Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Ширяев М. А.
аспирант кафедры экономической теории Пятигорского государственного лингвистического университета

К вопросу о согласовании интересов сторон рыночных отношений в сегменте рынка труда студенческой молодежи

Вопросы, связанные с процессами, протекающими на рынке труда, играют особую роль в экономическом, политическом, демографическом развитии страны, а их социальная значимость обуславливает тот огромный общественный интерес, который они вызывают. Дискуссия, центром которой они являются, затрагивает и научное сообщество, и представителей как законодательной, так и исполнительной власти, и собственников средств производства, и собственников ресурса труда, т.е. полем их обсуждения является все общество.
Рассматривая ситуацию российского общества, которое пережило системную трансформацию не только экономики и политики, но и всех сфер его жизнедеятельности, можно говорить о том, что эти вопросы, на современном этапе социально-экономического развития страны, особенно в свете происходящих демографических процессов, исключительно актуальны. Их рассмотрение и анализ имеет продолжительную историю, однако и по сей день многие важные проблемы не нашли своего должного решения. Особенно остро они стоят перед вновь сформированными рынками труда, к числу которых можно отнести и российский.
Накопленные за прошедшее время проблемы влияют как на его текущее функционирование, так и на дальнейшее развитие. Говоря о последнем, нельзя не коснуться темы взаимодействия субъектов сегмента рынка труда - студентов Студенческий труд является ресурсом, который, превращаясь в фактор производства в процессе его потребления, стратегически оказывает определяющее воздействие на дальнейшее социально-экономическое развитие Российской Федерации. Необходимо учитывать устойчивую динамику роста численности [1] этой социальной группы, которая в 2005 г. составляла 9 487,2 тыс. чел. (7025,3 тыс. чел. являются студентами высших учебных заведений, а 2503,6 тыс. чел. учащимися средних специальных учебных заведений) [2]. , из них, по оценкам экспертов, вторичную занятость имеют порядка 39,1% [3] или 709,5 тыс. чел. Если соотнести это с населением, занятым в экономике [4], то это составит более 5,41%, а значит, решение задачи оптимального включения студенческой молодежи, в соответствующий сегмент рынка труда, можно отнести к приоритетам его регулирования в России. В соответствии с действующим законодательством взаимодействия сторон осуществляются в рамках социального партнерства. Сторонами по Трудовому кодексу РФ выступают:
-работники - `физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем`, [5]
-представители работников - `профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками`, [6]
-работодатели - `физические лица, либо юридические лица (организации), вступившие в трудовые отношения с работником`, [7]
-представители (объединения) работодателей - `некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления`, [8]
-органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Итак, институт социального партнерства является той структурой, которая призвана повышать эффективность взаимодействий, имеющих место на рынке труда. Однако, обращаясь к его текущему состоянию в России, можно констатировать, что пока оптимум не достигнут. Этот тезис подтверждается наличием тех многих негативных явлений, которые присущи его нынешнему состоянию (по-прежнему остаются: достаточно высокий уровень безработицы (в 2005г. - 7,1%), структурный дисбаланс спроса и предложения на ресурс труда и др.).
Проблемы, характерные для рынка труда в целом, свойственны и для его отдельных сегментов, в частности, сегмента рынка труда студенческой молодежи. Однако специфика включения и функционирования данной социальной группы имеет свои дополнительные особенности, которые объясняются многообразием и спецификой интересов, присущих сторонам взаимодействия этого сегмента. Следовательно, решение характерных проблем должно исходить из их согласования, которое невозможно без качественного определения.
Интересы, имеющие место в сегменте рынка труда студенческой молодежи, подразделяются на частные и общие, в рамках которых можно различать текущие и перспективные интересы.
Частные интересы представлены двумя группами:
1. Интересы работников - студентов:
-текущие, связанные с вознаграждением труда (недискриминационные условия определения оплаты труда); график работы, позволяющий сочетать учебу и работу; повышение социального статуса студента - работника; возможность самореализации;
-перспективные: получение практических умений и навыков (опыта); прогнозируемость (возможность) трудоустройства по окончании учебного заведения; возможность налаживания контактов и связей.
2.Интересы работодателей:
-текущие, выраженные в материальной заинтересованности в использовании труда данной социальной группы; в возможности использования ресурса труда, обладающего определенной квалификацией, без дополнительных вложений; возможности привлечения работника, обладающего специфическими качествами: повышенная обучаемость и работоспособность, мобильность; интересы, означающие доступ к новым идеям, теоретическим знаниям;
-перспективные интересы, направленные на возможность стратегического планирования кадровой политики.
Общие интересы, представленные интересами российского общества в целом, выступают как:
-текущие интересы - в виде снижения социальной напряженности в рассматриваемом сегменте рынка труда;
-перспективные интересы - это развитие человеческого капитала (повышение уровня образованности населения), необходимость отдачи от инвестиций в образование, развитие наукоемких сфер производства.
Рассматривая всю совокупность представленных интересов, сопоставим их с существующими моделями использования ресурса труда студентов в производственном процессе.
Наиболее распространенной является ситуация использования труда студентов для выполнения неквалифицированной работы (первая модель). Следует отметить, что специфика данной модели имеет достаточно продолжительную историю, истоки которой мы находим в советской эпохе. В ту пору она не получила такого распространения и ее негативное влияние на степень профессиональной подготовки студентов было сведено к минимуму. Тогда практическое освоение изучаемой специальности и профессионализация возлагались на производственную практику, а система гарантированного трудоустройства выпускников вузов в советское время делала предсказуемой развитие дальнейшей карьеры. Рыночные принципы хозяйствования, возникшие в России на стыке веков, не только увеличили количество студентов включенных в трудовую деятельность в рамках данной модели, но и отразились на согласованности интересов заинтересованных сторон.
Следующей распространенной ситуацией является использование ресурса труда студентов в квалифицированной работе, но с трудовыми функциями, не соответствующими получаемой профессии (вторая модель). Результаты взаимодействия сторон в ее рамках нельзя оценить однозначно. Приступая к анализу, необходимо отметить возможность наличия у современного студента не только базового, но и дополнительного образования (специализированные курсы: информационные технологии, бухгалтерский учет и т.д.). Существование данной модели, по нашему мнению, может быть объяснено рядом обстоятельств:
-неопределенностью трудоустройства после окончания учебного заведения. Студенческая молодежь устремлена на получение опыта работы не только по предполагаемой специальности, но и самостоятельно пытается расширить спектр возможных сфер приложения труда (помимо наличия диплома об образовании одним из обязательных условий, выдвигаемых сегодня работодателями, является наличие опыта работы);
-неуверенностью в правильности своего профессионального выбора и пригодности к выбранной профессии. Студенты могут воспользоваться альтернативой и работать в сфере, не соприкасающейся с их будущей профессиональной деятельностью.
Другой возможной ситуацией является приложение труда студентов в соответствии с получаемой специальностью (третья модель). Учитывая структурный дисбаланс спроса и предложения, существующий на рынке труда в России, возможности трудоустройства студентов в рамках этой модели достаточно ограничены.
Сопоставляя модели использования ресурса труда студентов с интересами взаимодействующих сторон, нетрудно заметить, что возможности их согласования различны. Образуется некая последовательность, в которой от модели к модели увеличивается возможность согласования интересов. Исходя только из количественных (объективных) критериев, представим возможности согласования интересов каждой модели по направлениям.
Первая модель:
-интерес, связанный с вознаграждением труда;
-повышение социального статуса студента - работника;
-получение жизненного опыта, практических умений и навыков;
-возможности налаживания контактов и связей;
-возможности привлечения работника, обладающего специфическими качествами: повышенная работоспособность и мобильность (обучаемость);
-снижение социальной напряженности в рассматриваемом сегменте рынка труда.
Вторая модель. Помимо интересов, согласующихся в первой, возможно согласование следующих интересов:
-прогнозируемости (возможности) трудоустройства по окончании учебного заведения;
-возможности самореализации;
-возможности использования ресурса труда, обладающего определенной квалификацией, без дополнительных вложений;
-развитие человеческого капитала (повышение уровня образованности населения).
Третья модель. Интересы, не получивших согласования в предыдущих моделях:
-доступ к свежим идеям, теоретическим знаниям;
-возможность стратегического планирования кадровой политики;
-необходимость отдачи от инвестиций в образование;
-развитие наукоемких сфер производства.
Во всех рассматриваемых моделях согласование режима формирования (обучения) и использования (работы) ресурса труда в настоящее время ограничено, что является их отрицательной стороной.
График 1. Модели согласования интересов использования труда студенческой молодежи
со знаком плюс показаны согласующиеся интересы, а со знаком минус - не согласующиеся.

Как видно, тип модели использования ресурса труда студенческой молодежи определяет возможность согласования интересов всех взаимодействующих групп. Для оптимизации ситуации в этом сегменте рынка труда необходим комплекс мероприятий, способствующих сокращению применения ресурса труда студентов в рамках первой и второй модели и обеспечивающих третью модель использования данного вида ресурса.
Для решения этой задачи в социально ориентированном рыночном хозяйстве требуется разработка программы, обеспечивающей экономическую заинтересованность взаимодействующих сторон данного сегмента рынка труда в развитии (качественном и количественном) третьей модели использования ресурса студенческого труда.
Кроме того, необходима правовая регламентация данного сегмента рынка труда. Следует отметить, что создание необходимого правового поля сегмента рынка труда студенческой молодежи возможно с помощью включения дополнительных правовых норм в уже действующее законодательство (Трудовой Кодекс Российской Федерации (часть 4, раздел 12 `Особенности регулирования труда отдельных категорий работников` и др. правоустанавливающие акты). Не претендуя на исчерпывающий перечень мер, который может стать отдельной темой для дискуссии, отметим лишь, что направление государственного регулирования должно повышать прогнозируемость развития экономики Российской Федерации и развивать практику перспективного планирования деятельности работодателями.
Сбор информации о перспективных потребностях работодателей на ресурсы труда должен отвечать заданному набору критериев. При этом предусматривать заинтересованность работодателя в планировании предоставляемой информации о перспективном спросе на ресурс труда. В стране необходимо развитие государственных структур, предназначенных для анализа перспективных потребностей работодателей в соответствии с тенденциями развития отечественной экономики. Профориентация школьников должна проводиться с целью обеспечения максимальной сбалансированности перспективного спроса и предложения ресурса труда.
Формирование заказа образовательными учреждениями должно осуществляться на основе перспектив спроса на работников, отвечающих определенным критериям. Немаловажным является повышение гибкости институтов образования как в связи с возможными колебаниями в наборах учащихся, так и в перечне и содержании предоставляемых образовательных услуг.
Все отмеченные и подобные мероприятия должны исходить из согласования максимальной части интересов взаимодействующих сторон.
Как видно из представленных направлений сфера государственного регулирования чрезвычайно широка и затрагивает экономические, правовые и др. вопросы, что объясняется интеграцией трудовых отношений во все ипостаси жизнедеятельности общества. Но именно системный подход, основанный на учете всех влияющих и взаимодействующих факторов и условий, может дать позитивные результаты на функционирование и развитие всей экономики России.


1. Так по данным Федеральной службы государственной статистики, численность студентов на 10 000 населения увеличилось на 38,8% - Образование: [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_380/_th/J_0_CH/_s.7_0_A/7_0_FL/_s.7_0_A/7_0_380
2. По данным Федеральной службы государственной статистики - Образование: [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/regl/b05_01/IssWWW.exe/Stg/d120/03-50.htm
3. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. "Кончить курс и место достать": Исследование вторичной занятости студентов //Социол. журн. - 2001. - ? 3. - С.101-120. http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-01konst.html .
4. По данным Федеральной службы государственной статистики экономически активное население в 2005 г. составляло 68603 тыс. чел. //Численность экономически активного населения [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/free_doc/2006/b06_11/06-01.htm
5. Трудовой кодекс российской Федерации. Ст.20, гл.2 от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2006) [Электронный ресурс] - Консультант Плюс
6. Там же. Ст. 29, гл.4.
7. Там же. Ст.20, гл.2.
8. Там же. Ст.33, гл.4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия