Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
АГРОЭКОНОМИКА
Бочков А. А.
доцент кафедры экономической теории Краснодарского государственного аграрного университета,
кандидат экономических наук


Стратегические приориеты развития АПК в современной России

Особенности современного состояния АПК в России
Начало нового этапа рыночного хозяйствования в России предопределяет необходимость разработки принципиально новых стратегий развития АПК с учетом особенностей процессов формирования социально ориентированного рыночного хозяйства, интеграции его в мировое сообщество, изменения его места и роли, как в международном разделении труда, так и удовлетворении внутригосударственных потребностей в сельскохозяйственном сырье и продуктах питания. Как отмечает А.Гордеев, `сельское хозяйство надо рассматривать не только с точки зрения бизнеса как вопрос экономического потенциала; это - важнейшая составляющая обеспечения качества жизни людей, как в городе, так и на селе. Именно обеспечение такого подхода, мы считаем, должно быть на сегодня главной функцией Минсельхоза. Тогда по-другому и расставляются акценты, ранжируются проблемы, формируются цели государственной политики`[3].
Аграрный сектор является многофункциональным по причине того, что обеспечивает воспроизводство общественно значимых ценностей, которые не всегда поддаются количественной или стоимостной оценке. Он вносит значительный вклад в поддержание жизнеспособности сельской местности, сбережение аграрного ландшафта и культурного наследия, сохранение агробиологического разнообразия и поддержание здоровья растений, животных и человека. Сельское хозяйство играет важную роль в сохранении плодородия почв и охране земель от эрозии и других негативных явлений природного и техногенного характера. Финансовая значимость этой функции также очень высока.
Непродовольственные аспекты развития аграрного сектора имеют характеристики общественных благ, в силу этого они не являются предметом торговли и не могут в полной мере оцениваться по рыночным критериям эффективности. Общественные блага имеют три основных характеристики: они не конкурентны, от них нельзя отказаться и они не исключаемы (т.е. доступ к благам нельзя ограничить). Указанные свойства определяют главную особенность общественных благ, которая заключается в том, что они не производятся рыночной системой. Поэтому, общественные блага обычно финансируются правительствами из средств, собранных за счет налогов[8, с.298].
На протяжении всей новейшей России, начиная с распада СССР, сельскохозяйственное производство считалось второстепенным делом. Такие задачи, как необходимость поддержания эффективного уровня доходности, обеспечение притока инвестиций, модернизация производства, развитие инфраструктуры села, не рассматривались в качестве приоритетов национальной экономической политики.
На протяжении всего периода реформ объемы государственной поддержки сельского хозяйства были весьма незначительны, отсутствовала продуманная и официально принятая программа развития отрасли.
Путем многолетнего и безвозмездного изъятия доходов сельского хозяйства руководство страны постоянно решало общегосударственные проблемы, обеспечивая сельскохозяйственное производство и сельский социум по остаточному принципу. Именно поэтому качество жизни сельского сообщества существенно ниже, чем в городе.
Так, за счет трудовых ресурсов деревни много лет обеспечивалось функционирование промышленности и военного комплекса страны. Постоянный отток молодого, наиболее образованного и трудоспособного населения без адекватной компенсации путем технического перевооружения, подъема фондо- и энерговооруженности превратил аграрное производство в наиболее трудоемкий и наименее привлекательный сектор экономики.
К тому же, многолетняя экономическая политика правительства поощряла неблагоприятное для производителей продовольствия соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, которое не позволяло аграриям вести высокодоходное хозяйство и создавать необходимые накопления для развития производства.
Общественное мнение, сформированное за годы реформ, отражало негативное отношение к аграриям, что в конечном итоге привело к созданию представления об аграрной экономике, как о неперспективной, отсталой и социально непривлекательной.
Вышеназванные аргументы убедительно доказывают, что самоустранение государства от помощи аграрному сектору России значительно усугубило его положение и осложнило аграрный кризис.
Проблема обеспечения конкурентоспособности российского АПК
В настоящее время АПК России развивается по инерционному сценарию, обеспечивающему весьма низкий уровень конкурентоспособности сектора. Сложившееся положение усугубляется целым рядом факторов.
Так, ухудшение внутренней и внешней среды хозяйствования, сопровождающееся резкими колебаниями рыночной конъюнктуры в агропродовольственной сфере, приводит к завышенным рискам бизнеса и созданию мотивационного барьера для сельхозпроизводителей. В частности, рентабельность реализации сельскохозяйственной продукции составила в 2003 и 2004 гг. всего 4,2% и 10,5% соответственно [6, c.42]. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, ослабленный девальвацией рубля в 1998 г., продолжает увеличиваться (индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию в 2002 г. составлял 103,2, в 2004 г. - 108,6; индекс цен на промышленные средства производства и услуги в аналогичный период - 106,0 и 115,3 соответственно) [2, с. 28].
Большой удельный вес региональных бюджетов в поддержке цен и закупках сельскохозяйственной продукции, продолжающиеся административные ограничения в торговле сельскохозяйственным сырьем и продовольствием между регионами подрывают процесс формирования единого аграрного рынка с эффективной конкуренцией, ведут к торговым конфликтам, разрушению специализации региональных АПК, не позволяют рационально использовать их природно-климатический потенциал.
Сельхозпроизводители часто испытывают серьезные трудности при получении доступа к рынкам земельных, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов. В сфере сбыта продукции сельскохозяйственных производителей наблюдается очень высокий уровень трансакционных издержек. Так, до 70-80 процентов в цене продовольственных товаров для конечного потребителя составляют издержки инфраструктуры и торговли, что еще более снижает уровень рентабельности и инвестиционные возможности сельхозпроизводителей [4, с.7].
О низком уровне конкурентоспособности данного сектора свидетельствует и незавершенность процесса формирования экономически активных субъектов аграрного бизнеса. Сельскохозяйственные организации потеряли основную часть активов, которыми они владели в начале реформ, в результате усилилась их дифференциация по финансовому состоянию (в 2002 г. доля прибыльных хозяйств составляла 42%, в 2003 г. - 50%, в 2004 г. - 66,5) [6, c.42]. Около 51% выпуска отрасли в 2004 г. осуществлялось в мелкотоварном секторе хозяйств населения [7].
Надо отметить, что усилившийся в последние годы процесс формирования интегрированных агропромышленных структур, объединяющих производство, переработку и реализацию продукции, способствует притоку инвестиций в отрасль, ее технологическому обновлению, снижает риски неисполнения контрактов. Однако, с другой стороны, одновременно растет возможность монопольного воздействия на рынок агропродукции, что ущемляет экономическую самостоятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, их земельные и имущественные права и, как следствие, снижает их мотивацию.
Особого внимания заслуживает продолжающаяся тенденция деградации ресурсного потенциала и нарастания технологической отсталости отраслей АПК. Особую тревогу вызывает продолжающееся ухудшение обеспеченности сельского хозяйства квалифицированными управленческими кадрами (оно в 1,6 раза уступает промышленности по насыщенности специалистами, хотя эти показатели за пореформенные годы существенно сблизились). В 2002 г. в промышленности на тысячу человек персонала приходилось 228,1 служащих, тогда как в сельском хозяйстве - 145,6. Вместе с тем, начиная с 1999 г., по мере стабилизации и оживления сельхозпроизводства, отмечается относительное увеличение потребности сельхозпроизводителей в кадрах массовых профессий. Доля специалистов в общей заявленной потребности в работниках снижается (в 1999 г. общая потребность составила 20,7 тыс. чел., в т.ч. специалистах - 3,6; в 2002 г. - 30,4 и 4,9 соответственно) [1, с.59].
Из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га земли, в том числе 2,2 млн. га мелиорированных. Эрозии подвержено 58,6% сельскохозяйственных угодий, ежегодно утрачивается более 1,5 млрд. т. плодородного слоя. Водная эрозия регистрируется на 17,8% сельскохозяйственных земель. Наблюдается снижение органического вещества почвы, биологического разнообразия, накопления влаги в почвенном профиле. Регулярно повторяющиеся засухи повышают рискованность земледелия.
Износ основных видов сельскохозяйственных машин достиг 65-70 процентов. При сохранении существующей тенденции выбытия сельскохозяйственных машин к 2010 г. обрабатываемая площадь пашни может сократиться на четверть.
Ухудшаются и условия воспроизводства водных биологических ресурсов в экономической зоне РФ, затруднен доступ российского флота к промыслу в открытой части мирового океана в экономических зонах зарубежных государств и конвенционных зонах.
Еще одним фактором, снижающим конкурентоспособность российского АПК, является низкий уровень развития на селе социальной инфраструктуры и несельскохозяйственной занятости населения. Исторически накопившееся отставание в социальном обустройстве села существенно усилилось в 90-е гг. За период реформ сеть начальных и основных школ сократилась на 8,2 тыс. (27%), дошкольных учреждений - на 19,8 (49%), участковых больниц - на 1,8 тыс. (38%), фельдшерско-акушерских пунктов на 3 тыс. (6%). Село значительно отстает от города по коммунальному обустройству жилища, доступности услуг транспорта и связи, газификации природным газом, обеспеченности доброкачественной питьевой водой.
В результате сельскохозяйственные организации оказались вынуждены нести значительные издержки по содержанию и развитию социальной и инженерной инфраструктуры (около 5 млрд. руб. в год), при этом в целом условия воспроизводства социального капитала на селе ухудшаются. Все это является не только одной из главных причин сельской бедности и резкого ухудшения демографической ситуации, но и обусловливает низкую конкурентоспособность аграрного сектора.
Существенное негативное влияние на развитие аграрной сферы оказывает незавершенность институциональных реформ, неупорядоченности правового регулирования земельного оборота и залога земельных участков сельскохозяйственного назначения. Ежегодно изменяются правила и механизмы государственного регулирования сельского хозяйства и агропродовольственных рынков. Кроме того, отсутствует четкое разграничение полномочий по регулированию АПК между федеральными органами исполнительной власти, с одной стороны, и между федеральным центром и субъектами РФ, с другой, что создает дисбаланс в механизмах формирования и распределения средств аграрного бюджета.
Одной из проблем отечественного АПК выступает отсутствие земельного рынка. Она может быть отчасти решена путем привлечения потенциала ипотечного кредитования. Использование ипотеки применительно к личным подсобным хозяйствам, фермерским хозяйствам и агрохолдингам позволяет активизировать механизм реализации функционирования звеньев данного сектора. На решение данной задачи в России планируется выделение 3 млрд. руб.[5, c.5].
Стратегические приоритеты агропродовольственной политики в России
Неразвитость институтов поддержки малого и среднего агропродовольственного бизнеса и, прежде всего, вертикальной сельскохозяйственной кооперации связана со слабым участием общественных организаций в оценке и разработке направлений совершенствования агропродовольственной политики.
Реализация национальных проектов в российской экономике ориентирована на стратегические компоненты, позволяющие сформировать цивилизованные рыночные отношения во всех секторах.
Ключевым направлением при проведении агропродовольственной политики следует считать совокупность мер планового, подконтрольного и стабильного производства сельскохозяйственной продукции, что позволяет избегать кризисной фазы в воспроизводственном процессе. Негативные тенденции хозяйственной деятельности в аграрной сфере возникают по объективным причинам - вследствие высокой зависимости от погодных условий и непредсказуемости объема урожая; по причине перепроизводства продукции и неэластичности спроса на сельхозпродукцию. Результатом кризиса являются убыточность функционирования сельхозпредприятий, рост задолженностей, истощение их активов. Таким образом, проблема низких цен и доходов в агропромышленной сфере предстает как структурная проблема нестабильности. Достижение стабилизации позволит планово выполнять все кредитные обязательства по сфере снабжения, вести производство и оплату труда.
Среди многих механизмов решения этой проблемы можно указать на методы оптимизации объема производства продукции, при которых производитель будет стремиться к производству определенного количества товара с минимальными издержками, что обяжет его искать пути к повышению эффективности и технологичности производства.
Плановый контроль сельхозпроизводства достигается через комплекс разработанных и внедренных в мировой практике государственных программ по ограничению площадей сева, сохранности плодородия почв, консервации земель. Осознание сельхозпроизводителями важности этой меры, наряду с контролем из космоса и проведением выборочных выездных проверок состояния посевов, делает ее эффективной. Участие сельхозпроизводителей в других программах поддержки цен и доходов невозможно без выполнения данной программы.
Необходимы особые усилия, направленные на развитие материально-технической базы для прикладных сельскохозяйственных исследований и их финансирование. Кроме того, требуется контроль внедрения разработок в практику и их доступности всем сельхозпроизводителям через проведение рекламных компаний достижений науки, организацию выставок по обмену опытом.
Общеэкономическая поддержка сельхозпроизводителей предполагает не только меры по качественному улучшению инфраструктуры, но и создание особых условий хозяйственного режима. К подобным мерам можно отнести такие, как использование льготной тарифной политики при перевозке зерновых и масличных культур железнодорожным транспортом, поддержание внутренних цен на уровне выше мировых. Эффективной может оказаться и совокупность мер по легализации производства, направленных на экономическое стимулирование.
Если исходить из того, что основная цель российской экономики состоит в формировании эффективных рынков, то регион следует рассматривать как совокупность развивающихся рынков. Передача субъектам РФ ресурсов для осуществления региональной экономической политики превращает их в целеустремленные экономические системы и делает необходимым строить управление региональными рынками на базе субъектов РФ и их объединений. Как целостная совокупность субрегиональных отраслевых и локальных рынков субъект РФ является региональным рынком, для которого создается и реализуется своя стратегия развития.
Управление региональными рынками предполагает координацию действий их участников с помощью механизма, который при определенных условиях обеспечивает наилучшее распределение ресурсов, а также мотивацию участников рынка для преодоления неизбежного конфликта интересов.
Миссия стратегического управления рынками в современной российской национальной экономике состоит в возвращении нашей страны в число развитых стран, для чего у нас есть необходимые для этого ресурсы. При этом стратегической целью любого региона оказывается достижение устойчивого и долгосрочного экономического роста. Плавный и стабильный рост свидетельствует о том, что экономика региона находится в равновесии. Четкая и обоснованная экономическая политика не избавит агарную политику от задержек и отклонений от выбранного курса на стабильное экономическое развитие, но, вероятно, позволит минимизировать величину и частоту отклонений от курса роста. Степень достижения поставленных целей будет зависеть от наличия возможностей для роста во внешней среде и от способности региональных органов власти, точнее, всех субъектов регионального рынка, реализовать эти возможности.


Литература
1. Бондаренко Л.В., Хоменко Г.Ф. Рынок труда специалистов. - М., 2004.
2. Борхунов А. Диспаритет цен в аграрном секторе экономики в 2004 г. //Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - N4.
3. Гордеев А. Сначала построим достойную жизнь у себя, а потом будем кормить других //Крестьянские ведомости. - 2005. - 16 ноября
4. Гордеев А. Системные проблемы и Стратегия развития агропродовольственного комплекса России в среднесрочной перспективе // Труды Международной промышленной академии. - Вып. 2. - М., 2005.
5. Земля пришла в движение // Российская газета. - 2005. - N251 (3920)- 10 ноября.
6. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Российской Федерации за 2000-2004 гг. //Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - N4.
7. Российский АПК. Познаем в сравнении (электронный ресурс): http://geliopax.tele-kom.ru/News/RusAPK_000.htm
8. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.2 /Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия