Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ АГРОЭКОНОМИКИ
Мухина М. Г.
заведующий кафедрой статистики и экономического анализа, Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева,
кандидат экономических наук


Приоритетные направления развития АПК в условиях рыночной экономики

Переход к рыночным отношениям предполагает формирование аграрного сектора экономики, который учитывает положительный отечественный и мировой опыт. При этом важнейшим экономическим признаком эффективной структуры аграрного сектора является многообразие форм собственности, их юридическое равноправие и взаимодействие на всех уровнях функционирования.
На сегодняшний день в стране функционируют государственные, коллективные, личные, частные и смешанные сельскохозяйственные предприятия. Они представляют различные организационно-правовые формы хозяйствования: товарищества, акционерные общества, фермерские и личные хозяйства населения, подсобные хозяйства промышленных предприятий и т.д.
Тенденция развития аграрного сектора зарубежных стран, а также российский опыт свидетельствуют, что будущее сельского хозяйства именно за такими сельскохозяйственными предприятиями (объединениями), где сочетаются рыночная организация и экономический интерес производителя. Эта тенденция реализуется путем формирования сельскохозяйственных предприятий с использованием преимуществ кооперированных и интегрированных формирований.
В качестве приоритетных направлений роста сельскохозяйственного производства можно выделить:
1. Организацию переработки сельскохозяйственной продукции внутри крупных сельскохозяйственных предприятий и развитие сети реализации.
Создание промышленной переработки на самих сельскохозяйственных предприятиях является одним из стратегических направлений повышения эффективности производства. Это объясняется более рациональным использованием трудовых и сырьевых ресурсов, достижением ритмичности процесса труда. Организация производства и переработки сельскохозяйственного сырья непосредственно в хозяйствах позволяет снизить издержки, сократить потери продуктов, особенно быстропортящихся. В этом случае отходы переработки используются в качестве корма для скота или для удобрения полей.
Промышленная переработка и реализация конечной продукции хозяйствами дает возможность исключить из производственной цепочки многочисленных предприятий-посредников. В результате выигрывают потребители - от более низких цен и высокого качества продукции, а также производители, получающие 100% выручки от реализации конечной продукции. При сложившейся ситуации большая часть прибыли сельскохозяйственного производства остается у перерабатывающих предприятиях, транспортных организациях и в розничной торговле, т.е. у многочисленных посредников. Сельские товаропроизводители получают не более 25 - 30%% от розничной цены.
2. Развитие кооперации и рыночных форм интеграции мелких и средних предприятий, как между собой, так и с крупными сельскохозяйственными предприятиями.
Тенденции развития сельского хозяйства позволяют утверждать, что в обозримой перспективе крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения не смогут стать альтернативой крупным коллективным сельскохозяйственным предприятиям. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, слабой технической оснащенностью сельского хозяйства. Во-вторых, потребностью в больших государственных инвестициях и радикальном изменении производственного обслуживания. В-третьих, необходимостью серьезной переподготовки и психологической перестройки сельчан. Кроме того, несмотря на высокую устойчивость хозяйств населения к воздействию внутренних и внешних факторов, личный сектор остается самой простой и низкотоварной сельскохозяйственной системой. В связи с этим, поддерживая мнения ученых [5], считаем, что дальнейшее развитие малых и средних предприятий должно осуществляться на основе кооперации и других форм рыночной интеграции, а также путем создания новых крупных хозяйствующих систем, обладающих в условиях рынка наилучшей устойчивостью и возможностями для саморазвития.
С этой целью необходимо развивать малое и среднее предпринимательство. Государственную поддержку следует предоставлять кооперативам и другим формам рыночной инфраструктуры, созданных субъектами малого и среднего бизнеса для удовлетворения своих потребностей в материально-технических и кредитно-финансовых ресурсах, реализации продукции и получения прочих услуг. Как показал анализ тенденции развития сельского хозяйства Уральского Федерального округа, в последние годы динамичное развитие получают сельские кредитные кооперативы для кредитования малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, что позволят расширить сельскохозяйственное производство.
Рыночные интеграторы, прежде всего потребительские кооперативы вертикального типа, должны получить поддержку и помощь со стороны государства: льготный режим налогообложения, освобождение от налогообложения внутреннего оборота кооператива, предусмотренное в странах ЕС и США [5].
Кроме того, необходимо поддерживать взаимодействие активно развивающихся в последние годы крупных сельскохозяйственных предприятий в виде агрофирм, агрохолдингов и финансово-промышленных групп с мелкими и средними сельскими предпринимателями, например, в виде контрактации (контрактного сельского хозяйства). В данном случае фирма-интегратор передает мелким предпритиям материально-технические ресурсы, семена, молодняк скота, кредиты и реализует произведенную ими продукцию через свою торговую сеть. При этом фирма-интегратор расширяет сырьевую базу, экономя на инвестициях, затратах на производство, менеджмент, социальные нужды, а владельцы мелких предприятий решают проблемы снабжения и сбыта, а также технологического обновления производства, экономя на трансакционных издержках [5]. Мировой опыт свидетельствует о достижении высокой эффективности мелких и средних аграрных предприятий благодаря организации вертикальных связей. Так, в аграрном секторе США в последние годы наблюдается тенденция к возобновлению активной фермерской деятельности за счет вертикальной и горизонтальной интеграции [6].
3. Развитие крупных форм сельскохозяйственных предприятий как основы аграрного производства и фундамента аграрных реформ.
О необходимости развития данного направления свидетельствует анализ развития сельскохозяйственного производства в Уральском Федеральном округе. По мнению ученых [2, 7] в ближайшие 10-20 лет крупные сельскохозяйственные предприятия, имея существенный потенциал роста, сохранят роль крупнейших поставщиков товарной продукции. Данные предприятия в России, несмотря на кризис 1990-х годов, сумели не только сохранить свой производственный потенциал, материально-техническую базу, но и постоянно обновляют ее. Особую роль в развитии сельскохозяйственных предприятий принадлежит крупным специализированным животноводческим предприятиям. В перспективе (2007-2012 гг.) именно такие предприятия будут производить более 50% продукции животноводства.
В настоящее время большинство крупных сельскохозяйственных предприятий, оказывая помощь личным хозяйствам в обработке приусадебных участков, транспортных услугах, организации зооветеринарного и других видов обслуживания по льготным ценам, несут значительные финансовые потери, что ухудшает условия воспроизводства в общественном секторе. В связи с этим, считаем, что дальнейшее сотрудничество крупных сельскохозяйственных предприятий с личными хозяйствами в сфере производства и обращения должно строиться на договорной основе. Это укрепит связи между ними и позволит более полно использовать трудовые ресурсы.
Главным препятствием для развития данного направления остается рост долгов, который ведет к отсутствию средств на техническое и технологическое перевооружение, снижению эффективности производства. Для исправления ситуации необходима программа финансового оздоровления организаций и предприятий агропромышленного комплекса. Государство при помощи различных целевых программ должно перераспределять доходы от производства и реализации сельскохозяйственной продукции для субсидирования сельскохозяйственного производства. Такое предложение объясняется тем, что производство сельскохозяйственного сырья является убыточным, но в процессе переработки и реализации приобретает высокую потребительскую ценность и, соответственно, значительно более высокую стоимость [6].
4. Интеграцию сельских товаропроизводителей с агросервисными предприятиями.
Данное направление, на наш взгляд, должно развиваться двумя путями: во-первых, преобразованием имеющихся агросервисных предприятий в акционерные и другие общества, а также государственных предприятий в кооперативные; во-вторых, создавать новые агросервисные предприятия на кооперативной основе за счет паевых взносов сельских товаропроизводителей. Актуальность данного направления связана с тем, что в условиях слабой технической оснащенности сельских товаропроизводителей данные предприятия на кооперативной основе будут принадлежать самим сельским товаропроизводителям.
5. Вертикальную агропромышленную интеграцию на основе создания агрофирм, агропромышленных объединений, холдинговых компаний и промышленно-финансовых групп.
Опыт работы данных формирований, освещенный в публикациях [3, 4], а также анализ тенденций развития сельскохозяйственного производства в Уральском Федеральном округе показывают, что они являются `локомотивами` аграрного производства. В большинстве случаев интеграционные формирования создавались в последние годы перерабатывающими предприятиями для расширения сырьевой базы.
Основные задачи этих организационно-хозяйственных формирований вытекают из финансово-экономических проблем аграрного сектора экономики и необходимости обеспечения стартовых финансовых возможностей. Для выхода из кризиса крайне важна финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
К числу этих проблем можно отнести:
- восстановление утраченной в ходе реформы управляемости товарными и финансовыми потоками, сокращение совокупных издержек на производство, переработку и реализацию продукции;
- создание минимально необходимых стартовых условий для поэтапного финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса, преодоления убыточности и достижения устойчивой рентабельности производства;
- привлечение в аграрный сектор финансово-кредитных ресурсов инвесторов и постепенное восстановление, обновление на этой основе ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий, внедрение прогрессивных технологий;
- перераспределение доходов от реализации продукции между товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями в соответствии с их участием в производстве и продвижением конечной продукции к потребителю.
Основным преимуществом данных формирований является возможность внедрения системных интенсивных технологий. В настоящее время даже крупные сельскохозяйственные предприятия, не говоря уже о крестьянских (фермерских) хозяйствах, не охваченные интеграционными процессами, не способны применить инновации в виде технологических систем. В первые годы внедрения новая техника не окупаются и требуют значительных финансовых затрат.
В ряде случаев создаваемые агропромышленные объединения, финансово-промышленные группы и иные формы интеграции пока не в полной мере отвечают интересам сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков. Зачастую головные формирования, объединяя участников производства определенного товара, создают себе исключительное положение на рынке, что дает им возможность диктовать цены, как на потребляемое сырье, так и на выпускаемую конечную продукцию. Поэтому наибольшая сложность в развитии кооперации и интеграции производства заключается именно в обеспечении баланса интересов партнеров, в выборе путей развития всех звеньев производства для достижения общих целей. Данная проблема в связи с расширением деятельности интеграционных формирований является актуальной и привлекает внимание ученых. Подходы к данной проблеме у ученых разные. Так, Р.Г.Ахметов предлагает производить в интегрированных формированиях оптимизацию внутренних расчетных цен за продукцию и услуги для обеспечения равных экономических условий хозяйствования (равную совокупную рентабельность) всем предприятиям данных формирований на основе экономико-математических моделей оптимизации расчетных цен [1]. Другие ученые считают [6], что перераспределение доходов между участниками интегрированных формирований является прерогативой государства.
Однако целостная реализация вышеизложенных направлений роста эффективности сельскохозяйственного производства на основе дальнейшего развития процесса концентрации производства невозможна без государственной поддержки. В условиях рыночных отношений необходимо наряду с саморегулированием рынка повысить роль государства, используя различные рычаги регулирования рынка: финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий; экономическое стимулирование отечественных сельских товаропроизводителей для обеспечения продовольственной безопасности страны; контроль за ценами естественных монополий в аграрном секторе; восстановление паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; установление гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию на основе контрактных закупок в федеральный и региональный фонды на уровне, обеспечивающем рентабельное развитие предприятий; поддержку доходов в аграрном секторе, обеспечивающих расширенное воспроизводство и повышение жизненного уровня сельчан.
Финансово-кредитная политика государства должна включать меры бюджетной, кредитной, налоговой поддержки и страховой защиты сельскохозяйственных предприятий. При этом меры государственной поддержки должны носить поощрительный характер и направляться на обеспечение восприимчивости отраслей агропромышленного комплекса к научно-техническим достижениям, развитие цивилизованных рыночных отношений:
- применение субсидий на приобретение и внедрение современной техники, научно-технической продукции, минеральных удобрений, племенного скота, посадочного материала и семян;
- финансирование капитальных вложений на развитие науки и техники;
- дотирование развития элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства;
- уменьшение налогооблагаемой базы для земельного налога на величину собственных средств, направленных на улучшение земли, расширение и развитие производства.
Нужен комплексный подход к формированию и совершенствованию кредитного процесса как средства достижения устойчивого экономического роста. Для существенного влияния на экономику аграрного сектора, на наш взгляд, объем государственной поддержки сельского хозяйства необходимо увеличить в ближайшее время не менее чем в 10 раз. Недавно принятый приоритетный национальный проект `Развитие АПК` призван способствовать выходу сельского хозяйства на траекторию устойчивого развития.
Успешное развитие названных направлений зависит от эффективности в первичной ячейке производства - сельскохозяйственных предприятий. Повышение эффективности их работы, в свою очередь, зависит от использования внутрихозяйственных резервов и оптимального сочетания производственных параметров предприятия применительно к сложившимся условиям на агропродовольственном рынке.


Литература
1. Ахметов Р.Г. О совершенствовании экономического механизма управления интегрированными формированиями // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2002. - N 11.
2. Горбунов С., Бутырин В. Крупные сельскохозяйственные предприятия - основа агроэкономики // АПК: экономика, управление. - 2002. - N 3.
3. Гордеев А.В. Приоритеты аграрной политики и перспективы развития крупных сельскохозяйственных предприятий России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2001. - N 4.
4. Кириленко А. Современные интеграционные процессы в АПК //АПК: экономика, управление. - 2002. - N 10.
5. Петриков А. Государственная поддержка малого предпринимательства в АПК и сельского развития // АПК: экономика, управление. - 2003. - N 1.
6. Черняков Б.А. Роль и место крупнейших сельскохозяйственных предприятий в аграрном секторе США // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2001. - N 5.
7. Эпштейн Д. Потери, приобретения и перспективы крупных сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление. - 2002. - N7.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия