Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Марков М. М.
профессор кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук,


Современное предпринимательство как кооперация крупных, средних и малых предприятий

Как известно, экономика стран с рыночной системой организации хозяйства состоит из трех основных элементов: государственного сектора, бизнеса и домашних хозяйств, между которыми происходит кругооборот ресурсов, продуктов и дохода. В процессе развития характер взаимодействия между этими тремя частями экономики постоянно меняется и усложняется. В изменение характера их взаимодействия заложен потенциал `синергетической экономики`, что связано с переходом мировой экономики к новому этапу развития - `синергетическому типу глобализации` [1]. Соответственно изменяются задачи экономики по сравнению с теми, которые стояли перед индустриальным обществом - обеспечение функционирования рыночной системы, устранение `провалов рынка`, `провалов государства`, эффективное использование традиционных факторов производства (земли, труда и капитала). В индустриальном обществе происходила адаптация субъектов хозяйствования к общественному производству, выступающему как макроэкономический объект.
В эпоху постиндустриального развития, происходит обратный процесс - функционирование самого общественного производства начинает во многом определяться характером взаимодействия субъектов хозяйствования. На ускорение этого процесса особое влияние оказывает переход к информационной стадии развития мировой экономики, которая одновременно и упрощает, и усложняет механизм взаимодействия субъектов экономики, в том числе предпринимательских структур. Все возрастающую роль начинают играть новые факторы производства: экологические, социальные, финансовые, инвестиционные, политические и др. Акценты переносятся на снижение рыночных и других рисков, повышение предсказуемости основных параметров внешней среды.
В этих условиях появляются новые факторы экономического роста, главным из которых выступает синергетика. Термин `синергетический эффект` был широко введен в современный научный оборот в середине 80-х годов двадцатого столетия. Он означает (от греч. synergos - вместе действующий) кратный эффект, полученный в результате слияния отдельных частей в единую систему.
Синергетический эффект в экономике также характеризует возможность в результате объединения элементов получать больший экономический эффект, чем арифметическая сумма экономических эффектов от деятельности отдельных элементов.
Синергетические эффекты в современной экономике проявляются в процессе использования таких механизмов взаимодействия предпринимательских структур, как предпринимательские сети, кластеры, стратегические альянсы, долгосрочные контракты и и др. Они позволяют снижать трансакционные издержки, внешние и внутренние риски, повышать инновационность и конкурентоспособность предпринимательских структур.
Вплоть до 70-х годов XX века малый бизнес находился на вторых ролях. Однако в 70-80 годы прошлого века произошла так называемая `электронная революция`, существенно изменившая условия его функционирования. На основе мик ропроцессорной и компьютерной техники была создана новая передовая техническая база малого предпринимательства, которая позволила резко усилить его роль. В результате малый бизнес не только восстановил свои утраченные позиции, но сумел потеснить в ряде отраслей и сфер деятельности позиции крупных предприятий, вторгаясь даже в те области производства, где традиционно господствовал крупный бизнес (металлургия, нефтедобыча и др.).
Одновременно в этот период изменилось положение на товарных рынках и характер спроса. Произошел переход от массового к индивидуальному спросу, для которого характерно проявление интереса потребителей к качеству и эксклюзивности приобретаемых товаров и услуг. Поэтому первостепенное значение приобрели качество и сроки исполнения заказа, выпуск мелких серий продукции, расширения ее ассортимента, выполнение изделий на заказ.
Важнейшей закономерностью развития современной экономики является преобладание в общественном производстве (по стоимости) производства услуг по сравнению с производством товаров. Например, в ВВП США удельный вес промышленности в 2000 году составлял 15,9%, а сектора услуг - 41,5%. Сейчас доля сектора услуг в этой стране превысила 60%. Следовательно, в отечественной экономике для развития производства сферы услуг на базе малого бизнеса имеются немалые возможности. В России доля промышленности в ВВП в том же 2000 году равнялась 54%, сектора услуг - свыше 40% [2].
Мировой опыт говорит о том, что в современной рыночной экономике успешно сосуществуют крупные, средние и малые предприятия, комбинация которых имеет свою специфику для каждой страны.
В этой связи полезно обратиться к истории дореволюционной России (конец XIX - начало XX вв.), где успешно сосуществовали крупный и малый бизнес, которые нередко были связаны технологически и дополняли друг друга. Более того, крупное производство во многих случаях само поощряло развитие мелкого производства, давая ему для обработки различные материалы, заказывая специальные изделия ручной выделки и т.д. Эта связь устанавливалась по линии снабжения кустарей полуфабрикатами. Примером продуктивного взаимодействия крупной и мелкой промышленности являлись производства специальной выделки кож, изготовление деревянных сапожных колодок, валяльный промысел, овчинное, шубное производство, выделка папиросных гильз и т. п. [3].
Связь фабрики с мелким производством выражалась также в выполнении кустарями отдельных операций с готовым продуктом фабричного производства (например, обшивка готовых платков), или в подготовке ими материала для последующей обработки на фабрике (размотка пряжи), Наконец, фабричное производство предъявляло спрос на всевозможные упаковочные изделия - ящики, мешки, рогожи, кули и т.п., что, в свою очередь, способствовало развитию соответствующих производств.
В настоящее время стабильные и высокие темпы экономического роста в России невозможны без соответствующей и быстрой структурной перестройки народного хозяйства, которая должна отражать, прежде всего, изменения рыночного спроса. Привязка структуры производства к структуре рыночного спроса является ключевой проблемой российской экономики. Другой составляющей экономического роста является переход российской экономики на инновационный путь развития.
Ускоренное развитие сферы услуг в материальном и социальном секторах экономики, увеличение доли нематериальных услуг являются объективной закономерностью, свойственной в той или иной степени всем странам мира. Одновременно появляются все новые виды услуг: информационные, финансовые, консалтинговые и др. Соответственно возрастает число малых предприятий, которые традиционно специализируются на оказании услуг, особенно характеризуемых индивидуальными потребностями.
Другой особенностью современной экономики является интеграция материального производства и услуг. Это связано с тем, что в силу особенностей новых технологий материальный продукт и его обслуживание практически неразделимы. Покупка и потребление товара, например, нередко сопровождается последующим послепродажным и гарантийным обслуживанием, т.е. происходит процесс переплетения производства товаров и услуг. Эта интеграция материального производства и сферы услуг создает предпосылки для совместной деятельности крупных, средних и малых предприятий.
С развитием интеграционных процессов в экономике, нарастанием про цесса глобализации, ростом конкуренции, развитием информационно-коммуникационных технологий национальные экономики все больше начинают носить `интернациональный` характер, все ясней становится необходимость находить новые формы эффективного взаимодействия между разными по размеру предприятиями, позволяющие им лучше адаптироваться к крайне неустойчивой внешней среде, стать более конкурентоспособными.
Однако из таких новых форм бизнеса являются предпринимательские сети, получившие широкое распространение за рубежом. Однако это не означает, что обязательно все малые предприятия должны участвовать в предпринимательских сетях или каких-либо иных формах взаимодействия с крупным бизнесом.
Необходимость появления предпринимательских сетей была вызвана в частности тем, что существует постоянная зависимость корпораций от малых фирм, о которой уже говорилось выше. Однако увеличение самих форм взаимодействия различных видов бизнеса является современной тенденцией. Это связано с тем, что внутри этих сетей каждое из входящих в них предприятий в рамках партнерских отношений реализует собственные преимущества перед другими, в результате чего они выступают эффективной формой взаимодействия крупных, средних и малых предприятий. В общем виде они представляют собой совокупность предприятий (компаний), связанных между собой (по вертикали или горизонтали) экономическими отношениями, направленными на повышение общей конкурентоспособности сети и доходности.
По мнению А.Н. Асаула, `предпринимательская сеть является новой формой организации межфирменного взаимодействия, позволяющей быстро, инновационно адаптировать внутренние структуры и внешние взаимосвязи к быстроменяющейся неопределенности внешней среды`(4). В них могут входить как крупные, и даже крупнейшие предприятия, так средние и малые, связанные с первыми системой субподрядных отношений. Могут существовать сети, состоящие только из одних средних или одних малых, а также совокупности средних и малых предприятий. Но у всех предпринимательских сетей есть одна особенность: в них практически всегда входят малые предприятия.
Существуют различные виды предпринимательских сетей: отраслевые, межотраслевые, региональные, межрегиональные, международные и т.п. Предпринимательские сети могут быть формальными, т.е. имеющими определенную структуру, и неформальными, мало или совсем неструктурированными, действующими на основе своеобразных `джентльменских отношений`.
Система экономических отношений между входящими в предпринима тельские сети фирмами и компаниями носит гибкий характер и позволяет им конкурировать между собой за увеличение доли в общем объеме продаж, при влекать в случае необходимости новых участников со стороны и т. д. Участники сети проводят согласованную политику в тех видах деятельности, где они вы ступают как единое целое. Несмотря на взаимозависимость входящих в сеть предприятий, координация их действий, как правило, осуществляется фирмой-лидером.
Предпринимательскую сеть можно рассматривать и как совокупность взаимодействующих фирм, обеспечивающих набор различных ресурсов и видов деятельности для предоставления разнообразных продуктов определенному сегменту рынка. В предпринимательских сетях на крупное предприятие ложатся функции по мониторингу эффективности экономических результатов малых предприятий, осуществление стратегического планирования, обеспечение информацией и многое другое. Крупные предприятия должны быть надежными, стабильными, иметь большой опыт работы и осуществлять общий контроль. От малых и средних предприятий требуется гибкость, мобильность и готовность следовать общей стратегии предпринимательской сети.
Традиционно на долю крупных предприятий приходится производство стандартной массовой продукции, полуфабрикатов и особо сложной техники, малые предприятия выпускают товары, требующие постоянного приспособления к быстро изменяющемуся рынку, то есть носящие инновационный характер. Взаимодействуя друг с другом, фирмы используют свои ресурсы более эффективным способом и избегают неопределенности, которая возникает при осуществлении деятельности в условиях непредсказуемой и нестабильной внешней среды.
Крупные предприятия, например, имеют возможности для вложения значительных средств в развитие производства и научные исследования, но в то же время система управления в них менее эффективна, они менее гибки по отношению к быстрым изменениям рыночного спроса. Средние и малые предприятия, наоборот, больше приспособлены к рыночным условиям, имеют гибкую систему управления, но не обладают той финансовой, экономической и производственной мощностью, как крупные. Они больше приспособлены к решению нестандартных, единичных задач.
Кроме того, немаловажное значение имеет снижение различных видов рисков, роль которых в современных условиях ведения бизнеса постоянно возрастает. Эти риски перераспределяются между участниками предпринимательских сетей, иногда они передаются от крупных предприятий к более мелким (так называемый аутсорсинг), поскольку экономические последствия наступления или внезапного роста рисков для первых существенно больше.
Особенностью предпринимательских сетей малых и средних фирм явля ется то, что они формируются и функционируют не на основе жесткой струк турной организации, а на принципе свободной самоорганизации.
Современные предпринимательские сети одновременно являются одной из новых форм диверсификации предпринимательской деятельности. Их уча стники диверсифицируют свою деятельность с целью страхования от возмож ных банкротств, связанных с ростом одних отраслей и видов производства, упадком или стагнацией других. Одно из главных их достоинств - способ ность быстро устанавливать рациональные связи в условиях постоянных изменений конъюнктуры рынка. На это ориентирована и инфраструктура сети, обусловливающая ее быстрое реагирование и динамическую устойчивость функционирования.
Предприятия малого и среднего бизнеса могут вступать не только в партнерские взаимоотношения между собой, но и интегрироваться в единые предпринимательские производственно-хозяйственные комплексы: финансо во-промышленные группы, холдинги, предпринимательские союзы, альянсы крупного и малого бизнеса сетевого характера и т. п.
Современная экономика характеризуется двумя взаимозависимыми и противоположными тенденциями. С одной стороны, происходит концентрация и централизация капитала и производства, идет бурный процесс слияния и поглощений хозяйствующих субъектов. Например, по предварительным оценкам, объем российского рынка слияний и поглощений в 2005 г. превысил 56 млрд. долларов по сравнению с 26,9 млрд. в 2004 г., т.е. только за один год произошел более чем двукратный рост. При этом число сделок возросло не намного больше, чем в предыдущем году: 1300 против 1190, что говорит о возрастании средней цены сделки (с 24,8 млн. долларов в 2004 г. до 56,7 млн.долларов в 2005 г.) [5].
С другой стороны происходит процесс разукрупнения бизнеса, образования различных предпринимательских сетей, состоящих из множества предприятий. Причем причинами этого процесса могут выступать как технологические и организационные так и чисто экономические, связанные, например, с минимизацией налогообложения (например, формальная разбивка более крупного предприятия на несколько малых предприятий, имеющих налоговые льготы).
Первая тенденция вызвана выходом предприятий, банков и других предпринимательских структур на мировую арену, обострением конкуренции и необходимостью снижения издержек, что возможно только в рамках очень крупного производства (`экономии на масштабе`). Вторая тенденция - необходимостью повышать эффективность работы всего крупного предприятия (корпорации) за счет повышения эффективности функционирования его структурных звеньев и передачи части функций, работы и рисков малым и средним предприятиям, выступающих в качестве субподрядчиков (`экономии на малых масштабах`).
Стремительное развитие высокотехнологичных продуктов, новых технологий, поддержание устойчивого конкурентного преимущества, высокий уровень риска заставляют крупный, средний и малый бизнес вступать в устойчивые долгосрочные взаимоотношения друг с другом, образуя предпринимательскую сеть, в которой успех каждого партнера зависит от успеха сети в целом.
Сети возникают в рамках определенной культурной, исторической и институциональной системы и подвержены непрерывным эволюционным изменениям. Экономическая ситуация, при которой подобные сети возникли в России, отличается от развитых экономических систем. Так, в частности, на этот процесс оказывает сильное влияние наличие неформальной экономики, под которой понимается хозяйственная деятельность фирм, не отражающаяся в формальных договорах между компаниями.
В России в настоящее время можно выделить два совершенно противоположных вида сетей - сети `выживания` и предпринимательские сети [6]. Основная задача руководителей фирм в рамках предпринимательской сети заключается в упрочении рыночных позиций сети и получении прибыли. В то время как руководители фирм, входящих в сети `выживания`, вовлечены в крупномасштабную борьбу по извлечению преимуществ от обладания определенными ограниченными ресурсами (что зачастую не подразумевает осуществления какой-либо производительной деятельности), используя не столько рыночные рычаги влияния, сколько административные и политические. Сети `выживания` состоят из фирм, которые не видят перспектив своего существования в условиях рыночной конкуренции. Напротив, они объединены с целью изоляции входящих в сеть фирм от рыночной конкуренции, и структура такой сети основывается на связях, приобретенных в советский период или первые годы перестройки. Предпринимательские сети, напротив, состоят из фирм, стремящихся успешно конкурировать в новых рыночных условиях, развивая наиболее прибыльные виды деятельности.
Какой из этих видов сетей наиболее распространен в каждом конкретном регионе России, в большой степени зависит от целей руководителей промышленных предприятий этого региона и степени влияния, которое имеют участники сети. В тех регионах, где перед началом экономических реформ лишь ограниченное число предприятий контролировали рынки сырья и готовой продукции, эти организации обладают достаточным экономическим и политическим влиянием, чтобы не допускать появления на рынке новых фирм.
Очевидно, что структурная перестройка российской экономики, повышение ее конкурентоспособности невозможны без организации предпринимательских сетей. Исторический опыт нашей страны говорит о том, что реформирование в ней всегда осуществлялось сверху, т.е. с помощью государства, особенно в переломные периоды. Поэтому и в данном случае необходима поддержка государством этого процесса, тем более что в его руках по-прежнему сосредоточена значительная часть предприятий страны. А это требует, в свою очередь, издания соответствующих законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих функционирование предпринимательских сетей, изменений в налогообложении с целью стимулирования этого процесса, создания соответствующей инфраструктуры и т.д.
Анализируя формирование предпринимательских сетей в России, можно выделить две основные их модели: вертикальную и горизонтальную.
В вертикальной, или иерархической модели, сеть строится вокруг крупной компании, которая занимает доминирующее положение в бизнесе, а также организует обмен информацией между участниками, являясь головным заказчиком. Вокруг этой компании сосредотачиваются фирмы меньшего размера с горизонтальными межфирменными кооперационными связями, которым делегируются отдельные виды деятельности.
Горизонтальная модель подразумевает наличие экономически равноправных партнеров, которые примерно равны по размерам и масштабам деятельности и юридически самостоятельны. Горизонтальные связи в этом случае опираются на принципы специализации, когда разные компании берут на себя выполнение отдельных функций. При этом у участников сети экономятся ресурсы, наращиваются конкурентные преимущества, они гибко реагируют на изменения внешней среды.
В рамках сети в определенной степени удается соединить два противоположных процесса - конкуренцию и кооперацию. Сеть является достаточно гибкой для того, чтобы позволить фирмам-участникам свободно конкурировать между собой за расширение своей доли в общем объеме продаж, и в то же время организовывать и координировать деятельность всех входящих в соглашение компаний таким образом, чтобы повысить их конкурентоспособность.
В последнее время в мировой практике появилась новая форма организации бизнеса - кластерная. М. Портер дает ей следующее определение: `Кластеры это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных организаций и учреждений в границах отдельной области`. Далее он рассматривает кластер как `сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса, отсутствия границы между секторами и видами деятельности и все они рассматриваются во взаимосвязи` [7].
Важно отметить, что кластер представляет собой не только объединенную географически или связанную конечной продукцией совокупность субъектов экономики, он пронизан единой информационной средой. Кластеры охватывают значительное количество разного рода предпринимательских структур, важных для конкурентной борьбы. Кроме того, `:много кластеров включают органы власти и прочие учреждения - такие, как университеты, центры стандартизации, торговые ассоциации, которые обеспечивают образование, специализированное переобучение, информатизацию, исследования и техническую поддержку` [7].
Видно, что понятие `кластер` значительно шире, чем предпринимательская сеть, поскольку первое объединяет более широкий круг участников, взаимоотношения между которыми возможны как на отраслевом, так и региональном (межотраслевом) уровне. Они могут быть построены на вертикальных взаимоотношениях между разнородными фирмами и на взаимодействии инновационной теории и практики с быстроменяющимся характером рыночных отношений. Начиная с 1990-х годов, кластерная форма производственной кооперации крупного, среднего и малого бизнеса активно привлекает к себе внимание правительств, ученых и экспертов, постепенно превращаясь в базовый элемент экономической политики многих государств.


Литература:
1. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономический рост: либеральная альтернатива. - М.: Наука, 2005.
2. Российский статистический ежегодник. 2000 год. - М., 2000.
3. Блинов А.В., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. - М.: ИТК Дашков и К, 2003.
4. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтева Г.Е. Предпринимательские сети в строительстве / Под. ред. А.Н. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2005.
5. Известия. - 2006. - 3 февраля.
6.Радаев В.В. Сетевой мир. // Эксперт. - 2000. - N12.
7. Портер М. Конкуренция. - М.: Издат. Дом `Вильямс`, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия