Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Романенко И. В.
заведующий кафедрой маркетинговых исследований Северо-Западного филиала Международного университета (г. Москва),
кандидат экономических наук, доцент


Экономический механизм управления нововведениями: структура, классификация, эффективность

Структура экономического механизма управления нововведениями
Управление научно-техническим прогрессом, в том числе и техническими нововведениями является составной частью общей системы управления народным хозяйством, включающей:
а) организационные структуры на микро- и макроуровнях управления;
б) конкретные формы хозяйствования (порядок калькулирования себестоимости, ценообразования, формирования и распределения прибыли, финансирования и кредитования и т.д.);
в) методы управления (административные, экономические);
г) правовые нормы, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом реально складывающейся обстановки.
Перечисленные блоки тесно связаны между собой благодаря тому, что в условиях рынка действует экономический механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям (в конкурентной борьбе преимущество получают фирмы, первыми снижающие издержки ниже среднеотраслевых), а внутри фирмы - механизм стимулирования, адекватный механизму внешнего принуждения.
Необходимым условием эффективной инновационной деятельности является эффективный механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям, функционирующий на основе гармонизации интересов личности, предприятия и общества.
Экономической категорией, фокусирующей в себе все вышеназванные интересы, является цена на выпускаемую предприятием продукцию; это значит, что гармонизация интересов, равно как и внешнее принуждение товаропроизводителей к нововведениям, восходит к механизму формирования цен.
Механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям (стихийно-рыночный; регулируемый; регулируемо-рыночный) реализует функцию принуждения и непосредственно (через механизм формирования цен), и опосредованно - через отдельные компоненты национальной валютной системы, прежде всего, механизмы формирования валютного паритета и контингентирования экспорта.
Последние согласуются с механизмом внешнего принуждения в том случае, если:
а) паритеты валют формируются на основе народно-хозяйственных результатов партнеров по международной торговле;
б) размеры российских экспортных квот на ту или иную продукцию устанавливаются с учетом как предложения российских товаропроизводителей (особенно в условиях роста мировых цен), так и спроса российских покупателей (особенно в условиях дефицита товара на внутреннем рынке и роста внутренних цен).
Теория динамической классификации нововведений
Как объект управления, нововведения, с помощью которых осуществляются целенаправленные изменения среды внедрения, должны быть классифицированы - объединены в совокупности, обладающие известной степенью общности признаков: классы, подклассы, группы. Классифицировать нововведения - значит получить средство для точной ориентировки в многообразии соответствующих объектов управления.
Нами предложена теория динамической классификации нововведений, суть которой состоит в том, что нововведения, как и среда внедрения, динамичны, видоизменяемы: не эффективное при одних условиях нововведение становится эффективным при изменении этих условий и наоборот. Мы рассматриваем динамические переходы на основе статических построений: в данный, фиксированный момент времени конкретное нововведение имеет единственно определенное значение социальной, экономической, экологической и т.п. эффективности.
Классификация нововведений на основе четырехсферной модели общественной жизни
Наиболее общим понятием для всех нововведений является среда внедрения, или сфера общественной жизни. Согласно современной философской модели мира, разработанной проф. Комаровым В.Д., общественную жизнь принято рассматривать как четырехсферную модель, включающую материальную, социальную, духовную и политическую сферы. В соответствии с этим и нововведения могут быть объединены в классы (первый уровень группировки), соответствующие названным сферам:
1) технические - нововведения в материальной сфере; направлены на повышение эффективности функционирования устройств (техники) и способов (технологии), а следовательно, и создаваемых с их помощью продуктов: снижение издержек производства (эксплуатации), улучшение экологии и т.д.;
2) социальные - нововведения в социальной сфере, связаны с прогрессом человека, повышением эффективности функционирования человеческого ресурса, улучшением отношений между человеком и обществом и т.д.;
3) нововведения в духовной сфере - это новые методы создания и распространения знаний, навыков, представлений, идей, духовно-культурных ценностей и т.д.;
4) нововведения в политической сфере - это новые принципы формирования и функционирования властных и выборных структур, новые функции государственного, муниципального и т.п. управления.
Классификация нововведений по показателю эффективности
Степень влияния нововведений на результаты - важнейший наиболее общий признак новшеств - может быть оценена при помощи показателей эффективности, отражающих изменение экономических, социальных и экологических показателей в результате внедрения данного новшества.
В качестве универсальных измерителей эффективности технических нововведений используются стоимостные показатели, а для измерения эффективности социальных, духовных и политических преобразований может использоваться, например, такая относительная величина, как `индекс человеческого развития`.
По степени влияния нововведений на результаты могут быть выделены 3 класса нововведений (см. рис. 1): улучшающих, ухудшающих и нейтральных. Каждый из 3-х названных классов может быть разбит на 2 подкласса: а) не внедренных и б) внедренных новшеств (инноваций). Наименования групп, входящих в подклассы, даны на рис. 1.
Важно отметить принципиальную возможность перехода нововведений из групп 2а1 и 3а1 в группу 4а, далее 5а и затем 1а, то есть трансформацию нейтральных и ложных нововведений в нововведения действительные. Подобные переходы из одной группы в другую присущи также и внедренным нововведениям (инновациям).
Факт изменения любым нововведением его потенциальной и реальной эффективности является всеобщим признаком нововведений, в силу чего требует, во-первых, теоретического объяснения, и, во-вторых, - учета в практической деятельности.
С теоретической точки зрения, в процессе уменьшения способности нововведения удовлетворять известную общественную потребность происходит изменение его качества. Этим моментом - границей меры нововведения, моментом превращения инновации в традицию - является неспособность внедренного новшества удовлетворять известную общественную потребность. Следовательно, внедренное нововведение (подкласс 1б) может изменить свое качество, превратившись либо в нейтральную инновацию (группа 2б1; такое нововведение не оказывает влияния на эффективность), либо в традицию (группа 3б1; в этом случае нововведение снижает эффективность).
Рис. 1. Классификация нововведений (инноваций) по показателю эффективности (экономической, социальной, экологической и т.д.).

Отмеченные выше условия функционирования нововведений могут не только уменьшать, но и увеличивать эффективность их применения, в результате чего нововведения группы 2б1 (нейтральные инновации) и группы 3а2 (традиции) могут приобрести новое качество. Такие устройства и способы (нейтральные инновации и традиции), которые без внесения в них усовершенствований начинают увеличивать эффективность работы предприятия только за счет изменения условий их функционирования, на рис. обозначены `1б2`.
Что же касается практического значения отмеченных переходов, оно состоит в необходимости постоянного учета практических результатов функционирования нововведений и своевременного внесения корректив в инновационную политику. В частности, нововведения, не трансформируемые в нововведения класса 1 (группа 4б), должны быть своевременно исключены из перечня нововведений, подлежащих внедрению (группа 5б).
Теория гармонизации интересов
Управление нововведениями в условиях рынка - это управление на основе самоорганизующихся процессов, при опосредованном регулировании направлений их развития. В свою очередь, управление нововведениями на основе экономических методов является той частью общей системы регулирования, которая опирается на знание экономической сущности, с одной стороны, - внешнего принуждения конкуренции, а с другой, - системы общественных, корпоративных и личных интересов участников производства и потребления материальных благ.
Предпосылкой к внедрению того или иного технического (технологического) новшества является его преимущество по сравнению с используемыми устройствами (способами), что всегда соответствует по своей направленности действию объективного закона `прогресса благосостояния человека`, отражающего единство интересов и целей общества, корпораций и работников этих корпораций (предприятий, организаций, учреждений).
Глобальная однонаправленность интересов (без чего не может быть прогресса вообще) предполагает снятие противоречий между:
экономическими интересами общества и политикой правительства;
экономической политикой правительства и интересами корпораций;
корпоративной инновационной политикой и интересами работников корпораций (далее - предприятий) - членами этого общества.
В качестве основы, на которой возможно объединение интересов, выступают следующие факторы.
В отношении предприятия - это внешние факторы, побуждающие коллектив предприятия к удешевлению продукции за счет внедрения нововведений:
а) необходимость увеличения массы прибыли (в том числе и при неизменных масштабах производства): для получения дополнительной прибыли, при неизменных масштабах производства, необходимо внедрять новые, эффективные устройства и способы, добиваясь, вследствие этого, снижения издержек;
б) необходимость сохранения минимально допустимого уровня рентабельности: при любом масштабе производства не должно происходить снижения эффективности работы предприятия ниже некоего критического уровня.
Экономическое содержание последнего фактора состоит в том, что в конкурентной борьбе между производителями однотипной продукции, имеющей одинаковые потребительские стоимости, побеждает тот, кто диктует снижение цен (разумеется, исключая случаи демпингового снижения цен ниже издержек). Следовательно, если к моменту снижения цен данное предприятие не освоит новшества следующего поколения, то, будучи вынужденным снижать цены на свою продукцию, оно уменьшит общую массу прибыли, в результате чего вынуждено будет замедлить или приостановить свое социальное и экономическое развитие. И даже если предприятию удастся сохранить массу прибыли за счет расширения масштабов производства, оно все равно будет вынуждено внедрять новшества, так как рассматриваемый вариант (сохранение массы прибыли при сохранении зарплатоемкости продукции и отсутствии улучшающих структурных сдвигов) возможен исключительно в результате роста интенсивности труда, что в долговременном плане неприемлемо.
Что касается отдельного работника, то, с одной стороны, как член общества, он испытывает на себе воздействие объективных факторов механизма возвышения потребностей: расширение круга потребностей, их обогащение, повышение в структуре потребностей интеллектуальных и социальных - все это побуждает работника предприятия, прежде всего, к увеличению заработной платы.
С другой стороны, в отношении работника действует экономический закон распределения по труду, согласно которому оплата труда осуществляется в соответствии с его количеством и качеством.
Результаты труда в немалой степени определяются уровнем технического и организационного развития данного предприятия, а оплата труда (при одинаковых результатах на различных предприятиях), кроме того, еще и внутрипроизводственными социально-экономическими условиями, а именно:
а) принятой на данном предприятии системой оплаты труда, установленными на предприятии часовыми тарифными ставками (должностными окладами);
б) укомплектованностью штатов и связанной с этим возможностью перераспределения фонда оплаты труда (в постперестроечные годы бригады рабочих неохотно принимают в свой состав новичков, в связи с чем фактические переработки у каждого рабочего такой бригады достигают 100 - 140 часов в месяц);
в) эффективностью функционирования материально-вещественной составляющей и связанной с этим возможностью использования части высвобождающихся средств для оплаты труда работников предприятия (как правило, в результате сокращения численности между оставшимися работниками распределяются все функции работников уволенных, но не более 50 % их заработной платы);
г) состоянием социокультурной среды, в частности, соотношением административно-формальных и неформальных связей;
д) степенью механизации и автоматизации производственных процессов;
е) сложившимся под влиянием различных факторов соотношением численности рабочих и специалистов, что определяет эффективность функционирования организационной составляющей, а следовательно, и долю производительного труда в общей трудоемкости выполненных работ.
Все вышеперечисленные внутрипроизводственные социально-экономические условия не зависят от работника в момент выполнения им своих функциональных обязанностей: они являются данными, в силу чего - определяющими либо количество и качество выполненного труда, либо размер его оплаты.
Указанная зависимость оплаты труда от внутрипроизводственных социально-экономических условий стимулирует каждого работника предприятия к изменению этих условий в направлении повышения технического уровня производства, внедрения передовых технологий, форм и методов организации труда, повышения квалификации, эффективного использования всех видов ресурсов. Следовательно, внедрение нововведений, удовлетворяющих условию повышения эффективности производства, также лежит в плоскости интересов каждого работника предприятия. Таким образом, обе совокупности факторов служат основой объединения интересов предприятий и отдельных их работников, так как побуждают и тех, и других к повышению рентабельности выпускаемой продукции.
Вместе с тем рассмотренные совокупности факторов представляют собой единство противоположных интересов - по той причине, что работник предприятия является не только членом данного трудового коллектива, но и членом общества, а последнее заинтересовано в таком управляемом росте заработной платы каждого своего члена, при котором денежные выплаты увеличиваются в меру роста реально созданной товарной массы, что возможно (при неизменной интенсивности труда) только в результате внедрения эффективных нововведений.
Предприятие также заинтересовано в управляемом росте заработной платы, однако эта заинтересованность основана на знании границ увеличения денежных выплат: последние возможны только в рамках получения минимально необходимой, гарантированной массы прибыли. При этом если механизм ценообразования позволяет увеличивать массу прибыли в меру роста средств, направляемых на оплату труда, и одновременно поддерживать достигнутый уровень рентабельности, то инновационная деятельность становится для предприятия не обязательной.
Таким образом, именно в цене производимой предприятием продукции фокусируются интересы общества, интересы предприятия и интересы отдельных его работников - интересы разнонаправленные, и, следовательно, достичь гармонии интересов можно только методами, адекватными механизму формирования рыночных цен, под которыми подразумеваются цены, формируемые по законам 1) спроса, 2) предложения и 3) стоимости. Первые два из них достаточно подробно рассматриваются в курсах `Экономической теории`, `Маркетинга`, `Ценообразования`. Что же касается закона стоимости, то его толкование, как правило, сводится к дефиниции `о соответствии рыночной цены общественно необходимым издержкам`, т.е. издержкам, через цены признаваемым обществом.
Логичен вопрос: какие издержки признáет общество, если речь идет об инновационной продукции, освоение которой, как правило, сопряжено с осуществлением единовременных затрат?
Выше мы дали классификацию нововведений по показателю экономической эффективности, выделив действительные, нейтральные и ложные инновации и указав на возможность трансформации нейтральных и ложных нововведений в нововведения действительные.
Подобного рода трансформации не внедренных новшеств имеют для субъекта инновационной деятельности принципиально важное значение.
С одной стороны, ему необходимо элиминировать эндогенные факторы эффективности, включая важнейший из них - относительную экономию условно-постоянных расходов, т.к. изменение масштабов производства обусловливает различную степень поглощения косвенных затрат. Это значит, что при формировании цен на инновационную продукцию на основе полной себестоимости может быть получена ошибочная (завышенная) калькуляция, в результате чего востребованные рынком новшества (прежде всего, те, у которых эластичность спроса по цене выше 1,0) будут иметь неоправданно высокие цены, и отнесены, по факту фактических продаж, к нейтральным (бесприбыльным) или ложным (приносящим убыток) инновациям.
С другой стороны, субъект инновационной деятельности не может не учитывать понесенные им единовременные затраты и не рассчитывать на некий предельный срок окупаемости вложенных им средств.
Объединение обоих условий дает аддитивную модель нижней границы цены на инновационную продукцию, включающую:
1) рассчитанные по рыночным ценам, тарифам и ставкам прямые затраты и связанные с ними обязательные отчисления;
2) все расходы по подготовке производства инновационной продукции, отнесенные к предельному сроку окупаемости этих расходов и к прогнозируемому количеству инновационной продукции;
3) минимальную прибыль, необходимую и достаточную для выполнения предусмотренных законодательством обязательств предприятия, возникающих в связи с выпуском данного объема инновационной продукции.
Верхняя граница цены может быть рассчитана с использованием функционально-стоимостного инструментария:
1) описания полезных свойств (функций) инновационной продукции;
2) стоимостной оценки каждой функции, включая ее значимость;
3) построения многокритериальной модели цены, на основе соподчинения полезных свойств;
4) итеративной верификации полученной модели.
Теория матричного моделирования эффективности
По степени влияния на конечные результаты все нововведения могут быть ранжированы с использованием разработанной нами с проф. Румянцевым А.А. матрицы эффективности [1; 2; 3], что может быть основанием для принятия соответствующих управленческих решений.
Матричный метод обладает рядом преимуществ. Он, в частности, позволяет:
- включить в процедуру оценки и анализа не один - два, а группу показателей, так или иначе оказывающих влияние на конечный результат;
- определить и проанализировать систему производных от включенных в матрицу основных показателей и их взаимообусловленность;
- установить положительное или негативное влияние тех или иных показателей на конечную эффективность.
В основе разработанного нами метода лежат следующие положения.
1) Экономико-математическое моделирование экономической эффективности, в силу комплексного характера моделируемого процесса, является многоаспектной задачей, в силу чего базируется на множестве необходимых и достаточных условий интенсивного типа развития. Формируемая на их основе целостная система динамических показателей `указывает` строго определенное место каждого из них в матричной модели.
2) Подтверждением правильности матричных построений (полученной очередности индексов, внесенных в ее подлежащее и сказуемое) является проверка полученных индексных цепей на соответствие традиционным методам факторного анализа.
3) Упорядоченные отношения между результатами и затратами, а также между отдельными элементами затрат (ресурсов) обуславливают расположение всех показателей эффективности только в одном из столбцов (одной из строк) матрицы, что, в свою очередь, упорядочивает расчет интегрального показателя эффективности.
Для построения матрицы экономической эффективности используется система одновременно действующих условий интенсивного типа развития (снижение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции, рост производительности труда, рост капиталоотдачи и т.д.), при этом методика построения матрицы включает: а) построение для каждого из названных условий отдельных фрагментов матрицы; б) объединение полученных отдельных фрагментов в единую матричную модель; в) верификацию полученной модели методами факторного анализа.
Так, из приведенной в таблице 1 матрицы показателей эффективности, следует, что в результате внедрения нововведения произошло увеличение :
- численности промышленно-производственного персонала (ППП) со 102 до 104 чел. (+ 2 %);
- стоимости основных производственных фондов (ОПФ) - с 200 до 212 млн. руб. ( + 6 %);
- себестоимости товарной продукции (Стп) - с 300 до 324 млн. руб. (+ 8 %);
- объема выпуска товарной (ТП) - с 400 до 440 млн. руб. (+ 10 %);
- прибыли от производства товарной продукции (Птп) - со 100 до 116 млн. руб. (+ 16 %).
Изменение абсолютных показателей вызвало следующие качественные изменения:
- фондовооруженность труда (показатель 2.1) увеличилась с 1,9608 до 2,0385 млн. руб. (+ 3,96 %);
- производительность труда (показатель 4.1) увеличилась с 3,9216 до 4,2308 млн. руб. (+ 7,88 %);
- фондоотдача (показатель 4.2) увеличилась с 2,0 до 2,0755 млн. руб. (+ 3,77 %);
- рентабельность продукции (показатель 5.3) увеличилась с 33,33 до 35,80 %;
Таблица 1. Матрица показателей экономической эффективности нововведения

- затраты на 1 руб. товарной продукции (показатель 3.5) снизились с 75,00 до 73,64 коп. (- 1,82 %) и т.д.
Принимаемое к внедрению нововведение удовлетворяет условиям интенсивного типа развития при условии, что I1 < I2 < I3 < I4 < I5 - в этом случае все показатели, расположенные в правом верхнем углу матрицы (выше `единичной` диагонали), будут больше 1,0, а обратные им показатели, расположенные в нижнем левом углу, - меньше 1,0.
Справедливость сформулированных условий, а следовательно, и правильность расположения показателей матрицы, убедительно верифицируются индексными теориями, в частности, цепными методами факторного анализа эффективности использования производственных ресурсов: влияние тех или иных факторов на изменение объема выпуска продукции, рассчитанное в соответствии с принятыми в теории экономического анализа методиками, в каждом из рассматриваемых случаев может быть представлено горизонтальными цепями индексов матрицы (I1, I2, I3, I4), причем в той последовательности, в которой они записаны в ее подлежащем.
Так, например, влияние трудовых факторов описывается цепью индексов `1 - I1- I4`, где:
первое звено цепи (разность I1 - 1) характеризует долю прироста объема выпуска продукции за счет увеличения численности промышленно-производственного персонала (количественного фактора);
второе звено (разность индексов I4 и I1) характеризует долю прироста объема выпуска продукции за счет роста производительности труда (качественного фактора).
Действительно, прирост объема выпуска продукции, в млн. руб., за счет увеличения численности промышленно-производственного персонала (VL) рассчитывается как произведение базовой выработки одного работника (LP0) на абсолютное изменение численности, т.е.:

Таким образом, справедливость приведенных выше утверждений доказана.
Другие факторные зависимости, в рамках различных мультипликативных моделей, доказываются аналогично.


Литература:
1. Романенко И.В. Управление нововведениями на основе экономических методов // Тетради Международного университета в Москве. Вып. 1. - 2003. - С. 174-182.
2. Романенко И.В. Экономика предприятия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 264 с.
3. Румянцев А.А., Романенко И.В. Эффективность НТП: как ее измерить на предприятии? - СПб.: `Знание` РСФСР, ЛДНТП, 1992. - 28 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия