Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Гуракова Н. С.
аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Проблемы функционирования отрасли машиностроения и тенденции развития автомобильной подотрасли в России

До 90-х годов ХХ столетия машиностроение в России было одной из главных отраслей экономики. Данная отрасль лидировала по количеству занятых в промышленности, по общему числу предприятий и по доле в валовом внутреннем продукте страны. По этим показателям экономика страны находилась на уровне развитых стран Запада. К настоящему времени отечественное машиностроение в подавляющем большинстве случаев отстает от мировых достижений, как по количественным объемам, так и по качественным характеристикам. Тем не менее, представить современную Россию без развитой отрасли машиностроения практически невозможно [1].
В странах с высокоразвитой экономикой доля машиностроительной продукции достигает 50% от общего объема производства, в России удельный вес этой продукции в настоящее время составляет порядка 20%. Вместе с тем, в структуре отечественного производства отрасль машиностроения по-прежнему занимает наибольший удельный вес. Анализируя статистические данные Федеральной службы государственной статистики за 2000-2005 гг. можно сделать вывод, что в России по сравнению с 90-ми годами ХХ века наблюдается положительная динамика основных показателей машиностроения. Положительной тенденцией является существенное увеличение интенсивности подъема машиностроения за последние годы. Так, ежегодные темпы роста объемов производства в физическом выражении приблизились к 15%, а величина инвестиций в основной капитал отрасти увеличилась более чем в 2,5 раза. Однако цифры далеко не полностью раскрывают накопившиеся в отрасли за многие годы проблемы.
По результатам обследования [2] проведенного в конце 2005 г. Федеральной государственной службой статистики выявлено, что основными целями инвестирования в основной капитал являлась замена изношенной техники и оборудования; автоматизация производственного процесса; внедрение новых технологий, способствующих снижению себестоимости продукции; экономии энергоресурсов; увеличение производственных мощностей и расширение номенклатуры продукции. При этом основными факторами, сдерживающими инвестиционную активность, были признаны: недостаток собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, высокие инвестиционные риски и недостаточный спрос на выпускаемую продукцию.
На протяжении последних лет нерешенной проблемой машиностроения остается низкая рентабельность производства, которая неблагоприятно сказывается на финансовых результатах предприятий. В частности, наличие более трети убыточных предприятий, относящихся к машиностроению, свидетельствует о неэффективном их функционировании и серьезных проблемах, сложившихся в отрасли за длительный период. Так, одной из важнейших проблем машиностроения является низкий уровень качества выпускаемой продукции, что не позволяло отрасли длительное время обеспечить конкурентоспособность и окупаемость продукции. Причины снижения качества были обусловлены как субъективными, так и объективными причинами, которые заключались:
- в принятии неоправданно высоких темпов увеличения количества выпускаемой продукции без учета повышения ее качества;
- в плановом снижении норм выработки, основанном на учете введения автоматизации, которого фактически не происходило;
- в невозможности повышения производительности труда в связи с низким уровнем научных разработок, который и не позволял внедрять научные достижения [3].
В связи с происходящими в области машиностроения изменениями встал вопрос о повышении качества выпускаемой продукции даже за счет уменьшения ее количества. Остановить сложившуюся тенденцию и добиться положительного эффекта прежними методами управления оказалось невозможно. В то же время качество импортируемой продукции повышалось, что значительно увеличило разрыв между отечественной и ввозимой продукцией. До настоящего времени проблема качества машиностроительной продукции в нашей стране остается нерешенной. Ее повышение неразрывно связано с подготовкой управленческих, инженерно-технических и рабочих кадров, с ростом технологических знаний и вниманием общества к научным исследованиям. По целому ряду причин, и, прежде всего, по сложившейся традиции иждивенчества, наши предприятия уделяют явно недостаточное внимания подготовке и переподготовке специалистов, отвечающих за развитие отрасли, что является определяющим фактором в обеспечении качества выпускаемой продукции. Например, в США расходы на обучение одного сотрудника в год составляют около 4 тыс. долл., в России эта цифра на порядок ниже [4].
Недостаточность инженерно-технологических знаний ведет к неэффективному применению информации об имеющихся научно-исследовательских разработках. В результате многие научно-значимые достижения оказываются невостребованными, а среди потока новых публикаций сложно найти необходимую информацию для решения научно-производственных задач [5]. Существенно ослаблен интерес к научным исследованиям и со стороны государства, что привело к сокращению числа научно-исследовательских институтов (примерно на 25-30%%). Значительные трудности вызывает внедрение достижений нанотехнологий в машиностроении и, прежде всего, в автомобилестроении, где остро стоит вопрос о разработке и использовании материалов с качественно новыми свойствами, применение которых может обеспечить прорывной экономический эффект [6].
Машиностроительная отрасль России состоит из ряда самостоятельных подотраслей, одной из которых является автомобилестроение, она наиболее технически привлекательна и экономически перспективна. Автомобилестроение важно для экономики тем, что включает огромный сектор разветвленной системы производства автокомплектующих. По оценкам экспертов от автопромышленности, на одно рабочее место на сборочном конвейере автосборочного завода приходится не менее десяти рабочих мест в смежных производствах [7]. За 10 месяцев 2005 г. производство автотранспортных средств составило 1 104,43 тыс. единиц.
Автомобилестроению принадлежит важная роль и в сфере автомобильных перевозок, в которых задействовано свыше 400 тысяч хозяйствующих субъектов с парком грузовых автомобилей и автобусов около 5 млн. единиц. В удовлетворении спроса на транспортные услуги автотранспорт занимает особое место, на его долю приходится около 74% общего объема перевозок грузов и 55% пассажиров [8]. Вместе с тем необходимо отметить, что производство легковых автомобилей в 2005 г. сократилось на 3 % по сравнению с 2004 г. и составило 1068 тыс. штук. Снижение производства вызвано переориентацией части спроса на продукцию иностранных компаний при росте доходов населения, а также ростом цен на отечественные автомобили и гибкой ценовой и сбытовой политикой дилеров иностранных компаний. Среди отечественных производителей только ОАО `АвтоВАЗ` смогло незначительно превысить показатели 2004 г. и увеличить производство в 2005 г. на 0,5%. Большинство отечественных производителей снизили объемы, например, ОАО `УАЗ` на 6,4%, ОАО`ГАЗ` - на 21,3%, ОАО `ИжАвто` - на 44,8%. (Информация по автомобилестроению представлена по данным Минэкономразвития и торговли РФ) [9].
Прекращение производства ряда моделей и переориентация некоторых отечественных производителей на сборку иномарок, негативно повлияло на объемы собственного автопроизводства в 2005 г. Принято решение о снижении производства автомобилей `Волга` и прекращении производства автомобилей `Ока`, что связанно со значительным сокращением госзаказа на данную модель и переориентация на выпуск иностранных моделей ОАО `ЗМА` и ОАО `ИжАвто` (автомобили `Иж` сняты с производства, предполагается снятие с производства автомобилей семейства ВАЗ-2106).
Производство грузовых автомобилей в России в 2005 г. превысило уровень предыдущего года на 2,0% и составило 204200 единиц. Наметившаяся со второй половины 2005 г, тенденция роста выпуска грузовых автомобилей, связанная с увеличением платежеспособного спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынке, позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение их производства в будущем. Основными производителями грузовых автомобилей в России являются ОАО `КАМАЗ`, АМО `ЗИЛ`, ОАО `ГАЗ`, ОАО `УралАЗ` и ОАО `УАЗ`; их общие мощности позволяют производить до 719 000 грузовых автомобилей в год [10].
Стабильным остается производство грузовых автомобилей у лидера отечественного автопрома ОАО `ГАЗ`, где объем производства в 2005 г. увеличился на 7,4%. Такой результат оказался возможным за счет проводившегося в течение последних лет технического перевооружения предприятия, что обеспечило и повышение качества выпускаемой продукции. Этот автозавод расширил модельный ряд за счет производства различной спецтехники на базе малотоннажных и среднетоннажных автомобилей. Успешно идет производство отечественных больших грузовых автомобилей на предприятии ОАО `КАМАЗ`; по итогам 2005 г. объем производства вырос на 9,3%. Неплохие показатели демонстрирует ОАО `УралАЗ`, который по итогам прошлого года увеличил производство автомобилей на 4,5%. Увеличил темпы производства по сравнению с 2004 г. и ОАО `УАЗ` на 5,1%. Сокращение производства отмечено на АМО `ЗИЛ` на 45,7%, что вызвано проходящей на предприятии реструктуризацией.
Производство автобусов в 2005 г. составило 78 200 единиц, что превысило показатель 2004 г. на 3,3%. Данный рост обусловлен повышением платежеспособного спроса со стороны муниципальных автобусных парков и других транспортных хозяйств в связи с реализацией федерального закона о монетизации льгот N 122-ФЗ от 22.08.04 г. Отмеченные моменты свидетельствуют о постепенном улучшении ситуации в автобусостроении. Увеличение производства автобусов произошло за счет среднего, большого и особо большого класса, производство же автобусов малой вместимости практически не изменилось по отношению к уровню 2004 г.
Потребности внутреннего рынка в автотранспортных средствах удовлетворяются отечественными автомобилестроительными предприятиями по легковым автомобилям на 70-75%, по грузовым автомобилям и автобусам − на 85-90%. Главным фактором привлекательности отечественных легковых автомобилей является их сравнительно низкая цена по сравнению с новыми иномарками. Серьезную конкуренцию российским машинам составляет ввозимая из-за границы старая автомобильная техника [11].Тем не менее, конкурентоспособность продукции российского автомобилестроения растет и за последние два года все отечественные предприятия укрепили свои позиции на рынке, расширяя модельный ряд и улучшая качество продукции.
В 2005 г. к российскому автомобилестроению продолжал расти интерес иностранных производителей, что нашло отражение в создании сборочных производств. В основе этого интереса лежат высокие темпы роста продаж новых иномарок и уже состоявшаяся история успеха по организации их сборки в России. Увеличение спроса на автомобили сборочных предприятий обусловлено относительно невысокими ценами в сочетании с улучшенными потребительскими качествами и развитой системой кредитования и сервисного обслуживания. По данным, представленным Минпромэнерго РФ, объем производства автомобилей на совместных предприятиях в 2004 г. увеличился по сравнению с 2003 г. в три раза. В 2005 г. сохранялась тенденция к увеличению производства на совместных предприятиях. Правда, во втором полугодии 2005 г. произошло некоторое снижение темпов роста производства, вызванное сокращением спроса на автомобили Chevrolet Niva, связанное с проблемами поставок комплектующих и с политической обстановкой в Южной Корее. Рассмотренные тенденции производства грузовых и легковых автомобилей, а также автобусов, позволяет сделать вывод, что в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличилось производство грузовых автомобилей и автобусов, а производство отечественных легковых автомобилей несколько сократилось.
В соответствии с `Концепцией развития автомобильной промышленности России на период до 2010 г.` прогнозируется существенный рост потребности в автотранспортных средствах. В соответствии с принятой `Концепцией` к 2020 г. прогнозируется увеличение производства по легковым автомобилям - на 77,9% по сравнению с уровнем 2005 г., по грузовым автомобилям - на 51,8%, по автобусам - на 8,7%. Автомобильная промышленность России имеет надежную перспективу для дальнейшего развития по всем основным направлениям.
Намеченные планы позволяют сделать вывод, что итоги предполагаемых преобразований благоприятно скажутся на функционировании автотранспортных предприятий и, прежде всего, на крупных машиностроительных предприятиях. Пока же отечественное машиностроение в подавляющем большинстве случаев по целому ряду показателей отстает от мирового уровня. Наметившаяся положительная динамика основных статистических показателей отрасли позволит существенно улучшить общее социально-экономическое положение страны. Ежегодные темпы роста объемов производства в физическом выражении находятся в пределах 15% и это при условии, что на предприятиях отрасли наблюдается неиспользование части производственных мощностей. Недостаточно высокая рентабельность машиностроительных предприятий сдерживает возможности по привлечению дополнительных средств и улучшению их финансового состояния. На протяжении последних шести лет, несмотря на принимаемы меры, в отрасли по-прежнему функционируют более трети убыточных предприятий. Повышение качества отечественной продукции сокращает разрыв с продукцией иностранных производителей, что со временем приведет к повышению конкурентоспособности российской машиностроительной продукции.
Как уже отмечалось, наиболее перспективной подотраслью в машиностроении является автомобилестроение, призванное выступить локомативом в экономическом и социальном подъеме страны и способное выполнить важную функцию в деле обеспечения занятости населения, а также в области увеличения грузо- и пассажироперевозок. Главным фактором привлекательности отечественной автотехники являлась относительно низкая цена ее продукции. Однако серьезную конкуренцию ей составляет ввозимая из-за границы бывшая в эксплуатации автомобильная техника. В последние два года конкуренция на рынке перемещается в сторону неценовых преимуществ, понимая это, российские предприятия стремились укрепить свои позиции, расширяя модельный ряд и улучшая качество.
На протяжении последних лет в автомобилестроении продолжал увеличиваться спрос на иномарки сборочных предприятий, который был обусловлен относительно невысокими ценами в сочетании с высокими потребительскими качествами, развитой системой кредитования и хорошо налаженным сервисом услуг.
Принимая во внимание материалы `Концепции развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года`, можно сделать вывод, что автомобильная промышленность имеет значительный потенциал для своего дальнейшего развития по всем направлениям.


Литература
1. Амосенок Э.П., Бажанов В.А. Машиностроение как доминанта в стратегиях развития отраслей экономики // ЭКО. - 2005. - N 1. - С. 75-76.
2. Социально-экономическое положение России - 2005 год /Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.
3. Королева Е.М., Евстратов С.Н. Уровень качества производства машин // Вестник машиностроения. - 2005. - N 10. - С. 39-40.
4. Пшенников В.В. Похороны российского автопрома отложены // Методы менеджмента качества. - 2005. - N 5. - С. 59.
5. Базров Б.М. Актуальные проблемы совершенствования машиностроительного производства и пути их решения // Машиностроение и инженерное образование. - 2005. - N 1. - С. 15.
6. Фролов К.В. Развитие отечественного машиностроения и техническое образование // Машиностроение и техническое образование. - 2004. - N 1. - С.6.
7. Березинская О. Российский авторынок: 2005 год - `год великого перелома` // Экономическое развитие России. - 2006. - Т.13. - N 1. - С. 52.
8. Криницкий Е., Васильев В. Автомобильный транспорт в новой транспортной стратегии России // Автомобильный транспорт. - 2004. - N 5. - С. 26-27.
9. Добринский Е.С., Сеин В.А. Реалии и перспективы интеграции российского автомобилестроения // Автоопт. - 2006. - N 1(63). - С. 53.
10. Министерство экономического развития и торговли РФ. Об итогах социально-экономического развития РФ за 2005 год и задачах экономической политики Правительства РФ на 2006 год. - М.: 2006. - С. 146-149.
11. Отчет о финансовой деятельности ОАМО `Завод им. И.А. Лихачева` за 2004 год.
12. Концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2002 г. N 978-р.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия