Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Ковалевская А. Ф.
cоискатель кафедры философии Забайкальского педагогического государственного гуманитарного университета им. Н.Г.Чернышевского (г.Чита)

Формирование ценностного отношения к здоровью человека

Здоровье - извечная проблема человека и неизбежная тема его мечтаний. В период древнейшей цивилизации отношение к здоровью-болезни формируется в рамках тех глобальных изменений, которые происходят в обществе. Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишет о здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древней Месопотамии.
Многие исследователи отмечают влияние на здоровье личности доминирующих представлений и ценностей, которые имеют социальную (интерсубъективную) природу и разделяются субъектом с другими представителями его социальной группы.
Попытаемся рассмотреть здоровье человека в качестве блага - философского понятия, которое обозначает нечто положительное для телесного, душевного и духовного развития человека, ценного для удовлетворения его потребностей.
Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Для индивида ценно то, что служит его интересам, что способствует его духовному и физическому развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в определенной ситуации некий индивид предпочитает инвалидность здоровью. Все социальные нормы относительны: они различны в разных обществах и этнических группах, разделенных в пространстве и во времени.
Нормы духовного развития - неотъемлемый элемент культуры, представляющий собой систему социально приобретенных и трансформируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, традиций. В разных странах сложилось разное отношение к потреблению алкоголя, проституции, азартным играм и т.д. В то же время существует большой арсенал универсальных норм морали: уважение к старшим, нетерпимость к насилию, неприятие лжи, воровства.
В отличие от норм телесного здоровья образцы духовного становления не имеют конкретных числовых выражений. Их ядром выступает идеальный тип - успешной социализации, самодетерминации, социальной активности.
Здоровье на сегодняшний день определяет специфику современного общества в его движении к исторически новому состоянию. Это положение определяется не только влиянием кризисов: экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, но и влиянием технико-технологических достижений, вызывающих психические напряжения и стрессы, в результате которых увеличиваются специфические заболевания.
В современной России за годы экономических и политических реформ значительно выросли показатели самоубийств, алкоголизма, преступность. Эти цифры воистину устрашают и вызывают тревогу. Высокая частота самоубийств сама по себе свидетельствует о недостатке психического здоровья у населения, а значительное совпадение данных о самоубийствах и алкоголизме, показывает, что здесь мы имеем дело с признаками психической неуравновешенности.
В последние годы в нашей стране отмечается выраженный рост числа больных, перенесших алкогольные психозы. Показатель распространенности алкоголизма среди подростков и женщин неуклонно растет.
Бичом российского общества стали психосоматические заболевания, которые являются ярким примером конфликта разума, души и тела. Противоречие двух начал: материального и духовного становится причиной тяжелых болезней. Основатель валеологии И.И. Брэхман писал, что количество людей, находящихся в третьем состоянии, то есть еще не больных, но уже не здоровых, достигающее свыше 50% всего населения, это указывает на рост заболеваемости. Некоторые исследователи с точки зрения теории предболезненных (донозологических) состояний определяют их как начало патологического процесса, а другие - уже как процесс болезни [1, C.158].
В середине XX в. произошло кардинальное изменение структуры заболеваемости населения цивилизованных стран: инфекционная заболеваемость отступила глубоко на второй план, а основное значение по разрушению здоровья людей приобрела, так называемая, хроническая неинфекционная заболеваемость (ХНИЗ), в первую очередь, - сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. К 60-м годам XX в. окончательно оформились хорошо известные научные концепции `факторов риска` хронических неинфекционных заболеваний и концепция `болезней цивилизации`. Обнаружилось, что важнейшими факторами риска являются хронический психо-эмоциональный стресс и нерациональное питание, а также многочисленные другие болезнетворные экологические факторы.
Таким образом, анализ феномена здоровья человека приводит к пониманию того, что основной причиной растущего неблагополучия общества является ухудшение здоровья человека в результате цивилизационного процесса, с одной стороны, значительно расширяющего его возможности, а с другой - подрывающего фундаментальные основы его бытия. Выбор современным человеком непродуктивных антисоциальных форм поведения (наркотизм, преступность, проституция) есть не что иное, как осознанное или неосознанное отклонение от онтогенеза развития жизни, от генетической программы развития человека.
В связи с этим, перед психологами, педагогами, социологами, врачами, философами стоит вопрос - как связать воедино дух, разум и тело, чтобы получить в результате гармоничную личность. Учитывая многообразие человеческой природы, невозможно дать единую, совершенную для всех формулу пути к здоровью.
В исследовательской работе мы попытались осмыслить ценностные корреляты (компоненты) в моделях здоровья человека, встречающиеся в трудах философов античности, Средневековья, Возрождения, Нового и Новейшего периодов. Понимание здоровья на уровне особого отношения к себе как индивидуальной ценности было исторически обусловлено определенным уровнем и характером отношений в обществе, самоопределением человека в нем.
Здоровье во всех обществах, конфессиях, в любом этносе входит в число социальных ценностей. Степень его ценности в различные исторические эпохи, в разных религиях и культурах различна, но то, что здоровье никогда не считалось антиценностью - факт, установленный многими этнографами и социологами.
Тем не менее, аксиологическая картина здоровья менялась вместе с ростом цивилизованности, культуры, сменой способа производства, естественнонаучной картины мира.
В условиях первобытного строя главное внимание уделялось подготовке к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд `посвящения`, когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности. На этой ступени развития человечества роль и ценность здоровья только начала осознаваться.
В родовой общине индивидуальное здоровье, как правило, определяло социальный статус индивида. Физически и интеллектуально самые сильные представители общины становились вождями, предводителями племени, руководителями охотничьих групп. Как видим, индивидуальное здоровье для жизни племени было определяющим, оно осознавалось как витальная ценность и культивировалось в племени с детства.
Анализ античных текстов и монографий, посвященных античности, приводит к выводу, что античное мировосприятие обретает целостность и своеобразие в универсальном понятии `порядка` - упорядоченности, согласованности и соразмерности. Космос, как порядок и согласованность, есть первопринцип, который в высших сферах бытия выражается в едином благе, а в индивидуальном существовании - как мудрость, калогатия, и как здоровье. Здоровая душа развивается согласно собственной природе - гармонично и согласованно, воспроизводя первопринцип порядка, уподобляясь космосу и приближаясь к `Высшему Благу`. Уподобление здоровой души космосу означает, что она является иерархически организованным единством. Платон и Аристотель, рассматривали душу как трехступенчатую иерархию и согласованную структуру, в которой низшие компоненты подчинены высшим (вожделение и отвага - разуму, растительная и животная душа - душе разумной).
Античные философы едва ли не первыми в истории Запада смогли осмыслить здоровье в его аксиологическом аспекте, как подлинную ценность бытия и открыли непреходящие принципы здорового, гармоничного существования. Заслуга мыслителей этого периода состоит в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение `начал`.
Средневековье также ценило воздержание и самообладание, избегание крайностей и примирение страстей. Эти античные принципы совпадали с основными христианскими добродетелями. По учению богословов тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья отрицались во имя формирования силы духа, выражающейся в вере в Бога.
Главный упор в трудах философов патристики делается на развитие духовности человека. И если античная философия выделяла в человеке две составляющие - душу и тело, то библейское осознание значения веры открывает в бытии человека еще одну сферу - сферу духа. Духовное бытие раскрывается как бытие ценностей, ради которых человек может быть способен подчинить свою плоть потребностям души и духа. Главными добродетелями признаются такие способности души, как вера, надежда, любовь, праведность, смирение, способность к лишению себя плотских утех: сытой еды, теплой одежды, красивого жилища, светских развлечений и т. п.
В период Средневековья широкое развитие получила алхимия. Вполне понятно, что алхимик, в буквальном смысле слова `воплощающий` идеал совершенного, освобожденного человека, должен обладать особыми личностными и духовными качествами. Тексты сходятся в своем определении достоинств и качеств алхимика: он должен быть здоровым, смиренным, терпеливым, целомудренным. Он должен обладать свободным духом, находящимся в гармонии с его занятиями; он должен быть мудрым и образованным, он должен одновременно действовать, мыслить и молиться.
Мистическое направление в средневековой европейской философии обогатило человечество представлениями о духовности, в частности, было начато исследование трансперсонального опыта, к которому приковано внимание и современной науки.
Отношение к здоровью меняется в средневековой медицине. В это время происходит углубление специализации медицинского труда, выделение его из системы других знаний, в том числе философских. Отношение к здоровью `очеловечивается` и `спускается на землю`.
Медицина в IX - X вв., преимущественно на Востоке, достигла чрезвычайно высокого уровня. Здесь творили такие выдающиеся ученые, как Ар Рази, Абу-Мансур Курми, Ибн Сина, аль Фараби, аз-Захрави. Здоровье в их трактовках уже рассматривается в оппозиции здоровье-нездоровье, а не в оппозиции здоровье-болезнь, что подчеркивает необходимость не только лечения болезни, но и исследования режима здоровых людей. В дальнейшем, на протяжении всего Нового и Новейшего времени, позиция здоровье-нездоровье концентрируется в наибольшей степени в пространстве спорта - укрепления своего тела и формирования физической культуры.
В эпоху Возрождения человеческая личность, своеобразие и уникальность каждого индивида приобрели невиданную ранее ценность и значимость. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. С антропоцентрической установкой связан и характерный для Возрождения культ красоты. Не случайно как раз живопись, изображающая, прежде всего, прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, выступает в тот период главенствующим видом искусства, а фигура художника-творца становится как бы символом эпохи.
В эпоху Ренессанса и Нового времени философы, художники, ученые стремятся к правдивому изображению природы человека. Ф. Бэкон относил здоровье к одному из главных человеческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию человеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья.
Ламетри рассматривал здоровье как `самое существенное состояние для жизни` и в конечном итоге наряду с хорошим телосложением связывал его и со счастьем человека.
В Новое время начинает преодолеваться противопоставление здоровья физического и здоровья духовного. Значительную роль в этом сближении сыграли научные открытия XVII - XVIII веков в естествознании. Они не только показали несостоятельность дуалистической концепции души и тела, но и убедительно подтвердили их взаимодетерминированность.
Таким образом, в концепциях здоровья, предложенных мыслителями XVI-XVIII веков, делается акцент на том, что для сохранения здоровья необходимо, прежде всего, совершенствовать изучение закономерностей функционирования организма человека. Эти знания будут способствовать более глубокому постижению человеком самого себя и своего здоровья. Ведущей концепцией этого периода предстает признание здоровья человека `первым благом` и `основанием всех других благ жизни`, т. е. выделение в числе основополагающих ценностного аспекта здоровья.
В философско-антропологической мысли начала XX в. усилилось осознание дихотомии души и тела, биологического и социального в человеке. Появились учения, в которых доминирующим фактором в становлении и развитии человека и его здоровья рассматривались либо биологические, либо социальные обстоятельства. В настоящее время все еще выражены две тенденции: биологизаторство, подчеркивающее природу человека, и социологизм, который, наоборот, недооценивает роль биологических факторов в поведении и развитии человека.
В современных условиях в науке начинает преодолеваться фрагментарный подход к рассмотрению здоровья и укореняется интегративный подход к нему как единству физического и духовного.
Анализ современной ситуации в обществе свидетельствует о том, что и бинарная трактовка здоровья исчерпывает себя, а подлинная интегративность формируется с включением в характеристики здоровья третьей составляющей - социального здоровья человека и общества [2, С. 412].
Современные исследования все чаще пропагандируют необходимость комплексного, системного подхода в разработке любой проблемы.
Известно, что технократическая цивилизация предлагает мировоззренческие установки, в которых разорвана органическая связь человека и природы. Поэтому возникает культурно-социальная необходимость выработать новое мировоззрение, в котором эта связь была бы восстановлена и одновременно соответствовала реальностям сегодняшнего дня. Достижение этой цели невозможно без глубинного осознания смысла, которое несет в себе понятие здоровья. Прагматический подход врача представляется неправильным, т. к., человек является не набором отдельно взятых органов, а сложнейшей системой взаимодействующих составляющих как физиологических, так и духовных, психических. Академик В.П. Казначеев - философ и врач, ставит реальные задачи по созданию такой социальной среды, ценностно-организованной через культуру и просвещение, которая сделает возможным `выбор маршрутов, где человек со своими врожденными способностями, психосоматическим фенотипом, конституцией, выбирает такой социальный маршрут, такую профессию, такое хобби, такое место жительства и так организует свой семейный внутренний мир, который соответствует его глубинной аксиологии, тогда духовная часть, опережая соматическую, создает для человека условия здоровья, активной продолжительной жизни и сохранения репродуктивного потенциала своего бессмертия и в детях, и в своем творчестве` [3, C.33].
Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека.
Культурно-исторический анализ наиболее `влиятельных` воззрений, эталонов, моделей (`античный`, `адаптационный`, `антропоцентрический`), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.
Говоря о социокультурных эталонах здоровья, мы исходим из представления о `парадигмальном основании`, которое обнаруживается в любой системе знания и выступает в качестве своего рода системы координат в соответствующей этому знанию социальной практике.
Иными словами, здоровье - это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека.


Литература
1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брэхман - М., 1990.
2. Васильева О.С. Здоровье как интегративная характеристика личности / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов // Психологический вестник. - Вып. 3. - Ростов-н/ Д., 1998.
3. Казначеев В.П. Проблемы, перспективы валеологии, ее фундаментальные основы // Валеология. - Новосибирск, 1998.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия