Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Котляров С. В.
главный специалист Главной Дирекции информации информационного агентства `РИА-Новости`

Состояние и перспективы развития аравийской интеграции

Идеи интеграции стран Аравийского полуострова путем образования региональной группировки зародились в конце 70-х - начале 80-х гг. в период резкой дестабилизации обстановки в зоне Персидского залива. В 1979 г. в Иране произошла Исламская революция, после которой это государство стало открыто заявлять о необходимости свержения аравийских монархических режимов. В 1980 г. с началом ирано-иракской войны ситуация еще более обострилась. Видя в революционно настроенном Иране большую угрозу, аравийские страны поддержали Ирак, хотя и опасались значительного увеличения его военного потенциала. Эти события вызвали серьезную обеспокоенность аравийских монархий, поставив их перед необходимостью укрепления взаимодействия в сфере безопасности для защиты своих интересов. В этих условиях в 1981 г. шесть аравийских монархий: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия образовали свою интеграционную организацию - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
Образование ССАГПЗ облегчила политическая, идеологическая и религиозная однородность вошедших в его состав стран, их тесные культурно-исторические связи, ориентация на принципы рыночной экономики, общность социально-экономических и иных проблем, необходимость совместных действий для противодействия внутренним и внешним угрозам, прозападным курсом во внешней политике.
Фундамент интеграционного сотрудничества заложен в Основном уставе ССАГПЗ (1981 г), который учредил основные органы группировки и обозначил цели взаимодействия в экономической, социальной, научно-технической и культурной сферах. Однако основным предназначением Совета считалось развитие координации в сфере безопасности. На основе принятой в 1984 г. единой оборонной стратегии страны ССАГПЗ сформировали совместные силы быстрого реагирования `Щит полуострова`, которые базировались на специально построенной военной базе в окрестностях саудовского города Хафр аль-Бутын недалеко от кувейтской границы. Однако военная агрессия Ирака против Кувейта в августе 1990 г., продемонстрировавшая неспособность этих частей самостоятельно отразить внешнюю угрозу, и заставила аравийские страны переосмыслить концепцию обеспечения национальной безопасности, в которой главную роль стала играть военная помощь Запада, что снизило заинтересованность стран ССАГПЗ в укреплении военной интеграции.
Несмотря на то, что в послевоенный период сотрудничество в ВТС было продолжено и были даже достигнуты отдельные успехи (в 1997 г. был утвержден план создания единой системы военной связи и раннего предупреждения, началось строительство объединенной системы ПВО `Щит мира`), многие из продекларированных проектов взаимодействия в оборонной сфере остались не реализованы, либо были реализованы не в полном объеме. Так, численность совместных сил быстрого реагирования составляет в настоящее время порядка 8 тыс. человек, хотя еще в 80-е планировалось довести ее до 20 тыс. Развитие военной интеграции тормозил `дефицит` доверия между членами ССАГПЗ, боязнь малых государств попасть в зависимость от Саудовской Аравии, различное понимание источников внешних угроз. На первое место в оборонной сфере страны Залива ставили свои национальные интересы, что наносило ущерб коллективной безопасности ССАГПЗ.
Свержение режима Саддама Хусейна в Ираке, представлявшего основную угрозу аравийским монархиям, еще больше снизило их заинтересованность в военной интеграции. Некоторые страны (Катар, Оман) стали открыто выражать сомнения в необходимости сохранения совместного контингента, и в декабре 2005 г. было принято решение об отправке национальных контингентов, входящих в состав совместных вооруженных сил, на постоянное базирование в свои страны.
Параллельно с военным сотрудничеством страны ССАГПЗ расширяли хозяйственные связи. В 1982 г. было принято `Совместное экономическое соглашение` (СЭС), которое предусматривало либерализацию передвижения внутри региона рабочей силы и капиталов, снятие таможенных барьеров, углубление технического и валютно-финансового сотрудничества, координацию внешней и внутренней инвестиционной политики. Подданным стран Залива гарантировался широкий спектр прав в экономической сфере. Тем не менее, в отношении большинства вопросов сотрудничества, СЭС не содержало четких формулировок и носило декларативный характер. Более того, в нем отмечалось, что `любая из стран-участниц может быть временно освобождена от исполнения условий соглашения в случае, если того потребует внутренняя ситуация или особые обстоятельства`.
В 1983 г. в регионе была создана зона свободной торговли, в рамках которой отменялись таможенные тарифы и прочие платежи на национальную продукцию стран-членов. Таковой считалась продукция, выпущенная предприятием, не менее 51% капитала которого находилось в собственности подданных стран ССАГПЗ и на котором создавалось не менее 40% добавленной стоимости. Однако на практике зона свободной торговли фактически не функционировала из-за многочисленных нетарифных барьеров и забюрократизированного порядка получения товарами сертификата `национального происхождения`, которое выдавалось специальной комиссией.
В странах ССАГПЗ была широко распространена дискриминационная практика распределения государственных заказов. В 1980-х годах все аравийские страны при размещении госзаказов отдавали предпочтение отечественным товарам, несмотря на их дороговизну или худшее качество. Так, правительство Кувейта, при выборе подрядчиков предоставляло 10-процентную фору в цене своим производителям. В 1990-х годах ситуация несколько улучшилась, но все же отечественные производители сохранили некоторые преференции: в Кувейте, например, национальные компании имели 10-процентное преимущество в цене по сравнению с иностранными фирмами и 5-процентное по отношению к фирмам других стран ССАГПЗ.
СЭС предусматривало установление к 1987 г. предельных размеров таможенных пошлин на импортируемые в ССАГПЗ товары. Уже в 1983 г. эта задача была выполнена: минимальная тарифная ставка была установлена в размере 4%, максимальная - 20%. Однако дальнейший процесс унификации таможенных тарифов был заморожен в связи с расхождениями стран-членов относительно приемлемого уровня таможенной защиты, что было обусловлено различиями в стратегиях их экономического развития. Так, Саудовская Аравия использовала торговую политику как важный инструмент стимулирования процесса импортозамещения, предоставляла субсидии национальным производителям и защищала их от конкуренции иностранных товаров. Выживание ряда отраслей саудовской промышленности было возможно только при сохранении таможенной защиты на высоком уровне.
С другой стороны, ОАЭ исторически проводили политику свободной торговли. Это позволяло местным фирмам импортировать иностранные товары для их последующего реэкспорта своим соседям. В частности, на реэкспорте иностранных товаров в другие члены ССАГПЗ держалась экономика эмирата Дубай.
Столкновение протекционистского и либерального курсов приводило к конфликтам между законодательными системами отдельных стран ССАГПЗ и общим законодательством организации, тормозило процесс стандартизации товаров, порождало многочисленные нетарифные ограничения во взаимных торговых отношениях. Это негативно отражалось на развитии внутрирегиональной торговли. За двадцать лет существования ССАГПЗ доля внутрирегионального товарооборота в общем объеме торговли стран Залива выросла всего с 5% в 1981 г. до около 7% в 2001 г. Этот показатель значительно ниже, чем в других интеграционных группировках (например, в ЕС он превышает 50%).
Для исправления ситуации страны ССАГПЗ в 2001 г. заменили СЭС 1981 г. `Экономическим соглашением между странами Совета сотрудничества`. В нем установлены принципы функционирования таможенного союза, заложены основы общего рынка, содержится положение о гармонизации стандартов на продукцию; подданным стран-членов Совета гарантируются равные условия и права при найме на работу в государственном и частном секторе, ведении коммерческой деятельности, в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания, социальном и пенсионном страховании, предусмотрен порядок разрешения споров, возникающих по ходу исполнения соглашения.
Принятие нового соглашения позволило образовать в 2003 г. после 15 лет переговоров таможенный союз ССАГПЗ. При этом предусмотрен трехлетний переходный период для завершения процесса гармонизации всех таможенных норм и процедур. Унифицированный внешнетаможенный тариф установлен в размере 5% . Импорт отдельных товаров запрещен по морально-этическим или медицинским соображениям. Ввоз алкогольной продукции и свинины разрешен только через таможенные пункты тех стран, которые разрешают ее импорт. Таможенные платежи взимаются с каждой из стран-членов, ежемесячно переводятся на общий счет и на пропорциональной основе распределяются между членами союза.
Несмотря на то, что образование таможенного союза устранило главное препятствие развитию взаимной торговле - правило `национального происхождения` товара и связанные с ним административные барьеры, отдельные ограничения в торговле все же остаются. Одним из основных препятствий являются различия в товарных стандартах стран ССАГПЗ. Осознавая серьезность данной проблемы, лидеры стран Залива учредили в 2001 г. Организацию Залива по стандартизации и метрологии (прежде этими вопросами занималась Организация по стандартам Саудовской Аравии). Однако, несмотря на принятие свыше 1700 стандартов ССАГПЗ, в системе стандартизации сохраняются значительные расхождения, в частности, относительно установленных сроков годности товаров.
Европейский опыт свидетельствует, что до завершения процесса унификации национальных стандартов эффективность функционирования таможенного союза во многом зависит от соблюдения странами-участницами принципа взаимного признания стандартов. Соблюдение данного принципа в ССАГПЗ упрощает тот факт, что в большинстве стран-членов национальные органы, занимающиеся выработкой стандартов, появились недавно (до этого, в основном, использовались стандарты Великобритании), поэтому различия между ними сравнительно невелики.
Другой проблемой таможенного союза ССАГПЗ является отсутствие антидемпинговых, антимонопольных и некоторых других служб, которые могли бы оперативно реагировать на изменение внешних факторов, например, принимать неотложные меры по защите внутренних товаропроизводителей, представлять интересы таможенного союза на переговорах в ВТО и т.д. Отсутствует единообразная программа подготовки персонала таможенных органов, необходимая для правильного исполнения общего таможенного законодательства всеми членами.
Эти проблемы сдерживают рост внутрирегиональной торговли, однако их решение затягивается. В декабре 2005 г. на саммите в Абу-Даби лидеры ССАГПЗ решили на один год продлить переходный период - до 2007 г. Тем не менее, образование таможенного союза уже привело к существенному росту объемов внутрирегиональной торговли. Так, за первые два года товарооборот между странами ССАГПЗ вырос с 12,7 млрд. долл. в 2001 г. до 23,7 млрд. долл. в 2004 г., т.е. увеличился на 57%.
В 2007 г. `шестерка` намерена объявить о создании общего рынка, где будет действовать принцип `четырех свобод` (свободное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы). Это создаст благоприятные условия для развития промышленного производства, структурной перестройки национальных хозяйств стран ССАГПЗ, и поможет снизить их зависимость от конъюнктуры мирового рынка нефти.
В 2010 г. страны ССАГПЗ планируют ввести единую валюту - `динар Залива` (название, используемое в аравийской прессе, официального названия будущая денежная единица ССАГПЗ пока не имеет). Образование валютного союза обещает принести им значительные дивиденды. Во-первых, оно приведет к существенному росту объемов взаимной торговли. Во-вторых, введение единой валюты окажет положительное воздействие на развитие регионального рынка капиталов и привлечет международные инвестиции в ценные бумаги стран ССАГПЗ. В-третьих, даст возможность странам ССАГПЗ получать эмиссионный доход (сеньораж), который станет дополнительным к нефти источником пополнения казны.
Некоторые исследователи полагают, что аравийские страны станут продавать в `динарах Залива` свои энергоносители, отказавшись от использования американской валюты. Однако вероятность такого шага не велика, поскольку он приведет к ломке системы расчетов на мировом рынке энергоносителей и вызовет недовольство США, главного военно-политического союзника аравийских монархий, которым выгодна продажа нефти в долларах.
Однако в перспективе `динар Залива` может стать главной резервной валютой арабских и мусульманских стран, которые в знак протеста против политики США на Ближнем Востоке могут существенно сократить свои резервы в американской валюте, переведя их в `динар Залива`, если тот будет отличаться достаточной надежностью.
В исламском мире все громче звучат призывы к созданию собственной валюты для осуществления торговых операций между мусульманскими странами. Так, бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад неоднократно предлагал ввести `исламский золотой динар`. Благодаря бурному развитию исламских финансовых услуг на Аравийском полуострове, огромной донорской помощи, оказываемой ССАГПЗ мусульманским странам, `динар Залива` имеет хорошие шансы взять на себя функции альтернативной `исламской валюты`. Весомым аргументом в этом вопросе может стать особый статус в мусульманском мире Саудовской Аравии, на территории которой расположены наиболее почитаемые в исламе святыни.
`Динар Залива` будет, по-видимому, привязан к корзине валют основных торговых партнеров Совета сотрудничества. В ней наряду с долларом значительный вес будут иметь евро и йена, что станет отражением укрепляющихся торговых отношений ССАГПЗ с Европой и Азией. Отказ от `единоличной` привязки к доллару поможет снизить потери от продолжающегося снижения курса американской валюты, которое негативно отражается на торговых балансах аравийских стран, так как ведет к удорожанию импорта, поступающего преимущественно из Европы.
Кроме того, привязка `динара` к доллару фактически ставит уровень процентных ставок в ССАГПЗ в зависимость от решений Федеральной резервной системы США, принимаемых с учетом хозяйственной конъюнктуры Соединенных Штатов. При повышении цен на нефть ФРС, дабы стимулировать экономический рост в США, снижает учетную ставку. В то же время в аравийских странах усиливающийся приток нефтяных доходов вызывает резкий рост объема денежной массы, что при снижении процентных ставок чревато образованием финансового `пузыря`. Таким образом, зависимость от американской кредитно-денежной политики усугубляет циклические тенденции в экономиках ССАГПЗ.
Образование валютного союза требует тщательной подготовки. Для проведения общей кредитно-денежной политики экономики стран-членов валютного союза должны быть достаточно `синхронизированы`. Образование таможенного союза и формирование общего рынка ССАГПЗ является важными шагами в этом направлении. Другие подготовительные мероприятия должны включать:
1. Создание центрального банка ССАГПЗ. Первоначально создавать такой институт не планировалось, а кредитно-денежную политику предлагалось координировать на совещаниях представителей центробанков. Однако от этой идеи отказались, посчитав невозможным проведение согласованной кредитно-денежной политики без общего центробанка.
Уже достигнута договоренность о том, что центробанк ССАГПЗ будет расположен в Абу-Даби, однако его конкретная модель еще находится в стадии согласования. Рассматриваются два варианта образования ЦБ: слияние существующих национальных центральных банков в один и создание центробанка по примеру ЕЦБ (Европейский центральный банк). Также не определены полномочия центробанка и доля участия каждой из стран в его капитале. Эти вопросы необходимо решить в ближайшие годы, чтобы ЦБ ССАГПЗ мог начать работу еще до образования валютного союза.
2. Определение `критериев сходимости` - основных экономических показателей обязательных для вступления страны в валютный союз (размер государственного долга, бюджетного дефицита, долгосрочных процентных ставок, уровень инфляции). В ЕС эти показатели, известные как Маастрихские критерии, в целом совпадали с показателями Германии, крупнейшей экономики еврозоны. Доминирующей экономикой Совета сотрудничества является Саудовская Аравия, на которую приходиться больше половины совокупного ВВП блока.
Большая часть `критериев сходимости` ССАГПЗ уже согласована. Так, уровень госдолга должен удерживаться в размере не более 60% к ВВП (в странах ЕС этот показатель также не превышает 60%). Запасов золотовалютных резервов должно хватать для оплаты импорта в течение, по меньшей мере, полугода. Максимально допустимая инфляция не может превышать средний по ССАГПЗ уровень плюс два процента, процентная ставка - средний показатель для трех стран с наименьшей инфляцией плюс два процентных пункта. Наиболее сложным вопросом оказалось установление уровня бюджетного дефицита. В аравийских странах размер бюджетного дефицита зависит от конъюнктуры нефтяного рынка и при падении цен на нефть иногда достигает 20% ВВП. Подобные колебания могут подорвать стабильность валютного союза. Например, размер бюджетного дефицита стран ЕС не превышает 3% ВВП. В декабре 2005 г. на саммите лидеров ССАГПЗ было решено установить этот показатель также на уровне 3%, однако при резких колебаниях нефтяных доходов бюджета допускаются возможные отступления от этого правила.
3. Взаимная фиксация валютных курсов. Валюты ССАГПЗ благодаря привязке к американскому доллару обладают достаточной устойчивостью, что облегчает их взаимную фиксацию.
4. Повышение уровня координации экономической политики, которая в странах ССАГПЗ пока еще очень слаба. В результате этого возникают ситуации, когда одновременно несколько стран инвестируют в создание параллельных производств, между которыми после образования валютного союза усилится конкуренция. В связи с этим необходимо согласовать планы экономического развития ССАГПЗ с учетом сравнительных преимуществ всех стран, чтобы, насколько возможно, избежать дублирования производственных мощностей.
5. Стандартизация статистических данных. Анализ экономической ситуации в странах ССАГПЗ затрудняет отсутствие оперативной стандартизированной экономической информации. Потребность в ней многократно возрастет для оценки соответствия членов валютного союза `критериям сходимости`.
6. Заблаговременная подготовка фирм (особенно малых и средних) и граждан стран ССАГПЗ к переходу на единую валюту. В странах ЕВС, например, широкомасштабная информационная компания, освещающая все аспекты перехода на единую европейскую валюту, началась за три года до введения евро.
Аравийская интеграция развивается в условиях, которые во многом не имеют аналогов в мире, что не может не оказывать влияния на интеграционный процесс, который имеет неровную динамику, то замедляясь, то ускоряясь, при этом по ходу постепенной эволюции организации происходит смещение основных приоритетов интеграционного взаимодействия. Характерной чертой современного этапа является форсированная экономическая интеграция. С одной стороны, это вызвано устранением основных внешних угроз странам Залива, с другой - их стремлением к укреплению своего экономического потенциала и повышению конкурентоспособности. Заявленные планы предусматривают достижение полной интеграции, вплоть до образования валютного союза. Несмотря на то, что интеграционный процесс периодически сталкивается с определенными сложностями, страны ССАГПЗ осознают, что достижение устойчивого самоподдерживающегося роста и укрепление позиций на международной арене напрямую зависят от развития между ними интеграционных связей.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия