Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Савин В. В.
ведущий научный сотрудник НИИВС ГУ-ВШЭ (г.Москва), PhD

Единое энергетическое пространство России и Казахстана: механизм интеграции

Одной из ключевых геоэкономических и геополитических задач для России сегодня является решение вопроса о возможности ее полноценного участия в производстве и распределении мирового дохода. В более широкой постановке этот вопрос касается практически всех стран на территории Северной Евразии, и в частности, участников североевразийской глокально-интеграционной [*] группировки [6 с.13]. Экономическое содержание указанной проблемы непосредственно связано с анализом функционирования на территории России и других североевразийских государств интернационализированных воспроизводственных ядер (ИВЯ) [3,с.497]. В настоящее время эти проблемы начинают волновать не только ориентированных на долгосрочную (стратегическую) перспективу экспертов, но и затрагивать непосредственные средне- и даже краткосрочные интересы большинства российских хозяйствующих субъектов, что во многом стало возможным благодаря успешному завершению двусторонних переговоров России по вступлению в ВТО.
Нами уже была ранее предложена концепция `естественных` коалиций больших пространств [7, c.311-316, 313п]. В соответствии с этой концепцией можно утверждать, что Россия и Казахстан представляют собой ядро североевразийской глокальной интеграционной группировки. Существует также ось `Северная Евразия - Южная Америка` в рамках `естественной` коалиции глокальных интеграционных группировок Северной Евразии, Южной Америки и Южной Азии. При сравнении с другими странами (интеграционными группировками), Россия и Казахстан не обладают избытком капитальных или трудовых ресурсов, но при этом их запасы энергии и других природных ресурсов можно считать избыточными. [2.п.24; 6,пп. 88, 106, 121 [*]. Следовательно, именно участие в формировании и распределении мирового дохода за счет энерго- и ресурсообеспечения перестраивающегося мирового хозяйства, а также предоставления обслуживающих высокотехнологичных и наукоемких товаров и услуг, создаваемых благодаря ресурсоизбыточности, и будет основной задачей глокальных ИВЯ, создаваемых на территории России и всей североевразийской глокальной интеграционной группировки. В этом же направлении идут интеграционные процессы и по оси `Северная Евразия - Южная Америка` в рамках `естественной` коалиции глокальных интеграционных группировок Северной Евразии, Южной Америки и Южной Азии в кратко-, средне- и долгосрочном периоде (на период до 2030 г.)) [*].
Уже сейчас основной статьей экспорта таких североевразийских стран, как Россия и Казахстан, являются энергетические и ресурсные (сырьевые) товары [1]. Однако в настоящий момент поставки энергии и сырья осуществляются российскими и казахстанскими хозяйствующими субъектами без должной оптимизации конкурентоспособности североевразийской глокальной интеграционной группировки и особенностей ее ИВЯ. Хозяйствующие субъекты России и Казахстана превратились в сырьевой придаток ИВЯ иных глокальных интеграционных группировок, выполняют роль их вспомогательного хозяйства [3, с.124]. Следовательно, необходимо повышение геоэкономического значения североевразийских ИВЯ как на территории собственно России в союзе с Казахстаном, так и в рамках всего мирового хозяйства. Заметим, что указанная цель не может быть реализована без упорядочения энергетической и ресурсной сферы экономики России. Это касается в равной мере и других стран Северной Евразии. Наведение порядка в ресурсной сфере должно стать фундаментом для полноценного участия североевразийских ИВЯ в формировании и распределении мирового дохода.
Наведение порядка невозможно без консолидации энергетических и сырьевых отраслей России и Казахстана, как структурообразующих стран Северной Евразии. Другим необходимым условием упорядочения является создание единой политики регулирования энергетических и сырьевых отраслей этих двух стран. В литературе данная консолидация часто описывается как пример успешного создания единого энергетического пространства (ЕЭнП) североевразийской глокальной интеграционной группировки. Остановимся подробнее на основных мотивационных установках, стратегических приоритетах, а также основных мероприятиях и критериях успеха данного объединения. [более подробно см.: 6].
Консолидации энерго-сырьевых отраслей России и Казахстана может считаться успешной, если будет создано единое энергетическое пространство (ЕЭнП) североевразийской глокальной интеграционной группировки. Формированию такого пространства будет способствовать проведение единой энергетической политики, включающей не только беспрепятственное перемещение энергоресурсов, сопровождающих их услуг и факторов производства внутри России и Казахстана, но и обеспечение единой ценовой и тарифной политики в сфере ТЭК. Кроме того, требуется единый контроль экспорта товаров ТЭК за пределы интеграционной группировки, подкрепленные внесением соответствующих изменений в энергетическое законодательство государств-участников интеграционной группировки.
Что касается ЕЭнП североевразийской глокальной интеграционной группировки, то его создание будет успешным при условии энергоинтеграции стран ядра североевразийской интеграционной группировки на основной - европейский - рынок сбыта.
Следует отметить, что различные страны имеют разную интенсивность и разное качество заинтересованности в энергоинтеграции.
Так, для России политические стимулы к интеграции определяются необходимостью обретения новой идентичности и поиска прагматической глокальной инициативы, учитывающей культурно-исторические константы североевразийской континентальной цивилизации, а также необходимостью решения вопросов эффективного общественного контроля за добычей и использованием природных ресурсов.
Экономические стимулы участия России в интеграции тесно связаны с интенсивностью спроса и предложения партнеров по отношению к энергетическим ресурсам. К примеру, экономика Казахстана может быть определена как `энергоизбыточная`, в связи с чем интересы России при формировании отношений партнерства в этой страной будут концентрироваться вокруг решения задачи приобретения доступа к ее топливно-энергетическим ресурсам и получения возможности приоритетного (лидирующего) участия совместно с национальным капиталом в основных международных проектах, связанных с развитием ТЭК. С другой стороны, интеграция с экономикой `энергонедостаточной` Беларуси ставит перед российским бизнесом задачу закрепления и развития позиции основного поставщика энергоносителей, повышения качества и надежности предоставляемых энергетических услуг, приобретения в собственность предприятий, необходимых российским энергетическим структурам.
Интеграционные интересы Казахстана в политической сфере связаны с необходимостью сохранения `хрупкой` внутренней политической стабильности межкланового равновесия, обеспечить поддержку которого возможно с помощью опоры на связи с российскими элитами. Кроме того, большинство всех глокальных игроков планетарного человеческого сообщества обнаруживает высокую заинтересованность в том, чтобы принять участие в разработке месторождениях нефти, газа и других природных ресурсов на территории Казахстана. Вне союза с Россией Казахстану будет весьма трудно обеспечить долгосрочно выгодную (не хищническую) разработку своих месторождений полезных ископаемых.
В связи с этим определяются и экономические причины стремления Казахстана в интеграции. Они выражаются в возможности использования накопленного Россией опыта по разведке и освоению новых нефтегазовых месторождений (в частности, при освоении ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря), а также по увеличению нефтедобычи на уже осваиваемых месторождениях. Помимо этого, Казахстан обнаруживает стремление к обеспечению благожелательного отношения России к совместным проектам по модернизации и развитию транспортной инфраструктуры для обеспечения максимального доступа нефтегазодобывающих компаний Казахстана к экспортным маршрутам европейского направления.
Основными актерами, реализующими стратегии создания ЕЭнП североевразийской глокальной группировки, являются, прежде всего, правительства и профильные министерства России и Казахстана. Нельзя преуменьшать и роль основных российских (и казахстанских) транснациональных корпораций, формирующих структуру ИВЯ североевразийской глокальной интеграционной группировки. В их числе - `Газпром`, РАО `ЕЭС` и др., а также лоббистские организации наподобие, к примеру, РСПП и `Деловой России`. Именно органы государственно-территориального управления национальных государств России и Казахстана, а также руководство хозяйствующих субъектов, формирующих североевразийские глокальные ИВЯ должны нести ответственность за успех или неудачу процессов интеграции в энергетической сфере. При этом следует учитывать, что в перспективе по мере формирования ЕврАзЭС органам управления данной глокальной интеграционной группировки могут быть переданы некоторые функции органов управления национальных государств.
Успех интеграции будет зависеть, прежде всего, от адекватности выбранной стратегии. На сегодняшний день усилия государственных органов власти России и Казахстана должны быть нацелены на реализацию стратегии активизации законотворческой деятельности, стратегии ускорения глокальной интеграции и стратегии широкомасштабной реформы государственного управления.
Основными мероприятиями в рамках вышеназванных трех стратегий являются:
 в рамках стратегии активизации законотворческой деятельности:
1) формирование согласованных принципов тарифной, налоговой и таможенной политики в области энергетики в странах ЕЭнП;
2) принятие мер по унификации и гармонизации национальных законодательств в области энергетики;
 в рамках стратегии ускорения региональной интеграции:
1) создание энергетической биржи в рамках ЕЭнП;
3) создание Совета по формированию и развитию энергетического рынка в странах ЕЭнП;
 в рамках стратегии широкомасштабной реформы государственного управления
1) внедрение методов управления по результатам;
2) внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов;
3) обеспечение информационной открытости государственных органов, их взаимодействия со структурами гражданского общества;
4) реализация эффективной антикоррупционной политики в коррупционно опасных сферах деятельности государственных органов;
5) создание условий для развития кадрового потенциала государственной службы;

При реализации мероприятий по созданию ЕЭнП необходимо, чтобы действия соответствующих государственных органов управления создавали пространство, в котором реализовывались бы интересы хозяйствующих субъектов, формирующих глокальные североевразийские ИВЯ.
Результатом реализации указанных стратегий и мероприятий может стать среднесрочный сценарий дальнейшего развития энергетики России и Казахстана в рамках североевразийской глокальной интеграционной группировки в перспективе до 2012 года [6].
Вследствие этого качество государственного регулирования в целом значительно повысится, добыча природных ресурсов в североевразийской глокальной интеграционной группировке будет расти большими темпами, чем при отсутствии регулирования; возникновение кризисных явлений (дефицита) на рынках нефтепродуктов стран североевразийской глокальной интеграционной группировки станет маловероятным. Кроме того, частично восстановится качественный инвестиционный процесс в смежных с энергетикой отраслях обрабатывающей промышленности. Успешные действия по реализации североевразийской энергетической интеграции позволят странам-участницам решить часть значимых в контексте мирового разделения труда задач.
Также возможно значительное улучшение функционирования транспортной сферы североевразийской глокальной интеграционной группировки, улучшение законотворческой деятельности в России и Казахстане; повышение качества внешней среды для работы финансово-промышленнх групп и функционирования энергетического рынка в регионе. Вероятным окажется значительное уменьшение издержек производства предприятий Казахстана и России, значительное увеличение их рентабельности. Ожидается значительный (качественный и количественный) рост экспортно-импортных операций, как у Казахстана, так и у России. Также можно надеяться на некоторое улучшение положения науки, повышение интенсивности инновационной активности.
В целом можно предположить, что при реализации стратегий интеграции можно будет надеяться на сохранение, или даже увеличение темпов роста ВВП к 2012 г. во всех странах североевразийской глокальной интеграционной группировки.
Таким образом, упорядочение управления энерго-сырьевыми отраслями России и, в целом, североевразийской глокальной интеграционной группировки, создание единых условий хозяйствования для функционирующих на ее территории ИВЯ не только поможет полноценному участию североевразийских хозяйствующих субъектов в производстве и распределении мирового дохода, но и оптимизирует условия их деятельности.


Литература:
1. Бюллетень иностр. коммер. информ. - 2006. - N20 (8966)(18 февр.)
2. Ершов Ю.А.,Яковлева Е.Л. Инвестиционный климат и структура рынка в энергетическом секторе России. - Москва: ТЕИС, 2005.
3. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. - М.: Норма, 2006.
4. Мохан С.Р. Индия и политическое равновесие // Россия в глобальной политике. -2006. - N4.
5. Редакционная статья //Бюллетень иностр. коммер. информ. - 2006. - N20 (8966) (18 февр.).
6. Савин В.В. Единое энергетическое пространство России, Казахстана и Беларуси. - М.: ТЕИС, 2006.
7. Савин В.В. Интегрирование планетарного человеческого сообщества: от девятиполярного мира к трем естественным коалициям больших пространств. //Постмодерновый мир и Россия /Ю.М. Осипов, О.В. Иншаков, М.М. Гузев, Е.С. Зотова (ред.). - М.-Волгоград, 2004. - С.311-316.
8. Pohl Th. Die Wirtschaftsbeziehungen zwischen China und Lateinamerika: mehr als große Hoffnungen? // China aktuell. - 2005. - N4. - s. 15-22.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия