направленном общении и развитием стремления к профессиональному самосовершенствованию;
-содержательный компонент, лежащий в основе профессионального кругозора и умений специалиста (система теоретических и практических задач, решаемых в ходе учебных занятий и выполнения обязанностей менеджера);
-организационно-методический компонент, включающий в себя оптимизацию содержания учебных программ (программ повышения квалификации) и программ практик, их согласование между собой, высокое качество проведения теоретических и практических занятий, методическое обеспечение учебно-практической деятельности студентов, четкое определение форм, способов, последовательности образовательной деятельности студентов (менеджеров), технологии их отчетности, порядка управления их деятельностью;
результирующий компонент, выражающийся в готовности выпускников (будущих менеджеров) к успешному началу профессиональной деятельности и последующему повышению профессионального мастерства.
Основными принципами эффективного функционирования названной педагогической системы являются:
- принцип целеустремленности (четкая постановка целей и определение оптимальных способов их достижения, разработка всесторонне обоснованной программы действий всех лиц, участвующих в формировании готовности менеджеров к проявлению высокой профессиональной культуры и детальное их планирование, безусловная реализация намеченной программы);
- принцип творческого подхода (добросовестное отношение к организации деятельности по формированию готовности менеджеров к проявлению высокой профессиональной культуры, выражающееся в избегании шаблона и формализма, владении педагогической инициативой, стремлении все делать так, чтобы обучающиеся могли максимально реализовать свои творческо-познавательные возможности);
- принцип осознанности и мотивированности при решении образовательных задач (полное использование педагогического потенциала занятий и профессиональной деятельности, раскрытие роли и значения профессиональной культуры в системе подготовки конкурентоспособного специалиста, проведение активной и непрерывной консультационной работы, формирование чувства профессионального долга, предъявление высокой требовательности к обучающимся, показ со стороны преподавателей и выше стоящих менеджеров постоянного личного примера честного и добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, соблюдение ими единства слова и дела, проявлением четкой мировоззренческой позиции в отношении профессиональной сферы деятельности, создание системы стимулирования ответственного отношения к выполнению задач образовательной и профессиональной деятельности);
Рис. 2. Педагогическая система формирования функциональной готовности студентов (менеджеров) к проявлению высокой культуры профессиональной деятельности

- принцип согласованности действий всех субъектов, принимающих участие в формировании высокой профессиональной культуры менеджеров (обеспечение единого понимания всеми стоящих целей и задач, способов их достижения, распределения ролей, прав и ответственности; четкое планирование, постановка задач и действенный контроль по их выполнению; согласование программ повышения квалификации, учебных программ и программ практик между собой);
- принцип личностно и профессионально ориентированной организации деятельности по формированию высокой профессиональной культуры менеджеров (индивидуальный и дифференцированный подход к студентам и выпускникам, всесторонний анализ факторной среды их личностного и профессионального развития при определении образовательных заданий, оказание необходимой помощи и поддержки, отстаивание их законных интересов и прав; правильный подбор и расстановка педагогов-наставников).
Структурно процесс формирования у менеджеров турорганизаций высокой функциональной готовности к эффективному решению профессиональных задач включает в себя несколько периодов.
I. Формирующий - основное содержание которого составляет деятельность педагогического коллектива вуза по реализации потенциала профессионального развития студентов в сферах: плановых учебных занятий, быта, досуга, внутриколлективных отношений, общественной деятельности, а также по разработке педагогической системы, функционирование которой приведет к развитию и формированию у студентов мотивов ответственного отношения к практикам и успешного их прохождения; формированию профессионального кругозора, умений и навыков творческого и качественного решения учебных задач, умений и навыков саморегуляции поведения и деятельности.
II. Развивающе-закрепляющий - организация эффективного функционирования специально созданной педагогической системы в ходе осуществления профессиональной деятельности. Содержание данного периода составляют: развитие и закрепление профессиональной мотивации - стремления активно, творчески и ответственно осуществлять профессиональную деятельность (позитивное отношение к профессии, направленность на достижение высоких показателей, нацеленность на решение поставленных задач); формирование и закрепление высокого уровня компетентности (организаторской, коммуникативной, производственно-технологической); развития и закрепления умений саморегуляции.
III. Рефлексивный - анализ способности и готовности менеджеров не только эффективно осуществлять профессиональную деятельность в качестве менеджера турорганизации, но и осуществлять систематический и объективный анализ своей деятельности, разрабатывать и реализовывать планы профессионального саморазвития.
Характерными чертами развития профессиональной культуры менеджеров хозяйствующих организаций туриндустрии являются: рост результативности профессиональной деятельности; увеличение ее творческой составляющей, поиск методов и приемов, обеспечивающих максимальную эффективность профессиональной деятельности; усиление педагогического начала в профессиональной деятельности, связанного с планомерным повышением профессиональной культуры сотрудников; рост личностного авторитета менеджера; активное использование для профессионального развития источников, находящихся за пределами профессиональной деятельности и др.


Литература
1. Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. - Минск, 1986.
2. Безносов С.П. Культура профессиональной деятельности // Проблемы современной социокультурной ситуации. - СПб., 1994. - С. 18-27.
3. Власова Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. - М., 2001.
4. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб., 1996.
5. Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма. СПб., 2006.
6. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма. - СПб., 2005.
7. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: В 4-х т. Т. 4.: Система подготовки туристских кадров. - М., 2002.
8. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. М.: Акад. проф. образования, 2002.
9. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
10. Шарухин А.П. Психология менеджмента. СПб., 2005.
10. Fischer Hugo. Theorie der Kultur. - Stuttgart, 1965.
11. Kotter J. Corporate Culture and Preformance. - New York, 1992.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия