Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Салихов Б. В.
профессор кафедры политической экономии и международных экономических отношений Российского государственного социального университета,
доктор экономических наук

Воронин В. Б.
преподаватель кафедры экономики Альметьевского филиала Института экономики, управления и права

Организационно-экономические основы повышения эффективности институционального предпринимательства

Рыночная трансформация и укрепление российской экономики справедливо связываются с совершенствованием рыночных отношений в нашей стране, что означает всемерное развитие экономической инициативы и институционального предпринимательства. Создание условий для предпринимательства, особенно в сфере материального производства, является важнейшей целью и составляющей экономической политики для любой переходной экономики. На практике же стабилизация российской экономики и ее вывод из глубокого кризиса, разразившегося вследствие серьезных структурных деформаций, вызванных десятилетиями господства командно-административной системы и ошибками начального этапа реформирования экономики, еще недавно связывались с экспортом различных видов сырья и энергоносителей. Несмотря на определенную социально-экономическую значимость результатов такой стабилизации, выразившуюся в замедлении роста безработицы, снижении темпов падения уровня жизни населения, пополнении золотовалютных резервов страны и т.п., ориентация страны на экспорт сырья и энергоносителей является ошибочной. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос об изменении приоритетов в экономической политике страны.
Актуальность темы исследования обусловлена той ролью, которую может и должно сыграть российское институциональное производственное предпринимательство в оживлении базовых отраслей экономики. Речь идет о воссоздании индустриального и постиндустриального научно-технического потенциала страны, с одной стороны, и подъема его эффективности, с другой. Для сбалансированного и пропорционального подъема российской экономики необходимо больше внимания уделять наукоемкому производству, информационно-коммуникационной системе и развитию интеллектуального капитала с целью удовлетворения потребностей как внутреннего, так и внешнего рынка.
По своей экономической природе институциональное предпринимательство связано с реализацией возможностей, возникающих в сфере полного хозяйственного оборота - производства, обмена, распределения и предоставления услуг, поскольку в конечном итоге именно товарное производство является генератором возможностей, открывающихся перед бизнесом в процессе обмена информацией. Наличие структурных диспропорций в экономике, а также многочисленные несовершенства современного российского рынка, неизбежные на этапе его становления, способствуют проявлению предпринимательской инициативы главным образом в сфере обмена информации знаний, столь характерной для переходной экономики. Формирование и развитие интеллектуального капитала и в целом интеллектуализация хозяйственных отношений обычно увязывается с нарастанием процесса информатизации общества, с превращением индустриальной экономической системы в постиндустриальную экономику. При этом постиндустриальное общество `: определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышения качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений : во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания` [*].
В этом смысле наша страна не является исключением: в России предпринимательская деятельность получила развитие, прежде всего, в торговле и кредитно-финансовой сфере. Высокий уровень инфляции, характерный для начала переходного периода, общая экономическая нестабильность, а также больший период хозяйственного оборота в промышленности по сравнению с периодами оборота в коммерции и кредитно-финансовой сфере, объективно тормозили развитие институционального производственного предпринимательства. С другой стороны, несовершенство действующих институтов, регулирующей бизнес, способствовали его криминализации, в особенности связанных с коммерцией и кредитно-финансовыми операциями (вспомним многочисленные пирамиды типа `МММ` `и `Властилины`).
Устранение государства от управления экономикой на начальном этапе ее реформирования привело к образованию структуры институционального предпринимательства, ориентированной главным образом на извлечение доходов из несовершенства рыночных отношений, обусловленного начальным этапам реформ. В некоторых случаях такие ситуации либо искусственно создавались, либо специально воспроизводились . Такое положение способствовало возникновению в массовом сознании представления о предпринимательстве как о полукриминальной деятельности, наносящей вред государству и обществу, а о самих предпринимателях - как о людях низкой морали. Поэтому в настоящее время становится необходимым государственное стратегическое управление экономическими преобразованиями в стране, направленное на поддержку тех форм институционального предпринимательства, которые совместимы с развитием эффективного производства и механизмом рыночного хозяйствования.
В этой связи становится актуальным создание такой модели институционального предпринимательства, которая будет активно способствовать выходу страны из экономического кризиса, а в будущем - ее превращению в равноправного и эффективного субъекта мировой хозяйственной системы. В полной мере этим требованиям отвечает институциональное предпринимательство, ориентированное на инновационное производство, интеллектуальный капитал, информационо-коммуникацонную систему. В настоящее время предпосылки для повышения эффективности стратегического управления институциональным предпринимательством отсутствуют, поэтому потенциал, заложенный в нем, остается не только нереализованным, но и невостребованным.
Следует отметить, что большая часть работ, посвященная разработке общих и методологических основ институционального предпринимательства, все еще ждет своего исследователя. По нашему мнению, недостаточно освещены организационно-экономические и правовые проблемы предпринимательства, нет полного понимания необходимых условий и механизмов создания благоприятной среды для институционального предпринимательства в сфере производства и предоставления услуг, не изучено его влияние на социальные процессы в обществе. Проблема же эффективности стратегического управления институциональным производственным предпринимательством практически не вошла в поле зрения исследователей.
Внимание к проблеме развития институционального предпринимательства в сфере материального производства остается в поле зрения ученых многих стран.
Укрепление российской экономики справедливо связывается со всемерным развитием экономической инициативы и предпринимательства. Создание условий для институционального предпринимательства, особенно в сфере материального производства и предоставление услуг является важнейшей целью государственной политики в любой переходной экономике. Для сбалансированного и пропорционального ее развития уже недостаточно опираться на крупный бизнес, связанный в нашей стране с добывающими отраслями промышленности, а также на различные формы бизнеса в сфере обмена - этот путь ведет к закреплению России в качестве сырьевого придатка развитых стран. Необходимо уделять больше внимания развитию наукоемкого материального производства, информационно-коммуникационной системе, способного удовлетворять потребности внутреннего рынка и поставлять конкурентоспособные товары, услуги, информацию на экспорт. Таким образом, среди всех форм предпринимательства следует оказывать особую государственную поддержку предпринимательству инновационной направленности, действующему в сфере материального производства.
Известен вклад в разработку теории предпринимательства австрийского ученого Й. Шумпетера, который связывал получение предпринимательского дохода с инновациями, а определяющей чертой предпринимателя он считал способность к новаторству. Эффективно используя новшества технического, технологического, информационного организационно-управленческого и маркетингового характера, предприниматель добивается тех изменений в производстве и распределении, которые обеспечивают ему дополнительный доход. Характерно, что, по мнению Й. Шумпетера, индивид остается предпринимателем до тех пор, пока он остается новатором. Он полагал, что предпринимателем может быть не только собственник, но и наемный управляющий (менеджер); определяющим признаком здесь является инновационный характер деятельности [*].
Вопрос об источнике дополнительного дохода всегда был центральным при выявлении сущности предпринимательства. И. Тюнен и Ф. Найт, в отличие от Й. Шумпетера, не сводили получение дохода только к новаторству, а связывали его с умением прогнозировать перспективы развития производства и потребительского спроса, что обеспечивает получение дохода. Аналогичную позицию разделяет П. Друкер, который считает главным для предпринимателя умение использовать преимущества с максимальной выгодой [*]. Согласно Ф. Хайеку, суть предпринимательства сводится к инициативной деятельности субъекта [*]. К. Макконнел и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя считают предпринимательский талант. Они связывают предпринимательство с выполнением индивидом четырех взаимосвязанных функций [*]:
1) готовность взять на себя инициативу соединить необходимые ресурсы в производственном процессе;
2) обладать смелостью и способностью принимать решения, которые определят характер будущей деятельности и нести за это правовую и имущественную ответственность;
3) быть новатором, готовым и способным внедрять новые продукты на потребительский рынок, новые технологии в производство, новые формы и методы организации и управления расширенным циклом производства и распределения;
4) быть готовым на взвешенный риск, поскольку в условиях рыночной состязательности (конкуренции) предпринимательский успех и, как следствие, прибыль абсолютно не гарантированы.
Институциональное предпринимательство инновационной направленности в сфере материального производства играет особую роль среди всех возможных форм предпринимательства. Во-первых, этот вид предпринимательства создает новые возможности для развития всех остальных форм бизнеса и материальной культуры общества, поэтому его следует выделять терминологически, оставив за ним термин `предпринимательство`, именуя все остальные легальные формы проявления рыночной инициативы `бизнесом`. Во-вторых, предпринимательство представляет собой двуединый процесс разработки и промышленного внедрения инновации, в ходе которого на новой технологической основе нарушается рыночное равновесие. Остальные формы бизнеса включаются в процесс широкого распространения инновации в материальной культуре общества и тем самым способствуют восстановлению рыночного равновесия. Таким образом, бизнес имеет характер диссипативного процесса, повышающего энтропию системы и восстанавливающего равновесие в экономической системе, а предпринимательство скачком уменьшает энтропию экономической системы, нарушая ее равновесие на основе новых технологий.
Становление предпринимательства в России происходило в сложных экономических условиях. В этот период сфера реализации потенциала предпринимателей `первой волны` ограничивалась узким кругом видов деятельности, связанными кредитно-финансовой, торговой и посреднической сферами. Для предпринимателей `второй волны` эта сфера несколько расширилась, о чем свидетельствует рост деловой активности в различных отраслях реального сектора экономики, наблюдаемый в последние годы.
Важным отличительным признаком предпринимателей `первой волны` был конфликтный характер их взаимоотношений с государством. Действуя в еще несовершенном правовом поле, стремясь к использованию преимуществ своего положения, не подтверждаемых юридически, они нередко шли на нарушения законов и нормативных актов. Это, разумеется, не означает, что весь российский бизнес был заражен коррупцией и замешан на экономических преступлениях, однако это была весьма заметная тенденция, имевшая следствием высокие социальные издержки - резкое и ничем не оправданное падение российской экономики. Естественно, что для исправления ситуации необходимо создание эффективной предпринимательской среды, что требует изменения предпринимательской этики и морали, без которых нормальное функционирование и дальнейшее развитие предпринимательских структур уже невозможно. Поскольку предпринимательская деятельность осуществляется в определенной социальной среде, одним из элементов благоприятного предпринимательского климата служит отношение населения к предпринимательству. В силу криминализированности бизнеса, поляризации населения по доходам отношение значительной части населения к предпринимательству `первой волны было крайне негативным.
В последнее время эту тенденцию удалось переломить и большая часть населения уже оценивает предпринимательство и предпринимателей положительно. Произошли значительные позитивные сдвиги в понимании необходимости формирования позитивной предпринимательской этики и морали. Об этом свидетельствует, в частности, разработка проекта Кодекса корпоративного поведения, который содержит унифицированный механизм выстраивания цивилизованных взаимоотноше ний как внутри предпринимательских структур, так и взаимоотношений предпринимателей между собой и с обществом.
Другая важная особенность процесса становления российского институционального предпринимательства обусловлена тем, что реформирование экономики проводилось без учета изменений, происходивших в геополитике и мировой экономике. Одним из изменений, оказывающим заметное влияние на развитие российского предпринимательства, является повышение открытости национальных экономик. Однако, не умаляя достоинств открытой экономики, следует иметь в виду, что конкретные формы, в которые они трансформируются, во многом зависят от стартовых условий, сложившихся к моменту либерализации внешнеэкономических связей для той или иной страны. В ходе трансформации `закрытой` экономики в экономику `открытую` возникает опасность сильной зарубежной конкуренции на внутреннем рынке, которая может вызвать развал национальной экономики, снижение предпринимательской активности, рост безработицы и социальной напряженности в обществе. Эта опасность вполне реальна и подтверждается опытом либерализации внешней торговли в 80-х годах в странах Латинской Америки, в конце 80-х начале 90-х годов в странах Восточной Европы.
Для развития инновационного предпринимательства в России необходимо проводить политику защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, чтобы, с одной стороны, позволить окрепнуть национальным секторам производства, связанными с перспективными технологиями, с другой - не дать развиться внутреннему монополизму. Емкость внутренних рынков, особенно по товарам высокого уровня переработки, продолжает оставаться недостаточной из-за низкого платежеспособного спроса потребителей. Кризис 1998 года резко сократил численность среднего класса, являвшегося основным потребителем отечественной продукции высоких технологий. Внешние рынки для большинства российских производителей все еще труднодоступны из-за низкого качества товаров, обусловленного морально устаревшими производственными технологиями, слабостью применяемых маркетинговых технологий. Представляется, что укрепление российской экономики должно проходить по обоим направлениям - как увеличения емкости внутреннего рынка, так и энергичного проникновения на внешний рынок, поскольку без развития рынков никакое развитие промышленного производства и предпринимательства невозможно.
Оценивая факторы, влияющие на институциональное предпринимательство в России, можно резюмировать, что:
- по экономическим факторам - масштабу рынков и уровню их развития, величине и распределению доходов населения - всему тому, что влияет на входные барьеры в бизнес и деловые риски, а, в конечном итоге, на предпринимательскую инициативу, состояние весьма напряженное;
-по технологическим факторам - уровню развития национальной науки, техники и технологий, определяющим возможности реализации предпринимательской инициативы на мировом уровне - состояние также напряженное, но все же сохраняющее возможность позитивного развития;
- по политическим и правовым факторам - стабильности отношений общества и государства, механизмам государственного управления и процедурам принятия общественно значимых решений, развитости отношений собственности, уровню развития гражданского права и правосознания - всему тому, что обеспечивает надежность правовой среды предпринимательства на длительную перспективу;
- по социокультурным факторам - морально-этическому климату в обществе, уровню общего и профессионального образования, профессионально-квалификационной структуре рабочей силы, культурным традициям общества - всему тому, что определяет отношение к предпринимательству в обществе;
- по природным и демографическим факторам - природно-климатическим условиям, запасам полезных ископаемых и энергоносителей, земле, воде и их качеству, численности и половозрастной структуре населения - всему тому, что определяет длительные тенденции в развитии общества и производства.
Следует подчеркнуть, что институциональное производственное предпринимательство не может самостоятельно зародиться, укрепиться и выжить в условиях глубоко монополизированной, олигархической системы, возникшей в нашей стране на развалинах командно-административной системы. Для становления и развития производственного предпринимательства необходим определенный уровень государственного регулирования в экономике.
Во-первых, это вмешательство может проявляться в воздействии государства на рыночные отношения через инвестиционную, налоговую и тарифную политику, а также через регулирование отношений между работодателями и работниками. В условиях глубокого спада экономики государство должно регулировать не только рыночные отношения, но и воздействовать на рыночную конъюнктуру через политику доходов населения и целенаправленную поддержку тех отраслей и хозяйствующих субъектов, которые работают в стратегически перспективных направлениях.
Во-вторых, необходимо найти оптимальную форму регулирования экономики, при которой государство не угнетает предпринимательскую инициативу, а способствует ее развитию. К сожалению, на протяжении первых десяти лет реформирования экономики государство душило предпринимательство налогами и бюрократическими ограничениями, подрывая конструктивную предпринимательскую инициативу. Некоторые положительные подвижки в налоговом законодательстве произошли в последнее время.
В-третьих, одной из причин неудач в реформировании экономики и становлении социально-ответственного предпринимательства в сфере производства, финансов и обращения явилось следование западным рекомендациям. На макроэкономическом уровне это проявилось в некритически воспринятой либералистской и монетаристкой модели реформирования экономики, а на микроэкономическом уровне это перенесение западных моделей и методов хозяйствования без обеспечения соответствующих условий. Становление российского предпринимательства в сфере производства должно осуществляться с учетом реальных российских экономических, правовых и социокультурных условий.
В-четвертых, отсутствие продуманной политики в области образования привело к тому, что многие из перспективных высокотехнологичных отраслей испытывают кадровый голод, из-за чего ранее существовавшие высокотехнологичные производства сегодня можно возродить только после продолжительной работы по подготовке для них высококвалифицированных кадров. Поэтому поиск подходов к балансированию рынков труда и образования должен стать основной целью реформы образования. Очевидно, что такую реформу должны готовить в тесном взаимодействии органы Министерства труда и социального развития, Министерства образования, представители организаций работодателей и широкие круги общественности. В дополнение к традиционной системе профессионального образования, для установления более полного соответствия между профессионально-квалификационной структурой рабочих мест и квалифицированной рабочей силы, необходимо внедрять гибкие системы профессионального обучения взрослых, поскольку развитие современного производства требует непрерывного роста профессиональной квалификации работников, их активного участия в производственном процессе.
В-пятых, необходимое условие для становления и развития производственного предпринимательства состоит в признании того факта, что, несмотря на все многообразие сфер деятельности в рыночных условиях, главным и приоритетным является материальное производство, особенно высокотехнологичное.
В настоящее время существуют проблемы в налаживании стабильного сотрудничества малого, среднего и крупного предпринимательства в производственной сфере. Основными недостатками являются: срывы сроков платежа, несоблюдение сторонами условий качества продукции, сроков поставки, несогласованное повышение цен, несоблюдение технологии производства, несправедливое распределение обязанностей, рисков и прибылей между заказчиками и исполнителями производственных заказов. Особые трудности возникают в области инновационной деятельности. Малые предприятия, обладая повышенной инновационной активностью, заинтересованы в быстром прохождении цикла разработки и внедрения новых технологических решений. Однако в силу известных проблем крупные предприятия неохотно берутся за их внедрение и массовое производство. Необходимо создать благоприятную институциональную среду для взаимовыгодного взаимодействия малого и крупного предпринимательства в сфере производства.
Инновационным формам предпринимательства необходимо обеспечить государственную поддержку. Исходя из приоритетных задач экономической стратегии государства, можно выделить следующие перспективные направления развития российского производственного предпринимательства:
- развитие производств, способных наладить выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции и создание новых производств инновационной направленности;
− организация специализированных структур, обеспечивающих разработку, внедрение и распространение инноваций;
- формирование источников и каналов долгосрочных инвестиций;
- производство конкурентоспособной продукции высокой степени переработки на основе инновационных технологий;
- продвижение отечественной продукции на внешние рынки;
- разработка и внедрение перспективных систем управления предпринимательскими структурами в сфере материального производства;
- развитие систем информационного обеспечения для инновационных разработок и производства;
- участие в формировании отраслей новой экономики`.
Важное место в решении новых задач принадлежит совершенствованию методов стратегического управления персоналом. Здесь ключевая задача состоит в полном включении механизмов мотивации трудовой активности персонала, преодолении отчуждения работника от выполняемых обязанностей. Такими механизмами являются участие персонала в управлении и в распределении прибыли. Оценка эффективности стратегического менеджмента институциональной предпринимательской структуры проводится на трех уровнях - отдельного менеджера, на уровне функционального органа управления и на уровне системы управления предпринимательской структурой как единого целого. Оценка эффективности труда управленческого персонала должна носить комплексный характер, что позволяет рассматривать организацию управления на предприятии с разных сторон с последующим получением обобщенной оценки.
Для адекватной реакции предпринимательской структуры на события внешней среды и всевозможные угрозы необходимо их ранжировать по степени настоятельности, т.е. близости и масштабам последствий, которые они могут повлечь за собой. Для этого необходимо разработать алгоритм учета и обработки возможных событий внешней и внутренней среды с целью минимизации ущерба от неблагоприятных событий и более полного использования благоприятных возможностей. Непрерывные изменения, происходящие во внешней и внутренней среде предпринимательской структуры, требуют использовать при стратегическом планировании разные сценарные подходы, касающиеся всех сторон ее деятельности. В качестве основных подходов к реструктуризации предпринимательства выделяют реструктуризацию развития и реинжиниринг, различающиеся глубиной структурных изменений.
В российской практике все еще встречается пассивная форма стратегии выживания, которая характеризуется сокращением производственных затрат путем сворачивания производства, сокращения занятости, снижение технологического уровня производства, задержка платежей как кредиторам, так и в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Очевидно, что подобная `стратегия выживания` способна лишь отдалить банкротство предпринимательской структуры за счет замедления темпов экономического и финансового падения. Предотвратить банкротство эта стратегия не в силах, поскольку она нарушает все принципы настоящей стратегии выживания: укрепление платежеспособности, повышение доходности за счет более точного соответствия продукции запросам потребителей, снижение издержек.
Вместе с тем, все большее число российских предпринимательских структур применяет стратегию активного выживания. Она характеризуется активной маркетинговой политикой, включающей: поиск новых рыночных сегментов, обновление продукции в соответствии с запросами потребителей. Методы реструктуризации предпринимательских структур, выработанные в развитых странах, не могут быть непосредственно перенесены на российскую почву.
В условиях переходной экономики, когда не преодолена экономическая нестабильность, не устранены пробелы в коммерческом праве, сохраняется неразвитость финансовых рынков, существуют высокие предпринимательские риски, которые коренным образом меняют отношение к проблеме реструктуризации. Поэтому методики реструктуризации предприятий, выработанные в странах с развитой экономикой, нуждаются в творческом подходе для осознанной адаптации их к российским условиям.
При реструктуризации предпринимательских структур все острее ощущается необходимость в количественных методах, которые могли бы подсказывать направление реструктуризации. В настоящее время при анализе и оценке возможных направлений реструктуризации менеджеры большей частью полагаются на свою интуицию. В силу сложности задачи реструктуризации, особенно в тех случаях, когда реструктуризация связывается с инновацией, необходимо, чтобы интуиция опиралась на более формализованные методы, допускающие выход на экономическую оценку.


Литература:
1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.
2. Азоев ГЛ., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. − М.: Тип. `Новости`, 2000.
3. Андреев В. Правовой статус малых предприятий // Рос. юстиция. − 2000. − n 9.
4. Антикризисное управление: Учебник для вузов / Под ред. З.М. Короткова. − М.: ИНФРА-,. 2001.
5. Антикризисное управление /Под ред. А.Г. Минаева, В.П. Панагушина. - М.: Приор, 1998.
6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. − СПб.: Питер, 2000.
7. Батчиков С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // Рос. экон. журн. − 1997. − n 10.
8. Безруков В., Матросова Е. Структурные преобразования промышленности // Экономист. − 1997. − n 2.
9. Берг Г. Создать свою фирму. − М.: Дело. 1994.
10. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. − М.: Ось, 1998.
11. Блитцер Ш. Проблемы реструктурирования предприятий в России. МБРР. 1996.
12. Бляхман Л., Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики // Рос. экон. журн. − 2001. − n 3.
13. Омельченко Е.В. Налоговая политика − важный фактор устойчивого и гармоничного развития предпринимательства //Ученые записки Российской Академии предпринимательства. Организационно-экономические основы реформирования экономики. Вып.3. − Изд-во ИКАР, 2002.
14. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособие для вузов. − М.: Финансы, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия