Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Завгородний С. Г.
аспирант Балтийской академии туризма и предпринимательства

Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в России

Значение малого предпринимательства, которое оно имеет для развития современной экономике, трудно переоценить. В развитых странах производимая в этом секторе продукция составляет большую часть валового национального продукта и экспорта, в нем сосредоточено значительное число рабочих мест. В целом можно сказать, что малое и среднее предпринимательство является ядром устойчивого экономического и политического развития страны.
В Российской Федерации предпринимаются шаги по развитию малого предпринимательства. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг. Данная программа одобрена правительством Российской Федерации и Государственной Думой. Комитетом по Антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в России были разработаны законопроекты, которые внесены в правительство Российской Федерации с целью изменения действующего законодательства, на основе которых предусматривалось создание институциональных структур для поддержки малого бизнеса.
Несмотря на предпринятые шаги в этом направлении малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная и целенаправленная работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Крайне незначительное внимание придается повышению значимости региональных программ развития малого бизнеса, практически отсутствуют меры по устранению административных барьеров и коррупции. Именно поэтому темпы развитие малого предпринимательства недопустимо низкие. Всего в России насчитывается около 900 тыс. малых предприятий и порядка 4 млн. индивидуальных предпринимателей. Эти данные для России свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, без преодоления которых дальнейшего развития малого бизнеса и совершенствования его структуры не произойдет.
Ухудшение финансового положения малых предприятий (МП) обусловлено трудностями, связанными с доступом к кредитно-финансовым ресурсам. Именно по данной причине с легального рынка наблюдается уход большого числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, другая причина тоже хорошо известна - увеличились административно-бюрократические барьеры. На малых предприятиях, подавляющая часть которых (более 90%) - частные, заняты 7,5 млн. человек, из которых 6,5 млн. работают на постоянной основе. Объем произведенной продукции малыми предприятиями за 2006 год составил почти 500 млрд. рублей, инвестиции в основной капитал - около 30 млрд. рублей. Более 50% малых предприятий функционирует в торговле, общественном питании, сфере услуг. На предприятия промышленного и строительного сектора приходится приблизительно 30% от их общего количества.
Вид бизнеса, в котором функционируют малые предприятия далек от оптимального, что не способствует экономическому росту, увеличению количества новых рабочих мест и формированию высокотехнологичных направлений. По вкладу малого бизнеса в ВВП (12-15%%) Россия отстает не только от развитых стран (50 - 60%%), но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Только в некоторых регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 25%. Следовательно, есть реальные возможности уже в ближайшие годы обеспечить и в других субъектах страны благоприятные условия для количественного и качественного роста малого предпринимательства. Основной задачей поддержки малого предпринимательства является расширение системы финансовой поддержки за счет его более тесного взаимодействия с кредитными институтами.
Основы государственной поддержки малого предпринимательства в России закладываются федеральным законодательством. Регионам в рамках их компетенции предоставлены незначительные возможности конкретизировать общие установки для адаптирования МП к региональным условиям функционирования. Регионы могут определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства.
Экономическая и общественная значимость малого бизнеса требуют наличия специальных государственных структур, ответственных за эту важную сферу экономики. Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, где развитию малого предпринимательства уделяется большое внимание. Благоприятные условия по развитию малого бизнеса способствовали бы решению важных социально-экономических задач для подъема экономики страны. В первую очередь демонополизации; формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; занятости населения; увеличению экономического роста и налоговых поступлений; формированию среднего класса.
Вхождение России в ВТО стало вопросом ближайшего времени и относиться к данному факту следует как к существующей экономической реалии. Какие же последствия вызовет этот шаг? На отечественные малые и средние предприятия он, безусловно, окажет серьезное влияние. Основной проблемой для них, при вхождении России в ВТО, станет увеличение конкуренции со стороны зарубежных производителей (особенно в области АПК). При этом им потребуется искать пути снижения производственных издержек и улучшать качество производимой продукции. В этих условиях для серьезной и долговременной поддержки малому бизнесу необходима государственная помощь.
Вместе с тем, вступление России в ВТО открывает для малого бизнеса дополнительные возможности и перспективы. В первую очередь, они связаны с приведением отечественной законодательной и нормативно-правовой базы в соответствие с международными нормами и требованиями. Произойдет регламентация основополагающих принципов коммерческой и торговой деятельности, повышение открытости внутреннего рынка, увеличение его институциональной прозрачности (речь идет о внутренних характеристиках всех субъектов экономических отношений и о характере формализованных и неформализованных отношений, возникающих в процессе их взаимодействия). В результате возникнут дополнительные возможности по противодействию бюрократическим, законодательным и административным барьерам, которые в настоящее время являются серьезным препятствием на пути поступательного развития МП. Потенциально усилятся позиции отечественного малого бизнеса на внешних рынках: предприниматели получат права (и конкретные механизмы их реализации) на защиту от несправедливой конкуренции, торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров, что означает получение доступа к международному механизму разрешения торговых споров. Это предоставит МП дополнительные возможности для развития цивилизованной конкурентной среды, которая будет действовать во всех отраслях российской экономики. Произойдет расширение возможностей для предприятий производственного сектора, выпускающих продукцию с высокой степени переработки или высокотехнологичную продукцию. Перспектива роста данной группы МП обуславливается тем, что основные тарифные уступки со стороны ВТО предоставляются именно этим товарным группам. Кроме того, возможно расширение инвестиционной базы малого бизнеса за счет увеличения притока иностранных капиталов и роста услуг на российском рынке.
Важным ресурсом для преодоления возникающих угроз малому бизнесу является особенность его отраслевой структуры. Большая часть МП России сосредоточена в сфере торговли и обслуживания. Для этих предприятий вступление России в ВТО может предоставить дополнительные возможности по развитию бизнеса. Малоиспользуемым ресурсом МП, который может иметь принципиальное значение в изменившихся экономических условиях, является способность адаптации малого бизнеса к успешному, взаимовыгодному и эффективному взаимодействию с крупным бизнесом.
В целом, для МП, функционирующих в сфере услуг и торговли, вступление России в ВТО несет как позитивные, так и негативные сдвиги в их деятельности и развитии. Снижение уровня таможенной защиты по широкому спектру товарных позиций может принести немалые выгоды для торговых предприятий, так как цены на импортные товары, которые во многом составляют основу предлагаемой ими продукции, могут быть ощутимо снижены. При этом предприятия, являющиеся распространителями товаров отечественного производства, могут понести ощутимые потери вплоть до банкротства, в случае, если правительством не будут предприняты шаги по установлению пошлин на импортную продукцию данных отраслей на максимально выгодном для МП уровне.
Для МП, представляющих промышленный и сельскохозяйственный сектор экономики, последствия вступления России в ВТО, при отсутствии эффективной поддержки, негативно скажутся на их развитии. Данные отрасли сильно уязвимы со стороны зарубежных производителей, а конкурентоспособность отечественных МП во многом определяется степенью таможенной защиты, наличием тарифных и нетарифных барьеров.
Отечественными и международными экспертами выделены три перспективных направления государственной политики по поддержке малого бизнеса: `нормативно-правовое`, `финансово-технологическое` и `консультационно-информационное`. Первое направление заключается в учете интересов малого предпринимательства при проведении переговоров с ВТО. Второе - в развитии важнейших и наиболее прогрессивных институтов поддержки малого предпринимательства, включая лизинг, гарантийно-залоговые схемы, франчайзинговые цепочки. Третье предполагает создание при непосредственном участии государства справочных служб, основной функцией которых должна стать консультационная помощь, в отношении предстоящих изменений [*], связанных со вступлением в ВТО.
Наболевшей и широко освещаемой проблемой развития отечественной экономики стал криминальный захват собственности. Россия уже полтора десятилетия пытается перейти от `дикого` капитализма к его цивилизованной форме, но успехи в этом направлении далеко не очевидны. Связанные со сложностями переходного периода проблемы испытывают не только простые граждане, но и собственники предприятий. Последних особенно пугает опасность лишиться бизнеса из-за деятельности рейдеров - фирм или частных лиц, специализирующихся на захватах предприятий. В 2005 году сотрудниками МВД РФ раскрыто около тысячи правонарушений, связанных с попытками недружественного поглощения предприятий и захвата собственности, из них только в Москве порядка трехсот. Для завладения собственностью предприятий используются различные методы: лжебанкротство, манипулирование с реестрами, корпоративный шантаж, использование административного ресурса и даже неправомерные судебные решения.
В начале силовой захват собственности имел отношение к предприятиям, владеющими привлекательными активами. Но дело в том, что с повышением открытости отечественных рынков для западных инвесторов, в частности, со вступлением России в ВТО, становится все меньше закрытых акционерных обществ крупного масштаба, бывших основными объектами рейдерских атак.
Захватить и перепродать предприятие, находящееся в собственности одного или нескольких учредителей, гораздо легче, нежели предприятие, чьи акции котируются на отечественных и зарубежных рынках. Однако следует понимать, что преступный элемент, привыкший получать легкие деньги незаконным путем, едва ли откажется от своего противоправного, но очень прибыльного дела. С большой долей вероятности можно предположить, что объектами захвата могут стать субъекты малого и среднего предпринимательства, многие из которых находятся в центре крупных городов. У них нет возможности нанять большой штат охраны, нет прочной связи с административными органами. Они практически беззащитны перед лицом грубой силы и беззакония. Необходимо призвать правоохранительные органы к борьбе с рейдерством, которому необходимо положить конец. В противном случае все разговоры о поддержке и стимулировании малого предпринимательства останутся только на бумаге.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия