Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Петров А. А.
аспирант кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

К вопросу о разработке организационно-экономического механизма инвестиционной привлекательности региона

В современных условиях привлечение инвестиций в экономическое развитие региона определяют условия его выживания. Будут инвестиции - будет обеспечено развитие региона, произойдет и экономический подъем. Не удастся привлечь инвестиции, произойдет снижение темпов роста производства, упадок экономического развития, снижение жизненного уровня населения. Отсюда возможна социальная нестабильность и прочие неблагоприятные последствия. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к повышению экономической эффективности. И крайне важно на основе новых инвестиций сохранять и динамично развивать инвестиционную привлекательность региона. Осуществить подобную политику возможно лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего времени.
Управление инвестиционной привлекательностью региона предполагает создание его организационно-экономического механизма. Покажем основные возможности действия этого механизма. С этой целью кратко остановимся на основных положениях и понятиях, непосредственно относящихся к инвестированию и инвестиционной привлекательности.
Слово инвестор обычно толкуется как вкладчик, а инвестирование - как помещение (вкладывание) капитала с целью получения прибыли.
Культурно-историческая реконструкция, рассматриваемого нами явления, позволит выделить сущностные аспекты инвестиционного процесса: инвестирование - изменение свойств объекта инвестиций, осуществляемое инвестором с целью получения инвестиционного дохода, меняющего, в свою очередь, свойства инвестора. Важно понять, что речь не идет о терминологических тонкостях; вопрос связан с раскрытием сути самого явления, что позволит действовать целенаправленно и эффективно. Важно, что данное определение выводит понятия инвестиций далеко за рамки финансовых отношений, что позволяет уделить представленному подходу повышенное внимание. Новое осмысление позволяет исчерпывающе описать место и роль инвестиционного процесса как в отдельно взятой сфере деятельности, так и в системе общественных отношений.
Исходим из предположения, что любой субъект ориентирован на развитие, которое всегда требует восполнения ресурсов и улучшения их характеристик. Ориентация на устранение возникающего дефицита собственными средствами приводит к замедлению роста, поскольку потребует от субъекта заниматься несвойственной деятельностью, отвлекая на это его основные ресурсы. В условиях специализации ограниченность собственных средств заставляет искать объект, свойства которого позволяют восполнить существующий дефицит при минимальных вложениях. Необходимость в инвестициях возникает в том случае, когда потенциал конкретного объекта не удовлетворяет нужным критериям и требует определенного внешнего участия для его развития. Возможность осуществления инвестиций возникает в том случае, когда субъект обладает ресурсами или свойствами, позволяющими оказать нужное воздействие на требуемые свойства объекта.
Динамика общественного развития определяется развитием отдельных сфер деятельности. Если в какой-то сфере деятельности происходит революционный прорыв, ведущий к ее бурному росту, это вызывает естественную цепную реакцию по развитию сопряженных сфер. Если же происходит эволюционное развитие сфер деятельности, то их динамика, как правило, определяется возможностями роста самой неразвитой из них. Когда инвестиции и инвестиционный доход имеют противоположное предметное наполнение, то есть принадлежат к различным сферам деятельности, то множественные инвестиционные процессы делают эти сферы взаимопроникающими друг в друга. В результате происходит локальное управляемое изменение динамики их развития. В свою очередь это вызывает искусственную цепную реакцию развития связанных сфер. Таким образом, инвестиционные процессы позволяют создать и поддерживать искусственную цепную реакцию развития связанных сфер деятельности и являются фактором ускорения общественного развития.
Инвестиционная привлекательность региона - это совокупность признаков (условий, ограничений), определяющих приток капитала в регион и оцениваемых с помощью инвестиционной активности. В свою очередь, инвестиционная активность региона может рассматриваться как интенсивность притока капитала. Она, как и инвестиционная привлекательность, может быть как текущей (за период анализа), так и прогнозируемой, или перспективной.
При анализе проблемы инвестиционной привлекательности проектов их разработчики акцентируют внимание на оценках степени благоприятности инвестиционной ситуации, инвестиционном климате, а также на наличии у проекта определенных преимуществ по сравнению с другими конкурирующими предложениями. На инвестиционную привлекательность проекта совокупно влияют следующие группы факторов.
Технико-экономическая обоснованность проекта со следующими данными:
-технико-экономическим обоснованием проекта;
-инвестиционным проектом и бизнес-планом к нему;
-юридическим обоснованием проекта, учитывающим требования действующего законодательства.
Система законодательных норм, регламентирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов в области привлечения инвестиций.
В рамках этих законодательных норм государство предусматривает создание благоприятных условий для инвесторов, включая совершенствование налоговой системы, механизма начисления амортизации и использования амортизационных сумм, защиту интересов инвесторов, принятие антимонопольных мер, расширение возможностей использования ипотеки, развитие финансового лизинга и т.д.
Ожидаемая эффективность инвестиций должна отражать действительную инвестиционную привлекательность проекта. Для этого определяются основные показатели эффективности проекта: чистый доход; чистый дисконтированный доход; индекс доходности; аннуитет; внутренняя норма доходности; срок окупаемости инвестиций; оценка риска. Предусматривается также прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Инвестиционная привлекательность региона формируется, с одной стороны, инвестиционным потенциалом территории, а с другой, - возможными рисками. В свою очередь инвестиционный потенциал и риск - это агрегированное представление целой совокупности факторов. Наличие региональных инвестиционных рисков свидетельствуют о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.
При определении инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические, социально-демографические и другие факторы. К ним относятся:
-политические (авторитетность местных органов управления, стабильность законодательных и исполнительных структур);
-общеэкономические (структура экономики региона, тенденции в социально-экономическом развитии региона, уровень инфляции, наличие высокоэффективных инвестиционных объектов и др.);
-ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
-трудовой (наличие трудовых ресурсов и их образовательный уровень, наличие квалифицированной рабочей силы);
-производственный (результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона, объем промышленного производства, объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий, доля убыточных предприятий, наличие экспортного потенциала);
Перечисленные факторы формирования инвестиционного потенциала носят общий характер, причем каждый из них рассчитывается как взвешенная сумма ряда статистических показателей. При рассмотрении отдельных факторов, характеризующих производственно-финансовый результат регионов, используются количественные методы, позволяющие установить величину факторной нагрузки на каждый показатель этой группы. В последующем анализ коэффициентов парной корреляции между каждым из частных факторов и инвестиционной активностью в регионе позволяет выявить наиболее инвестиционно значимые из них.
Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место. В силу особенностей он имеет свою специфику, и в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным, что позволяет сравнивать регионы между собой.
Управление инвестиционной привлекательностью региона - это, прежде всего, управление тенденциями развития региона.
При разработке организационно-экономического механизма инвестиционной привлекательности региона предусматривается комплексный подход к развитию региона, и его механизм включает в себя следующие основные моменты (или этапы):
1.Определение инвестиционного потенциала региона.
Предполагается комплексное исследование потенциала по направлениям:
-обеспеченность основными видами природных ресурсов;
-совокупный результат хозяйственной деятельности;
-совокупная покупательная способность населения региона;
-оценка инфраструктуры, экономико-географическое положение региона и связанные с этим преимущества и недостатки;
-образовательный уровень населения;
-уровень развития рыночной экономики;
-уровень внедрения достижений научно-технических достижений в регионе;
-демографическая динамика;
-социальная динамика, величина занятости и уровень оплаты труда;
Как видим, механизм по определению инвестиционного потенциала региона включает, в первую очередь, выполнение начальных этапов. Они необходимы для того, чтобы инвестиции были вложены целенаправленно и уже на первом этапе заложили фундамент инвестиционной привлекательности региона.
2. Определение тенденций развития отдельных секторов экономики региона на момент исследования без привлечения инвестиций.
3. Разработка стратегии развития региона с привлечением инвестиций на основе прогнозных тенденций развития региона, что предполагает:
-создание нормативной базы,
-формирование структурных механизмов,
-определение желаемой перспективы развития региона.
4. В соответствии со стратегией развития региона осуществляется:
- выбор привлекательных секторов экономики региона (или областей) в качестве возможных объектов инвестирования,
- разработка поэтапного плана инвестирования объектов и определение стратегии их развития с оценкой экономических результатов,
-определение социально-экономических результатов взаимодействия данных регионов с другими регионами после инвестирования.
5. Расчет инвестиционных рисков, разработка мероприятий по предотвращению рисков или страхованию от рисков.
6. Определение источников инвестирования.
7.Определение тенденции развития региона с расчетами после инвестиционных вложений в указанные объекты.
8. Разработка поэтапного плана инвестирования выбранного объекта, введение в действие и контроль за его реализацией:
Определение стратегии и стратегичности деятельности.
Обеспечение эффективности и надежности собственных вложений - базовая задача управления инвестициями, своего рода фундамент, без которого невозможно никакое другое развитие событий. На практике это означает, что прежде, чем вкладывать средства в развитие объекта, инвестор должен убедиться, что его вложения будут использованы эффективно.
Управление эффективностью инвестиционных вложений предполагает сформированную стратегию деятельности и наличие должного контроля за созданием и реализацией выбранной стратегии.
Стратегия - это отчетливое видение состояние системы в текущий и каждый последующий момент времени, определение условий для достижения качественно нового состояния. Стратегичность деятельности - это подчиненность всей деятельности единой стратегии, позволяющая инвестору управлять эффективностью инвестиционных вложений.
О наличии стратегичности деятельности, равно как и о любом другом свойстве объекта инвестиций, свидетельствует проводимая соответствующая кадровая политика, действующая нормативная база, устойчиво функционирующие необходимые для этого процессы, а также осуществляемый внутренний управленческий контроль. Все вышеперечисленное и является объектом первоначальных инвестиций.
Контроль за целенаправленностью вложения ресурсов.
Целенаправленность распределения ресурсов - это подчиненность финансовой политики принятой стратегии деятельности. Финансовая политика основывается на балансе интересов общества, собственника и исполнителя и представляет собой совокупность принципов и критериев, в соответствии с которыми строится финансовая деятельность и формируется бюджет реализации стратегии. Эффективность ее реализации обеспечивается постоянно осуществляемым контролем.
Надежная система управления.
Надежность системы управления обеспечивает соответствие оргструктуры принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей с учетом их управленческих способностей. Построение оргструктуры означает проектирование своеобразного организма, функции которого необходимы и достаточны для реализации заданной стратегии. Речь идет о глобальной реструктуризации деятельности, необходимость которой диктуется резким переходом от плановой экономики к рыночной. До тех пор, пока система не адаптируется к новым условиям, вкладывать в нее дополнительные средства нецелесообразно: слишком велика вероятность того, что по привычке исполнитель `спутает` инвестиции с дотациями.
Самая оптимальная оргструктура будет бесполезной, если система управления не способна вырабатывать нужные команды и без искажений доводить их до рабочих органов. Количественная оценка управленческих способностей каждого конкретного руководителя позволяет не только контролировать систему управления, но и целенаправленно воздействовать на нее, постепенно придавая ей нужные свойства. Зная свойства системы управления, можно спрогнозировать, насколько надежно будет реализована принятая стратегия, а также какие дополнительные средства потребуются для компенсации возможных сбоев.
9. Создание государственной поддержки развития сектора развития экономики (или региона в целом) на период инвестирования (льготирование по налогообложению, пониженные проценты за пользование заемными средствами и т.п.)
10. Привлечение инвестора к управлению инвестициями и контролю за их расходованием.
В качестве условия создания инвестиционной привлекательности региона при инвестировании капитала в определенный сектор экономики (или объект) целесообразно привлекать инвестора к управлению инвестируемыми средствами. Это даст возможность инвестору воздействовать на ключевые свойства объекта инвестиций, обеспечивая надежное и эффективное использование вложенных собственных средств.
Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов.
Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики
Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых.
11. Целенаправленное воздействие региональных властей на повышение эффективности инвестиционной деятельности, ее прозрачности, создает дополнительную привлекательность для более широкого круга инвесторов; выступает условием управления инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.
Представленные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
1. Управление инвестиционной привлекательностью региона - ключевой вопрос развития экономики региона.
2. Управление инвестиционной привлекательностью региона - это управление тенденциями развития региона.
3. Одним из важных моментов управления инвестиционной привлекательностью района является введение в действие организационно-экономического механизма инвестиционной привлекательности. Проект данного механизма предлагается автором. Ключевые моменты механизма:
- определение желаемых тенденций развития региона и в соответствии с этим инвестируемых секторов экономики;
-комплексный подход к инвестированию с целью создания будущей привлекательности на начальном этапе выполнения работ;
- привлечение инвестора для участия и контроля на моменте инвестирования отрасли.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия