Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Шкваря Л. В.
профессор кафедры мировой экономики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук (г. Москва)

Современное состояние и основные проблемы финансового взаимодействия арабских стран

Финансовые ресурсы распределены между арабскими государствами неравномерно и поэтому постоянно перемещаются между странами региона. Так, Бахрейн известен в мире как крупный финансовый центр Ближнего Востока. На небольшой территории страны сосредоточено столько же банковско-финансовых учреждений, сколько действует во всех арабских странах Персидского Залива (около 60 оффшорных банков). С 1989 г. действует фондовая биржа. Доходы от финансовых операций дают до 20% ВВП.
За период, прошедший после мирового нефтяного, а затем структурного кризиса 1973-1981 гг., Саудовская Аравия превратилась в весьма мощную финансовую структуру, обладающую разветвленными хозяйственными связями с индустриально развитыми государствами. Она стала крупнейшим финансовым инвестором, особенно в мусульманском мире, чему основой послужили нефтедоллары, умело вложенные не только в свое хозяйственное развитие, но и в мировую финансовую систему. В мусульманском мире это, в основном, официальная помощь развитию менее `богатых` стран, за его пределами - как правило, в банковский сектор промышленно развитых стран Западной Европы.
Иордания же чрезвычайно бедна финансовыми ресурсами и ее экономика сильно зависит от внешней помощи и займов.
Финансовые ресурсы формируются в странах региона в прямой зависимости, прежде всего, от эффективности их нефтяного (добывающего) сектора. Нефтяные доходы были использованы для модернизации инфраструктуры, создания занятости и улучшения социальных показателей, поскольку арабские государства имели возможность накапливать официальные резервы, поддерживать относительно низкий внешний долг и оставаться важными странами-донорами государств развивающегося мира (см. табл.1).
Как видно из анализа статистических данных табл.1, из 17 представленных стран региона имеют дефицит бюджета шесть государств - Египет, Иордания, Ливан, Марокко, Сирия и Тунис.
Во всех странах группировки в последние годы наметился прогресс в области финансовой консолидации, снижения уязвимости бюджетов к ценовым шокам.
Так, международные резервы центрального банка в некоторых странах региона эквивалентны примерно 10 месяцам импорта. Этот прогресс был достигнут с помощью открытой системы торговли и обмена, в том числе внутрирегиональных; либерализации потоков капитала и открытием границ для иностранной рабочей силы. На основе анализа статистических данных можно констатировать, что в целом в государствах региона ожидается улучшение ситуации в динамике среднегодовых потребительских цен; можно констатировать улучшение платежного баланса по текущим операциям и позитивные изменения в бюджетной сфере.
Таблица 1
Страны САБВ: некоторые финансовые показатели, 2005 г.
Примечание: * - 2002 г.; ** - исключая долг военного характера и долг России; *** - 2003 г.
Источник: составлено автором по данным Арабского валютного фонда. www.amf.org.ae

Государства имели возможность накапливать официальные резервы, поддерживать относительно низкий внешний долг и оставаться важными странами-донорами в развивающемся мире. [*] Этот прогресс был достигнут с помощью открытой системы торгового обмена и либерализации потоков капитала.
После резкого падения цен на нефть в 1998-1999 гг. и связанного с этим финансового давления, власти стран ССАГПЗ усовершенствовали и расширили свои программы структурных реформ в соответствии с ранее установленной стратегией. Поскольку в разных странах эти программы приводятся в действие под влиянием различных сил, они находятся на различных стадиях реализации. Во всех странах группировки в последние годы наметился прогресс в области финансовой консолидации, снижения уязвимости бюджетов к ценовым шокам. Некоторые страны добились успеха в отделении государственных расходов от краткосрочных доходов, связанных с реализацией нефти, включая (как в Кувейте и Омане) формальные нефтяные сбережения и стабилизационные фонды. Попытки повысить не связанные с нефтью доходы имели различные результаты; ожидается, что в среднесрочной перспективе эффективность этих попыток возрастет. Более того, политика сдерживания общественно-государственных расходов оказалась сложнее, чем ожидалось: снизить занятость в государственном секторе и сократить масштабы и значение государственных субсидий оказалось весьма непросто, и дорогостоящая система социального обеспечения во многом осталась практически без изменений.
