Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Байдукова Н. В.
доцент кафедры банковского дела
Санкт-Петербургского государственного
университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Анализ и оценка организационно-технического обеспечения платежных систем

Любая организационная система для ее эффективного функционирования нуждается в постоянном совершенствовании. Рассматривая компанию (корпорацию, фирму) как организационную систему, необходимо одной из важнейших составляющих ее успешной работы считать способность приспособления ее организационных систем к изменениям внешней среды. Конъюнктура рынка, развитие новых технологий, действия конкурентов и тому подобные факторы обусловливают необходимость корректировок кадрового состава, технологических принципов, модели управления организацией. Своевременность реакции фирмы на эти воздействия определяет конкурентоспособность компании и рентабельность ее бизнеса.
Конкретные методы достижения этих целей зависят от особенностей национальной модели бизнеса. Специфика российского бизнеса, как показало исследование А.А. Козлова и О.А. Хмелева [4,с.13], состоит в том, что конкурентные стратегии реализуются преимущественно `путем договоренностей о разделе рынка, или путем слияний с конкурирующими компаниями аналогичного масштаба, или путем поглощения более мелких конкурирующих фирм, а не за счет достижения лучших показателей качества в технологиях, управлении, персонале`. Следствием такого подхода, отмечают указанные авторы, является то, что `:такие структуры малоподвижны, консервативны в своей внутренней и внешней политике, а любые преобразования в них проходят тяжело, зачастую носят локальный (а не системный) характер и не доводятся до конца` [там же].
Сегодня описанная выше картина характерна как для промышленных компаний, так и для финансовых институтов. Низкая эффективность общепринятых стратегий определяет потребность в выработке принципиально иных алгоритмов повышения конкурентоспособности. В первую очередь, необходимо обеспечить сбалансированность качественных характеристик организационной системы. При управлении компанией необходимо обращать внимание на соответствие показателей качества предоставляемых услуг (продуктов), качества персонала, эти услуги предоставляющего, и таких общих показателей как прибыльность, надежность, гибкость, производительность и т.д. Причем следует учитывать, что нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному показателю. Иными словами, нельзя ставить задачу получения максимальной прибыли, забывая при этом обеспечить надежность компании и минимизацию риска проводимых ею операций.
Стремление к улучшению качества во всех аспектах деятельности компании должно осуществляться на постоянной основе. В большинстве компаний усилия направляются на модернизацию бизнес-процессов, разработку и внедрение новых продуктов либо их коренное преобразование. Значительно реже производится кардинальная реорганизация организационной системы. Таким образом, модернизация затрагивает, как правило, только определенные сферы деятельности фирмы. Целостный подход требует, по возможности, рассмотрения всех существующих критериев оценки системы. С указанных позиций возможно, на наш взгляд, рассмотреть и платежную систему, которой, безусловно, присущи все основные характеристики организационной системы.
1. Понятие организационной системы фирмы и подходы к ее оценке
Понятие `организационная система` многими экономистами до сих пор трактуется по-разному. Одни экономисты, например, Н.М. Тищенко [6], отождествляют ее с понятием `система управления` (или организационная система управления). При этом система управления рассматривается как единство объекта управления и управляющей системы (подсистемы). При другом подходе данные системы считаются социально-экономическими (экономическими). Если рассматривать подход к организационной системе, как системе организующей труд людей для решения задач, то в этом случае можно обратиться к фундаментальной теории А.А. Богданова, который утверждал: `жизнь человека и коллектива представляет цепь постановки - решения задач. Главная подавляющая трудность заключается здесь в их величайшей разнородности: Задача здесь такова, чтобы сорганизовать рабочие силы и средства производства в планомерно функционирующую систему, это организация людей и вещей в целесообразное единство`[3, ч.1. с.26]. В зарубежной экономической литературе наиболее известным является подход Р. Акоффа и Ф. Эмери, в соответствии со взглядами которых `организационная система может характеризоваться как система, назначением которой является: согласование действий целеустремленных частей (социальных групп и личностей) и нецелеустремленных (средств и предметов деятельности) с глобальной целью получения основного конечного продукта`[1].
Синтетический взгляд на проблему организации можно сформировать, следуя за А.А. Богдановым в его представлении о том, что `:всякую человеческую деятельность - :-можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения` [3,с.69]. По сути, в этом положении содержится основное содержание системного подхода к организации.
На основании системного подхода можно попытаться осуществить оценку платежной системы. В качестве обобщающего показателя организационной системы возьмем ее организационно-технический уровень (ОТУ).
ОТУ платежной системы - это комплексная характеристика ее технического и организационного состояния. Методика анализа ОТУ предполагает разработку системы показателей, охватывающей основные стороны системы путем сравнения достигнутых и прогрессивных значений, а также общую интегральную оценку их соответствия. ОТУ платежной системы можно определить по направлениям, представленным на схеме 1. Целью оценки ОТУ является оптимизация элементов платежной системы для получения максимально возможной эффективности ее функционирования. Оценка должна стать механизмом управления развития платежной системы, при ее проведении должен учитываться рыночный подход к формированию взаимоотношений участников платежной системы. Все имеющиеся методики оценки ОТУ можно классифицировать по следующим признакам:
- создание (интегрирование) одного главного показателя;
- создание системы частных показателей.
Независимо от постановки задачи оценки ОТУ и выбора интегрированного показателя или сети частных показателей, все существующие методики преследуют одну цель - найти и определить некий обобщающий показатель оценки состояния ОТУ ПС и (или) выявить направления, в которых должна совершенствоваться платежная система.
Рассмотрим взаимодействие системы показателей платежной системы на примере метода параметрического (организационного) проектирования. Как отмечается в методологических разработках, `метод параметрического (организационного) моделирования заключается в установлении функциональных зависимостей между характеристиками объекта управления и субъекта управления для выявления степени их соответствия` [7, c.34].
Начальным пунктом при изучении любой системы является ее конечный продукт. В данном случае в качестве продукта выступают оказываемые платежной системой услуги по расчетам, которые могут характеризоваться такими показателями, как общая сумма платежей, проводимых платежной системой, как по объему, так и по количеству; количество проводимых платежей; применяемые стандарты платежных документов и т.д.
Следующим параметром, характеризующим платежную систему, является используемая ею технология. Банковская технология может быть определена как совокупность внутренних правил проведения банковских операций, целью которых является оказание услуг клиентам. В основе правил всегда лежат методологические, организационные, технические и организационно-технологические аспекты, которые тесно взаимосвязаны. Банковская технология включает в себя следующие компоненты:
 описание оказываемой услуги;
 перечень используемых финансовых инструментов;
 указание категорий клиентов, которым предоставляется данная услуга;
 условия осуществления операции (услуги), включающие форму ее документарного оформления;
 правила проведения, включающие детальное описание функций персонала банка;
 особенности бухгалтерского учета;
 маршрутизация проводимых операций.
Необходимо помнить, что на технологию исполнения операций и оказания услуг клиентам большое влияние оказывает действующее законодательство, организационная структура банка, используемые средства автоматизации, состояние телекоммуникаций. Исходя из всего этого, при рассмотрении банковской технологии необходимо помнить, что она не является неизменной. Кроме того, на технологию также оказывают влияние требования рынка. На рис. 1 представлен процесс преобразования требований рынка в конкретную банковскую технологию.
Рис. 1. Процесс преобразования требований рынка в конкретную банковскую технологию

Именно рынок определяет спрос на банковские продукты. Исходя из имеющейся стратегии развития банка и свободных ресурсов (как собственных, так и заимствованных), руководящим органом банка принимается решение об оказании клиентам новых видов банковских услуг. В дальнейшем технологи, программисты, администраторы системы совместно с бухгалтерией и службой корреспондентских счетов разрабатывают технологию оказания новых услуг. Кроме того, разработка технологии выпуска новой банковской услуги может осуществляться и под имеющуюся модель АБС (автоматизированной банковской системы) в банке.
Таким образом, на основе выбранного подхода к изменению технологии банка, администратором системы разрабатываются технологические цепочки маршрутов платежей и последовательность процедур для каждого из исполнителей, обслуживающих новые банковские продукты. В результате этих действий информационная банковская система начинает генерировать электронные банковские документы. При этом маршрутизация позволяет осуществлять автоматическую рассылку обрабатываемых электронных документов на рабочие места исполнителей, принимающих участие в обработке данного документа.
Маршрутизация электронных документов позволяет точно воспроизвести потоки первичных документов и ограничить доступ персонала, не имеющего отношения к данному процессу, а также дифференцировать потоки поэтапной обработки документов. Описание процесса банковской технологии свойственно всем кредитным институтам в отдельности. Банковские технологии разрабатываются исходя из имеющегося состава компонент.
Особо отметим, что сегодня любой, даже мелкий банк не может эффективно функционировать без четко определенной стратегии банковской технологии. Однако, рассматривая ОТУ платежной системы в целом, следует, на наш взгляд, проводить оценку параметра технологии, начиная со структуры трудоемкости платежной системы, дифференцированной по системам межбанковских расчетов.
Показатели, характеризующие технологию платежной системы тесно взаимосвязаны с используемой ею техникой. Известно, что, разработав пусть даже самый современный технологический процесс по производству товаров (оказанию услуг и т.д.), и внедряя его на морально устаревшей технике, можно остаться на прежнем уровне технического развития системы в целом. Поэтому следующим рассматриваемым показателем характеристики платежной системы является техника. Представленные на схеме 1 показатели техники в основном являются количественными. К ним относятся состав оборудования и его взаимосвязи, коэффициент автоматизации оборудования, число рабочих мест, производительность серверов, производительность периферийного оборудования, емкость каналов связи.
Качество этих показателей находится в зависимости от степени развитости АБС. Именно эта система диктует необходимость наличия того или иного оборудования и, соответственно, количества рабочих мест персонала, обслуживающего данную систему.
Еще один параметр ОТУ платежной системы известен как организация производства (процесса). Начинать его анализ следует с основной характеристики данного параметра непосредственно АБС и ее настроек [подробнее см. 2]. Кроме того, оценивая данный параметр, следует в целом определить совокупность имеющихся в кредитных организациях АБС, в том числе и в расчетных подразделениях Банка России. Особо следует подчеркнуть, что основным параметром АБС являются ее функциональные возможности. Поэтому все предлагаемые к оценке показатели организации процесса расчетов замыкаются на основной показатель, которым и является непосредственно АБС. На основе данного показателя рассматриваются структура вида АБС, производственная структура в целом, уровень стандартизации, уровень автоматизации АБС и коэффициент использования прогрессивного технологического оборудования.
Кроме того, существует ряд дополнительных современных требований, предъявляемых к АБС. К их числу относится наличие телекоммуникационного сервиса для банков, включая коммутацию в компьютерные сети общего пользования и доступ к информационным ресурсам в любой точке мира, конфиденциальную электронную почту с гарантиями защиты от несанкционированного доступа. Необходимым условием функционирования АБС является и наличие интерфейсов с другими операционными (торговыми) и информационными системами, включая поддержку операций на международных рынках.
Следующим параметром ОТУ ПС является организация труда. Данный параметр также зависит от АБС, поскольку именно качество этой системы определяет необходимость использования высококвалифицированных специалистов. Соответственно, анализируются такие показатели, как структура системы кадров (по составу, по квалификации, определяется численность работающих), кадровые взаимосвязи, уровень автоматизации труда.
И, наконец, последний параметр, на котором строится вся платежная система - это управление. Именно от качества менеджмента компании, в конечном счете, зависит эффективность ее работы и конкурентоспособность.
Отметим, что все параметры тесно связаны между собой и не могут существовать один отдельно от другого. Так, от банковского продукта зависит и выбор технологии его производства, и оборудование, используемое в этом процессе. В конечном итоге, эти параметры влияют на выбор организации процесса и организации труда, и соответственно управления.
2. Оценка эффективности управления платежными системами
Оценка эффективности управления платежными системами начинается с определения вида структуры управления. При этом анализируется состав подразделений организации, их специализация, взаимосвязи и информационные потоки. Рассматриваются уровни управления и их дифференциация. Далее вычисляется коэффициент управляемости. И последний показатель, который оказывает влияние на основные средства любой структуры - это структура управленческих площадей (состав, специализация и взаимосвязи).
Вполне очевидно, что изменить отдельно взятый процесс (параметр) гораздо легче, чем реформировать в целом любую модель деятельности (отдельного банка, платежной системы и т.д.). Проводя комплексную оценку любой модели (в том числе платежной системы), опираясь на выводы о необходимости модификации каких-либо ее параметров, следует предусматривать возникновение необходимости совершенствования самой модели ведения бизнеса и производственных процессов, освоения новых технологий, реализации новых принципов управления, а также качественного изменения структуры фирмы и принципа работы персонала. Поэтому оценка ОТУ будет той важной составляющей, с помощью которой можно провести любые преобразования с целью повышения эффективности функционирования того или иного объекта.
Представленная попытка создания модели оценки платежной системы, к сожалению, носит в большей степени иллюстративный характер, так как для полной и комплексной оценки платежной системы пока недостаточно данных. Дело в том, что задача комплексной оценки имеющейся в России платежной системы и исследования возможности создания другой (например, частной или клиринговой) пока еще не ставилась в российской экономической литературе. Между тем, в решении подобной задачи можно было бы использовать опыт развитых стран. В частности, небезинтересен прецедент разделения потоков платежей, реализованный в США, где параллельно функционируют системы Fedwere и Chips. Первая, как известно, является системой крупных платежей, а мелкие платежи в большинстве своем проходят в клиринговой системе Chips.
Для обоснования эффективности функционирования платежной системы необходимо провести ее полную, комплексную, всестороннюю оценку. Представленный метод параметрического проектирования платежных систем может быть положен в основу этого процесса. Кроме того, сегодня в условиях глобализации при попытках учитывать опыт зарубежных стран, важно помнить, что платежные системы должны быть открытыми и совместимыми. Принцип односистемности (целостности) предполагает анализ связей между элементами системы, а не изучение непосредственно самих элементов. Поэтому предметом подобного анализа должна являться, прежде всего, структура системы, особенности которой можно рассматривать как тип системы.
Схема 1. Метод параметрического проектирования платежной системы.


Литература:
1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах /Пер. с англ. - М.: Сов. радио, 1974.
2. Байдукова Н.В. Основы построения и организация автоматизированных банковских систем. - СПб: СПбГУЭиФ, 2005. - 92с.
3. Богданов А.А. Тектология: `Всеобщая экономическая наука`. В 2-х кн. Кн.1. - М.: Экономика, 1989.
4. Козлов А.А., Хмелев О.А.. Проблемы реинжиниринга производственной деятельности в Банке России //Деньги и кредит. - 2004. - N3.
5. Справочник разработки АСУ. - М.: Экономика, 1978.
6. Тищенко Н.М. Введение в проектирование систем управления. - М.: Энергоиздат, 1986.
7. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.: Экономика, 1991.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия