Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Семенова Т. Ю.
доцент кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Устойчивое функционирование и развитие города: новые аспекты в концептуальных подходах

В настоящее время существует более 50 определений устойчивого развития, что отражает как сложность самого понятия, включающего социальные, экономические и экологические аспекты развития общества, так и несовпадение взглядов по этой проблеме. Вместе с тем, для того, чтобы выработать стратегию развития города, необходимо определиться с сущностью данного понятия. Поэтому этот вопрос требует дальнейшей проработки.
Концепция устойчивого развития и сам термин `устойчивое развитие` (sustainable development) появились в 1980-х гг. в документах ООН и первоначально подразумевали учет при постановке целей государственного, регионального и корпоративного развития экологического аспекта. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г., Рио-де-Жанейро) была представлена более развернутая формулировка, в которой говорилось, что устойчивое развитие - это развитие, которое содержит в себе экономический рост, но справедливо распределяет его результаты, восстанавливает окружающую среду в большей мере, чем разрушает ее; это развитие, которое отдает приоритет бедным, расширению их возможностей; это развитие, в центре которого находится человек [1, с.163].
Здесь необходимо отметить, что в современных условиях актуальным является различение понятий роста и развития. Рост означает увеличение количественных показателей, а развитие - это, прежде всего, изменение качества системы. Такие количественные показатели, как, например, ВВП, ВРП, взятые сами по себе, не способны охватить все жизненно важные стороны устойчивого развития.
По аналогии недопустимо также отождествление развития территории с ее хозяйственным развитием, которое зачастую приводит к деградации природно-ресурсной, экологической и других составляющих социально-экономических систем. Не следует считать территорию развивающейся только по признакам роста экономических показателей. Развитие территории должно быть нацелено на достижение высокого качества жизни, содержать позитивную динамику различных показателей качества жизни. Как отмечается в ряде работ [9, с.36], к развитию города предъявляется целый комплекс требований. Под комплексным социально-экономическим развитием города авторами указанной работы предлагается понимать сбалансированное, безопасное и эффективное развитие, обеспечивающее достижение намеченных целей и приоритетов социального, экологического и экономического характера.
Согласно Хартии устойчивого развития европейских городов, принятой участниками Первой Европейской конференции по проблеме устойчивого развития больших и малых городов (г. Ольборг, Дания, 1994 г.), целью устойчивого развития является достижение стабильной экономики, социальной справедливости и устойчивости окружающей среды.
В документах ООН устойчивым считается город, в котором:
а) достижения в общественном, экономическом и физическом развитии постоянны;
б) существует постоянная обеспеченность природными ископаемыми, влияющими на устойчивое развитие;
в) поддерживается длительная безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф [5, с.123].
С.Ю. Ветлугин [1, с.164] дает в целом следующие характеристики устойчивого развития:
- устойчивое развитие - это процесс, а не окончательное состояние социальной системы;
- устойчивое развитие не предполагает непрерывного роста материальных благ;
- процесс устойчивого развития не должен допускать переноса решения серьезных экологических и социальных проблем в будущее;
- устойчивое развитие связано с принятием адекватных управленческих решений.
В работе `Региональная экономика` под редакцией Н.Г. Кузнецова и С.Г. Тяглова [8] устойчивое развитие рассматривается как поступательно-возвратное развитие, когда на первом этапе территориальная система увеличивает свое разнообразие через разные виды общественных отношений, экономических видов деятельности, взаимоотношений природопользования. По мере увеличения разнообразия в системе накапливаются противоречия, с целью разрешения которых, а также для создания фундамента дальнейшего развития территории выявляются так называемые `точки устойчивости`. Воздействие на них стабилизирует процесс перехода из одного состояния в другое и инициирует дальнейшее развитие. В соответствии с данным подходом, процесс социально-экономического развития территории носит цикличный характер - период высокой эффективности развития последовательно сменяется периодом гармонизации.
Следует отметить, что оценка эффективности развития системы должна предполагать учет различных аспектов - экономических, социальных, экологических, т.е. `гармонизация` должна быть присуща процессу развития. Решение социальных, экологических задач может тоже выступать как развитие территории (соответственно социальное, экологическое). Устойчивость достигнутых результатов обеспечивается тем, что они закрепляются в процессе функционирования системы.
Одним из подходов к проблеме устойчивого развития территории, согласно синергетической теории, может быть направление исследования процессов самоорганизации на основе моделирования неравновесных структур - единиц самоорганизации общества как элементов социально-экономической системы [6]. В качестве таких единиц могут выступать как социальные группы (формальные или неформальные), общественные и административные институты, так и отдельные индивидуумы при наличии соответствующего уровня воздействия (формального или неформального) на другие субъекты системы.
Современные системные исследования показывают, что если в рамках классического подхода равновесное состояние является необходимым условием стационарного существования единиц самоорганизации общества, то условием, определяющим рациональное поведение этих единиц в неравновесных состояниях, представляющих собой фазы их перехода на более высокие уровни организации (т.е. устойчивое развитие), выступает их самоорганизация [6, с.108].
Согласно данному подходу, в эффективно функционирующей социально-экономической системе должен быть сформирован механизм кооперативного взаимодействия, поддерживающий состояние города таким образом, чтобы циклы развития отдельных субъектов системы были упорядочены через территории с различными уровнями развития, градообразующие предприятия и органы городского управления. Данный механизм должен также трансформировать парные взаимодействия отдельных единиц самоорганизации общества во взаимодействие всех единиц в социально-экономической системе, подчиняя их общей целевой функции города.
При управлении городом можно использовать кибернетический и синергетический подходы. Синергетика рассматривает саморегуляцию процессов, используя методологию, отличающуюся от методов кибернетики. Если кибернетическая система управления организуется под действием команд управляющего органа, то в синергетических системах организация может возникать и развиваться без управляющих команд, за счет локальных взаимодействий между элементами, которые запускают внутренний механизм самоорганизации. Синергетика показывает, что процессы в открытых системах могут быть процессами самоорганизации, в результате которых возрастает степень упорядоченности и происходит усложнение структур. Здесь следует упомянуть о теории динамических систем, согласно которой, система в силу определенных условий начинает саморазвиваться, ветвиться, создавая так называемые точки бифуркации. При этом возможны различные пути движения ветвей динамической системы [2, с.30-31].
Синергетика приводит к коренному переосмыслению ряда традиционных концепций, меняет представления о механизме развития: развитие может происходить через неустойчивость, случайность, через ветвление.
Синергетика помогает установлению порядка в результате процесса самоорганизации. В различных условиях у одной и той же системы могут наблюдаться различные формы самоорганизации. Для эффективного управления следует использовать и кибернетический подход, и синергетику, учитывать их взаимозависимость и взаимодополняемость.
Существует позиция (например, [7, 10]), согласно которой необходим переход от принципа стабильности и устойчивости развития к принципу нестабильности как движущей силе развития, т.е. в основу кладется утверждение, что `без неустойчивости нет развития`. Следствием такой позиции является то, что устойчивость не должна рассматриваться в качестве критерия эффективности управления территорией. Однако исследования и практика управления свидетельствуют о том, что устойчивость социально-экономической системы является самостоятельной ценностью и предметом целеполагания. Неустойчивость следует рассматривать как важное, но локальное и временное состояние, которое может создавать условия для повышения экономической эффективности.
В целом, следует отметить, что устойчивость социально-экономической системы необходима, но она не должна приводить к чрезмерной инерционности. Большая неустойчивость опасна, так как те или иные обстоятельства могут приводить к значительным разрушениям системы. В то же время слишком большая устойчивость может означать `закостенелость`, излишнюю инерционность системы.
При управлении социально-экономической системой, направленном на повышение ее качества, необходимо учитывать, что существует диалектическая взаимосвязь равновесия и неравновесия, устойчивости и движения. Одно не исключает другое. Должно быть равновесие как форма выражения движения, но движение само должно быть равновесным.
Устойчивость представляет собой категорию, прежде всего относящуюся к собственным движениям системы, порождаемым как начальными условиями и ее внутренними свойствами, так и внешними воздействиями. Поэтому устойчивость может рассматриваться в отношении как управляемого, так и неуправляемого процесса. Кроме того, устойчивость может рассматриваться как в отношении развития, так и функционирования.
П.М. Иванов под устойчивостью понимает жизнеспособность, которая определяется как `способность к жизни и развитию`, т.е. территория, обладающая свойством устойчивости, способна к выживанию и развитию в своем конкретном окружении. Способность региона сохранять и развивать значение необходимых параметров качества жизни в пределах (выше) порога безопасности при широких колебаниях внешних и внутренних возмущений (общественно-политического, социально-экономического, техногенного, природно-климатического и т.д. характера), грозящих падением качества жизни, определяет устойчивость регионального развития [4, с. 52-53].
По нашему мнению, развитие, в том числе устойчивое развитие, предполагает изменение (улучшение) качества системы. Если речь идет о выживании территории, то это является не развитием, а функционированием, поддержанием имеющегося уровня социально-экономической системы. Поэтому целесообразно ставить вопрос о необходимости обеспечения устойчивого функционирования и устойчивого развития системы.
Таким образом, термин `устойчивость` следует применять не только к развитию, но и к функционированию. Исследования показывают, что обеспечить устойчивое развитие невозможно без устойчивого функционирования системы. Отсутствие устойчивости функционирования приводит к тому, что в результате срывов городская система все время отбрасывается назад по тем или иным направлениям, тем самым не создаются возможности для постоянного изменения качества системы в сторону его совершенствования, т.е. для устойчивого развития.
Устойчивое развитие предполагает непрерывное изменение (улучшение) качества территориальной системы, включающего различные аспекты - экономические, социальные, экологические. Устойчивое функционирование связано с поддержанием в течение длительного времени достигнутого уровня социально-экономической системы.
Из сказанного следует, что необходимо выделять ресурсы не только на развитие (устойчивое развитие), но и на устойчивость функционирования системы.
В этой связи необходимо изменить отношение к понятию инвестиционных ресурсов. Помимо финансовых и материальных ресурсов, к ним в той или иной степени относятся: интеллектуальные ресурсы, связанные с поиском наиболее целесообразных, эффективных нововведений различной природы; организационные ресурсы, направленные на построение четких субординационных и координационных связей в системе управления и в объекте управления - по вертикали и горизонтали; временные ресурсы, связанные с потребностью иметь достаточное время для принятия и реализации управленческих решений; правовые ресурсы - местные и региональные органы власти должны обладать необходимыми властными полномочиями для разрешения проблем.
Исследования показывают, что устойчивость должна рассматриваться не сама по себе, а применительно к тому состоянию, которое необходимо для устойчивого развития. Следует построить траекторию устойчивого развития и посмотреть, какими вариантами использования ресурсов ее можно обеспечить.
Для решения задачи устойчивого повышения качества жизни населения города должен быть обеспечен баланс функционирования и развития. Следует отметить, что проблема такого баланса будет существовать всегда. Ее особенность заключается в том, что она имеет конкретно-исторический характер. Понимание функционирования как формы бытия зависит от конкретных условий, уровня научно-технического прогресса, стабильности существования общества и т.д. И развитие, и функционирование являются динамическими процессами, поскольку и факторы, и ресурсы как развития, так и функционирования изменяются. На первое место все в большей степени выходят человеческий капитал, факторы, связанные с формированием и развитием интеллектуального потенциала.
Социально-экономическая система города, региона характеризуется недетерминированностью внутренних связей. Взаимодействия структурных элементов имеют вероятностную природу. Уровень стабильности системы существенным образом `вмешивается` в характер зависимости между входом системы (капиталовложения) и выходом (товары и услуги).
С увеличением и усложнением потока информации теряется однозначность ответов на управляющие сигналы. Да и сами эти сигналы далеко не всегда выглядят как строго детерминированные требования к системе и ее отдельным звеньям. В сложных системах приведение в действие механизмов управления позволяет лишь с некоторой степенью достоверности надеяться на получение желаемого результата.
Процесс возникновения новой научно-технической информации является принципиально вероятностным. Нарастание ее потока представляет собой мощную `питательную среду` существования неопределенности в социально-экономической системе.
Устойчивое функционирование и развитие предполагает учет трех важнейших аспектов: экономического, социального, экологического. Город можно представить как открытую систему, условно разделенную на три взаимодействующие подсистемы:
- ресурсную (О) (первичные ресурсы и окружающая среда);
- экономическую (Э) (производственная система и система инфраструктуры);
- социальную (С).
Эти три подсистемы образуют своего рода технологическую цепочку, призванную обеспечить достижение высокого качества жизни в городе по схеме, изображенной на рис.1.
Рис.1. Схема городского воспроизводства
На схеме приняты следующие обозначения:
Kф, Kр - воздействие соответственно функционирования и развития системы О на систему Э;
Nф, Nр - обратное влияние функционирования и развития системы Э на систему О;
Fф, Fр - воздействие результатов функционирования и развития системы Э на систему С;
Sф, Sр - обратное влияние результатов функционирования и развития системы С на систему Э, а также на систему О.
Система управления процессами устойчивого функционирования и развития города должна обладать свойствами адаптации. Кроме того, необходимо обеспечивать гибкость и адаптивность самой социально-экономической системы. В работе А.Р. Дарбинян, посвященной анализу структуры модели экономического развития зарубежных стран, отмечается, что такую модель можно назвать самоприспосабливающейся системой, или системой автоматического управления [2, с.17].
На наш взгляд, при формировании системы управления городом целесообразно создание автоматизированной городской адаптивной системы с идентификатором (АСИ). В автоматической системе уточнение модели и управляющее воздействие осуществляется автоматически. В отличие от этого, автоматизированная система включает лицо, принимающее решение (ЛПР). Для построения городской АСИ будем использовать подход, разработанный П.М. Ивановым [3, 4]. На рис.2 представлена схема автоматизированной городской адаптивной системы с идентификатором.
Рис. 2. Схема автоматизированной городской адаптивной системы с идентификатором
На схеме используются следующие обозначения:
X, Y - векторы соответственно входных и выходных переменных. Y - объемы решаемых социально-экономических проблем города; X - ресурсы (природные богатства, финансовые, трудовые, интеллектуальные ресурсы и т.д.);
Y1 - заданные значения выходных переменных, характеризующие поставленные задачи по решению социально-экономических проблем города;
U - управляющее воздействие.
Данная городская адаптивная система с идентификатором является автоматизированной - в уточнении модели объекта и выработке управляющих воздействий на объект в режиме диалога с сетью ЭВМ непосредственно участвует лицо, принимающее решения. Функционирование АСИ осуществляется в двух режимах: обучения и управления [3, с.215]. Обучение осуществляется блоком ЛПР в режиме диалога с обоими блоками идентификации. Блок стратегического идентификатора решает в широком смысле задачу идентификации: в случае выхода объекта из зоны допустимого отклонения Y*- Yф < b (где Y* - заданный результат, Yф - фактический результат, b - допустимое отклонение) в стратегиче-
ском идентификаторе производится анализ причин выхода из этой зоны и в блок оперативного идентификатора выдается перечень действий и задач, осуществление которых необходимо для ликвидации недопустимого отклонения. При этом стратегический идентификатор определяет, достаточен ли анализ на уровне городской системы в целом или необходимо провести анализ подсистем города.
Выбор перечня задач для ликвидации недопустимого отклонения производится ЛПР в режиме диалога с блоком стратегического идентификатора. В блоке оперативного идентификатора происходит, в случае необходимости, уточнение модели функционирования и развития города и отслеживание дальнейшего Y*- Yф < b - `поведения` системы. Этот процесс продолжается до тех пор, пока объект не войдет в зону допустимого отклонения. Такая система позволяет осуществлять мониторинг качества жизни населения, помогает управлять процессами функционирования и развития города.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Проблема взаимосвязи функционирования и развития является одним из основных общетеоретических концептуальных вопросов, решение которого всегда будет находиться в состоянии компромиссных подходов. На любом конкретно-историческом этапе взаимоотношения функционирования и развития будут проблематичными, потому что меняется конкретное содержание и самого развития, и самого функционирования.
2. Распределение ресурсов по различным направлениям также всегда является проблематичным и в общем плане, и в конкретном проявлении (между городами, поселками, между отраслями). К тому же ресурсы, которыми располагает та или иная подсистема, оказываются различными.
3. Соотношение ресурсов в пользу функционирования или развития зависит от целей. Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель должна соответствовать действию законов и закономерностей объективного мира, то есть быть объективной. С другой стороны, цель - это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня знаний и субъективных качеств человека. Поэтому необходимо снизить долю субъективности. Для этого цель должна отвечать определенным требованиям, к которым можно отнести:
- всестороннюю научную и практическую обоснованность цели;
- четкую определенность, `очерченность` цели, формулировку ее в понятиях, терминах реально достижимого состояния;
- цель должна иметь конкретное ресурсное обеспечение;
- способ достижения цели (механизм расходования ресурсов) должен быть прозрачным.
Таким образом, следует, прежде всего, иметь в виду, что развитие включает в себя четкую целезадающую функцию - куда и как движется система. От точности формулирования этой цели зависит не только востребованное количество ресурсов, но и взаимосвязь между функционированием и развитием. Необходимо также обеспечить оптимальное взаимодействие целевых задач функционирования и развития.


Литература
1. Ветлугин С.Ю. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона на основе регулирования инвестиционной деятельности. - СПб: СПБГИЭУ, 2005.
2. Дарбинян А.Р. Структура модели экономического развития зарубежных стран. - М.: МАКС Пресс, 2004.
3. Иванов П.М. Алгебраическое моделирование сложных систем. - М.: Наука, Физматлит, 1996.
4. Иванов П.М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель управления // Экономика и математические методы. - 2006. - Т.42. - N2.
5. Макагонов П.П. Управление развитием городских территорий: учеб. пособие. - М.: ИПКгосслужбы, 2001.
6. Метелев С.Е., Круковский Я.В. Моделирование устойчивого развития региона (на основе качественного анализа неравновесных состояний) // Вестник Московского университета МВД России. - 2006. - N1.
7. Пригожин И.Р. От классического хаоса к квантовому // Природа. - 1993. - N12.
8. Региональная экономика /Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - Ростов н/Д, 2003.
9. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход. - СПб.: ИРЭ РАН, `Скифия-принт`, 2004.
10. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия