Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Соловьева Н. А.
заведующий кафедрой экономического анализа и статистики
Красноярского государственного торгово-экономического института
кандидат экономических наук, профессор;

Конева О. В.
доцент кафедры бухгалтерского учета Красноярского государственного торгово-экономического института

Комплексный подход к оценке вклада малого бизнеса в развитие сферы услуг

Колоссальный эффект от использования малого бизнеса, как рыночного инструмента, за рубежом отмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое, экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизировать процессы, происходящие в этих областях, постоянно уделяется пристальное внимание.
Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг, которая выступает своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны. В мировой практике считается оптимальным, если вклад малого бизнеса в развитие сферы услуг составляет ¾ от общего его вклада в развитие экономики.
Сущностная специфика, описываемого в статье рыночного инструмента, диктует необходимость эффективной государственной поддержки малого бизнеса, способной элиминировать отрицательное воздействие факторов внешней среды. В тех странах, где государство уделяет поддержке малого бизнеса пристальное внимание, он сыграл свою значимую роль. Так, во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании он способствовал созданию среднего класса, в Израиле и США - преодолению рецессии, в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии - созданию новых рынков, в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии - последовательному проведению реформ [6, с. 64].
Вместе с тем, статистические наблюдения говорят о том, что роль малого бизнеса в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже, чем за рубежом. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США - в 93 раза, от Японии - в 7,7 раза, от Италии - в 4,7 раза; по доли вклада малых предприятий в ВВП от Франции в 5,6 раза, от США - в 4,7 раза, по доли занятых в малом бизнесе отличается в меньшую сторону от Японии в 8,1 раза, от Италии в 7,6 раза, от США и Франции в 5,6 раза [7, с.65].
Представленная картина дает возможность утверждать, что в России государственная поддержка осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна. Одной из причин создавшегося положения является обособленная оценка вклада малого бизнеса в развитие экономики регионов и станы в целом на основе многообразия статистических показателей. Последние зачастую изменяются в разных направлениях, что не дает возможности сформировать общего представления о степени развития малого бизнеса. С целью устранения этого недостатка представляется целесообразным использовать комплексный подход к решению поставленной задачи. Для этого, прежде всего, необходимо:
1. выявить основные направления, характеризующие специфическую сущность малого бизнеса;
2. отобрать ключевые показатели, наиболее ярко отражающие развитие каждого из направлений;
3. выбрать методику агрегирования частных показателей в комплексный с учетом значимости каждого из направлений в системе комплексной оценки;
4. сформировать критерии оценки степени развития малого бизнеса в стране в целом, и сфере услуг в частности, а значит и его вклада в экономику.
Наглядно процедура решения поставленных задач представлена на рисунке 1.
В рамках решения первой задачи были выделены следующие основные направления, по которым производится оценка малого бизнеса:
- масштаб развития и плотность распределения;
- вклад в социальную сферу страны;
- вклад в экономику страны;
- деловая активность;
- вклад в будущее социально- экономическое развитие страны.
При решении второй задачи из всего многообразия частных показателей, характеризующих результат каждого из указанных выше направлений, необходимо выделить те, которые позволяют сформировать адекватную оценку реализации конкретного направления. Они должны также отвечать требованию сопоставимости друг с другом. К числу таких показателей относятся:
- доля малых предприятий в общей совокупности предприятий;
- доля малых предприятий в численности занятых;
- доля малых предприятий в ВВП страны;
- доля выручки малых предприятий в общем объеме выручки предприятий;
- доля инвестиций малых предприятий в основной капитал страны.
С целью агрегирования частных показателей представляется целесообразным использовать такой метод изучения обратной факторной связи, как метод сумм. При этом главная сложность формирования интегрированной оценки заключается в определении значимости частных показателей.
Рис. 1. Процедура формирования комплексной оценки вклада малого бизнеса в развитие сферы услуг и экономики в целом.
Решить данную проблему, на наш взгляд, можно с помощью эвристических методов, наибольшее распространение из которых, получил метод экспертных оценок.
В качестве экспертов было привлечено 15 человек из числа выпускников Президентской программы по подготовке управленческих кадров, прошедших стажировку за рубежом и занимающихся подготовкой проектов, связанных с вопросами развития и поддержки малого бизнеса. Высказывание суждений экспертами, производилось с помощью метода интервью, с использованием сети Интернет в режиме one line, который позволил устранить такой существенный недостаток используемого метода, как психологическое воздействие интервьюера.
Выбор метода обработки экспертных суждений осуществлялся с учетом чувствительности процедур к варьированию влияния частных показателей на комплексный. В результате предпочтение было отдано методу парных приоритетов.
В итоге была получена модель формирования комплексной оценки:
Для получения обоснованной оценки относительно участия малого бизнеса в экономике, необходимо установление критериальных значений предлагаемого комплексного показателя. Для этого был проведен анализ статистических данных стран, входящих наряду с Россией в группу большой восьмерки и характеризующихся, по общемировому признанию, высоким уровнем развития экономики и малого бизнеса. Результаты позволили выявить, что при значении показателя 48,0% и выше вклад малого бизнеса в экономику страны можно считать высоким. Значение показателя стран со слабо и средне развитым малым бизнесом будет находиться в интервальном промежутке от 47,0% и ниже, в данном случае определяя границу между ними достаточно обозначить среднее значение.
Основываясь на вышеизложенном, можно рекомендовать следующую шкалу критериальных значений для оценки вклада малого бизнеса в экономику:
48,0% и выше - вклад малого бизнеса в экономику страны высокий;
от 24,0% до 47,0% - вклад малого бизнеса в экономику страны средний;
от 0 до 23,0% - вклад малого бизнеса в экономику страны не значительный.
Для оценки вклада малого бизнеса в сферу услуг, расчет критериальных значений системы оценки целесообразно произвести на основе предложенной выше системы, учитывая, что оптимальное соотношение составляет 3.4 к значению комплексного показателя вклада малого бизнеса в экономику.
В результате получается следующая шкала оценок:
36,0% и выше - вклад малого бизнеса в сферу услуг высокий;
18,0 % - 35,0% - вклад малого бизнеса в сферу услуг средний;
0 -17,0% - вклад малого бизнеса в сферу услуг незначительный.
Результаты расчета данного показателя применительно к России представлены на рис. 2.
Представленные на рис. 2 данные наглядно свидетельствуют о том, что вклад малого бизнеса в экономику в целом и развитие сферы услуг в частности, начиная с 1999 г. имеет незначительную, но устойчивую положительную динамику. Вместе с тем значение рассчитанных показателей отличаются от эталонных, что характеризует Россию как страну со слаборазвитым малым бизнесом.
Полученные результаты предопределяют необходимость корректировки существующего подхода к организации государственной поддержки малого бизнеса в России, так как в течение длительного периода она не приводит к ускорению интенсивности развития малого бизнеса, который наряду с этим характеризуется не рациональной внутриотраслевой структурой.
В заключении следует отметить, что предлагаемый комплексный показатель является универсальным, так как с его помощью можно сформировать оценку не только вклада малого бизнеса в экономику страны в целом, но и на уровне субъектов РФ, в том числе в разрезе отраслей и сфер деятельности. Изменение его значения в динамике позволит оценить рациональность и эффективность направлений государственной поддержки изучаемого рыночного инструмента. На его основе можно так же определять рейтинг территориальных образований на предмет выделения эталонных, характеризующихся высоким уровнем развития малого бизнеса, что, в свою очередь, позволит администрации отстающих в этом вопросе регионов заимствовать положительный опыт.


Литература
1. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. М.: ИНФРА, 2001. - 222 с.
2. Бдаж К. Теория графов и ее применение. - М: Наука, 1962. - 319 с.
3. Блюмберг В.А., Глущенко В.Ф. Какое решение лучше? Метод расстановки парных приоритетов. - Л: Лениздат, 1982. - 160 с.
4. Дягель О.Ю. Экономическая оценка несостоятельности торговых организаций: дисс. :.. канд. экон. наук. - Новосибирск, 1999.
5. Ермаков М.В. Оптимальное планирование эксперимента. - М.: Наука, 1978. - 68 с.
6. Зангеева С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России //Финансы и кредит. - 2004. - N 14.
7. Конева О.В., Соловьева Н.А. Критерии определения границ малого бизнеса //Экономика. Психология. Бизнес: Регион. межвуз. журн. Красноярск. -2005. - N 6-7(март, июнь).
8. Милов А.В., Раевнева Е.В. Методы обработки экспертной информации в системах экономико-математической поддержки принятия решений/ ХГЭИ. - Харьков, 1996.
9. Экспертные оценки в задачах управления. - М.,1982. - 105 с.
10. Экспертные оценки в научно техническом прогнозировании. - М., 1987. -189 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия