Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Магеря Л. Ф.
профессор кафедры экономики, менеджмента и организации производства Норильского индустриального института,
кандидат экономических наук


Оценка затрат на обеспечение достаточности персонала горнодобывающего предприятия

Надежность работы производственного персонала в горнодобывающей промышленности является одним из важнейших факторов устойчивого, безотказного функционирования предприятия. Технологические процессы горнорудной промышленности часто требуют включения в процесс работы временного контингента персонала, так называемых резервных исполнителей, что связано с дополнительными затратами. В связи с этим в качестве отдельной задачи управления предприятием возникает проблема обоснования величины создаваемого резерва исполнителей. Разработка методологического подхода к решению этой задачи и является целью данной статьи.
Для реализации этой цели следует разработать модели расчета резерва исполнителей на основе показателей параметрической надежности безотказности производства в целом. Основу моделирования резерва составляют разработанные нами методы расчета параметрической надежности работы производственного персонала, которые в сочетании со стандартами безотказности технических систем позволяют нормировать технологические процессы соответствующими характеристиками [2]. Показатель безотказности является одним из ключевых для предприятий с непрерывным технологическим процессом, в работе которых любой сбой чреват возможностью тотального отказа, вплоть до полной остановки производства. Так, с риском подобных сбоев по погодно-климатическим условиям функционирования подразделений часто сталкивается ОАО ЗФ ГМК `Норильский никель`. На примере этого предприятия рассмотрим основные технологические особенности работ и порождаемые ими риски.
1. Методика расчета достаточного резерва персонала на примере транспортной бригады (базовая модель)
На принадлежащем `Норильскому Никелю` руднике `Медвежий ручей` осуществляется разработка руды и ее и перевозка до места дальнейшей обработки по двум маршрутам, которые обслуживаются 5-6 карьерными автосамосвалами с водителями. Погрузкой руды заняты два экскаватора с экипажем, один из которых выполняет вскрытие породы, обслуживая 2-3 автосамосвала. Дополнительно в карьере используются 3-4 бульдозера для вспомогательных работ, где также применяется вспомогательный персонал. Данный коллектив составляет примерно 30 исполнителей, а непосредственно на производстве работ занято 14 водителей и 8 машинистов экскаваторов. При выполнении исследования необходимо было оценить степень надежности производства работ в целом и исполнителей в отдельности с целью определения количества резервного персонала, необходимого для замены кадров при их случайном отказе.
На этапе предварительного исследования в качестве объекта был выбран показатель численности резерва водителей карьерных автосамосвалов. При выполнении эксперимента учитывалось наличие нагруженного и ненагруженного резерва водителей, занятых на вспомогательных работах или находящихся на внесменном отдыхе. Практический резерв формируется диспетчерскими службами рудника согласно нормативным инструкциям и опыту производства работ. Отличительной особенностью резервирования карьерных водителей является автономность транспортных операций каждого автосамосвала, самостоятельно взаимодействующего с погрузочно-разгрузочным комплексом. Специфика технологии производства экскаваторо-самосвальных работ предопределяет действующий автономный порядок замещения резервом водителя автосамосвала, который не связан со сменным составом. При таком порядке индивидуальный отказ водителей одной смены не приводит к отказу технологического процесса в целом.
По аналогии со стандартными методами оценки надежности технических систем[1], эффективность резервирования может быть определена коэффициентами, равными отношению интенсивностей потока отказов КΩ, наработок между отказами Кμ и вероятностей отказов Кη резервированных и нерезервированных подсистем исполнителей. В общем виде функцию распределения параметров надежности работы исполнителя с резервом Fr(t) и не обеспеченного дублером Fi(t) определяет соотношение

Произведенный расчет надежности резервированных транспортных операций в карьере и вне рудника показал, что резервирование персонала, занятого по параллельной структурной схеме, оказалось более эффективным по показателю вероятности безотказной работы. Подобное резервирование является формально предпочтительным и при оценке коэффициента надежности в функции интенсивности потока отказов. Аналогичное соотношение устанавливается и при расчетах коэффициентов по наработке между отказами.
Сравнение полученных результатов подтверждает известное на практике положение, что надежность работы персонала выше при снижении интенсивности потока отказов, чем при необоснованно высокой кратности резервирования. Резервирование исполнителей постоянно действующим составом эффективно по параметру вероятности безотказной работы

Подобная оценка является формально предпочтительной и при расчете коэффициента надежности в функции интенсивности потока отказов. Вместе с тем следует отметить, что резервирование, независимо от способа его оценки, всегда связано с увеличением расходов на содержание персонала. По этой причине для практического применения гораздо предпочтительнее оказывается метод резервирования путем совмещения обязанностей исполнителей. Этот метод в практике применим при дополнительной подготовке кадров и в цеховых условиях работы. В данном варианте резервирования основные исполнители (n) в момент отказа замещаются резервными кадрами соответствующей квалификации в порядке совмещения обязанностей. Очевидно, что системная надежность работы кадров Рн(t) как нормативная величина должна быть согласована с частной вероятностью безотказной работы (ВБР) исполнителя соотношением

При осуществлении численных расчетов на основании уравнения (8) установлено, что производная имеет монотонно убывающий характер в пределах изменения n от 1 до 100. Наиболее интенсивное изменение производной в области малых значений n (1-5) дополнительно подтверждает необходимость большего, в относительном выражении (n/m), числа резервных водителей по отношению к основному персоналу смены. В исследованном интервале изменения n производная знака не меняет, асимптотически приближаясь к нулю. Итоговые соотношения необходимого и действительного, основного и резервного состава исполнителей в смене производства работ представлены в табл. 1. Здесь приведены результаты расчета резервных водителей по заданному числу основных исполнителей и соответствие этих значений действительным величинам. Контрольные процедуры осуществлены в период с января по июнь, когда системные отказы перевозок по погодно-климатическим условиям достигают наибольших значений. За основу расчета и экспериментальных оценок приняты действительные показатели необходимого числа водителей, установленные диспетчерскими службами рудника. По этим величинам установлены, согласованные с производственными службами рудника и Центральной автотранспортной конторой (ЦАТК), минимально необходимые количества сменного персонала. Численность персонала определена по минимально необходимому объему перевозок при условии безотказной работы водителя в каждую подконтрольную смену. Разность действительного и достаточного количества исполнителей определяет плановый резерв в абсолютных (столбец 5) и относительных величинах (столбец 6). Расчетами по формуле (5) даны оценки величины достаточного резерва, которые, согласно принятой модели резервирования, зависят от надежности персонала и общей безотказности перевозок (столбец 7).
Сравнение действительных и расчетных показателей показало достаточно близкое соответствие между ними. Исключение составляет экспериментальная смена (5), на протяжении которой фиксирован отказ транспортных средств. Расчеты средних величин по группам экспериментальных смен позволили определить средние величины резерва (столбец 8 и столбец 9), которые оказались относительно устойчивыми характеристиками.
Совпадение действительных и расчетных показателей подтверждает правомерность использования принятой модели и возможность ее практического применения при управлении персоналом автотранспортной конторы.
Таблица 1. Расчет резервного числа исполнителей при производстве работ на руднике `Медвежий ручей`

Расчет резервного персонала может быть рекомендован для оперативного планирования перевозок в системе эксплуатации подвижного состава любого назначения. Установлено, что за пределами планирования перевозок на одну декаду погрешность вычислений возрастает, поскольку минимум индивидуальной наработки между отказами составляет от 70 до 400 часов при системном показателе перевозок, превосходящих данную величину примерно на порядок.

2. Уточнение модели достаточности резервного персонала применительно к специфическим условиям

Уточнить расчетные методы предложенной модели можно на основе анализа процесса резервирования персонала карьерного транспорта на перевозках руды и горной массы на вскрышных работах. Специфика использования персонала в руднике состоит в том, что основной состав персонала используется в смене, занятой перевозкой руды, а вспомогательный - на перевозках вскрыши. Поскольку основной состав обеспечивает непрерывную доставку руды на обогатительную фабрику, вспомогательный персонал на перевозке горной массы в отвал резервирует ведущий контингент исполнителей. Таким образом, в едином коллективе и нагруженном режиме одновременно числятся основные и запасные исполнители, которые образуют параллельную систему, в которой резерв принимается в нагруженном состоянии. Такое сочетание обеспечивает высокую надежность и кратковременность замещения основных водителей при их отказе. При формировании модели расчета нагруженного резерва принимается, что общее число исполнителей в смене (n) содержит (k) основных и резервных (n-k) водителей. Из определения следует, что сменная система кадров работоспособна, если (k) водителей из общего числа (n) исполняют свои обязанности. Если распределение индивидуальных отказов имеет экспоненциальную форму, то общая наработка между отказами Т0 определяется уравнением
Рис. 1. График зависимости времени относительной наработки между отказами Ti/T0 от числа основных исполнителей (n) и резерва (R)

Нормативная наработка исполнителей между отказами определяется надежностью транспортных операций в карьере по погодно-климатическим условиям производства работ. В частности, если средняя наработка водителей совпадает с ее нормативной величиной по погодным условиям, то допустимо иметь до 4 водителей резерва в карьере. Сокращение данного соотношения на 10% должно быть обеспечено дополнительно одним резервистом при общей их численности, равной 5.
Результаты расчетов с использованием уравнения (9) следует сравнить с экспериментальными данными табл. 1. С этой целью используем значения среднего количества водителей за время экспериментальных работ (ст.4) k = 4 и соответствующее значение принятого на практике резерва R = 2 при общем количестве исполнителей n = 6, отношение которых составляет 0,5.
На основе указанных соотношений можно установить, что к практическому использованию допустимы водители, средняя наработка которых составляет примерно 55% от общей наработки по погодно-климатическим условиям.
Планирование резерва на основе предложенной модели позволяет предприятию горно-металлургического комплекса снизить затраты на использование персонала при наличии индивидуальных отказов. Такие затраты пропорциональны разности числа действительных (Rд) и минимально необходимых резервистов (Rм) и величине заработной платы. В условиях экспериментальных работ (табл. 1; столбец 8 и столбец 9) подобная разность колеблется в пределах от 4 до 11%.
Организация резерва в горно-транспортном комплексе предполагает возможность последовательной схемы взаимодействия исполнителей, в структуре которой звенья, объединенные технологическим циклом, при отказе каждого из них полностью теряют работоспособность. Примером подобных сочетаний на РМР является экскаваторо-самосвальный комплекс, включая приемный бункер обогатительной фабрики. Для последовательной схемы характерно, что резервирование персонала возможно при использовании внешних, свободных от нагрузки исполнителей. Последовательная и параллельная схемы иллюстрируют частные схемы, которые могут быть применимы к низовым звеньям кадровой системы (бригада, экипаж, звено и т.п.). Структуры более высокого уровня организации работ могут быть приведены к комбинаторным схемам надежности, сочетающим последовательно-параллельные системы [2].
Таким образом, использование расчетных методов оптимального резервирования водителей при возможности тотального отказа при выполнении транспортных операций можно осуществлять управление надежностью персонала. Эффективность модели резервирования персонала и численные данные о его надежности позволяют разработать на этой основе соответствующие алгоритмы и программы [3] управления кадрами.


Литература:
1. Надежность и эффективность в технике: Справочник. В 10 т. /Под ред. В.С. Авдуевского и др. - М.; Машиностроение. - 1986.
2. Магеря Л.Ф. Экономические модели восстановления работоспособности персонала после случайных отказов на производстве. - СПб.: СПбПУ, 2005. -76 с.
3. Магеря Л.Ф. Экономические основы управления надежностью и эффективностью работы персонала предприятий цветной металлургии. - СПб.: СПбПУ,2005. - 177 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия