| | Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Ардашев В. Н. доцент кафедры психологии и педагогики Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург)
| |
| | Проблема формирования у будущих специалистов и работников хозяйствующих организаций профессиональной чести не относится к числу новых. Такое положение обусловлено тем, что понятие `профессиональная честь` давно и прочно вошло в систему категорий этики и отражает уровень нравственной оценки сотрудником организации самого себя, отношение к нему трудового коллектива и общества в целом. Именно поэтому практикой и наукой все настойчивее и острее ставится вопрос о совершенствовании системы воспитания профессиональной чести.
Не может стоять в стороне от решения данного вопроса и высшая профессиональная школа. В условиях, когда идет активный поиск наиболее эффективных путей развития и совершенствования всех сфер жизнедеятельности российского общества, когда необходимы специалисты, способные в соответствии с общечеловеческими ценностями своевременно и быстро реагировать на изменения в социальном пространстве, резко возросла потребность в подготовке `штучных` специалистов, для которых характерны профессиональная надежность, нравственная зрелость, организационный патриотизм, непрерывное самосовершенствование, стремление к полной реализации своего творческого потенциала, то есть, того, что входит в понятие `профессиональная честь`.
Анализ научной литературы (2-14) позволяет сделать вывод, что под профессиональной честью современного специалиста следует понимать совокупность достойных уважения и гордости моральных качеств и ценностей работника, его которые определяют его отношение к профессиональной деятельности и поведение в ходе решения профессиональных задач.
Изучение психологической структуры профессиональной чести современного специалиста, позволяет сделать вывод, что она включает в себя:
а) потребность в добросовестном отношении к образовательной и профессиональной деятельности, к самосовершенствованию;
б) позитивные мировоззренческие установки по отношению к будущей профессии, организационному поведению, к профессорско-преподавательскому составу вуза и администрации предприятия, на котором сотрудник работает, к выполнению своего гражданского долга (данные установки складываются на основе понимания объективной необходимости в осуществлении ответственных действий, их моральной и правовой обоснованности);
в) ясное представление о характере учебных и профессиональных задач и способах их эффективного решения;
г) уверенность в возможности успешного решения поставленных задач, вытекающая из анализа их сложности и из реальной оценки своих сил и возможностей, накопленного личного опыта, психологического настроя, организации труда, профессионализма коллег по работе, взаимоотношений с коллективом и др.;
д) отсутствие сомнений в своей правоте и в обеспечении моральной поддержки со стороны преподавателей и товарищей при добросовестном отношении к выполнению образовательных и профессиональных задач;
е) позитивные эмоционально-чувственные переживания ответственного поведения и негативное эмоциональное отношение к допущенным ошибкам и несоответствиям соблюдения соответствующих норм и правил поведения.
В поведении профессиональная честь современного специалиста проявляется:
- в постоянной нацеленности на качественное решение образовательных и профессиональных задач, а также задач по самосовершенствованию;
- в активности, во всемерном проявлении инициативы и творческого подхода к делу, настойчивости, полной отдаче сил и энергии в ходе образовательной и профессиональной деятельности;
- в эмоционально-волевой устойчивости, выдержке, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения;
- в высокой работоспособности.
Формирование профессиональной чести представляет собой процесс функционирования специально созданной педагогической системы, результат которого выражается в появлении, развитии и закреплении в психологии будущего выпускника соответствующих структур, обеспечивающих его этическое поведение в соответствии с требованиями кодексов профессиональной чести, а также практики профессиональной деятельности.
Данная педагогическая система включает в себя:
комплекс целей, связанных с развитием у обучающихся профессиональной мотивации (позитивного отношения к профессии, направленности на достижение высоких показателей в деятельности, нацеленности на безусловное выполнение поставленных задач и соблюдение норм профессиональной этики), образованием стартового уровня профессиональной компетентности (коммуникативной, организаторской, производственно-технологической) и овладением способами саморегуляции поведения и деятельности (самомобилизации, определения темпа и времени активности, релаксации и т.д.);;
содержательно-информационный компонент, лежащий в основе мировоззрения, профессионального кругозора, а также умений специалиста (система теоретических и практических задач, решаемых в ходе учебных занятий и выполнения обязанностей специалиста на практике);
организационно-методический компонент, включающий в себя оптимизацию учебных планов и программ, их корректировку в соответствии с требованиями соответствующей отрасли знаний; анализ потребностей педагогической практики и совершенствование содержания всего комплекса учебных дисциплин; дальнейшее развитие и разработку принципиально новых технологий обучения и воспитания, методик преподавания; совершенствование методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; четкое определение форм, способов, последовательности действий, выполняемых в ходе образовательной деятельности;
результирующий компонент, выражающийся в системе мотивационных и целевых установок, а также профессионального опыта выпускников учебного заведения.
Основными принципами эффективного функционирования названной педагогической системы являются:
принцип целенаправленности, предполагающий формулировку системы согласованных учебных и воспитательных целей педагогического процесса и определение оптимальных способов их достижения, разработку всесторонне обоснованной программы действий всех лиц, участвующих в обучении и воспитании студентов, безусловную реализация намеченной программы;
принцип единства обучения, воспитания и развития личности в ходе педагогического процесса;
принцип научности в ходе организации педагогического процесса;
принцип творческого подхода, обеспечивающий поиск наиболее эффективных направлений обучения и воспитания студентов, требующий ухода от шаблонов и формализма, разработку нестандартных методических приемов воздействия на личность будущих специалистов, предоставляющий возможность в полном объеме реализовать свой творческий потенциал всем субъектам образовательного процесса;
принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса, предполагающий смещение акцентов в процессе образования в сторону повышения роли и значимости деятельности студента, создания условий для полной реализации его потенциальных возможностей, для раскрытия его способностей, проявления доверия к обучаемым, понимания их внутреннего мира, создания условий для самообразования, диалогизма в обучении, сочетание высокой педагогической требовательности и такта;
принцип согласованности и единства действий всех лиц, принимающих участие в формировании профессиональной чести специалистов (обеспечение единого понимания всеми стоящих целей и задач, способов их достижения, своего места в системе воспитания, распределение обязанностей, прав и ответственности; четкое планирование, постановка задач и действенный контроль по их выполнению; обеспечение целенаправленного, непрерывного, единого руководства, обеспечивающего согласованность и преемственность воспитания профессиональной чести будущего специалиста;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода к студентам, предполагающий всесторонний анализ факторной среды личностного и профессионального развития студентов при организации педагогических воздействий, оказание им необходимой помощи и поддержки; правильный подбор и расстановка педагогов.
Эффективность воспитания профессиональной чести будущих специалистов зависит от воздействия разноплановых факторов, оказывающих на него как непосредственное, так и опосредованное воздействие. Среди причин, оказывающих воздействие на процесс воспитания профессиональной чести специалиста можно выделить:
1. Причины, отражающие состояние макросреды: социально-экономическая и политическая ситуация в стране (рост темпов экономического развития, усиление дифференциации населения по доходам; проявление самостоятельности во внешнеполитическом курсе страны на международной арене и др.); состояние законодательной базы, культурно-психологические тенденции (доминирующие взгляды различных слоев населения на свое место и роль в жизни страны; изменение обычаев и традиций и т.п.).
2. Причины, обусловленные спецификой локальной экономической микросреды, т.е. особенностями развития производственной сферы будущей профессиональной деятельности (уровень развития; условия конкуренции и др.)
3. Причины, отражающие состояние организационной микросреды: морально-психологический климат в коллективе; качество учебно-воспитательного процесса; качественная характеристика профессорско-преподавательского состава; взаимоотношения с профессорско-преподавательским составом и администрацией вуза; организация внеучебной работы и др.
4. Личностные факторы: индивидуально-психологические (мотивационные установки на осуществление образовательной и профессиональной деятельности; черты характера, сформировавшиеся до поступления в вуз; уровень волевой регуляции поведения и эмоционально-волевой устойчивости; теоретическая подготовленность, представление о круге задач профессиональной деятельности; практические умения и навыки) и др.
В связи с этим основными направлениями деятельности по формированию профессиональной чести специалистов в системе высшего профессионального образования являются:
организация целенаправленного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего единство решения учебных и воспитательных задач, связанных с формированием и развитием у обучающихся необходимой мировоззренческой основы (системы ценностей, взглядов, убеждений, идеалов, влечений), умений и навыков профессиональной деятельности и профессионально значимых личностных качеств; повышением познавательной активности студентов;
повышение качества подбора, расстановки профессорско-преподавательского состава, а также повышения педагогической культуры;
оптимизация учебных планов и программ; внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших достижений психолого-педагогической науки. |
| |
|
|