В финансовой системе арабских стран значительную роль играет государство. Это отчетливо видно при анализе структуры ВВП этой группы государств по расходам (см. табл. 2). Как видно из приведенных данных, существует некоторая тенденция к уменьшению доли госсектора в общей структуре ВВП, связанная главным образом с постепенным реформированием национальных экономик арабских стран в рыночном направлении. В то же время частные инвесторы до настоящего времени готовы вкладывать в национальные экономики весьма незначительные средства, что вызывает серьезные опасения в дальнейшем усилении данной тенденции. Это положение перекликается с еще одной особенностью и одновременно проблемой арабских стран - низкой долей накопления в ВВП.
Таблица 2
Структура ВВП по расходам некоторых арабских стран, %
Источник: составлено по: Handbook of Statistics. 2005, Table 7.3, p. 335.

В то же время, по оценкам экспертов МВФ, несмотря на значительный экономический потенциал, страны региона не смогут в полной мере реализовать его до тех пор, пока не повысят норму инвестиций с сегодняшних 20% до хотя бы 25%. [*] Единственным исключением на сегодняшний день, как видно из табл. 2, выступают ОАЭ.
При этом в некоторых арабских странах ограниченность внутренних ресурсов, с одной стороны, и необходимость в то же время решать неотложные и серьезные задачи, требующие массированных капиталовложений, с другой, значительно осложняют данную проблему.
Нехватка внутренних финансовых ресурсов и необходимость использования современных технологий обусловили потребность арабских государств САБВ в привлечении иностранного капитала. Зарубежные инвестиции стали важным компонентом стратегии развития, как в виде государственной помощи (особенно для `бедных` стран), так и частного иностранного капитала. Даже для `капиталоизбыточных` стран ССАГПЗ актуальны проблемы привлечения ПИИ в товарно-материальной форме, прежде всего, техники и технологий.
Большинству стран региона пока не удалось поднять долю инвестиций в ВВП. Поэтому стимулирование инвестиций является важным направлением экономической политики арабских стран. Это связано с наличием проблемы накопления и эффективности экономического роста арабских стран и мусульманского мира, падением эффективности капиталовложений. Причинами такого положения вещей являются возросшая в арабском мире политическая и экономическая нестабильность, чрезмерное и далеко не всегда конструктивное вторжение государства в социально-экономические процессы, торможение процесса реформ консервативными и авторитарными режимами.
В настоящее время, по данным Всемирного банка, приток частного капитала в страны Западной Азии и Северной Африки не превышает 1,5% общего объема частных иностранных инвестиций в мире (см. табл. 3).
Как видно из представленных статистических данных, приток ПИИ в страны Ближнего Востока значительно возрос (с 1,9 млрд. долл. в 1999 г. до 9,8 млрд. долл. в 2004 г.). Это связано не только со значительным ростом цен на нефть на мировом рынке, но и с усилением процессов трансформации и модернизации национальных экономик, формированием более благоприятного инвестиционного климата.
Таблица 3
Приток и отток ПИИ в страны Западной Азии, 1993-2004 гг., млрд. долл.
Примечание: 1992-1997* - среднегодовой показатель.
Источник: составлено по: UNKTAD, World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D, annex tables B. 1.

Правда, больше половины этих инвестиций достались Саудовской Аравии, Сирии и Турции. В этих государствах значительно растет объем ПИИ в сектор услуг, особенно в сферу телекоммуникаций и розничную торговлю.
Доля портфельных инвестиций в регион в их суммарном объеме составляет всего 0,3%. [*] Однако уже накопленный иностранный капитал наиболее активно действует в Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ, Омане, и особенно в Саудовской Аравии. Во всем регионе, примыкающем к Персидскому заливу, приток финансовых средств, исчисляемый во многие миллионы долларов, позволил правительствам расположенных здесь государств направить на развитие инфраструктуры столь значительные ресурсы, каких не было со времени нефтяных шоков 1970-х гг.
Однако, одновременно со стремлением привлекать иностранный капитал, для стран Персидского залива и Северной Африки характерен и отток финансовых ресурсов, сохраняющийся на протяжении последних 30 лет. В 1970-1980 гг. 6 стран Персидского залива (ССАГПЗ) рассматривались как капиталоизбыточные, так как значительная часть доходов от экспорта нефти не могла быть абсорбирована национальной экономикой и вкладывалась за рубежом. Источником их возникновения послужила благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти для стран-экспортеров. Приток значительных дополнительных ресурсов арабскими странами Персидского залива был превращен в капиталовложения за рубежом. [*]
Что касается стран Северной Африки (Магриба), то они становятся все более привлекательны для иностранных инвесторов.
Валютный и страховой рынок, а также рынок акций пока слабо развиты в арабском мире, хотя и имеется тенденция к наращиванию этой деятельности.
Однако, понятие `финансовые ресурсы региона`, помимо страновых (А), представляют собой также и совокупность финансовых ресурсов всех региональных организаций (Б) и региональных финансовых центров (В). Регион САБВ не является исключением.
В арабском мире функционирует ряд региональных мусульманских финансовых организаций, основной задачей деятельности которых служит дальнейшее усиление сотрудничества стран арабского мира, и, прежде всего, в валютно-финансовой сфере.
Конечным результатом этих усилий должно стать введение единой валюты в странах Персидского залива с 1 января 2010.
Надо отметить, что специалисты Международного Валютного Фонда проявляют к новой валюте большой интерес и проводят исследования и консультации арабских специалистов по вышеупомянутым вопросам.
Однако, для того, чтобы реализовать возможные выгоды от введения единой денежной единицы, страны Совета в сложившейся ситуации должны быть готовы и к некоторым макроэкономическим издержкам.
Основные проблемы можно сформулировать следующим образом. Во-первых, введение единой валюты приведет страны к отказу от возможности в одностороннем порядке определять стоимость своих валют. Несмотря на то, что в прошлом государства региона очень мало пользовались `вариантом выхода`, сама возможность его использования чрезвычайно важна для этих стран, так как любая из них может столкнуться со значительными макроэкономическим дисбалансами. А это, в свою очередь, может вынудить правительства в одностороннем порядке изменить номинальную ставку валютного курса.
Во-вторых, Центральные банки стран ССАГПЗ будут вынуждены отказаться от какого бы то ни было использования независимой валютной, а также монетарной политики.
В-третьих, после введения единой валюты в отдельных странах региона возможно возникновение негативных экономических эффектов, связанных с макроэкономической нестабильностью в других государствах интеграционного блока. Следовательно, вопрос о разработке и внедрении `критериев конвергенции`, как то имело место в странах Западной Европы, приобретает особую актуальность.
Так как цели по достижению эффективности экономик достигаются с помощью валютного единства, точное значение возможных издержек оценить трудно. Тем не мене, существуют несколько особенностей, присущих странам Совета сотрудничества Персидского Залива, которые позволяют предположить, что эти издержки менее значительны, чем в других интеграционных блоках, стремящихся к введению единой валюты. Во-первых, как отмечалось выше, длительное и стабильное валютное сотрудничество стран блока сводит возможность использования ими `варианта выхода` в будущем к минимуму. Во-вторых, так как экономика всех стран Совета существенно зависит от экспорта нефти, налицо общие экономические проблемы и, следовательно, значительное совпадение интересов государств региона, в том числе и в валютной сфере. В-третьих, хотя внутренние рынки жестко сегментированы на `национальный` и `не-национальный`, государственный и частный, движение товаров и факторов производства между ними осуществляется достаточно активно. В-четвертых, потребности стран Персидского Залива в эмиссии денег для ликвидации значительных финансовых кризисов представляется маловероятной благодаря значительному объему зарубежных активов. Эти активы (`резервный фонд будущих поколений`) в непредвиденных случаях могут сыграть роль `подушки безопасности`.
И, наконец, странам придется сделать принципиальный выбор в проектировании эффективной валютной системы. Для этого потребуется:
- введение общих фискальных правил, включающих четкие критерии финансовой конвергенции, общую бухгалтерскую систему для государственных счетов и компетентные бюджетные процедуры;
- определение общей валютной политики, включая накопление официальных иностранных активов и окончательное фиксирование двусторонних обменных курсов;
- развитие таких институтов, как общий центральный банк, для поддержки валютного союза, а также общего набора инструментов для гарантии одинакового эффекта операций валютного союза на всем его пространстве;
- достижение адекватного качества информации и общих стандартов для оценки прогресса по критериям конвергенции и соответствию задачам политики.
Представители стран ССАГПЗ, так же как и специалисты арабского валютного фонда, отдают себе отчет в трудностях, связанных с внедрением общей валюты, однако считают, что валютный союз послужит катализатором для региональной экономической интеграции и углубления финансовых рынков региона. Также он будет являться следствием общей монетарной и последовательной фискальной политики стран, что усилит надежность и повысит репутацию региона в мире и позволит увеличить поток инвестиций не только между странами, но и извне. На данный момент между валютами региона нет существенных различий в степени стабильности и в уровне инфляции, поскольку, как уже упоминалось, они привязаны к доллару США. Таким образом, риск дестабилизации валютного рынка после введения единой валюты крайне мал, а риск потери суверенитета каждой отдельной страны в области монетарной политики и валютного курса признается оправданным.
В зависимости от страновых особенностей, введение единой валюты в регионе может иметь и другие преимущества и издержки. Однако на наш взгляд, единая валюта должна рассматриваться не как самоцель, а только как один из элементов гораздо более широкого хозяйственного сближения интегрирующихся стран, что включает в себя устранение разногласий, препятствующих развитию межрегиональной торговли и инвестиций, унификацию макроэкономической политики, перепрофилирования экономики, чтобы обеспечить поступательное развитие национальных хозяйств в будущем. При этом есть все основания утверждать, что экономическая интеграция монархий Залива происходит на основе органического синтеза собственных цивилизационных принципов, характеристик и базовых ориентаций, где важное место принадлежит исламу, и универсальных достижений западной цивилизации. Развивающаяся аравийская модель указывает на то, что рассматриваемая группа государств движется не по пути `вестернизации`, а имеет собственный маршрут в рамках формирующейся всепланетарной полицентрической цивилизации, которая подразумевает существование социокультурных и духовных различий, что, безусловно, найдет свое отражение и в формирующейся модели валютной интеграции стран ССАГПЗ.
На сегодняшний день процесс валютной интеграции, намеченный странами региона, идет успешно и его перспективы выглядят обнадеживающе. Смогут ли страны преодолеть стремление сохранить суверенитет в этой области в пользу единой политики и единого валютно-экономического пространства - покажет время. Успех зависит исключительно от совместных усилий на межстрановом уровне.


Литература:
1. Hoekman B., Messerlin P. Initial Conditions and Incentives for Arab Economic Integration: Can the European Community`s Success Be Emulated? World Bank Policy Research Working Paper 2921, October 2003.
2. Aggarwal R. K., Youself T. Islamic banks and investment financing.//Journal of money, credit and banking. - L., 2000. - Vol.32. - N 1.
3. Конференция ООН по торговле и развитию. Доклад о мировых инвестициях: 2003 г. Политика в области ПИИ в целях развития: национальные и международные аспекты. Обзор. - ООН, Нью-Йорк и Женева, 2003.
4. См.: Global economic prospects, 2004: Realizing the development promise of the Doha agenda /The World Bank. - Washington, 2004. - XXXIII.
5. Handbook of Statistics. 2005.
6. UNKTAD, World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D, annex tables B.1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия