Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Габитов А. Ф.
профессор кафедры прикладной экономики Института экономики и управленияНовгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого,
доктор экономических наук


Сущность инновационного процесса и основные этапы его исследования в экономической литературе

Теоретическое наследие по вопросу сущности инновационного процесса значительно. Это одна из наиболее изучаемых проблем в данной области. Анализ литературы, так или иначе посвященной инновационным процессам, позволяет заключить, что сегодня говорить о единстве взглядов на их сущность, пока не приходится. В отечественных исследованиях встречается достаточно большое количество трактовок данного понятия.
Заметим, что в бывшем СССР вместо категории `инновационный процесс` использовались другие, а именно: `процесс исследование-производство`, `цикл наука-техника-производство` и аналогичные. До периода рыночной трансформации экономики преимущественно единственным было толкование инновационного процесса как последовательного, стадийного явления, включающего следующие друг за другом этапы работ, начинающиеся научными исследованиями и заканчивающиеся, как правило, производством. На этой позиции в 60-70-е годы и в первой половине 80-х годов стояло большинство экономистов. (1)
Однако, в рамках данного подхода, где все этапы инновационного процесса жестко фиксировались и строго следовали друг за другом, существовало много расхождений, связанных с классификацией стадий процесса `исследование-производство`, его границами, организационными формами различных этапов.
Такая модель, ее можно обозначить как линейную в административно-командной экономике, имевшей место в бывшем СССР, приняла государственно-плановую природу на всех уровнях. Характерным для инновационных процессов тогда было тотальное огосударствление, что в принципе было свойственно для всего народного хозяйства в целом, а это привело в отечественной практике к слишком упрощенному пониманию проблемы развертывания инновационных процессов лишь с точки зрения выработки единой технической политики, назначения единого хозяина, ответственного за единый конвейер - от идеи до внедрения новшеств. (2)
Безусловно, и это нельзя не отметить, развертывание инновационных процессов по линейной модели принесло свои очевидные плоды - мировое лидерство нашей страны в области вооружений и средств защиты и нашло воплощение в крупнейших национальных инновационных проектах в космосе и атомной энергетике.
В зарубежной литературе обоснование сущности и структуры инновационных процессов было впервые осуществлено Й. Шумпетером (на основе теории длинных волн Н.Д. Кондратьева). Он ввел в экономическую теорию понятие `инновация`, характеризуя ее как стадию жизненного цикла результатов научно-технического прогресса: инвенция (изобретение) - инновация (внедрение) - имитация (тиражирование), при этом в инновационном процессе Й. Шумпетер выделил следующие компоненты: научные исследования, разработки, проектирование, производство, маркетинг, сбыт, обслуживание.(3) Такая линейная инновационная цепь (`наука-технология-производство-потреблние`) представляла собой наиболее простую модель анализируемого процесса.
В отечественной экономической литературе с конца 80-х годов также обосновывалась аналогичная четырехзвенная система. (4) Вместе с тем, на практике такая стадия инновационного процесса, как потребление, имела совершенно другую, нерыночную природу, коренным образом отличающуюся от зарубежной.
Итак, линейная модель может быть представлена следующей схемой: фундаментальные исследования - прикладные исследования - инженерно-технические разработки - серийное производство - маркетинг, продвижение, где единственным источником инноваций являются научные исследования. В этом случае линейная модель полностью вытекает из теории `технологического толчка`, как первопричины, источника инноваций, которая получила развитие в работах Г. Менша, выделившего два главных аспекта: технологический толчок есть основа инновационных изменений, а депрессия выступает в роли `спускового крючка` инновационной активности. (5)
Другая разновидность линейной модели обоснована К. Фрименом, Й. Шмуклером и другими исследователями. По К. Фримену, разработку новшеств обеспечивает рост спроса, который в свою очередь инициирует диффузию продуктовых и процессных инноваций. (6) Теория К. Фримена и его последователей получила название `гипотезы давления спроса`. Именно `давление спроса` существенно активизировало инновационные процессы с начале 80-х.
Таким образом, зарубежный взгляд на данный процесс изначально тоже был связан с линейной, последовательной моделью. Однако, существенное различие отечественного и зарубежного подходов состоит, прежде всего, в том, что последний учитывал потребительский спрос, запросы рынка и обязательное осуществление маркетинговых исследований на конечной стадии инновационного процесса при продажах и продвижении новых товаров на рынки.
В период рыночного реформирования отечественной экономики произошло резкое сокращение публикаций, так или иначе касающихся инновационного процесса. Особенно приостановилось исследование данной проблемы в первой половине 90-х годов и вся литература, изданная в это время, практически не внесла существенных корректировок в трактовку анализируемого понятия. (7)
Однако, в данный период были созданы предпосылки для возникновения новых направлений к исследованию инновационных процессов, которые четко наметились уже во второй половине 90-х годов. Их суть связана с рыночной концепцией инновационного процесса, который стал рассматриваться в качественно ином контексте. Дело в том, что в рыночной экономике кардинально изменяются координаты существования и развития научной сферы и с точки зрения институциональной структуры, и с позиций финансирования, а также инвестиционного обеспечения и государственного регулирования.
Становлению и развитию рыночных концепций инновационного процесса способствовало изучение зарубежного опыта, непосредственные контакты российских и западных ученых. Осмысление инновационных процессов в контексте рынка привело к следующим трактовкам данного понятия.
Некоторые авторы считают, что инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию (нововведение). Он может содержать ту или иную совокупность стадий инновационного процесса, вплоть до научных исследований, прикладных или даже фундаментальных, но непременно нацеленную на получение результата, пригодного для практического использования. (8)
В.С. Зверев определяет инновационный процесс как последовательность действий по преобразованию научной идеи в конкретный продукт, услугу или технологию и их практическому использованию в народном хозяйстве. (9)
Аналогичное видение сущности инновационного процесса просматривается и в работах других исследователей. (10)
Как видим, приведенные точки зрения соотносятся с линейной моделью инновационного процесса.
Таким образом, отечественные исследователи в 90-е годы в определении сущности инновационного процесса стояли на позиции Й. Шумпетера.
Начиная с 2000 года, в российской литературе появляются иные трактовки инновационного процесса, в которых основное внимание уделяется условиям и факторам его развертывания. О высокой значимости данного аспекта свидетельствует большое количество работ, опубликованных в последнее время. С этих позиций инновационный процесс трактуется как сложный, многостадийный процесс ресурсного и организационного обеспечения условий для появления изобретения и его последующей трансформации в массовую продукцию или услугу для общества. (11) При этом успешное прохождение через каждую стадию возможно лишь в том случае, если будет осуществлено полноценное обеспечение тремя видами ресурсов, а именно интеллектуальными, реальными и финансовыми инвестициями.
В зарубежных исследованиях, начиная с 80-х годов, сущность инновационного процесса связывают уже не с последовательной, а с параллельной структурой и трактуют иначе, в категориях нелинейности.
Характерным определением инновационного процесса в этом ключе является, например, его трактовка, предложенная Т. Иордом и Д. Твиссом. Они считают, что инновационный процесс - это поиск, открытие, разработка, усовершенствование, освоение, коммерциализация новых процессов, продуктов, организационных структур и методов хозяйствования. Он связан с неопределенностью, принятием на себя риска, проверкой и перепроверкой, экспериментами и испытаниями. (12) Как видно, в приведенном определении не делается акцента на строгой последовательности этапов. В последние десятилетия в зарубежных исследованиях преимущественное внимание отдается нелинейным моделям.
Становление нелинейных моделей связано, прежде всего, с объединением в них двух источников инновационных идей, а именно `технологического толчка` и `давления спроса`.Что касается нелинейных инновационных процессов, то самыми характерными их признаками являются, на наш взгляд, следующие.
Во-первых, начало инновационного процесса не обязательно связано с проведением НИОКР, в частности фундаментальных исследований. Например, установлено, что новые технологии реакционного литья под давлением (используется в производстве пластиков), создания Internet и других появились на свет отнюдь не благодаря прорывам в базовой науке. По мнению зарубежных авторов инновации или изобретения редко являются результатом открытия. Чаще всего они происходят в ответ на определенную проблему или возможность, которые проистекают либо из внутренней, либо внешней среды организации. (13) Таким образом, начало инновационного процесса не так жестко привязано к научным исследованиям, а может быть соотнесено и с другими явлениями в зависимости от особенностей разработки и реализации инновационных проектов.
Во-вторых, принципиально изменяется роль науки. Она выступает уже не столько как источник инновационных идей, но и как ресурс, пронизывающий все звенья инновационного процесса. Дело в том, что в условиях неопределенности, быстрого изменения рыночной конъюнктуры может возникнуть потребность в дополнительных научных исследованиях и экспериментах, причем эта потребность может возникнуть на любой стадии инновационного процесса.
В-третьих, здесь возникает качественно новый тип связей, соединяющих его элементы. Если для линейной модели были характерны в основном прямые связи, то нелинейной свойственны еще и обратные, которые принципиально меняют структуру и механизм инновационного процесса. Именно с их эффективностью связывают сегодня успешную реализацию данного процесса, а именно: уменьшение его длительности, повышение качества, результативности нововведений.
Представляется, что функциональное предназначение обратных связей, которых должно быть множество, состоит в том, чтобы не допустить произвольного разделения инновационного процесса на независимые или слабо зависимые составные части. Комплекс обратных связей призван противостоять внешним воздействиям и повышать уровень организации системы в процессе адаптации к окружающей среде. Кроме того, особенностью обратных связей является также и то, что они имеют место не только в рамках системы, но и соединяют ее с внешней средой, с рынком, потребителями, а также другими экономическими субъектами.
Учет обратных связей и их эффективную реализацию демонстрируют, прежде всего, японские фирмы, а также высокотехнологичные компании других стран мира. М. Аоки, анализируя инновационный процесс в японской фирме, отмечает, что он характеризуется целой системой обратных связей, имеющих пять направлений и два типа механизмов. Первый - короткий контур обратных связей, соединяющий каждую последующую стадию движения по центральному направлению с предыдущей. Второй - длинный контур, передающий осознанные нужды рынка и потребителей на различные начальные стадии инновационного процесса. (14) Система таких связей способствует усилению целостности инновационного процесса. Представляется, что этот опыт целесообразно использовать в отечественной практике, тем более что его активно перенимают крупнейшие компании мира, выстраивая свою инновационную стратегию в ХХI веке.
Компания `Гражданские самолеты Сухого` впервые в практике российского авиастроения применила подход, при котором параллельно велось проектирование самолета, подготовка производства, процесс продаж и разработка систем послепродажной поддержки. Это позволило сократить сроки проектирования и разработки семейства самолетов Superjet почти на два года и значительно снизить трудоемкость.
Эффективная реализация инновационных процессов связана с объединением в рамках целостной воспроизводственной структуры всех элементов системы `наука - технология - производство - потребление`, предусматривающей создание разветвленной системы сбытового и сервисного обслуживания для стимулирования научных исследований и активизации изобретательской деятельности на основе подключения нового типа связей - обратных связей в инновационном процессе. Именно благодаря постоянной и быстродействующей обратной связи с рынком через маркетинговые подразделения, а также повышенной реакции на изменение запросов потребителей, японские фирмы завоевали автомобильный рынок: фирмы Тойота, Нисан, Хонда тратили на разработку новой модели около 24 месяцев, а Дженерал Моторс, Форд и Крайслер - 36 - 48 месяцев. (15)
ЗАО `Гражданские самолеты Сухого` стало одной из первых в России фирм нового типа, которая отвечает за весь жизненный цикл продукта: разработку и проектирование, маркетинг и продажи, производство, сертификацию и послепродажное обслуживание, но в то же время выступает не главным исполнителем, а лишь интегратором проекта, в котором участвуют более 20-ти лидеров мировой авиаиндустрии, и обеспечивают конструирование самолета, поставку комплектующих и систем управления. Инженеры и менеджеры всех основных поставщиков вместе с российскими специалистами выполняли компоновку самолета и разрабатывали его цифровую модель. Стратегический партнер - итальянская Alenia Aeronautica приобрела в 2007 г. блокирующий пакет акций российской компании, участвует в финансировании проекта, поставляет композиционные материалы и ноу-хау, а главное - предоставляет свою инфраструктуру для сертификации, организации продаж и послепродажного обслуживания самолета. Компания Rower Jet - риск-разделенный партнер поставляет на сборочные заводы в Новосибирск и Комсосольск-на-Амуре силовые установки, по которым она является признанным лидером.
На таких же принципах аутсорсинга, контрактной экономики и разделения имущественных прав организуется инновационный процесс в Объединенной авиастроительной и судостроительной корпорациях, которые начнут работать в 2007-2008 гг.
Коммерческий успех фирмы в перспективе связан с изучением сбытовых условий, их динамики в будущем. Маркетинг становится центральным видом деятельности любой фирмы и особенно реализующей инновационную стратегию. По оценкам В.М. Кудрова до 90 % общего числа американских компаний постоянно анализируют тенденции в изменении спроса, появлении новых потребностей.
Зарубежный опыт свидетельствует: возможность реализации новой технологии растет, если ее разработка происходит параллельно с исследованием ее рыночного потенциала. Большинство экспертов считает, что в современных условиях успех новой продукции на 70-90 % зависит от точности соответствия ее потребительским предпочтениям. (16)
Например, фирма Боинг, создавая каждый серийный самолет, учитывает запросы конкретного покупателя. Стремление удовлетворять все потребности заказчиков привело к необходимости создания на фирме группы заказа, которая имеет 400 компьютерных программ, обеспечивающих четыре действия для каждого самолета: создание конфигурации, производственный цикл, способ продажи и контроль за новациями. Любое даже самое незначительное изменение в серийной машине оборачивается для инженеров тысячами часов работы и обходится в сотни тысяч долларов.
Следовательно, нужен своевременный учет тенденций спроса. В противном случае фирма может лишиться доли рынка. Так, например, компания IBM, эффективно доминировавшая на рынке компьютеров в 70-х начале 80-х гг., в течение 80-х годов потерпела неудачу, не смогла ответить на рыночные изменения, связанные с переходом к менее крупным компьютерным системам, в особенности к рабочим станциям и персональным компьютерам. Поэтому, не случайно, неотъемлемой частью инновационной стратегии лидирующих компаний являются программы партнерства, сотрудничества с потребителями, которые ныне осуществляются на базе информационных технологий, значительно интенсифицирующих обратные связи. Например, компания Dow Corning. Inc. организовала так называемое `научное сотрудничество` с потребителями, которое призвано выделять творческий импульс от потребителей и помогать фирме получать выгоду от использования новых рыночных возможностей. Программы `научного сотрудничества` с потребителями применяют Black & Decker Corp. and General Electriс. Компания интегрирует потребителя, работает с ним по долгосрочным контрактам, чтобы удержаться на плаву, фирме нужен своевременный учет тенденций спроса, настроений потребителей.
Таким образом, инновационный маркетинг заслуживает самого пристального внимания, тем более что, по мнению, отечественных разработчиков первое место среди причин плохой диффузии нововведений занимает как раз недостаточный уровень маркетинга. (17)
Маркетинг играет ключевую роль в инновационных процессах последнего поколения. Модель стратегических сетей и начинается и заканчивается маркетингом, который используется на всем пути от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания готовой продукции. (18)
В нашей стране в инновационном бизнесе до сих пор отсутствует эффективный маркетинговый механизм продвижения результатов разработок. Это не позволяет отечественным научным предприятиям занять соответствующие позиции на внутреннем и мировом рынке.
Так, в компании ЗАО `Нанотехнология МДТ` (г. Зеленоград), созданной в 1991г., занятой разработкой и производством сканирующих зондовых микроскопов и поставляющей свою продукцию в 18 стран мира, ученые выполняют не только собственные функции, но и пытаются заменить собой маркетолога, менеджера и производителя, (19) между тем мировой опыт свидетельствует, что маркетинг уже давно выносится во `внешнюю среду` инновационных процессов. В преддверии резкого взлета рынка нанотехнологий, а по оценкам экспертов это произойдет буквально через два-три года, высокое позиционирование фирм на мировом рынке будет невозможно без развитого комплекса маркетинга.
Недостаточное государственное финансирование научных организаций требует от них постоянного поиска и корректировки направлений деятельности путем проведения непрерывного научно-технического маркетинга. В этом случае инновационный процесс структурируется уже по иной схеме и уже на первом этапе проводится исследование потребностей рынка технологий, формирование инновационного спроса, анализ внутренних и внешних возможностей научного учреждения и выбор направлений работ.
Таким образом, речь идет об использовании нелинейной модели инновационного процесса, ключевые признаки которой были раскрыты выше.
Для повышения конкурентоспособности национальной инновационной системы, особенно актуально использование маркетинга в инновационных процессах, развертывающихся в высокотехнологическом секторе, в т.ч. в научных организациях, ведущих военные НИОКР. Практика показала, что наукоемкая продукция, выпускаемая сегодня оборонными исследовательскими институтами по конверсионным программам часто не пользуется достаточным спросом в России.
Так, например, государственное унитарное предприятие `Свердловский филиал научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники` (ГУДП `СФ НИКИЭТ`) - крупнейший атомный центр материаловедческого профиля Урала (наукоград Заречный) для сохранения кадрового потенциала и обеспечения собственного функционирования в 1992-1998 гг. разработал три программы конверсии и диверсификации. Однако, достичь ожидаемого результата не удалось ввиду слабой маркетинговой проработки проектов.
Из семи проектов первой программы (1992-1994 гг.) два были остановлены в связи с исчерпанием рынка сбыта, а три проекта вообще не реализованы из-за неверного выбора направления работ. Малоэффективными, опять же по чисто рыночным соображениям, из-за колебаний сбыта, оказались и проекты второй конверсионной программы (1995-1997 гг.).
Третья программа (1998-1999 гг.), в отличие от двух предыдущих, оказалась самой успешной, т.к. были учтены ошибки и выбор проекта был осуществлен на основе углубленного исследования рынка сбыта. (20)
Маркетинг играет главную роль в процессе успешной коммерциализации технологий, созданных по конверсионным программам. Его отсутствие, и особенно в процессе разработки новых гражданских технологий, а также технологий двойного назначения создает препятствия для их передачи из режимных исследовательских организаций, особенно многопрофильных, развивающих десятки проектов с огромным инновационным потенциалом в гражданскую экономику на основе тщательной разработки бизнес-планов с их последующим мониторингом максимально полно удовлетворять конкретные потребности рынка. Для этого необходимо планирование маркетинга инноваций на долгосрочный период, а не на срок не более года. Из-за неопределенности экономических условий в нашей стране до сих пор использовались даже так называемые `скользящие квартальные планы`, однако текущие оперативные решения не могут дать хозяйствующим субъектам надежные ориентиры в инновационной стратегии. Лишь стратегический менеджмент позволяет соединить инновационный процесс и маркетинг в условиях все возрастающей конкуренции со стороны отечественных и зарубежных предприятий.
В заключение отметим, что современные инновационные процессы развертываются как нелинейные, что необходимо учитывать при формировании инновационной системы России.


Литература:
1.Башин М.Л. Новая техника и опытные предприятия. - М.: Машиностроение, 1999; Научно-технический прогресс: эффективность, качество, стимулы. - Л., 1977. - с. 7; Организационные формы связи науки с производством в промышленности /Л.С. Бляхман, М.А. Гусаков, М.С. Минтаиров и др. - Л.: Наука, 1980.
2.Духота Ю.А. Основы управления циклом `наука-производство-реализация` продукции новых поколений. - Киев, 1992. - С.10.
3.Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М.: Экономика, 1989; Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.
4. Крюков Л.М., Морова А.П. Совершенствование форм связи науки с производством: по материалам исследования БелНИИНТИ. - Минск, 1982. - С.44.
5. Mensch G., Continho C., Kaasch K. Changing Capital Values and the Prosperity to Innovate //Futures. - 1981. - N 4. - р. 28.
6. Freeman C. Technical Innovation, Diffusion and Long Wave //The Long Wave Debate, 1987.
7. Малов В.С. Прогресс и научно-техническая деятельность. - М., 1991. - С. 66; Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). - М., 1992. - С.5; Интеграция академической науки и производства: организационно-правовое обеспечение /Отв. ред. В.Б. Аверьянов. - Киев, 1990. - С.10.
8. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития /Под ред. А.А. Румянцева. - СПб.: Наука, 1996. - С.88.
9. Инновационные проекты: опыт Новосибирского научного центра /Под ред. В.И. Суслова. Ч. 1. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004. - С.10.
10. Шайбакова Л.Ф. Инновационный процесс в регионе (организационно-экономический аспект). - Екатеринбург: УГЭИ, 1995. - С.11; Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами /Под ред. С.В. Валдайцева. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1996. - С.36; Мухаметов А.Г. Инновации как производительная сила региона //Менеджмент: теория и практика. - 2000. - N 5. - С. 29; Коротаев Н.Н. Экономическое содержание инноваций //Экономические рычаги в системе хозяйствования: Сб. науч. трудов. Вып.3. Науч. ред. Н.Н.Пилипенко, В.И. Сиськов. - М.:МГСУ, 1997. - с.50; Гаврилов К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России. - М.: Изд.-торг. корпорация `Дашков и К`, 2003. - С. 23.
11. Гуров К.Л. Указ. Соч. с. 44.
12. Инновационный процесс в странах развитого капитализма /Под ред. И.Е. Рудаковой. - М.: МГУ, 1991. - С. 4.
13. Инновационная деятельность зарубежных фирм. Реферативный сборник /Отв. ред. Г.В. Вишнякова. - М.: ИНИОН РАН, 1993. - С.57.
14. Аоки М. Фирма в японской экономике. Информация, стимулирование и заключение сделок в японской экономике: Пер. с англ. - СПб., 1995. - С. 314-315.
15. Multinational management strategies //Multinational busness. - L, 1990. - N 3. - p. 56.
16. Долинская М.Г., Соловьев П.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1991. - С. 30.
17. Фальцман Е., Корепанов Е., Давыдова Л. Факторы спроса на отраслевую науку //Вопросы экономики. - 1997. - N 9. - С. 82.
18. Юраков А.Ю. Модели инновационного процесса //Современные аспекты экономики. - 2002. - N 12 (25). - С.11.
19. Баранов В.Д. Проблемы технологического бизнеса в России на опыте работы ЗАО `НТ-МДТ` //Инновации - 2003. - N 7. - С. 37-38.
20. Анализ социально-экономического развития малых научных городов (Обнинск, Заречный, Снежинск). - Обнинск, 2003. - С. 2-61,62.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия