Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Гафиятов И. З.
директор Нижнекамского института информационных технологий
и телекоммуникаций КГТУ им. А.Н. Туполева,
доктор экономических наук, профессор


Мировой опыт использования малых предприятии в сфере недропользования

Ухудшение качества сырьевой базы нефтедобычи в России совпало с переходом к новой системе хозяйствования в нашей стране, которая определила необходимость государственной поддержки становления частного сектора экономики и одной из его важнейших составляющих ─ малого бизнеса.
История развития законодательства по формированию малого предпринимательства, начиная с Постановления Совета Министров РСФСР `О мерах по поддержке и развитию малых предприятий РСФСР` от 18.07.91 N 406, определило понятие `малое предприятие` . Этот термин вплоть до принятия первой части Гражданского Кодекса РФ (ноябрь 1994) использовался в качестве организационно-правового статуса юридического лица. Определяющим критерием отнесения хозяйственного субъекта к малому предприятию являлась численность работающих, которая не должна была превышать 200 человек. Положительное влияние на развитие малого бизнеса оказал Указ Президента РФ `Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий` от 29.12.91 N 341, на основе которого начался массовый переход предприятий в руки трудовых коллективов.
Реальной поддержкой малому бизнесу стал Закон `О налоге на прибыль предприятий и организаций` от 27.12.91 N 2116-1, который (п. 4 ─ в первой редакции) освобождал в первые два года деятельности малые предприятия от уплаты налога на прибыль, функционирующие в приоритетных направлениях, а также позволял в полном объеме исключать из налогооблагаемой базы прибыль, направленную на строительство, реконструкцию, обновление основных фондов, освоение новой техники и технологий.
Федеральный Закон `О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ` N 88-ФЗ был принят 14.06.95 года. Он внес существенные изменения, по сравнению с ранее действовавшими правилами, принципы отнесения предприятий к малым, значительно ограничив границы для их количественного роста. В соответствии с этим Законом в настоящее время основными признаками малого предприятия являются:
1. Статус коммерческой организации.
2. Среднесписочная численность работающих (не более 100 человек в промышленности и строительстве, 60 человек - в научно-технической сфере и др.).
3. Доля в уставном капитале Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных, религиозных организаций и фондов не превышает 25%.
4. Доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Очевидно, что от реального воплощения в жизнь принятых государственных законодательно-нормативных актов, от доступности, что принципиально важно, для каждого субъекта малого предпринимательства декларируемых в них льгот, от финансово-кредитных, организационных и других мероприятий по поддержке их деятельности во многом зависит настоящее и будущее этого сектора экономики страны.
На основании краткого анализа нормативно-законодательных актов и последствий их внедрения в жизнь за прошедшие годы можно выделить три основных этапа развития малого бизнеса в нашей стране.
Первый этап - зарождение малого предпринимательства, с 1988 по 1991 гг., второй этап - создание предпосылок для развития частного предпринимательства с 1992 по 1995 гг., третий этап (с 1996 г. и до настоящего времени) - стагнация процесса вследствие отсутствия эффективной государственной системы поддержки.
Из анализа развития малого предпринимательства в России можно сделать один вывод, относящийся непосредственно к объекту данного исследования: подавляющее большинство горнодобывающих предприятий не попадают под критерии, установленные для них законодательством, и, тем самым, для таких предприятий закрыт доступ даже к тем скромным льготам, на которые в реальности могут рассчитывать малые предприятия.
Освещая проблему специфики малых горнодобывающих предприятий, специалисты отмечают ряд особенностей им присущие, которые не свойственный другим хозяйствующим субъектам. Как показывает мировой опыт, для обеспечения их эффективной деятельности законодательно-нормативная база должна адекватно отражать конкретные технико-экономические условия при соблюдении следующих аспектов. Во-первых, для всех малых горных предприятий общим является их основная деятельность, которая обусловлена невосполнимостью полезных ископаемых. Доступ к этим запасам законодательно регулируется правами собственности, которые различны в каждом суверенном государстве. Деятельность малых предприятий, независимо от вида полезного ископаемого, ориентирована исключительно на небольшие, малоэффективные по различным параметрам залежи. Во-вторых, на них должны в полной мере распространяться все положения законодательства по поддержке малого предпринимательства с учетом специфики антимонопольного характера. В-третьих, методы добычи полезных ископаемых, относящиеся к топливно-энергетическим (газообразные, жидкие, твердые), драгоценным, нерудным, строительным или иным материалам, определяются конкретными критериями в виде экономико-технологических характеристик. Например, в мировой практике помимо численности работающих, масштабы горного предприятия по добыче руды (за исключением драгоценных и редких металлов) в ряде случаев определяются по объемам годовой добычи.
Разработка и внедрение в жизнь нормативно-правовых актов, отражающих доступ к недропользованию, учет ресурсной базы, поддержку малого предпринимательства, соблюдение принципов здоровой конкуренции, учет специфических особенностей малых горных предприятий, будет способствовать появлению большего количества предпринимателей и повышению эффективности в добывающих отраслях.
Таблица 1. Классификация горных предприятий в зависимости от объемов годовой добычи (тонн)
В настоящее время благодаря рациональному сочетанию целого ряда факторов сектор малого предпринимательства занимает важное место в структуре добывающей промышленности развитых и развивающихся стран. В мировой горной экономике доля малого производства составляет 15 −30%% от общих объемов добычи, в частности ими добывается до 90% флюорита и графита, 80% полевого шпата, 30% облицовочного камня. Например, штат Огайо занимает ведущее место в США по добыче индустриальных полезных ископаемых, используемых в городском и сельском строительстве в основном силами малых предприятий. Администрация штата оказывает всемерное содействие функционирующим на его территории 680-ти добывающим предприятиям, большинство из которых относится к малым. Численность работающих в 80% карьеров на территории этого штата в среднем составляет 10 человек. Во Франции 2080 компаний разрабатывают 4500 месторождения щебня, добывая его до 33 млн. тонн ежегодно. На добыче облицовочного камня специализируется около 938 компаний. Подавляющее большинство тех и других представляют собою малые предприятия. В ряде развивающихся стран некоторые виды полезных ископаемых, освоением которых занимается малый бизнес, являются определяющими для всей горнодобывающей промышленности. Например, Китай за счет рациональной организации деятельности малых предприятий вышел на второе место в мире по добыче графита; в Гане путем государственной лега лизации золотодобычи и создания рыночных условий за 1991-1994 гг. более чем в два раза увеличились добыча и экспорт золота и алмазов.
Большую роль играет малая горная добыча в создании дополнительных рабочих мест, не требующих высокой квалификации. Например, поддержка малого предпринимательства в начале 90-х годов в индийском штате Западная Бенгалия позволила создать дополнительно 5,5 тыс. постоянных рабочих мест и до 4 тыс. совместителей, полностью обеспечив отечественную строительную промышленность базальтом.
Таблица 2. Оценка количества занятых в маломасштабной горной добыче твердых полезных ископаемых в Азии и в Китае (млн. чел.)
За исключением Индии.
** В Китае учтена только коллективная производственная деятельность без учета инди видуальных предпринимателей.
В зарубежной научной литературе сложилось устойчивое мнение, что одной из основных причин бурного роста малого предпринимательства стало интенсивное развитие научно-технического прогресса, позволившее достаточно эффективно дробить процесс производства, передавая часть функций малым предприятиям. Определенный парадокс заключается в том, что предпосылками экономического возрождения малого бизнеса стали успехи, достигнутые крупномасштабным производством. Как показывает практика промышленно развитых стран, по мере становления малого предпринимательства исчезает его противопоставление крупным корпорациям, так как они превращаются в неотъемлемые взаимосвязанные структурные элементы экономики.
Принятый в 1995 году Федеральный Закон `О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ`, который по замыслу должен распространяться на все отрасли хозяйственной деятельности, мог оказать поддержку и нефтедобывающим предприятиям. Но на деле критерии, по которым предприятие может быть отнесено к категории `малых`, оказались неприменимы к нефтедобывающим предприятиям по нескольким позициям. Например, согласно этому закону, малые предприятия - это такие, численность которых в промышленности не превышает сто человек. Но, каждая отрасль имеет свои масштабы, и то, что считается `большим` в одной, в силу отраслевой специфики оказывается `малым` в другой. В добывающих отраслях наряду с крупными, вертикально интегрированными, компаниями действуют также и малые независимые компании. Ввиду специфики добывающей промышленности малые компании в добывающей отрасли выходят за рамки определения малых компаний для большинства отраслей. Поэтому этот закон нуж дается в пересмотре. Количество человек, занятых в малой нефтяной компании не следует считать определяющим фактором. Примером тому может служить предприятия `Волгодеминойл` и `Белые ночи`, добывающие за год примерно одинаковое количество нефти (примерно по 450 тыс.т). Первое насчитывает менее ста человек, на втором же работают почти 500 человек.
В России существует три неправительственные некоммерческие организации, объединяющие мелких (и не только) недропользователей. Хронологически первым был организован Союз старателей России, объединяющий большинство золотодобывающих артелей старателей, в том числе и достаточно крупных. Затем, почти одновременно, были созданы в Петрозаводске (Карелия) Межрегиональный северо-западный центр развития малого горного бизнеса и в Москве − Некоммерческое партнерство `Межрегиональное нефтяное товарищество` (НП `Нефто`).
НП `Нефто` было создано по инициативе Российской инновационной топливно-энергетической компании (РИТЭК), при участии Минтопэнерго РФ и Российского Государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. Оно объединяет небольшие отечественные негосударственные предприятия нефтегазовой промышленности, не входящие в вертикально-интегрированные компании. Партнерство ведет большую работу по отражению и защите интересов этих предприятий в органах законодательной (в Государственной Думе РФ и Думах субъектов федерации) и исполнительной власти (министерствах, налоговых органах и др.), оказывает информационные, консалтинговые и представительские услуги, помощь в реализации небольших объемов нефти малым предприятиям и многое другое. Ежегодно Партнерство проводит Всероссийские совещания по проблемам малых и средних предприятий нефтяной отрасли, на которых депутаты Государственной Думы, руководящие работники министерств и ведомств, директора небольших компаний обсуждают актуальные проблемы и перспективные задачи малых нефтедобывающих и сервисных предприятий.
В России законодательство в сфере малого предпринимательства о недропользовании находится на начальной стадии формирования. Поддержка отечественного малого горного бизнеса, первые признаки которой появились в начале 90-х годов, в настоящее время практически отсутствует. В стране объемы добычи руд, за исключением драгоценных металлов и строительных материалов, законно функционирующими ма лыми горными предприятиями не превышает 1,5%. Исключение составляют небольшие артели старателей золотодобытчиков, которые вносят существенный вклад в общий объем добычи золота в стране.
Анализ опыта зарубежных стран, имеющих длительную историю нефтедобычи (США и Канада) показывает, что характерной для зрелой стадии эволюции сырьевой базы, к которой приближается Россия, является бурное развитие малого нефтяного бизнеса, нацеленного на разработку небольших и сложных объектов. Эта ниша освобождается крупными компаниями, получающими больший эффект от экономии на масштабе. Развитие сектора малых и средних нефтедобывающих предприятий, начавшийся в конце прошлого десятилетия, в настоящее время столкнулось с рядом серьезных проблем, ставящих под угрозу само его существование. К проблемным вопросам относятся:
1. существующее законодательство о малом бизнесе не соответствует реалиям современного нефтяного бизнеса, поэтому для отнесения нефтедобывающих предприятий к разряду малых предприятий необходим другой оценочный критерий;
2. трудность сбыта сырья, вызванная отсутствием собственной переработки и доступа к магистральным трубопроводам;
3. получение лицензий на большинство объектов, благоприятных для малого и среднего бизнеса, от крупных компаний, которые в подавляющем большинстве случаев их используют не для разработки месторождений, а для увеличения капитализации;
4. платежи, установленные для участия в конкурсах и аукционах, как правило, непосильны для мелких компаний.
На основании проведенного анализа предлагается ввести в законодательство о малом бизнесе определение малой нефтяной или газовой добывающей компании, в котором главным параметром установить уровень добычи, а не численность персонала, оборот и т.д. Предлагается также ряд мер, ослабляющих монопольные возможности ВИНК и АК `Транснефть`, возврат к увеличенной, по сравнению с ВИНК, экспортной квоты.
Необходимо пересмотреть неиспользуемые лицензии, с их изъятием у владельцев. Ввести плату за приобретенные, но не используемые лицензии (включение природных активов в виде лицензий в имущество компаний и обложение их налогом на имущество, установление ставок платежей за отсрочку использования лицензий, плата за землеотвод на территории действия лицензии и т.д.). Организовать конкурсы специально для мелких компаний, в том числе и на предоставление изъятых неиспользуемых лицензий, усовершенствовать систему контроля за соблюдением условий конкурсов и повысить ответственность их организаторов за достоверность представленной информации.
Увеличение доли средних и мелких месторождений в российской нефтедобыче требует пересмотра действующей налоговой системы в пользу стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов и использования методов повышения нефтеотдачи. В настоящее время налоговая система имеет уравнительный и фискальный характер, которая не стимулирует освоение сложных объектов и трудноизвлекаемых запасов.


Литература:
1. Егоров В.И., Победоносцева Н.Н., Павлинич Э.А. Экономика нефтегазодобывающей промышленности. - М.: Недра, 1984.
2. Крайнова Э.А., Капитонов Г.Н., Кирлан Л.Д. Оптимизация развития и размещения предприятий нефтяной и газовой промышленности. - Уфа: УГНТУ, 1988.
3. Лужинский И.Я., Переверзев М.П. Инновационный менеджмент в малом бизнесе. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им.Л.Н.Толстого, 1998. - 174 с.
4. Малышев Ю.М., Тищенко В.Е., Шматов В.Ф. Экономика нефтяной и газовой промышленности. - М.: Недра, 1980.
5. Риски в современном бизнесе /Под ред. П.Г.Грабового, С.Н.Петровой, С.И. Полтавцева и др. - М.: Аланс, 2004.
6. Рэдхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками /Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 1996.
7. Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. - М.: АО `Консалтбанкир`, 1993.
8. Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Официальное издание. - Казань, 2006.
9. Уилсон П. Финансовое управление в малом бизнесе / Пер. с англ. - М.: Аудит, 1995.
10. Федосеев В.В., Гармаш А.Н., Дайитбегов Д.М. Экономико-математические методы и прикладные модели. - М.: Юнити, 1999.
11. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска /Под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 1998.
12. Aaker D.A. Strategic Market Management. - New York, 1984
13. Austin J.E. Managing in developing countries: strategic analysis and operating techniques. New York, 1990.
14. Barlow D. The evolution of Risk Management // Risk Management. - 1993.
15. Bernstein P.L. The New Religion of Risk Management //Harvard Business Review. - 1996. - V74.
16. Brigham E.F. Fundamentals of Financial Management. The Dryden Press, 1992.
17. Chenhall R., Harrison G., Watson D. The Organizational context of Management Accounting. - Boston, 1987.
18. Dicrson G., Cassidy D., Gordon A and Wilrinson S. Risk Management. -London, 1991
19. Dunn E.G., Jette C. Diversification as a Risk Management Strategy in Andean Agropastorel Community // American Journal of Agricultural Economics. - 1996. - V78 (5, Dec).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия