Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Газизуллин Н. Ф.
главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РТ


Соколов Б.И. Экономика: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. - 560 с.

За последние годы на прилавках российских магазинов появилась гигантская масса учебников по экономике и экономической теории, определяемых в качестве `базовых`, `продвинутых`: Поэтому прежде всего хотелось бы объяснить, почему на страницах нашего журнала выходит рецензия именно на этот учебник. Выбор определили несколько обстоятельств.
Во-первых, в целом назрела острая необходимость в добротном учебнике по экономике для вузов. Вопрос не праздный, поскольку концепции микро- и макроэкономики, нашпигованные математическими формулами в отсутствии обстоятельного качественного анализа просто не воспринимаются студентами (особенно гуманитариями) на фоне сегодняшней динамичной хозяйственной ситуации в России, такие курсы не в состоянии полноценно объяснить имеющееся многообразие реальной жизни, а молодые люди ищут ответы на животрепещущие вопросы и российской, и международной действительности.
Во-вторых, авторская концепция современного учебника по экономике состоит в том, что он должен базироваться на обширных научных исследованиях и представлять собой прежде всего научное издание. Монографические учебники - это объективное современное направление интегрированного развития науки и высшего образования. Каждый действительно новый учебник должен быть новым словом и в науке, и в преподавании.
В-третьих, многие учебные пособия являются или непосредственными переводами или скрытыми пересказами американских учебников, в которых изложение материала опирается на американский опыт и американское законодательство, и имеет соответствующую пропагандистскую направленность. Рецензируемое учебное пособие полностью лишено данного недостатка. В нем, наряду с фундаментальными истинами, дается оригинальное исследование современных российских экономических отношений, необходимое для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных и национальной, и мировой экономикой.
Преимуществами рецензируемой книги является отсутствие разделения экономической теории на политическую экономию и экономикс, философско-исторический анализ экономики с позиций всеобщего и особенного. Автором подчеркивается важность, с одной стороны, изучения общих закономерностей экономики и, с другой, - приоритет национальных идей над иными. Все это позволяет составить целостное представление о системе экономических знаний.
Автор отказался от традиционных приемов в плане освещения экономического наследия классиков. В учебнике не отдается предпочтения (явного или неявного) ни одной из теоретических систем (классических или неоклассических). Позитивное изложение и критика заменены сравнительным анализом и сравнительным изложением материала. В результате удается найти место всем продуктивным концепциям. Усвоение данного образовательного приема, несомненно, положительно скажется на подготовке специалистов.
Обычно обучение происходит по следующей схеме. Преподаватель читает положительный курс и требует от фактически неподготовленных студентов с чистым сознанием усвоения именно тех теоретических установок, в истинности которых он сам лично убежден. И лишь прослушав курс, сдав экзамен, а то и после получения диплома, столкнувшись с практическими экономическими вопросами, выпускники начинают понимать, что их учили догматически, предвзято, навязывая собственную точку зрения. Они лишаются главного - умения оперативно и творчески принимать экономические решения в быстро меняющемся мире.
Излагая материал учебника, автор не настаивает на собственной позиции, не настаивает на авторитете произвольно избранных классиков, тем самым предоставляя читателю (прежде всего студенту) простор для творческого анализа многообразия теорий, фактов, ситуаций, и на данной основе самостоятельных выводов и оценок.
Интересна и нова структура учебного пособия.
Первый раздел знакомит с принципами экономической теории, историей экономической науки, раскрывает специфику экономических законов. Второй раздел описывает эволюцию рыночной экономики. Третий раздел посвящен вопросам структуры и организации национальной экономики. Четвертый описывает механизмы функционирования рыночной экономики. В состав пособия входит словарь, содержащий современные экономические термины.
Новаторство подхода в части метода исследования и изложения, во-первых, кроется в том, что автор не приемлет широко внедряемого `клипового` мышления (`кривая Филипса`, `кривая Лаффера`, `формула Фишера`, `закон Грешема` и пр.). Научные открытия являются результатом коллективных, исторически длительных исследований. Во-вторых, не замалчиваются те моменты, которые являются идеологически `трудными`, например, теория накопления капитала и ее социальные последствия.
Многие положения книги заслуживают отдельного специального изучения и обсуждения. Хотелось бы выделить только одно из них - концепцию исторического развития цены. Автор исходит из того, что каждому этапу эволюции национальной экономики соответствует своего рода генетическая модель структуры стоимости общественного богатства. На практике переход от одного этапа к другому не произволен. Он связан с появлением в стоимости нового элемента. В этом плане напрашивается аналогия с таблицей Менделеева. Каждый элемент ее структуры имеет иной атомный вес, что порождает различие свойств.
Следует специально отметить, что рецензируемый монографический учебник написан по результатам исследований автора, проводимых им совместно с коллегами по кафедре теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета; он является составным элементом блока научной и учебной литературы по проблемам экономики, финансов, денежного обращения, кредита, банковского дела.
Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что при всем новаторстве учебное пособие написано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по гуманитарным специальностям. В пособии излагаются все фундаментальные проблемы экономической теории, разъясняется система экономических понятий на примерах реалий хозяйственной сферы, общественной жизни. Учебное пособие, безусловно, будет интересно и преподавателям, и студентам.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия