Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ АГРОЭКОНОМИКИ
Каймакова М. В.
аспирант кафедры экономики и менеджмента Ульяновского государственного технического университета

Региональные проблемы развития социальной сферы села

Одной из важнейших задач развития современного села является восстановление и развитие его социальной сферы. Экономический кризис, резкое сокращение объемов капитальных вложений отодвинули на задний план развитие непроизводственной сферы. Условия жизни сельских жителей по-прежнему остаются непривлекательными. Часть объектов социальной инфраструктуры переданы на баланс местных органов власти, часть жилья приватизирована. Рассмотрим сложившееся положение в социальной сфере на примере Ульяновской области, в которой резко уменьшилась доля непроизводственных фондов в составе основных. На селе заморожены стройки, многие объекты социального значения пришли в упадок. Региональные бюджеты и сельскохозяйственные предприятия оказались не в состоянии поддерживать социальную сферу села. Наибольший спад инвестиций приходится на жилищную сферу. Жилищный фонд сельской местности увеличивается в основном за счет индивидуального строительства.
Благоустройство сельского жилищного фонда Ульяновской области в 2005 г. по центральному отоплению соответствует 43% от норматива, по водоснабжению 43%, по горячему водоснабжению 9%, по канализации 30%. Разрыв в обеспеченности объектами социальной инфраструктуры ведет к неравенству сельского и городского населения в реализации конституционных прав.
Таблица 1. Ввод в действие жилых домов в сельской местности по формам собственности (тыс.кв. м общей площади)
При решении жилищной проблемы необходимо ориентироваться на создание в сельской местности лучших жилищных условий, чем в городе. Это условие будет важным фактором, компенсирующим определение преимущества города и повышающим конкурентоспособность села. Из табл. 1 видно, что в условиях тяжелого экономического положения сельскохозяйственных предприятий и практически отсутствия на селе рынка жилья крестьяне улучшают свои жилищные условия в основном путем индивидуального жилищного строительства. Для молодых специалистов в рамках ФЦП разработана жилищная программа `Социальное развитие села до 2010 года`, которая реализуется на территории Ульяновской области с 2003 г. В 2003-2005 гг. Минсельхоз России в рамках ФЦП выделило Ульяновской области 36,5 млн. рублей на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Для развития и формирования АПК необходимы специалисты, способные работать в современном сельхозпроизводстве. Сотрудничество между сельхозпредприятием и учебным заведением можно обеспечить в региональной системе непрерывной профессиональной подготовки по различным направлениям деятельности.
Учитывая, что технологическая модернизация сельского хозяйства - цель стратегическая, необходимо, чтобы студенты аграрных вузов заранее знали место будущей работы. Не менее важно стимулировать целевую подготовку специалистов, для чего хозяйства должны установить таким студентам дополнительные стипендии и создать хорошие бытовые условия. В Ульяновской области действует закон о `Кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2005-2010 гг.`, в который были внесены существенные поправки. Теперь молодые специалисты, окончившие вузы и готовые работать на селе не менее 3 лет, смогут получать месячную зарплату в первом году - 10 тыс. руб., во втором - 20, в третьем - 10 тыс. руб. Кроме того, ежемесячно молодым специалистам, окончившим вузы, будут доплачивать по 2500 руб. и по 1500 руб., окончившим средние специальные учебные заведения. Можно надеяться, что благодаря этим мерам молодые семьи останутся на селе, а количество специалистов в Ульяновской области будет увеличиваться.
Одной из социально-значимых проблем является обеспеченность сельских районов дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами, в то время как строительство новых школ и больниц на селе стало уникальным явлением. В основном идет процесс сокращения и перепрофилирования детских учреждений под жилье и коммерческие объекты.
За последние десятилетия число клубов уменьшилось на 20%. Четвертая часть сельских клубов нуждается в капитальном ремонте, а из-за отсутствия средств они бездействуют, их имущество растаскивается. Сокращаются масштабы деятельности сельских библиотек в результате уменьшения их числа, сокращения библиотечного фонда и числа читателей. Сокращается сеть сельских лечебно-профилактических учреждений, большая часть из них нуждается в капитальном ремонте, медицинском оборудовании, квалифицированных кадрах, что осложняет оказание первичной медицинской помощи. Параллельно идет процесс свертывания деятельности предприятий, оказывающих сельскому населению бытовые услуги, снижается качество этих услуг, их доступность.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует современным требованиям. Улучшение дорог в Ульяновской области - это необходимое условие не только социально-экономического подъема села, но и просто условие физического выживания сельских жителей. В Ульяновской области многие деревни из-за бездорожья полностью отрезаны от внешнего мира. Отсюда проблема с посещением школ, магазинов, почты. В такие деревни не завозят товары, не может приехать вовремя врач. Отсюда отток из населения деревень. Сельская социальная инфраструктура имеет свои особенности, обусловленные спецификой сельскохозяйственного производства:
- напряженность трудовой деятельности на селе в течение года разная, что приводит к сезонным различиям в востребованности объектов социальной инфраструктуры;
- низкий, по сравнению с городом, уровень обеспеченности населения основными непроизводственными фондами;
- инфраструктура представлена учреждениями низового уровня, а не учреждениями различных уровней как в городе; она обслуживает более узкий контингент потребителей, ограниченный территориальной принадлежностью.
Эти особенности необходимо учитывать при разработке программ развития и определения источников финансирования сельской социальной инфраструктуры. По отношению к сельской социальной инфраструктуре неприемлемы чисто рыночные методы регулирования, что объясняется как особой значимостью некоторых ее объектов (образование, здравоохранение), так и их нерентабельностью в силу особенностей рода их деятельности (социальное обеспечение, культура, физкультура и спорт). Здесь должен быть системный подход к инвестированию объектов сельской социальной инфраструктуры, который объединяет разрозненные программы по развитию отдельных объектов в единую комплексную программу всей социальной сферы региона, решает проблему ограниченных финансовых ресурсов путем выбора приоритетных направлений их расходования.
На качество жизни влияет прожиточный минимум. Потребительские расходы и прожиточный минимум растут в последние годы значительно более высокими темпами, чем доходы населения. Все это увеличивает социально бедные слои. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства по Ульяновской области в 2005 г. составила 2507,4 руб., и это при том, что отношение среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства к среднеобластному уровню в 1990 г. составил 110,4%, а уже в 2005 г. только 46,7%. При этом задолженность по заработной плате составила 74563 тыс. руб. Эти данные свидетельствуют не только о массовом обнищании жителей села, но и о глубоком социально-экономическом неравенстве сельского и городского населения.
В сельском хозяйстве занято 13,2% трудоспособного населения Ульяновской области. Особенно значительное сокращение численности работников сельского хозяйства произошло в последнее десятилетие. Анализ современной демографической ситуации показывает, что последние 15 лет сокращение численности населения Ульяновской области происходит за счет естественной убыли. Данные табл. 2 свидетельствуют, что деревню постигла настоящая демографическая катастрофа. От решения демографических проблем во многом зависит экономическое и геополитическое будущее страны. В 1980-е годы был отток людей из деревни, а теперь - ее вымирание.
Таблица 2. Показатели движения населения по Ульяновской области
В 2005 г. в Ульяновской области среднегодовая численность занятых в экономике составила 583 тыс. чел., в том числе 76,9 тыс. чел. в сельском хозяйстве (13,2%), т.е. уровень занятых на селе значительно ниже, чем в городе. Общая безработица на селе составила в 2004 г. 45,2%, а в 2005 г. - 23,3%. Снижение связано с тем, что многие сельские жители уехали работать в другие регионы.
Большинство сельских безработных не получают пособия и социально не защищены. По данным Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области число населенных пунктов с численностью до 10 человек в 2005 г. составило 72, в 2004 г. - 82 деревни. Буквально за один год перестали существовать 10 деревень. В Ульяновской области 30 населенных пунктов без постоянного населения. Каковы последствия такого положения для будущего деревни и для всего российского общества? В других развитых странах такого массового сокращения численности сельского населения не происходило. С середины 1960-х гг. появляется тенденция к дезурбанизации общества. В Ульяновской области с 1965 г. численность постоянного сельского населения стабильно падает (табл.3).
Таблица 3.Численность постоянного населения в сельской местности в Ульяновской области (тыс. чел.) на 1.01. каждого года
В США численность сельского населения возросла за период с 1980 по 2000 гг. на 6,4 млн. чел., в настоящее время наблюдается сокращение удельного веса жителей, проживающих в крупных городах. В России с 1979 по 2000 гг., напротив, произошло сокращение численности сельского населения на 3 млн. чел. В Ульяновской области численность сельского населения с 1980 по 2000 гг. сократилась на 64,8 тыс. чел., а с 2001 по 2005 гг. на 27,8 тыс. чел. Для противодействия наметившейся тенденции необходимо разработать и реализовать соответствующую политику, поскольку кризис сельской жизни грозит стране рядом системных рисков: потеря контроля над большими территориями и утрата территориальной целостности России.
Существенной причиной высокой смертности сельских жителей Ульяновской области является такой фактор, как потребление алкоголя. Это основной фактор смертности мужчин трудоспособного возраста в России (см. табл. 4).
Таблица 4. Показатели смертности населения Ульяновской области по причине отравлений алкоголем (чел.)
Такое распределение показателя смертности указывает на алкогольный фактор. Часто алкоголь выступает не как прямая причина смерти, а как катализатор кризиса физиологических процессов в организме, чаще всего, деятельности сердечно-сосудистой системы. В 2004 г. в Ульяновской области от болезней сердечно-сосудистой системы в деревне умерло 5302 из 8078 умерших, а в 2005 г. 5386 чел. из 8112 умерших. В результате антиалкогольной компании в Советском Союзе в 1984-1987 гг. потребление алкоголя сократилось на 25%, что привело к падению смертности на 12% среди мужчин и на 7% среди женщин.
Смертность от алкогольных отравлений понизилась на 56%, от несчастных случаев и насилия - на 36%. от пневмонии - на 40%, от других заболеваний дыхательной системы - на 20%, от инфекционных заболеваний - на 20%, а от сердечно-сосудистых заболеваний - на 9%. После сворачивания антиалкогольной компании показатели смертности, в особенности среди мужчин, резко выросли вслед за ростом потребления алкоголя и нарастанием других кризисных явлений в обществе. Повышенная мужская смертность сама по себе является фактором снижения рождаемости. Выбывание молодого мужского населения репродуктивного возраста увеличивает процент одиноких женщин.
Таблица 5. Основные демографические показатели Ульяновской области
Злоупотребление алкоголем напрямую связано с ростом числа разводов (табл.5). Из таблицы видно, что деградирует институт крестьянской семьи: снижается количество браков, увеличивается количество разводов. В России нужна продуманная антиалкогольная политика. Алкоголизация России произошла по тому же сценарию, по которому аналогичные процессы развиваются и во всем мире.
Падение уровня жизни 1990-е гг. сочеталось со значительным снижением относительной стоимости алкогольной продукции, благодаря чему потребление алкоголя в этот период выросло. Именно рост доступности алкогольной продукции, в том числе с точки зрения ее стоимости, является ведущим фактором, определяющим уровень потребление алкоголя.
Высокий уровень потребления наркотиков и алкоголя являются определяющим фактором демографического кризиса в России. Экономический рост может привести к продолжительности жизни, а, следовательно, и росту рождаемости. Однако это не единственная проблема, которая мешает преодолеть демографический кризис и уменьшить количество разводов в семьях. Важное значение имеет организация здорового досуга сельского населения. Рационально организованный, он не только благотворно влияет на физическое здоровье, но поднимает жизненный тонус, повышает трудоспособность.
К наиболее опасным тенденциям, обуславливающим долгосрочный характер и дальнейшее углубление разрушительных процессов, относятся:
- превышение допустимых границ снижения занятости сельского населения;
- интеллектуальная деградация трудового потенциала;
- слабые мотивационные механизмы, и, как следствие, обесценивание сельскохозяйственного труда;
- обезлюдивание огромных сельских территорий.
Предпринятые меры по развитию АПК в Ульяновской области не привели к стабильному улучшению экономической ситуации в аграрном секторе. Число прибыльных сельскохозяйственных предприятий снижается. В 2004 г. было 204 прибыльных сельхозпредприятия, а в 2005 г. их осталось только 137. Почти 200 сельхозпредприятия в 2005 г. закончили свою деятельность с убытком. Удельный вес рентабельных предприятий от общего их числа составил 40,2%, а их финансовый результат до налогообложения, включая субсидии бюджета, составил - 93,6 млн. рублей. Отсутствует государственная поддержка сельских кооперативов и информационно- консультативных служб, лишь в 2005 г. на личные подсобные хозяйства были выделены субсидии.
Одна из главных задач сельскохозяйственных формирований, к какой бы форме собственности они не относились, связана с поиском эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Поэтому для сохранения трудового потенциала на селе необходимо в первую очередь повысить действенность материального и морального поощрения, усилить стимулирующую роль оплаты труда. Современное состояние аграрного сектора характеризуется спадом сельскохозяйственного производства и утратой коллективно-интенсивных методов производства: больше половины сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах. При всей остроте экономических проблем, стоящих перед государством, важно решать социальные задачи на селе. Приоритетными направлениями в данной области выступают:
- гибкая, целенаправленная, адресная социальная поддержка сельского населения, снижение уровня бедности, достижение социальной стабильности, упорядочение системы социальных льгот, гарантий и компенсаций;
- внедрение современных технологий и передового опыта в социальной сфере, поиск новых форм и методов работы;
- повышение общественной ценности сельскохозяйственного труда, создание и восстановление новых рабочих мест, расширение сферы занятости в сельской местности путем развития подсобных производств на льготной основе для обеспечения достаточного дохода сельского жителя;
- усиление социальной защиты малоимущих, повышение уровня социальной защищенности и социального обслуживания инвалидов, ветеранов, людей пожилого возраста, детей, других нетрудоспособных и социально уязвимых групп сельского населения;
- сохранение и развитие социальной инфраструктуры села, внедрение государственных стандартов социального обслуживания, устанавливающих основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания;
- усиление роли государства и органов местной власти в проведении социальной политики на селе на основании программ и законов социального развития села; разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти, углубление межведомственного взаимодействия по решению различных социальных вопросов.
Для решения проблем сельского населения необходим комплексный подход, который предусматривает целенаправленные меры на федеральном и региональном уровне. Социальная политика на территориальном уровне должна быть конкретизирована по целям и методам. Результативным может стать организация системы региональных инновационных центров. Основными направлениями их деятельности станет переобучение и переквалификация работников, разработка и реализация региональных программ, позволяющих обеспечить сохранение инновационного потенциала сельского населения.
Региональная программа социального развития села должна быть направлена и на строительство магистральных дорог, газификацию и водоснабжения сел. Это позволит улучшить быт работников сельского хозяйства, использовать дешевые альтернативные источники энергии в производстве и в быту, поддержать на должном уровне культуру производства и коммунальное хозяйство.
Социальная ситуация подошла к пороговым значениям терпимости и представляет угрозу для продовольственной безопасности и социально-политической стабильности страны. Социальный фактор стал тормозом развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.


Литература.
1. Экономическое положение в Ульяновской области в 2005 году. Федеральная служба государственной статистики. - Ульяновск, 2006.
2. Стабилизация и экономический рост агарного сектора экономики /УлГСХА: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ульяновск, 2004.
3. Экономическое положение в Ульяновской области в 1998 году. Федеральная служба государственной статистики. - Ульяновск, 1999.
4. Экономическое положение в Ульяновской области в 2000 году. Федеральная служба государственной статистики. - Ульяновск, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия