Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Тюнякина И. А.
старший преподаватель кафедры культурологии Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург)

Повышение эффективности формирования профессиональных ценностей специалиста по связям с общественностью

Исследование современного этапа развития PR-деятельности в России показывает, что в стране успешно складывается рынок PR-услуг, быстро растет число PR-агентств, однако этот рост не сопровождается столь же быстрым повышением профессиональной культуры специалистов по связям с общественностью. Причины тому разные, но эксперты, анализирующие PR-деятельность, среди основных отмечают: отсутствие четко сформированных профессиональных ценностей; недостаток квалифицированных педагогических кадров, слабое развитие PR-деятельности в провинциях, организацию образовательной деятельности в отрыве от конкретной PR-практики и др. (Доскова И.С.).
Изучение научной литературы (Королько В.Г., Почепцов Г.Г., Шарухин А.П.) и опыта профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью свидетельствует, что она имеет сложную структуру, в которую входят следующие функции:
 целеполагания (определение целей, постоянная разработка программ деятельности и моделей будущих результатов);
 информационно-аналитическая (сбор информации; создание специальной системы управления информацией (в том числе социальной); предвидение, анализ и интерпретация общественного мнения, отношений и спорных вопросов, способных положительно или отрицательно повлиять на деятельность или планы организации);
 поисково-прогностическая (формулирование общего замысла решения PR-задач, формирование альтернативных программ будущих действий и определение вероятности получения необходимых результатов, в том числе связанных с совершенствованием социальной политики хозяйствующей организации);
 принятия решений (выбор оптимального варианта действий; консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления действий и коммуникаций с обязательным учетом общественных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом);
 организационно-методического обеспечения (составление плана и бюджета; обоснование ресурсов для выполнения профессиональных задач; подбор и подготовка кадров, постановка задач и создание системы консультирования; организация воздействий по стимулированию сотрудников; координация действий специалистов в ходе выполнения задачи; создание каналов коммуникации; обеспечение научной организации труда сотрудников);
 коммуникативная (осуществление профессионального и делового общения при помощи различных средств (массмедиа, Интернет, литература) или непосредственно на выставках, семинарах и других PR-акциях);
 контрольно-оценочная (сравнение и оценка реализации программ деятельности и коммуникаций с планируемыми);
 корректировочная (внесение изменений в принятое решение или план действий).

К задачам, которые решают PR-специалисты, следует отнести:
 проведение консультаций, основанных на понимании человеческого поведения;
 анализ возможных тенденций и предсказание их последствий;
 изучение общественного мнения, ожиданий и взглядов общества и выработка рекомендаций для осуществления необходимых мер;
 установление и поддержание взаимного общения, основанного на полноте и достоверности информации;
 предотвращение конфликтов;
 содействие установлению взаимоуважения между организацией и обществом, а также социальной ответственности предприятия;
 гармонизация личных и организационных интересов;
 установление доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и покупателями;
 привлечение к решению стоящих перед организацией задач квалифицированного персонала и снижение текучести кадров;
 расширение рынка товаров и услуг;
 максимальное повышение прибыльности хозяйствующей организации;
 формирование корпоративного стиля;
 развитие индивидуальности сотрудников (Доскова И.С.).
Как показывает практика, чаще всего PR-специалист выполняет следующие обязанности: проведение рекламных кампаний; организация лотерей; участие в выставках; налаживание связей со СМИ; освещение деятельности организации в СМИ; информирование общественности об услугах компании, ее новостях; различная реклама (наружная, печатная); медиапланирование; написание и размещение статей в газетах.
В крупных компаниях значительное внимание уделяется внутреннему PR (формирование корпоративной культуры, создание здорового психологического климата в коллективе, его сплочение; выпуск корпоративной газеты или журнала, создание PR-текстов), развитию направлений спонсорства и благотворительности.
Функции PR-специалиста в административных структурах имеют свою направленность: представление субъекта в общественных кругах; создание и поддержание имиджа первого лица; выделение сегментов информационного поля; аналитика.
Исходя из решаемых задач специалист по связям с общественностью должен уметь:
В области взаимодействия с руководством организации: консультировать руководство по вопросам: развития PR-деятельности и функционирования PR-подразделения как средства успешного решения стоящих перед организацией стратегических и оперативных задач, в том числе и в сфере информирования внутренней и внешней общественности о политике руководства организации; формирования корпоративной культуры и корпоративного стиля; сплочения коллектива и создания в нем здорового психологического климата; создания программ эффективного развития персонала и раскрытия его творческого потенциала; воспитания у сотрудников профессиональной надежности, организационного патриотизма, профессионального долга и чести.
В области управления общественным мнением: уметь выходить за пределы управления собственно PR-подразделением и интерпретировать управленческие решения высшего руководства для внутренней общественности организации; изучать общественное мнение, отношения и ожидания общественности, собирать информацию о статусном положении организации; координировать активность всех внешних учреждений; готовить методические и информационные материалы для акционеров, лоббистов и т. д.; исследовать тенденции, возможные последствия конфликтов и разногласий, заранее предупреждать их, содействуя развитию взаимоуважения и социальной ответственности сторон; поддерживать связи с конкурентами, дилерами и дистрибьюторами; рекламировать и продвигать товары на рынок.
В области производственных отношений: помогать подбирать и сохранять добросовестных работников; работать с персоналом в целях решения задачи улучшения отношений между руководителями и рядовыми сотрудниками; инициировать создание систем коммуникации между организацией и поставщиками; содействовать улучшению трудовых отношений; организовывать встречи и конференции с представителями профсоюзов, непосредственно участвовать в составлении трудовых соглашений и проведении переговоров; защищать человеческое достоинство сотрудников; обеспечивать техническую безопасность и социальную защиту работников, включая отдых, медицинское и социальное обслуживание.
В области коммуникации: общаться со СМИ и другими средствами коммуникации, налаживать двусторонний поток надежной информации.
В политической жизни: реагировать на просьбы общественности вмешаться в дела местного самоуправления, образования и религиозных общин, в работу законодательных органов; проявлять интерес к проблемам международной политики.
В области образования: создавать систему образования внутри организации.
Изучение содержания деятельности специалиста по связям с общественностью свидетельствует, что ее ядро составляют вопросы этики и социальной ответственности. Не случайно эти вопросы находятся в центре внимания национальных и международных организаций и ассоциаций PR. Кодекс профессионального поведения ИПРА, Афинский кодекс, Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс) - яркие тому доказательства. Как известно, в основе этического поведения специалиста по связям с общественностью лежат его профессиональные ценности.
Ценности отражают положительную и отрицательную значимость объектов, явле ний, их свойств, а также абстрактных идей (воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного) для специалиста по связям с общественностью, его профессиональных потребностей и интересов, а ценностные ориен тации - предпочтения сотрудника организации, избирательное отношение к ценностям. Профессиональные ценности предстают в объективированной форме в виде поступков, по которым можно судить о связи между общественными идеалами и психологическим миром PR-специалиста.
В литературе (Шарухин А.П.) выделяются терминальные (базовые) и инструментальные ценности. Опросы студентов старших курсов (более 200 человек) и специалистов-практиков (более 30 человек) позволяют к базовым профессиональным ценностям специалиста по связям с общественностью отнести: статус (престиж, уважение), профессиональные долг, честь и надежность, организационный патриотизм и дружеские отношения с сотрудниками, гуманизм, деньги, творческую работу. К профессиональным инструментальным ценностям: интеллектуальные качества (креативность, объективность и критичность восприятия, исключительное внимание к деталям, развитая память, богатое воображение, ясность суждений, живой пытливый ум, склонность к длительной самостоятельной и творческой работе и др.); организаторские способности; старательность, стойкость характера; профессиональный опыт (знания, умения, навыки); коммуникабельность, способность понимать точку зрения другого; оптимизм; чувство юмора; гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами; лидерство; стремление самореализоваться и т. п.
Формирование профессиональных ценностей представляет собой процесс функционирования специально созданной педагогической системы, результат которого выражается в появлении, развитии и закреплении в психологии будущего выпускника (специалиста по связям с общественностью) смысловых структур, обеспечивающих его этическое поведение в соответствии с требованиями кодексов профессиональной чести в области PR.
Данная педагогическая система включает в себя:
 комплекс целей, связанных с развитием у обучающихся взглядов, убеждений, идеалов относительно профессиональных ценностей (терминальных и инструментальных);
 содержательный компонент, включающий в себя актуальный перечень изучаемых студентами вопросов, отражающих профессиональные ценности;
 организационно-методический компонент, включающий в себя оптимизацию содержания учебных дисциплин, в ходе которых формируется профессиональное мировоззрение будущих выпускников; высокое качество проведения теоретических и практических занятий; методическое обеспечение учебно-практической деятельности студентов, четкое определение форм, способов, последовательности выполняемых в ходе производственной практики ролей, а также мест и сроков прохождения практик, технологии отчетности студентов, порядка управления их деятельностью;
 результирующий компонент, выражающийся в готовности выпускников к реализации профессиональных ценностей.
Основными принципами эффективного функционирования названной педагогической системы являются:
- принцип целеустремленности (четкая постановка целей и определение оптимальных способов их достижения, разработка всесторонне обоснованной программы действий всех преподавателей, детальное их планирование, безусловная реализация намеченной программы);
- принцип творческого подхода (добросовестное отношение к организации деятельности по формированию профессионального мировоззрения, выражающееся в избегании шаблона и формализма, владении педагогической инициативой, стремлении все делать так, чтобы обучающиеся могли максимально реализовать свои возможности по освоению профессиональных ценностей);
- принцип осознанности и мотивированности при освоении обучающимися профессиональных ценностей (полное использование педагогического потенциала занятий, раскрытие роли и значения активной и непрерывной образовательной деятельности в развитии мировоззрения специалиста по связям с общественностью, проведение активной и непрерывной консультационной работы, предъявление высокой требовательности к обучающимся, показ со стороны преподавателей постоянного личного примера честного и добросо вестного отношения к выполнению своих профессиональных обя занностей, соблюдение ими единства слова и дела, проявление четкой мировоззренческой по зиции в отношении профессиональной сферы деятельности, создание системы стимулирования ответственного отношения к освоению профессиональных ценностей);
- принцип согласованности действий всех лиц, принимающих участие в формировании профессиональных ценностей (обеспечение единого понимания всеми стоящих целей и задач, способов их достижения, распределения ролей, прав и ответственности; четкое планирование, постановка задач и действенный контроль по их выполнению; согласование между собой принципиальных позиций по отношению к профессиональным ценностям специалиста по связям с общественностью);
- принцип личностно и профессионально ориентированного образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход к студентам, всесторонний анализ факторной среды их личностного и профессионального развития при организации педагогических воздействий, оказание им необходимой помощи и поддержки, правильный подбор и расстановка педагогов).
Анализ факторов, влияющих на формирование профессиональных ценностей, свидетельствует, что к причинам, оказывающим негативное воздействие на данный процесс, необходимо отнести: индивидуально-психологические (недостаточно развитые мотивационные установки на осуществление высокоэффективной образовательной деятельности; негативные черты характера, сформировавшиеся до поступления в вуз; низкий уровень волевой регуляции поведения и эмоционально-волевой устойчивости; слабая теоретическая подготовленность, несистемное представление о круге задач профессиональной деятельности; отсутствие умений и навыков применять теоретические знания на практике, эффективно контролировать и оперативно вносить коррективы в свою деятельность); организационно-педагогические и методические (отсутствие у преподавателей единого понимания системы профессиональных ценностей, своей роли и единого подхода к организации деятельности по их формированию; недостаточно оптимизированное содержание подготовки будущих специалистов по связям с общественностью; низкий уровень педагогической культуры преподавателей; недостатки в управлении образовательной деятельностью студентов).
В связи с этим основными направлениями деятельности по повышению эффективности формирования профессиональных ценностей являются: организация личностно и профессионально ориентированного образовательного процесса; развитие готовности студентов к эффективной образовательной деятельности; повышение педагогической культуры преподавателей; оптимизация содержания учебных дисциплин.


Литература
1. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз: пер. с англ. - М., 2003.
2. Доскова И.С. Public relations: теория и практика. - М., 2004.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М., 2002.
4. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М., 2002.
5. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации. (Теория и практика). - М., 2002.
6. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М., 2001.
7. Чернова Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. - М.; Тольятти, 2000.
8. Шарухин А. П. Психология менеджмента. - СПб., 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия