Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Крайнов С. Н.
аспирант кафедры конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Инновационная политика государства как фактор обеспечения конкурентоспособности России

Вступление мирового сообщества в новое тысячелетие ознаменовалось значительными изменениями в структуре экономики стран мира. Ведущую роль среди всех мировых ресурсов в конце ХХ века стала играть информация и, как основной результат ее применения, новые технологии, что позволяет говорить о феномене так называемой `новой инновационной экономики`. Переход экономик к новому укладу ознаменовался очередным усилением конкуренции.
Конкурентоспособность, а следовательно, развитие любой страны в современном мире, напрямую зависит от того места, которое она занимает на мировом рынке технологий и инноваций - `..более 50% производительности экономики в последнюю половину ХХ века достигнуты за счет технологических нововведений и достижений науки, она обеспечила эти нововведения` [*]. Понимая конкурентоспособность как свойство субъекта рыночных отношений (товара, услуги) выступать на рынке наравне с присутствующими там субъектами рыночных отношений (товарами, услугами), можно выделить два основных фактора обеспечения конкурентного преимущества - людские ресурсы и разработка новых технологий. [*]
Многое зависит от способности отдельных стран воспользоваться дополнительными возможностями, которые предоставляют инновации, а также от умения нейтрализовать дополнительные риски, возникающие в связи с данными процессами. Темпы и качество экономического роста государства в новом веке напрямую зависят от проводимой политики и выбранной стратегии развития интеллектуального потенциала страны.
Россия как государство, традиционно поставлявшее многие передовые технологии на мировой рынок, должна рассматривать коммерциализацию своей технологической базы как основополагающий аспект своего развития. Но недостаточно рассматривать инновационные процессы только лишь как возникновение и усовершенствование технологий и продукта. Инновации как базовое понятие процесса обновления - это инвестиции в человека.
Основой любого нового направления государственной политики, а тем более приоритетного направления, в первую очередь должна стать нормативно-правовая база, регламентирующая все аспекты будущей деятельности. Так, например, один из лидеров НТП - США, начав осуществление программы содействия ускорению темпов НТП и усиления конкуренции, принял большой блок государственных актов (около 450). Это, прежде всего, Федеральный закон 1980 г. `О технологии и инновационной деятельности` (Закон Стивенсона-Уайдлера), 1982 г. - `Об Инновационной деятельности и разработках малого бизнеса`, 1984 г. - `Закон о конкуренции по федеральным заказам` и др. Вершиной принятых законов стала программа 1988 г. `О торговле и конкуренции`, где были выделены четыре закона-подпрограммы: 1. О капвложениях и технологиях 2. О технологической конкурентоспособности и безопасности 3. О системе высшего образования и подготовки кадров для конкурентоспособности Америки 4. О реконструкции Национального научного фонда. [*] Особое внимание, как нам кажется, необходимо уделить подпрограмме N3. Именно данное направление (в условиях перехода от промышленно-технологической экономики к экономике информационно-инновационной) - вложение в интеллектуальные ресурсы - на данном этапе развития является базовым. По сути, инновационность сейчас определена основным фактором - вложением в развитие человеческих ресурсов. Именно на развитии данной составляющей должна быть основана система создания конкурентных преимуществ страны, где главная прибыль - социально-экономический эффект, который должен затронуть каждого отдельного человека. М.Портер определил, что `во главу угла экономическая наука должна поставить усовершенствование и обновление технологий... конкурентоспособность основана на повышении производительности в использовании ресурсов` [*], что в свою очередь является прямым следствием развития интеллектуального потенциала.
Конкурентоспособность российских предприятий на динамично развивающемся мировом рынке на данный момент является ключевой проблемой вхождения предприятия в мировое экономическое сообщество. Стремление России присоединиться к ведущим региональным формированиям пока остается только стремлением, так как на мировом рынке продукция большинства российских производителей может быть реализована только в рамках нелегальных соглашений. На мировом рынке конкурентоспособными признано менее 1,5 % [*] российских товаров и услуг.
В то же время, экономика России более чем на 70 % зависит от экспорта. Товарная номенклатура товаров, реализуемых на внешнем рынке, по-прежнему состоит из товаров сырьевой группы и полуфабрикатов: металлопродукции, минеральных продуктов и продукции химической отрасли, которые составляют около 85 % российского экспорта. По пути движения к высшему уровню конкурентоспособности, состоящего из четырех стадий [*], Россия имеет огромное преимущество `на старте` - `стадия факторов` как нельзя более полно представляет условия для перехода к стадиям 2 и 3 (`стадия инвестиций` и `стадия нововведений`). Показателем перехода к последующим стадиям будет снижение доли экспорта сырья как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Кроме того, переход к стадии 2 поможет решить еще одну проблему - устаревшая производственная база большинства предприятий России не позволяет им производить продукцию, качеством и уровнем издержек отвечающую мировым стандартам (износ основных фондов 52,8%, промышленный парк более чем на 70,9% состоит из оборудования старше 16 лет) [*]. Не раз заявлялось о намерении государства привлечь ресурсы в качестве инвестиций в обновление и расширение производственной базы предприятий России. Однако для вложения капитала в экономику России иностранным инвесторам (не включая минерально-сырьевой сектор) необходим стимул, а на данный момент основным фактором инвестирования в предприятия любой отрасли в мире является их научно-технический потенциал. Поэтому, для успешного выполнения поставленной задачи, правительству России необходимо в первую очередь самому инвестировать средства в развитие НТП государства (Сейчас только 1,5-1,7% расходов федерального бюджета идет на содействие НТП, что составляет всего 0.3% от ВВП) [*]. На наш взгляд, огромный Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы (почти 2000 млрд. руб. и 163 млрд. долл. США соответственно), должны стимулировать именно это направление деятельности. `Стерилизация` же денежной массы и вложение в зарубежные активы вышеуказанных средств, досрочные выплаты госдолга (порядка 27 млрд. долл. США за 2005 г.) влияют на ситуацию обратным образом.
В 2006 г. значительно увеличены размеры ассигнований в прикладные научные разработки России. Но только увеличением отчислений из бюджета для России, где не сформирована и не реализовывается инновационная государственная политика, невозможно добиться повышения производственного потенциала. Без структурной перестройки экономики исследования даже прикладного характера останутся не более чем проектами.
Структурная перестройка экономики России, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня и совершенствования управления путем инноваций, основанных на новейших научных знаниях. Несомненно, инновационными должны предстать, кроме вышеперечисленного, еще и новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера, отсутствие которых сказывается на низкой конкурентоспособности российской продукции.
По существу, смысл всей экономической реформы на современном этапе развития России состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники.
Среди приоритетных направлений инновационной деятельности с точки зрения повышения конкурентоспособности российских предприятий на современном мировом рынке, в частности, можно выделить:
1) ресурсосберегающие технологии, новые материалы и источники энергии;
2) повышение конкурентоспособности продукции машиностроения и радиоэлектроники, расширение их экспорта и занятие новых ниш мирового рынка;
3) импортозамещение (импорт продукции 75,6 млрд. долл. в 2004 г. с ежегодным ростом в среднем на 20%; импорт технологий 54 млрд. долл.) [*];
4) информационные технологии;
5) телекоммуникации и связь;
6) охрана окружающей среды и др.
С целью активизации инновационной деятельности должна быть выработана новая инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в России, необходимого для успешного инвестирования в российскую экономику. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.
Инновационная политика России на современном этапе развития государства должна базироваться на таких важнейших принципах, как:
 признание модели инновационного развития экономики в качестве приоритетной;
 создание экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;
 максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
 эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;
 оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов.
Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности и социального комплекса.
Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличения затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, подготовку кадров. Кроме того, немаловажным аспектом инновационной политики государства является развитие научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия и др. с их огромным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Поэтому менее развитым в этом отношении странам, в числе которых находится Россия, требуется наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.
Кроме того, необходимо наладить эффективный межотраслевой обмен инновациями внутри производственного комплекса России. Необходимо принимать во внимание тот факт, что именно такой обмен обеспечивает более 60 % прикладных реализуемых технологий в развитых странах мира. Следить за мировой научно-технической мыслью, улавливать тенденции в области новейших технологий, предвидеть как близкие, так и более отдаленные тенденции в инновационном процессе - это в первую очередь является делом самих производителей.
Однако большинство мелких и средних предприятий сделать это не в состоянии. Поэтому в задачу государства должен входить мониторинг и прогнозирование НТП для таких предприятий, чтобы облегчить им выбор правильного инновационного курса.
На данный момент бюджетные ассигнования на НИОКР составляют порядка 0,3 % ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 3-7 %. Затраты на НИОКР в ближайшей перспективе необходимо значительно увеличить Необходимо усиление прямой поддержки сферы НИОКР бюджетными средствами и осуществление перехода к финансовой поддержке инновационных проектов, а также создание фондов для финансирования НИОКР. Увеличение расходов на науку будет способствовать снижению оттока специалистов из научно-технической сферы, созданию новых научно-инновационных предприятий и развитию инновационной деятельности.
Для России вопрос повышения конкурентоспособности инновационных предприятий на мировом рынке стоит весьма остро. Россия фактически является активным безвозмездным поставщиком интеллекта (утечка умов) и технологий на мировой рынок. Обученные в России специалисты эмигрируют в развитые страны, а потом Россия покупает созданные ими там технологии.
Таким образом, существующие позиции России на внешнем рынке свидетельствуют об очень низкой конкурентоспособности российской технологичной продукции. Для повышения конкурентоспособности России необходимо стать активным участником мирового рынка технологий. Россия пока еще остается технологическим государством, а ее научно-технический потенциал способен стать главным фактором выхода из кризиса. Для этого государство должно осуществлять новую инновационную политику, основанную на приоритетах НТП в экономическом развитии.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия