Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Пецольдт К.
профессор кафедры маркетинга технического университета г. Ильменау (Германия),
доктор экономических наук;

Сутырин С. Ф.
заведующий кафедрой мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор

Елкина А. С.
аспирант Волгоградского государственного университета

Конкурентоспособность ВУЗа в условиях интернационализации высшего образования

Интернационализация высшего образования является объективным процессом становления мирового рынка образовательных услуг. По данным Организации экономического сотрудничества и развития [12], [*] более полутора миллионов иностранных студентов ежегодно обучаются в различных ВУЗах мира. Российская Федерация не является исключением. Более того, в настоящее время Россия входит в десятку стран-лидеров, давая образование более 70 тыс. чел., что составляет около 3% мирового контингента иностранных студентов. Тем не менее, показатели общего количества иностранных студентов в таких странах как США, Великобритания, Германия, Австралия, Франция превышают соответствующий показатель России в 5-10 раз [*]. В данных условиях российским ВУЗам необходимо приложить существенные усилия, чтобы удержать и закрепить свое место на международном рынке образовательных услуг. Цель данной статьи состоит в анализе факторов, влияющих на формирование конкурентной позиции ВУЗа в условиях интернационализации высшего образования.
Формы интернационализации высшего образования
Интернационализация высшего образования это многогранный процесс, в рамках которого выделяются следующие элементы [11, p. 140]:
 Возрастающее влияние на ВУЗы меняющихся факторов внешней среды (глобальных, наднациональных, межкультурных);
 Растущая мобильность студентов, преподавателей, исследователей и управленческого персонала;
 Интернационализация учебных планов;
 Увеличение масштабов транснациональной кооперационной деятельности;
 Создание системы транснационального признания учебных планов и дипломов;
 Рост значимости знаний иностранных языков и обучения на английском языке.
С точки зрения отдельно взятого ВУЗа, интернационализацию можно определить как процесс выхода `штатного` образовательного процесса за национальные границы, осуществляемый в значимых для данного образовательного учреждения размерах. При этом для наиболее результативного осуществления анализа рассматриваемого явления целесообразно выделить два основных критерия его оценки - `объект` и `направление`.
В первом случае интернационализация выступает либо как `прямая`, (в этом случае непосредственные участники образовательного процесса, то есть студенты, аспиранты и преподаватели пересекают границу), либо как `косвенная` (здесь из страны в страну перемещаются идеи, информация в виде учебников и учебных пособий, монографий, статей и т.п.). Во втором случае интернационализация может быть как `внешне-ориентированной` (как идеи, так и люди `уходят` из ВУЗа за пределы страны), так и внутри-ориентированной (люди и идеи `приходят` в ВУЗ из-за рубежа).
Поскольку международное взаимодействие высшего образовательного учреждения фактически представляет собой торговлю соответствующим видом услуг, то имеет смысл взглянуть на рассматриваемое явление через призму правил и норм, установленных Всемирной торговой организацией. Как известно, Генеральное соглашение по торговле услугами определяет четыре основных способа их поставки зарубежным потребителям.
Трансграничная поставка предполагает, что поставщик и потребитель в момент оказания услуги находятся по разные стороны границы. Применительно к высшему образованию речь идет, в первую очередь, о дистанционном обучении посредством системы Интернет, создании виртуальных университетов. В настоящее время данное направление занимает довольно скромную нишу, но именно здесь имеются огромные возможности для поступательного развития.
Потребление за рубежом подразумевает перемещение потребителя услуги к ее поставщику, находящемуся на территории другого государства. Наиболее очевидным примером в нашем случае является учеба студентов за рубежом. В настоящее время на это направление приходится наиболее значительная часть мирового рынка образовательных услуг. С точки зрения географической мобильности студентов существует 2 основных типа международной миграции: вертикальная и горизонтальная. При вертикальной миграции студент целиком проходит полный курс обучения с получением степени в одном ВУЗе, а для получения следующей степени отправляется на учебу в другую страну. Например, студент из Финляндии получает степень бакалавра после прохождения курса обучения у себя на родине, а степень магистра получает в результате учебы в Германии.
Горизонтальная миграция означает, что часть предметов в рамках одной программы, подразумевающей получение степени, студент изучает в стране, отличной от страны нахождения родного ВУЗа. Продолжительность такого `включенного обучения` обычно превышает 3 месяца, часто равняется одному семестру. Возможна ситуация, когда благодаря интегрированным программам студент регулярно меняет место своей учебы. То есть один семестр он учится в Финляндии, один в Германии, возможно, год в Великобритании и т.д.
Следует заметить, что потребление образовательной услуги за рубежом связано с необходимостью проживания на чужой территории, организацией питания, проведения досуга. Именно поэтому имеет смысл говорить о том, что, выбирая место своего обучения, студент не просто ориентируется на какой-то конкретный ВУЗ, а учитывает также и место своего проживания на ближайшие несколько месяцев или даже лет. При этом зачастую сложно сказать, какой из факторов играет основную роль.
Коммерческое присутствие означает, что поставщик услуги предоставляет ее через учрежденный филиал, дочернюю компанию или другую структуру в стране, где находится потребитель услуги. В сфере высшего образования примером коммерческого присутствия может быть, например, учреждение филиала ВУЗа за границей, франчайзинговое соглашение с местным институтом. Это наиболее комплексный и сложный способ организации в том смысле, что он требует разработки международных правил, регулирующих деятельность иностранных ВУЗов на территории принимающей страны. В то же время, наблюдается растущий интерес к данному способу торговли образовательными услугами, и имеются большие возможности для его развития.
Присутствие физических лиц предусматривает перемещение поставщика услуги (его представителей) в страну потребителя. В рассматриваемом контексте речь идет, например, о чтении лекций преподавателями за границей.
Основные подходы к оценке конкурентоспособности ВУЗа в общем и целом не отличаются от базовых принципов анализа конкурентной среды любого хозяйствующего субъекта. Как известно, в данном случае принято выделять три уровня: внутреннюю среду, внешнюю микросреду и внешнюю макросреду. Ключевые направления анализа конкурентной среды ВУЗа можно представить в виде следующей таблицы (см. табл.1):
Таблица 1. Ключевые направления анализа конкурентной позиции ВУЗа

Роль внутренней среды в формировании конкурентной позиции ВУЗа

В рамках анализа предоставляемой образовательной услуги принципиальное значение имеет наличие программ, реализуемых на английском языке. Это необходимое условие привлечения иностранных студентов, в особенности на непродолжительные сроки обучения. Стоит сказать, что в настоящее время в российских ВУЗах таких программ явно недостаточно. Преподавание на английском языке представляет редкое исключение.
Важную роль играет и соответствие учебных программ современным требованиям, предъявляемым к выпускникам Вузов. Это относится, прежде всего, к программам полного цикла. Недопустима ситуация, когда студенты обучаются по устаревшим учебникам и проводят практические занятия на устаревшем оборудовании, которое давно уже не используется в производстве. Что касается учебной литературы, то в настоящее время можно говорить о том, что после начала реформирования образовательной системы в 1992 г. большое значение придавалось обновлению учебных программ. В частности, это касается экономических дисциплин, где активно используется переводная западная литература [13, p.391]. Тем не менее, все еще приходится говорить об устаревании лабораторного оборудования и низкой степени интеграции российского образования и промышленности, что неизбежно ведет к отставанию образования от требований народного хозяйства.
Применительно к анализу внутренней инфраструктуры ВУЗа необходимо учитывать уровень использования информационных технологий. В современных условиях доступность компьютеров и Интернета является необходимой предпосылкой эффективного обучения студентов, в частности, иностранных, которые не всегда могут позволить себе привести с собой компьютер на период обучения за границей. Одновременно нельзя упускать из виду и состояние библиотеки. Здесь важно наличие книг и журналов на иностранных языках по всем основным направлениям обучения в ВУЗе. Что касается российских учреждений высшего образования, то по причине недостаточности финансовых средств уровень компьютеризации и качество библиотек далеко не всегда соответствуют современным требованиям. В частности, во многих случаях ощущается серьезная нехватка зарубежной литературы, что, с точки зрения иностранных студентов, является важным недостатком.
Эффективная интернационализация ВУЗа требует активной и плодотворной работы международного отдела по привлечению иностранных студентов, а также по обеспечению собственных студентов возможностью обучения за рубежом. Часто низкая международная конкурентоспособность ВУЗа объясняется именно слабой активностью международного отдела.
Качество профессорско-преподавательского состава является важнейшей составляющей, определяющей конкурентные позиции того или иного образовательного учреждения. В России преподавателями ВУЗов часто становятся их собственные выпускники. Поэтому именно от уровня профессиональной подготовки будет зависеть уровень преподавания в будущем. Знание иностранных языков российскими преподавателями пока является весьма низким. Но ситуация постепенно меняется к лучшему. В частности, во многих ВУЗах у студентов существует возможность изучать на достаточно высоком уровне два иностранных языка. Это означает, что следующие поколения преподавателей будут лучше их знать. Для учебно-воспитательного персонала знание иностранного языка также имеет существенное значение. Однако еще более важны доброжелательность и готовность помочь при решении проблем, возникающих у иностранных студентов.
Анализ имиджа ВУЗа позволяет более точно оценить возможности привлечения студентов из-за рубежа. Исследования показывают [10, p.26], что значимым фактором, определяющим выбор иностранных студентов, являются рекомендации родных, близких и друзей, уже прошедших или проходящих обучение в данном ВУЗе. Немногие российские образовательные учреждения могут сегодня похвастаться всемирным признанием. Именно поэтому целесообразным представляется участие российских ВУЗов в международных образовательных выставках. Кроме того, необходимо уделять внимание формированию положительного отношения со стороны иностранных студентов, в первую очередь за счет постоянного совершенствования и развития реализуемых образовательных программ.
В настоящее время далеко не все страны в полной мере признают российские дипломы. В частности, немецкая информационная система признания иностранных дипломов `Анабин` [16] приравнивает российскую степень дипломированного специалиста по направлению `Экономика` к германской степени бакалавра.
Анализ финансового состояния позволяет определить основные источники финансирования деятельности ВУЗа, в частности, аспектов, связанных с его интернационализацией. В связи с этим важное значение имеет степень самостоятельности образовательных учреждений в вопросе распределения бюджетных средств. В настоящее время Федеральный закон `О высшем и послевузовском профессиональном образовании` [1, с.9] закрепляет принцип автономии высших учебных заведений. ВУЗы самостоятельны в подборе и расстановке кадров, а также в осуществлении финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом.

Роль внешней среды в формировании конкурентной позиции ВУЗа

Анализ внешней среды в общем виде нацелен на то, чтобы определить место ВУЗа в рамках национальной системы образования, выявить возможности и угрозы, которые могут повлиять на его конкурентоспособность. Факторы внешней среды ВУЗа в целом достаточно стандартны и сводятся к следующим.
Конкуренты. Потенциально конкурентами ВУЗа в рамках одного государства являются все другие высшие учебные заведения страны [8] [*]. Тем не менее, каждому из них в отдельности необходимо обращать внимание именно на тех конкурентов, которые предлагают схожие учебные программы, имеют сравнимые преимущества и недостатки. Например, экономический факультет СПбГУ и Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов имеют общее конкурентное преимущество - они расположены во втором по значению городе страны, традиционно представляющем особый интерес для иностранцев. При этом оба имеют достаточно высокую репутацию, по крайней мере, на российском рынке образовательных услуг. Именно поэтому эти ВУЗы являются наиболее опасными конкурентами друг для друга.
Потребители. Потенциальными потребителями образовательной услуги являются абитуриенты и студенты всех стран мира. В реальной ситуации, конечно, акцент целесообразно делать на наиболее перспективных направлениях. Так, в случае России основной поток иностранных студентов идет в ее высшие образовательные учреждения из стран Азии. Более половины всех иностранных студентов, обучающихся в России, являются резидентами азиатских стран. В 2002 г. в государственных ВУЗах РФ проходили обучение 6 956 китайских студентов, 5 349 вьетнамских студента, 4 484 студентов из Индии [4, с.4]. Абсолютным лидером по количеству студентов, обучающихся в России, является Казахстан. В разные годы в российских ВУЗах обучалось от 11 до 16,7 тысяч человек из этой страны [6, с.276]. Статистика ОЭСР, которая учитывает и государственные и негосударственные ВУЗы, показывает, что в 2003 г. в России обучались 18 501 студент из Казахстана [12]. [*]
Анализ наличия в системе высшего образования страны квалифицированной рабочей силы свидетельствует о том, что многие российские ВУЗы работают в условиях постоянной нехватки персонала [13, p.389]. Преподавательская работа оплачивается не очень высоко, поэтому находится не так много желающих заниматься научной и преподавательской деятельностью. В данной ситуации более конкурентоспособными оказываются негосударственные образовательные учреждения, предоставляющие преимущественно платные образовательные услуги. Они имеют возможность обеспечить преподавателям более высокий уровень заработной платы.
Немаловажное значение при анализе внешней микросреды имеет правовое регулирование сферы образовательных услуг, в частности, наличие барьеров для входа иностранных ВУЗов на отечественный рынок. В настоящее время многие государства стремятся защитить свой рынок с помощью лицензирования и аккредитации. Тем не менее, в условиях проводимой под эгидой Всемирной торговой организации либерализации возможность использования различных нетарифных барьеров все более ограничивается. К снижению барьеров приведет активное развитие Болонского процесса, в ходе которого происходит сближение образовательных систем Европы.
Серьезное значение имеет анализ степени целостности образовательного пространства страны. В этом плане наличие организаций, занимающихся продвижением отечественной высшей школы на внешние рынки, участие государства в финансировании международных образовательных программ, являются теми факторами, которые обеспечивают дополнительные возможности для эффективного участия в процессе интернационализации.
В данном контексте следует согласиться с мнением Н.И. Зверева и Н.В. Пелиховой [5, с.3] о том, что одним из серьезных недостатков российской системы образования является неспособность ее представителей отстаивать интересы страны на международном рынке образовательных услуг. Это связано с такими факторами, как сепаратизм ВУЗов, низкая эффективность организационных механизмов представительства России на международном рынке образовательных услуг, отсутствие единой государственной стратегии интернационализации высшего образования.

При анализе внешней среды ВУЗа целесообразно остановиться на ее макроэкономической составляющей. Уточним, что внешняя макросреда ВУЗа представлена совокупностью политических, экономических, социокультурных и географических характеристик страны, которые определяют решение иностранного студента при выборе места прохождения обучения.
В ходе анализа социально-культурных характеристик одним из исходных параметров выступает язык. Исследования показывают [10, p.1], что национальный язык является важной характеристикой, определяющей выбор страны прохождения обучения. В современных условиях, когда английский язык фактически стал основным языком межкультурного общения, именно англоязычные страны выступают основными поставщиками образовательных услуг в мире. Именно поэтому представляется целесообразной организация учебных программ на английском языке. Вместе с тем, не следует забывать, что посредством образования происходит распространение национальной культуры, поэтому занятия языком принимающей страны должны стать неотъемлемой частью обучения иностранного студента.
Что касается России, то фактор языка является одновременно и преимуществом, и недостатком российской образовательной системы. С одной стороны, Россия - уникальная монолингвистическая территория. В общей сложности в мире на русском языке в конце 1990-х говорило около 250 млн. человек [9, с.438]. Достаточно высок уровень знания русского языка в странах СНГ. В этом смысле русский язык можно считать конкурентным преимуществом России как экспортера образовательных услуг. С другой стороны, русский язык относится к числу самых сложных языков мира. Подавляющее большинство студентов не желают тратить свои деньги и средства на его изучение до уровня, достаточного для полноценного участия в образовательных программах. Таким образом, языковой барьер становится одним из наиболее важных препятствий для иностранных студентов.
Терпимость к иным религиям и наличие конфликтов как на религиозной, так и на национально-расовой почве является важным фактором при принятии иностранными студентами решения об обучении в той или иной стране. В случае России серьезную обеспокоенность может вызывать существование так называемых банд `скин-хедов`. Эта объективная проблема существует за границами сферы влияния ВУЗа. С его стороны помощь студентам, столкнувшимся с такими проблемами, должна состоять в поддержке или даже представлении интересов иностранных студентов при обращении в правоохранительные органы. Если же конфликт возник в рамках самого образовательного учреждения, то должны предприниматься самые жесткие меры по отношению к студентам (преподавателям, обслуживающему и управленческому персоналу), спровоцировавшим конфликт.
Анализ экономического положения. Статистика Организации экономического сотрудничества и развития наглядно свидетельствует, что в выборе места обучения студенты часто отдают предпочтение странам с более высоким уровнем экономического развития, чем их собственные государства [12] [*]. В связи с этим во многих случаях ВУЗам имеет смысл обратить внимание на привлечение студентов из менее развитых стран. В этом плане для России наиболее перспективным регионом с точки зрения привлечения иностранных студентов как раз является Азия. Особое внимание целесообразно обращать и на бывшие советские республики.
Многие студенты из менее развитых стран хотели бы пройти обучение в странах Западной Европы или Северной Америки. Однако существующий в этих государствах уровень цен [*] нередко служит непреодолимым барьером даже при условии бесплатного образования или получения образовательного гранта, покрывающего плату за обучение. Для ВУЗов из стран с менее высоким уровнем цен такая ситуация дает дополнительные возможности по привлечению студентов. Как представляется, одним из основных конкурентных преимуществ российской высшей школы в настоящее время выступает соотношение цена-качество. При этом в маркетинговой стратегии ВУЗов целесообразно делать акцент именно на качестве образования, объеме и глубине получаемых знаний.
Географические и, в частности, климатические условия оказывают большое влияние на выбор страны обучения. Одним студентам приятнее проходить обучение в теплых странах, другим в более холодных. Поэтому при привлечении иностранных студентов необходимо делать акцент на положительных моментах, связанных с климатом местности.
С точки зрения географической привлекательности, Россия является уникальной страной, характеризующейся ярким разнообразием ландшафтов. В этом смысле студенты из других стран имеют широкие возможности для выбора региона пребывания, в соответствии со своими предпочтениями. Тем не менее, существует проблема, связанная с тем, что в большинстве наиболее привлекательных для обучения городов [4, с.10] господствует достаточно жесткий и суровый климат. Это в ряде случаев служит причиной, по которой студенты не хотят ехать в Россию учиться. Гораздо приятнее проводить студенческую стажировку где-нибудь в Австралии, Новой Зеландии или Калифорнии. Тем не менее, здесь ни государство, ни сами ВУЗы ничего не могут изменить. Остается только превратить конкурентный недостаток в конкурентное преимущество. Неплохим примером для подражания в этом смысле является Финляндия. На международном рынке образовательных услуг сознательно формируется ее образ как некой экзотической страны снегов и родины Санта-Клауса.
Для многих студентов, отправляющихся на обучение за рубеж, иностранная стажировка является возможностью для путешествий. Поэтому общая туристическая привлекательность страны, и наличие культурно-исторических памятников в частности, играют свою значимую роль. Во многих российских регионах имеются свои культурные достопримечательности. Задача ВУЗа состоит в том, чтобы сделать эти достопримечательности доступными для студентов. С этой целью международный отдел может организовывать экскурсии, а также консультировать иностранных студентов о наиболее привлекательных туристических объектах.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что в современных условиях многие образовательные учреждения в целях повышения своей конкурентоспособности закономерно стремятся использовать возможности интернационализации, в первую очередь, путем привлечения иностранных студентов. Анализ внутренней и внешней среды показывает, что ВУЗу, как и любому другому хозяйствующему субъекту, необходимо тщательно исследовать как свои внутренние сильные и слабые стороны, так и внешние условия функционирования.
Россия обладает рядом преимуществ перед другими странами с точки зрения привлечения иностранных студентов. К ним относятся и русский язык как основной язык преподавания, и относительно невысокая стоимость образования и проживания. В то же время, для полноценного участия российских ВУЗов в международной конкуренции за иностранных студентов необходим комплексный подход. С одной стороны, речь идет об активной деятельности и инициативе самих образовательных учреждений по обеспечению высокого уровня программ, предлагаемых иностранным студентам, созданию для них максимально комфортных условий обучения и проживания. С другой стороны, принципиальное значение имеет разработка и последовательная реализация целенаправленной политики государства по привлечению иностранных студентов и формированию имиджа России как одного из мировых лидеров в области высшего образования.


Литература
1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ от 19 июля 1996 г. -М.: `Ось-89`, 2002.
2. ВанДузер Э., Холлидей Э. Международная торговля услугами и правила ее регулирования //Россия и международная торговая система /Под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. - СПб.: `Петрополис`, 2000.
3. Галушкина М. Экспорт образования // Эксперт. - 2004. - ? 28-29.
4. Зверев Н.И., Алексанков А.М. Актуальные проблемы подготовки иностранных специалистов в России. Сравнительная оценка состояния международной образовательной деятельности в развитых странах // Вестник ЦМО МГУ. - 2002. - ? 4.
5. Зверев Н.И., Пелихов Н.В. К вопросу о формировании приоритетного направления федеральной программы развития образования `Экспорт образовательных услуг России` // Вестник ЦМО МГУ. - 2002. - ? 4.
6. Российский статистический ежегодник 2005. - М.: Информационно-издательский центр `Статистика России`, 2005.
7. Сутырин С.Ф. Интернационализация высшего образования России: проблемы и перспективы //Мировая экономика на пороге нового тысячелетия: Доклады участников междунар. науч.-практ. конф. /Под. ред. Н.П. Кузнецовой, С.Ф. Сутырина. - СПб: ОЦЭиМ, 2003.
8. Федеральная служба государственной статистики / www.gks.ru
9. Русский язык: энциклопедия /Глав. ред. Ю.Н. Караулов; Научн. Изд-во `Большая Российская энциклопедия`, Изд. Дом `Дрофа`. - М.,1998.
10. Garam, I. Advanced and unusual. Finland as seen by international students and trainees. Centre for Interantional Mobility CIMO, 2003, / www.cimo.fi
11. Hahn, C. Die Internationaliesirung der deutschen Hochschulen: Kontext, Kernprozesse, Konzepte und Strategien. VS Verlag für Sozialwissenschaften/ GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2004.
12. Organisation for economic cooperation and development. Statistics and publications. www.oecd.org
13. Pezoldt K., Kolesnikova M., Valdaitzev S. Das Hochschulsystem in Russland: Implikationen für den Transformationsprozess, 1998.
14. Rosigkeit, A. Reformdefizite der deutschen Hochschule: zum Dilemma der staatlichen Universität im Spannungsfeld zwischen Normativer Theorie und Politischer Realität/ Peter Lang GmbH: Frankfurt am Main; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien, 1996.
15. Virtual encyclopedia: http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page
16. www.anabin.de

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия