Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Рыбин С. С.
директор Государственного русского концертного оркестра Санкт-Петербурга,
соискатель кафедры психологии и педагогики Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург)


Проблемы менеджмента в сфере культуры

Потребность в профессии менеджера культуры появилась лишь в последнее десятилетие. Традиционно к этой сфере относились организаторы культурно-досуговой, социально-культурной и театрально-концертной деятельности. С развитием шоу-бизнеса все более востребованной на рынке услуг становится профессия менеджера, однако специалистов такого профиля до настоящего времени готовят лишь в отдельных вузах (в рамках специальности `Менеджмент организации` имеется специализация `Управление культурой`). На практике же организаторами театрально-концертной деятельности (ТКД) могут стать специалисты с разной исходной квалификацией. Одни из них первоначально в большей мере специализированы в сфере искусства и исполнительства, другие в сфере менеджмента, юриспруденции и экономики. Задача нашего исследования состояла в том, чтобы на основе опроса работников театрально-концертных учреждений выявить проблемы, с которыми сталкиваются организаторы в сфере культуры.
Для решения поставленной задачи было опрошено (с помощью анкеты и индивидуальных бесед) 30 специалистов бюджетных учреждений культуры разного уровня. Среди них директора и администраторы театров и концертных залов, заместители и помощники руководителей, менеджеры самостоятельных коллективов, специалисты отделов культуры районных администраций. Условно были выделены три уровня их квалификации (высший, средний, низший), которые обозначены через должность директора, менеджера и администратора. При этом менеджеры составляют более половины опрошенных. Учитывалось, что в реальности их функциональные обязанности могут меняться и перекрещиваться. Индивидуальные беседы удалось организовать со специалистами, которые поменяли должность организатора на другую профессию (25 человек; часть из них ушли в исполнительские коллективы, часть на работу в сферу управления, часть в педагогику или маркетинг).
Анализ полученных данных показал, что средний стаж работы специалистов, работающих в сфере организации театральной и концертной деятельности, составляет 5 лет, при разбросе количественных данных от 18 лет до нескольких месяцев. В целом можно говорить, что в этой сфере наблюдается довольно высокая текучесть кадров, причем на всех уровнях. Часто меняются руководители и сотрудники в отделах культуры районных администраций. В одном из оркестров города за 15 лет сменилось 16 директоров. Соответственно меняются их помощники. В результате на всех уровнях менеджмента возникает ситуация, когда управленческие решения принимаются поверхностно, без анализа внутренних проблем и тенденций развития учреждения или коллектива.
Основными причинами текучести кадров, как показывает анализ, является низкий уровень заработной платы в театрально-концертных организациях, притом, что в большинстве своем менеджеры и администраторы не имеют возможности дополнительного заработка через, например, творческую, исполнительскую, преподавательскую деятельность. Вторая причина текучести связана с первой, но определяется ненормированным рабочим днем, большим количеством контактов с людьми разного типа, что ежедневно составляет содержание работы менеджера и администратора. Если имеется профессиональная непригодность, то через один-два года накапливается усталость, раздражение, возрастает количество конфликтов с руководителем, после чего следует увольнение.
Выявлена также и третья причина текучести кадров на этих должностях. Она связана с уровнем подготовленности и профессиональной культуры специалистов. Полученные данные показали, что две трети опрошенных (36 человек из 55) заканчивали различные образовательные учреждения культурного профиля, специализируясь на художественном направлении (режиссура, вокал, инструментальное исполнительство, актерское мастерство). В ряде случаев имеется филологическое, педагогическое, юридическое, экономическое, искусствоведческое образование. Следует отметить, что в коммерческих культурных организациях должности менеджеров все чаще занимают специалисты не имеющие художественного образования, и, соответственно, не знающие специфики и запросов тех, чью деятельность они организуют или продюсируют.
Среди проблем на начальных этапах работы в должности опрошенные чаще всего называли (по частоте упоминания) недостаток опыта, информированности, практических умений, знания специфики работы в театре (и в концертном коллективе), отсутствие личных связей, умения переключаться, умения работать с разными людьми.
На основе материала, полученного в результате индивидуальных бесед, можно заключить, что многим организаторам в сфере культуры не хватает профессиональных знаний и умений в области межличностных коммуникаций, маркетинга, менеджмента, средств рекламы и связи с общественностью. Специалистам, имеющим профессиональную подготовку в нехудожественной сфере, недостает знания специфических особенностей исполнительства и взаимоотношений между артистами. Все это приходится осваивать в процессе работы. При развитой мотивации и способностях приобретение такого опыта проходит менее болезненно. Но в ряде случаев проявляется неудовлетворенность и недостаточная результативность работы.
Кроме того, у многих, не справившихся с обязанностями организатора, проявляется недостаток качеств личностной направленности: забота об успешности и перспективах организации в целом, умение подчинять свои амбиции интересам дела, понимание сути профессионального общения и деловых отношений. Есть все основания полагать, что дополнительное обучение и воспитание, проведенное с начинающими специалистами, могло бы повысить эффективность их деятельности, а также удовлетворенность работой.
Анализ показал, что профессиональные трудности в большой мере зависят от должности, профессиональной квалификации, опыта предыдущей работы. В целом можно утверждать, что для директорского уровня характерно выделение проблем, связанных с экономической деятельностью коллектива, взаимоотношений с высшим руководством и с подчиненными (например, ответы такого типа: ограниченность материальных возможностей, недостаточная востребованность, отсутствие доверительных контактов, низкий уровень исполнительской дисциплины, плохое финансирование творческой и хозяйственной деятельности театра и др.). Для более опытных и результативных профессионалов трудности обусловлены взаимодействием с руководством и чиновниками отделов культуры, которые в силу неопытности (из-за текучести кадров и отсутствия должной подготовки) нередко слабо понимают необходимость внедрения новых форм театрально-концертной деятельности, необходимость реформ в управлении и финансировании.
Специалисты среднего и низшего уровня гораздо чаще (помимо низкой оплаты) отмечали авторитарность руководителей по отношению к ним, нехватку времени, большую загруженность обязанностями, напряженность работы, ненормированный рабочий день, необходимость общаться и подлаживаться под интересы, запросы и потребности разных людей. Из сопоставления проблем высшего и среднего звена организаторов в сфере культуры следует, что вопрос взаимопонимания между ними является важнейшим и должен служить предметом специального внимания при их обучении и повышении квалификации.
В индивидуальных беседах со специалистами поднимались сложные и объемные проблемы, которые определяются культурной политикой государства и города, трудностями, свойственными бюджетным организациям в рыночных отношениях. Важнейшей задачей любого руководителя театрально-концертного учреждения является обеспечение рентабельности коллектива, его развитие и продвижение на рынке культурных услуг. Такое продвижение требует, чтобы коллектив был известен и востребован. Его известность обеспечивается рекламой, на распространение которой бюджетного финансирования не хватает. Помимо подготовки (разработки, печатания, съемки), большие средства требует ее размещение. Например, каждое рекламное место на уличном стенде в Санкт-Петербурге стоит от 100 до 120 руб. в день. Сто листов рекламы на неделю обходятся, таким образом, почти в 70 тыс. руб. Еще дороже стоит реклама в средствах массовой информации. От 30 до 90 тыс. стоит аренда зала. С учетом гонорара артистам и накладных расходов, организация концерта обходится более чем в 100 тыс. руб. В то же время доходность концерта, например, в зале филармонии составляет около 60 тыс. руб. В результате концертный коллектив оказывается в минусе на 40 тыс. рублей. Бюджетные дотации его не перекрывают. Необходима организация коммерческих концертов, которые будут делать коллектив известным и рентабельным, а это в свою очередь, требует изменения традиционного мышления всех сотрудников, ответственных за эффективность и качество работы художественного учреждения. Требуется открытость новым идеям и средствам менеджмента в условиях рынка.
Однако перестройка сознания и отношений в современных условиях является непростым процессом, и это подтверждают высказывания опрошенных специалистов. Нередко возникают проблемы во взаимоотношениях организаторов концертной деятельности и художественных руководителей коллективов. Художественный уровень и коммерческий успех, востребованность творческого коллектива публикой и поддержание высокого уровня исполнительства нередко противоречат друг другу, и здесь возникают напряженные и конфликтные ситуации, подавляющие волю и активность одного специалиста в ущерб интересам другого.
В одной из бесед с руководителем оркестра звучала мысль о том, что директор, отвечающий за рентабельность, окупаемость коллектива побуждает дирижера осовременивать не только звуковой, но и видовой ряд оркестра - чтобы музыканты были более подвижны, эмоциональны, чтобы в оркестре проходили перестроения, менялись костюмы. При выраженном `клиповом` мышлении публики, особенно молодежи, зрелищность концертного выступления не менее важна, чем эстетическая значимость. Соразмерность этих двух компонентов - предмет совместного обсуждения директора и художественного руководителя коллектива. И эта совместная работа будет тем эффективнее, чем выше профессиональная культура каждого из них.
Следует отметить, что проблема воспитания и развития зрителя была осознана достаточно давно. О соотношении концертных программ, потакающих вкусам публики и развивающим этот вкус, говорили критики уже в начале XIX века. Обсуждались эти вопросы и позже. Наше исследование показывает, что в 2005 г. число горожан (в частности студентов), отметивших потребности в услугах культуры, снизились почти в три раза. Это связано как с материальной обеспеченностью, так и с расширившимися возможностями просмотра и прослушивания записей на аудио-видеотехнике. Однако задача формирования потребностей в услугах культуры прослеживается столь же остро, что и четверть века назад.
Данная проблема неоднократно возникала в процессе индивидуальных бесед с директорами и менеджерами, и формулировалась как необходимость воспитания своего зрителя или слушателя. Востребованность театрального или концертного коллектива во многом зависит от эстетической подготовленности, опыта и тонкости эмоциональных переживаний слушателей. В нашей практике неоднократно повторялась ситуация, когда при выступлении перед школьниками (6-10 класс), мы сталкивались с тем, что в классе никто не знает, что такое романс и ни разу не слышал романсного пения. И только после рассказа, обращенного к опыту эмоциональных отношений подростков или юношества, после чтения лирических стихотворений и показа нескольких романсов, часть из школьников заинтересовывалась и выражала желание побывать на концерте.
Такая просветительская работа должна быть составной частью деятельности менеджеров в сфере культуры, поскольку воспитание чувств подрастающего поколения не менее важная задача, чем их образование. При этом важно понимать значимость просветительства для развития молодежи, для формирования потенциального контингента зрителей и слушателей, для привлечения их к конкретной эстетической деятельности. Важно также, испытывая собственную увлеченность материалом, уметь в доступной форме донести его до школьников, разнообразно и интересно проиллюстрировать.
Близкой к задачам эстетического просветительства рассматривается необходимость формировать отношение к русской национальной музыке, оркестру народных инструментов. Это связано не только с востребованностью концертных коллективов, но и несет важнейшую воспитательную функцию, уважение к стране, ее культуре, традициям. На протяжении долгого времени русское творчество подавлялось советским оптимистическим материалом. Сегодня наблюдается засилье западной музыки и популярной эстрады. Нередко слушатели, пришедшие на концерт оркестра народных инструментов, не совсем понимают, зачем нужен этот оркестр. Подобные проблемы имеются и в других учреждениях культуры.
Индивидуальные беседы со специалистами среднего и низшего звена показали, что их проблемы носят гораздо более конкретный характер и связаны, прежде всего, с условиями работы, нагрузкой, взаимоотношениями с окружающими. Например, по содержанию работы у администратора стационарного зала выделяются три основных направления: работа со зрителями, работа с исполнителями, работа с документами (оформление документов на оплату исполнителей, подготовка отчетов, представлений и др.).
Соответственно в процессе бесед отмечаются такие трудности, как: сложность привлечения слушателей в концертные залы; общение с представителями публики, которые недовольны обслуживанием, заявляют о своих правах, требуют льгот, пропуска на концерт при отсутствии мест и т.п. В работе с исполнителями также есть определенные трудности. Их необходимо встретить, разместить, организовать условия для подготовки к концерту, отдыха между номерами, отъезда после концерта. Отмечались, в частности, трудности, связанные с неуважительным отношением знаменитостей к организаторам концерта. Работа с документами, преимущественно финансовыми, также отнимает много времени, требует большой внимательности. В зависимости от личных качеств, для администраторов, как правило, более затруднительно либо общение с окружающими, либо работа с документами.
Обсуждение перспектив развития данной сферы труда, как правило, касалось тех проблем, которые обсуждались ранее, высказывались в анкете или в индивидуальной беседе. Так, в организации работы предлагалось более четкое понимание концепции развития культуры на всех уровнях, оптимальное соответствие интересов всех организаторов культуры, понимание реальности управленческого инструментария, создание условий для личной заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда, привлечение к управлению более прагматичных практиков и специалистов в области театрально-концертной деятельности, финансирование с учетом потребностей развития художественных коллективов, проведение и внедрение современных маркетинговых исследований в организацию и управление учреждениями культуры.
В вопросах повышения квалификации отмечалась потребность в знании рынка культурных услуг, ресурсов Интернета и технологий размещения в нем рекламных материалов, работы с собственными сайтами; информированность о наиболее перспективных проектах; обмен опытом; знание психологии взаимодействия и взаимоотношений; знания в сфере работы с персоналом; знания современных методов управления учреждением культуры.
Подавляющее большинство опрошенных считают, что организаторов театрально-концертной деятельности нужно готовить в высших учебных заведениях целенаправленно. В деле подбора кадров желательно более активное участие Комитета по культуре. В индивидуальных беседах директора и менеджеры отмечали, что опыт организаторской работы многое дает, но в процессе его приобретения многие эту работу оставляют.
В ходе исследования был проведен опрос студентов, специализирующихся в сфере менеджмента (52 чел, обучающихся по специальности "менеджмент организации", 48 - обучающихся по специальности "связи с общественностью" дневного отделения Балтийской академии туризма и предпринимательства). Вопросы касались отношения к перспективе работы в области театрально-концертной деятельности и возможности введения в учебный план дополнительного спецкурса по менеджменту в сфере культуры.
Анализ полученных данных позволил заключить, что подавляющее большинство опрошенных студентов проявили интерес к информации о менеджменте в сфере театрально-концертной деятельности: 49% выбрали ответ `да, очень интересна`, остальные отметили вариант `интересна в некоторой степени`. Вероятность работы организатором концертного дела в городе или области оценили как высокую - 4% участников опроса; как возможную - 38%. Остальные выбрали ответ `маловероятно`. В дублирующем вопросе намерение работать в сфере культуры высказали почти половина студентов при условии дополнительной подготовки и возможностей трудоустройства. Самооценка знаний и представлений о деятельности организатора ТКД закономерно распределяется в области средних значений. Подавляющее большинство студентов (72%) выбрали ответы `известно в общих чертах` и `мало известно`. Лишь несколько человек отметили вариант `известно в полной мере` и двое - `ничего неизвестно`. Тем не менее, 74% отвечавших считают, что изучение особенностей работы организаторов ТКД в вузе нужно проводить специально, поскольку там есть своя специфика. 16% считают, что подготовка в сфере менеджмента достаточна, а конкретный опыт придет в процессе работы. Остальные выбрали ответ `не знаю`.
Наиболее интересны для целей нашего исследования ответы студентов на вопрос, чем может быть привлекательна деятельность организатора театрально-концертного дела. Ответ давался в свободной форме. Обобщение и систематизация полученных ответов позволила объединить их в четыре группы по степени привлекательности:
- общение (работа и общение с интересными, творческими, известными людьми, интересные знакомства, `работа-тусовка`, интересная деятельность, работа с людьми);
- творческая самореализация (возможность реализовать идеи и различные мысли, повышение коммуникативных навыков, умение выстраивать отношения и проявить свои организаторские способности, разносторонняя деятельность, возможность проявить свои креативные, творческие способности);
- социальная значимость профессии (необычная сфера деятельности, очень востребованная в связи с возрастающим интересом к сфере искусства и культуры, приобщение к культурной жизни города, посещение культурных мероприятий и их организация; нужная обществу);
- прагматические ценности (работа для целеустремленных людей, финансовая сторона, полезные связи, много возможностей, много общения, много знакомств, престижная работа, хорошая узнаваемость, слава, возможность проявить себя, возможность продвигаться в карьере).
Как видно из приведенных примеров, студенты отмечают разные стороны организаторской работы в сфере ТКД, но их ответы часто поверхностны и требуют конкретизации, что и было одной из задач последующей формирующей работы.
Что касается собственных мнений студентов по проблеме профессиональной подготовки организаторов ТКД, то здесь были высказаны весьма дельные соображения. Наиболее часто студенты предлагали организовать в вузе спецкурс с организацией тренингов, практических занятий и практики в конкретном учреждении, с информацией о возможностях трудоустройства, выездами в учреждения культуры. Среди пожеланий наиболее часто отмечалась необходимость раскрытия специфики ТКД по сравнению с другими сферами менеджмента, знакомства с современными требованиями в организации театрально-концертного дела. В целом опрос студентов показал высокую заинтересованность студентов академии в информации по данной проблеме, что было учтено при разработке программы спецкурса.
Таким образом, полученные результаты позволили выявить следующие проблемы менеджмента в сфере культуры:
- высокая текучесть кадров на всех уровнях, приводящая к снижению количества квалифицированных и опытных специалистов в сфере организации ТКД и, как следствие, снижению качества этой деятельности;
- на должностях организаторов ТКД всех уровней в подавляющем большинстве работают специалисты, профессиональная подготовка которых является частичной, не охватывающей в полном объеме требования к профессиональной и социальной компетентности менеджера по культуре;
- из сопоставления проблем высшего и среднего звена организаторов ТКД следует, что вопрос взаимопонимания между ними является важнейшим и должен служить предметом специального внимания при их обучении и повышении квалификации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия