Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Акматалиева А. С.
ст. преподаватель кафедры экономики и учета Кыргызского российско-славянского университета

Валютный рынок Кыргызской Республики и проблемы его регулирования

В централизованно планируемой экономике при государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность существовал жесткий контроль над всеми экспортно-импортными операциями, в том числе за распределением валютных ресурсов, обязательной сдачей валютной выручки по установленным курсам. Существовала система множественных валютных курсов, исключалась возможность конвертируемости национальной валюты, существовал `черный рынок`, который не способствовал эффективному распределению валютных ресурсов, что приводило к ухудшению баланса текущих операций. Проблемы платежного баланса решались с помощью жестких внешнеторговых ограничений, преимущественно импорта, и обращения к внешним государственным займам.
Рыночное реформирование предполагает создание свободного валютного рынка, установление равновесного валютного курса, конвертируемость национальной валюты. Все это требует адекватных условий валютного регулирования в условиях неизбежного экономического кризиса, в частности совершенствование механизма регулирования валютного курса, либерализации режима обменного курса.
Кыргызская Республика, находясь под воздействием валютно-финансового кризиса Азии и России, испытывает серьезные проблемы, которые обусловлены, в частности, процессом становления валютного рынка и методами его регулирования.
С момента приобретения суверенитета валютный рынок в Кыргызстане претерпел ряд изменений и можно выделить несколько периодов его развития.
1993-1995 гг. - период становления валютного рынка.
1996-1998 гг. - период финансового кризиса.
1999-2000 гг. - послекризисный период и применение более эффективных инструментов регулирования валютного курса.
2001-2005 гг. - выравнивание платежного баланса и стабильность валютного рынка.
Суверенитет и курс на самостоятельную экономическую политику привели к разделению денежно-кредитных систем государств-членов СНГ.
Формирование внутреннего валютного рынка Кыргызстана началось с принятия 28 июня 1991 г. закона `О Госбанке`, предусматривающего создание Национального банка Кыргызстана, вместо существовавшего ранее Кыргызского отделения Госбанка СССР в качестве правопреемника Госбанка страны. Это было началом осуществления республикой относительно независимой денежно-кредитной политики. В соответствии с этим Законом Национальный Банк Кыргызстана находился в подчинении парламента. Одновременно с Законом `О Госбанке` был принят Закон `О банках и банковской деятельности`, что положило начало функционированию двухъярусной банковской системы.
Несогласованность денежно-кредитной политики новых независимых государств привела к тому, что в разных республиках безналичный рубль стал иметь разную покупательную способность, из-за чего возникли большие трудности в прохождении межгосударственных платежей. В связи с этим Российская Федерация в мае 1992 г. начала осуществлять межгосударственные расчеты только через центральные банки стран рублевой зоны, что практически означало введение Россией своей национальной валюты. При этом центральные банки других стран рублевой зоны попадали в прямую зависимость от единственного эмитента наличных рублей - Центробанка России.
12 декабря 1992 г. были приняты Закон `О Центральном банке` и Закон `О коммерческих банках`, в соответствии с которыми, Национальный банк Кыргызстана получил относительную независимость от парламента и в его ведение перешло управление официальными золотовалютными резервами республики. Принятие этих законов четко разграничило функции Национального банка, с одной стороны, и коммерческих банков, с другой, и подготовило основу для введения национальной валюты.
Нарастание темпов инфляции и зависимость от Центробанка России как эмиссионного центра всего содружества обусловили необходимость введения в Кыргызской Республике для проведения независимой денежно-кредитной политики своей национальной валюты. Согласно декрета N3 Комитета по введению национальной валюты от 13 мая 1993 г. единственным законным платежным средством на территории Кыргызстана стал сом. С момента введения сома Национальный банк (НБ) Кыргызской Республики начал в полной мере осуществлять функции центрального банка. Главной целью денежно-кредитной политики НБ на начальном этапе было достижение стабильности цен на внутреннем рынке, для обеспечения условий достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста.
В период до введения сома возможности НБ в проведении денежно-кредитной политики были очень ограничены. С мая 1993 г. НБ взял под свой контроль регулирование денежной эмиссии и стал проводить ограничительную денежно-кредитную политику. Ограничительная денежно-кредитная политика привела к усилению спада производства.
При введении сома была принята система свободно плавающего обменного курса, что было обусловлено ограниченностью золотовалютных резервов. Полная либерализация валютного рынка позволила Кыргызстану подписать 29 марта 1995 г. статью 8 Соглашения с МВФ, предполагающую полную конвертацию текущих и капитальных счетов. При этом негативные стороны свободно плавающего курса, проявляющиеся в усилении инфляционных ожиданий при резких колебаниях курса сома, были нейтрализованы проведением продуманной денежно-кредитной и валютной политики, путем ограничения темпов роста денежной массы, с одной стороны, и регулированием ликвидности основных участников валютного рынка, с другой. Для определения курса сома к `твердым` валютам и частичного покрытия разрыва платежного баланса республики НБ Кыргызской Республики, начиная с 17 мая 1993 г., стал проводить регулярные валютные аукционы. Первоначально официальный курс доллара США определялся на валютных торгах по принципу аукциона второй цены, т.е. как минимальный курс удовлетворенных заявок. С 1997 г. принцип определения официального курса доллара был изменен на аукцион первой цены, когда учетный курс стал определяться как средневзвешенный курс удовлетворенных заявок.
С момента введения национальной валюты в мае и до конца декабря 1993 г., официальный курс доллара к сому возрос в 2 раза с 4 сом/долл. до 8,04 сом/долл. Значительные темпы девальвации (в 1993 г. 87,7 млн. долл.) объяснялись новизной национальной валюты, высокими инфляционными ожиданиями, большим спросом на иностранную валюту, связанным с пассивным сальдо баланса текущих операций.
Устойчивую тенденцию роста курса доллара удалось изменить лишь к июлю 1994 г., когда курс доллара стабилизировался на уровне 10,2 сом/долл. Стабилизация курса сома явилась результатом ограничительной денежно-кредитной политики, восприятием национальной валюты в качестве полноценного платежного средства, усилением валютных интервенций НБ Кыргызской Республики на аукционах.
1995 г. характеризуется относительно стабильным состоянием валютного рынка. За год по отношению к доллару сом обесценился на 10,3% и достиг к концу года 11,2 сом/долл. Среднемесячные темпы девальвации сома в этом периоде были ниже среднемесячных темпов прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) на 1,9%. Это способствовало дальнейшему укреплению реального курса сома, что повысило привлекательность нашего рынка для импортеров и несколько затруднило экспортные возможности отечественных производителей. Но на данном этапе важнее была стабилизация экономики, сохранение контроля над инфляционными процессами, стимулирование сбережений в национальной валюте и снижение реальных ставок процента по выдаваемым кредитам. Поэтому Национальный банк придерживался политики активных валютных интервенций для покрытия дефицита счета текущих операций.
Таким образом, период становления валютного рынка Кыргызстана характеризовался введением национальной валюты, формированием субъектов валютного рынка, началом проведения независимой денежно-кредитной и валютной политики, проведением Национальным банком регулярных валютных аукционов для определения курса сома к `твердым` валютам. На этом этапе Национальный банк Кыргызстана придерживался также политики активных валютных интервенций для стабилизации курса сома.
Достигнутая стабильность обменного курса была нарушена осенью 1996 г., вследствие резкого увеличения денежной массы, выпущенной для ликвидации накопленной за год задолженности по бюджетным выплатам. В общем, за 1996 г. курс сома понизился на 32,93% и достиг к концу года 16,7 сом/долл.
Увеличение спроса на иностранную валюту не сопровождалось достаточным приростом объемов торгов на валютных аукционах, так как НБ исходил из необходимости сохранения минимального уровня золотовалютных резервов и обеспечения предстоящих выплат по внешнему долгу.
С другой стороны, понижающее воздействие на курс сома оказало увеличение отрицательного сальдо счета текущих операций. Дефицит платежного баланса финансировался в основном за счет отсрочки погашения российских кредитов на более поздний срок. Основным источником пополнения валютных резервов было поступление кредитов от международных финансовых институтов и МВФ.
В 1997 г. был зарегистрирован самый низкий темп девальвации сома с момента его введения. За 1997 г. сом обесценился на 3,9% с 16,7 сом/долл. в начале года до 17,375 сом/долл. к его концу. Это явилось результатом успешного выполнения доходной части бюджета, роста ВВП, интенсификации неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета, развития рынка государственных ценных бумаг, своевременности бюджетных выплат и отсутствием больших задолженностей по социальным выплатам.
Другим фактором стабильности курса сома стало снижение дефицита счета текущих операций. При этом отрицательное сальдо торгового баланса уменьшилось в 16,6 раз, а сокращение дефицита баланса услуг составило 41,98%. Снижение дефицита торгового баланса вызвано как повышением объема экспорта, так и уменьшением импортных поставок.
Серьезным испытанием для финансовой системы республики стало нарастание негативных тенденций на валютном рынке в 1998 г. Под воздействием кризиса на российском финансовом рынке в республике стали усиливаться инфляционные ожидания населения.
События 1998 г. подтвердили иллюзорность финансовой стабилизации без позитивных сдвигов в реальном секторе нашей экономики и показали зависимость стабильности национальной валюты от международного движения капиталов.
Резкое ухудшение ситуации на валютном рынке Кыргызстана было отмечено в мае 1998 г. Оно было обусловлено значительным повышением спроса на иностранную валюту под влиянием, как внешних (фондовый кризис в Азии и России), так и внутренних факторов (стихийное бедствие в Сузаке, экологическая катастрофа в Барскооне, а также снижение экспорта шерсти и мяса). Темп снижения курса национальной валюты за май составил 7,26%. Спрос на государственные ценные бумаги стал снижаться и к концу мая уровень доходности ГКВ повысился до 33,8%. Инфляция достигла уровня в 2,9% в месяц. Ликвидность банковской системы стремительно сокращалась. В этих условиях усилия НБ были направлены на удовлетворение повышенного спроса на иностранную валюту и одновременное изъятие сомовой ликвидности с целью уменьшить давление на валютный рынок.
Также крах российского рынка государственных ценных бумаг и введение РФ моратория на выплату внешних долгов вызвал панику среди иностранных инвесторов и у нас, следствием чего стало ускоренное бегство краткосрочного иностранного капитала из республики.
В этой ситуации меры по ограничению привлекательности спекулятивных операций с валютой и увеличение объема валютных интервенций НБ Кыргызстана не оказались достаточными для изменения тенденции резкого увеличения спроса на `твердые` валюты, усиливаемой еще и снижением доверия населения к национальной валюте при увеличении темпов ее обесценивания.
Начиная с 1 июля 1998 г. проведение еженедельных валютных аукционов было отменено и НБ начал использовать прямые валютные интервенции на межбанковских торгах через Торговую информационную электронную систему (ТИЭС), что позволило ему более оперативно реагировать на развитие ситуации на валютном рынке.
Таким образом, первоначальные проявления нестабильности на валютном рынке в данный период, НБ удалось нейтрализовать путем ограничения ликвидности банковской системы.
Достигнутая стабилизация валютных курсов осенью 1998 г `пошатнулась`, когда ежемесячные темпы роста курса доллара увеличились до 10,2% и достигли 19,4%. Снижение валютных интервенций со стороны НБ в этом периоде было обусловлено необходимостью сохранения золотовалютных резервов на достаточном уровне. Для противодействия спекулятивным операциям были предприняты меры по дальнейшему ограничению ликвидности банковской системы и ужесточению штрафных санкций за несоблюдение обязательных нормативов. Таким образом, к концу года удалось стабилизировать темпы роста курса доллара на уровне 0,9%.
В целом республика вышла из кризисного периода с наименьшими потерями золотовалютных резервов, объем которых в 1998 г. снизился на 3,7%. Объем интервенций в 1998 г. превысил аналогичный показатель 1997 г. лишь на 2,8%. То есть выбор между искусственным сдерживанием курса сома и сохранением золотовалютных резервов на безопасном уровне был сделан в пользу второго решения. С другой стороны, чрезмерное сжатие денежной массы поставило на грань выживания банковскую систему и усилило нехватку сомовой массы в экономическом обороте.
Обострение негативных тенденций осенью 1998 г. было обусловлено в первую очередь оттоком капитала зарубежных инвесторов, которые опасаясь повторения российского сценария осуществили репатриацию своего капитала на более стабильные зарубежные рынки.
Из вышесказанного следует, что отток капитала отдельных нерезидентов был обусловлен не объективными, а субъективными факторами. То есть оценка будущего изменения ситуации основывалась не на реальных показателях денежно-кредитной политики в нашей республике, а на ожидании неизбежной цепной реакции падения курсов национальных валют стран с незначительным экономическим потенциалом, ввиду подверженности международного капитала общим тенденциям движения.
Как известно, международные потоки капитала изменили тенденцию своего движения в 1997 г. под воздействием событий в Юго-Восточной Азии, а в 1998 г., усиливаемые российским кризисом, устремились на финансовые рынки Западной Европы и США, привлекаемые стабильностью валютных курсов, темпов экономического роста и увеличивающимися процентными ставками.
Таким образом, развитие валютного рынка республики в период финансового кризиса находилось под сильным давлением как внешних, так и внутренних факторов: неблагоприятной внешней обстановкой, вызванной кризисом в России и в других регионах мира; экономической ситуацией внутри республики; возросшим дефицитом платежного баланса. Все эти факторы вызвали резкое повышение спроса на валюту.
Данный период подтвердил иллюзорность финансовой стабилизации и показал зависимость стабилизации национальной валюты от международного движения капиталов.
Также в связи с дестабилизацией валютного рынка население и хозяйствующих субъектов охватила паника, они стали `избавляться` от национальной валюты и переводить средства в доллары, что явилось свидетельством усиления долларизации нашей экономики.
В данный период в целях снижения давления на обменный курс НБ активно проводил валютные интервенции.
Также необходимо отметить, что масштабы девальвации сома были относительно незначительны, но вызвал опасение тот факт, что при отсутствии у НБ достаточных ресурсов для погашения краткосрочных обязательств перед нерезидентами могла возникнуть ситуация, аналогичная финансовому кризису в России. С другой стороны, сохранению стабильности способствовала недостаточная развитость фондового рынка нашей республики и незначительное воздействие на него нерезидентов. Опыт стран, уже переживших пик финансового кризиса, показал, что единственно правильным решением в такой ситуации является сохранение либерального, прозрачного экономического режима, снятие всех ограничений в движении валюты и допущение краткосрочной девальвации национальной валюты. Попытки некоторых стран удержать свои национальные валюты увенчались неудачей и огромными потерями золотовалютных резервов. Наличие свободно плавающего курса нашей республики и отсутствие барьеров в передвижении капитала способствовало достижению равновесия постоянно изменяющихся рыночных сил спроса и предложения `твердых` и `мягких` валют на рынке нашей республики.
Масштабы и открытость экономики обусловили высокую степень зависимости валютного рынка республики от тенденций на мировых финансовых рынках и рынках наших основных экономических партнеров.
Валютная политика НБ Кыргызстана в 1999 г. была направлена на недопущение снижения конкурентоспособности кыргызских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Значительная девальвация российского рубля в 1998 г. [*] и обесценение российского рубля в 1999 г. (только в январе 1999 г. инфляция составила 14,6%) оказывали давление на национальную валюту, так как кыргызские товары ввиду более низких темпов снижения обменного курса сома в 1998 г. по сравнению с российским рублем, оказались менее конкурентоспособными, чем российские товары.
Ожидаемое введение режима плавающего обменного курса в Казахстане - одном из основных торговых партнеров Кыргызстана - также обусловило проведение политики постепенного снижения обменного курса сома. В результате, если в Казахстане наблюдалась резкая девальвация национальной валюты после введения плавающего обменного курса 5 апреля 1999 г., то в Кыргызстане в течение периода март-май происходило постепенное снижение курса национальной валюты по отношению к доллару.
На ситуацию на валютном рынке КР негативное влияние оказало ухудшение внешних и внутренних условий функционирования экономики. Определенное воздействие на динамику курса национальной валюты имели психологические факторы, изменение денежной базы, а также сезонные факторы. Сократившееся в 1999 г. отрицательное сальдо счета текущих операций платежного баланса не способствовало появлению положительных тенденций динамики курса национальной валюты.
В результате политики постепенного снижения курса сома в течение весны 1999 г. обменный курс доллара возрос на 40%. Сезонное увеличение притока иностранной валюты в связи с началом туристического сезона и ростом экспорта сельхозпродукции летом благоприятно повлияло на стабилизацию курса сома. На протяжении последующего периода удорожание доллара (на более чем 5%) наблюдалось только в августе и ноябре 1999 г. Причины - заметный прирост денежной базы во второй половине июля и осуществление импортных закупок ГСМ в ноябре, обусловившие увеличение спроса на валюту. Однако активизация политики Национального банка на финансовых рынках, проведение валютных интервенций способствовали снижению давления на курс сома.
Одновременно в сентябре и октябре в связи с увеличением экспорта сельскохозяйственной продукции улучшилась конъюнктура валютного рынка посредством роста притока валюты.
В целом темп прироста учетного курса доллара к сому за год составил 54,6% (против 69,1% в 1998г.) и на конец года учетный курс составил 45,43 сом/долл.
Таким образом, удешевлению национальной валюты способствовали как объективные параметры политики формирования курса сома, среди которых поддержание конкурентоспособности кыргызских товаропроизводителей и сохранение валютных резервов НБ, так и негативные причины и тенденции, присущие экономике Кыргызстана. К последним, прежде всего, можно отнести недоверие населения к национальной валюте и слабый экспортный потенциал отечественных производителей.
Для сглаживания краткосрочных колебаний курса сома НБ принимались меры, направленные на регулирование ликвидности банковской системы. В этот период основным инструментом НБ по регулированию ликвидности в банковской системе явились операции по продаже ценных бумаг коммерческим банкам на условиях РЕПО [*].
Ситуация на валютном рынке в 2000 г. по сравнению с 1999 г. характеризовалась стабилизацией курса национальной валюты. В целом темпы прироста учетного курса доллара к сому снизились с 54,6% в 1999 г. до 6,7% в 2000 г. и к концу года учетный курс составил 48,30 сом/долл.
Наибольшие темпы прироста учетного курса в 2000 г. были отмечены в январе (3,3%), что было обусловлено значительным ростом денежной базы. На общую тенденцию повышения курса доллара за данный период оказало влияние отрицательное сальдо платежного баланса, а также - снижение обменного курса в странах - основных торговых партнерах КР: России - 5,4%, Узбекистане - 5,1%.
В летний период наблюдалось укрепление национальной валюты, которое объясняется увеличением притока иностранной валюты в связи с началом туристического сезона и другими сезонными факторами. Следует отметить, что в этот период наблюдалось заметное улучшение платежного баланса.
В осенний период НБ увеличил объем продаж иностранной валюты и стал использовать новый инструмент для сглаживания колебаний обменного курса сома - операции СВОП [*]. В конце года имело место укрепление курса сома, так как в этот период традиционно наблюдалось увеличение спроса на национальную валюту.
С июня 2000 г. НБ начал использовать еще один из инструментов, по регулированию ликвидности. Он начал проводить еженедельные аукционы по первичному размещению нот НБ [*].
Результатом проведения НБ взвешенной денежно-кредитной и валютной политики на фоне уменьшения дефицита текущего счета платежного баланса явилось то, что ситуация на внутреннем валютном рынке в целом в 2000 г. была устойчивой, а курс национальной валюты - относительно стабильным. Это позволяло сдерживать инфляционные ожидания и способствовало снижению привлекательности вложений в активы в иностранной валюте. В свою очередь, мероприятия денежно-кредитной политики, направленные на снижение инфляции, оказывали влияние на состояние валютного рынка.
Таким образом, в период 1999-2000 гг. проводилась политика постепенного снижения курса сома, т.к. валютная политика НБ была направлена на недопущение снижения конкурентоспособности кыргызских товаров. Поддержание конкурентоспособности кыргызских товаропроизводителей и сохранение валютных резервов КР способствовали удешевлению национальной валюты.
На данном этапе НБ использовались более эффективные инструменты регулирования валютного курса, такие как операции по продаже ценных бумаг коммерческим банкам на условиях РЕПО, операции СВОП, а также интервенции на внутреннем валютном рынке.
Необходимо также отметить, что в этот период заметно улучшилось состояние платежного баланса.
Таким образом, данный период характеризовался устойчивой ситуацией на внутреннем валютном рынке и относительно стабильным курсом национальной валюты.
В 2001 г. впервые с момента введения национальной валюты было достигнуто укрепление курса сома по отношению к доллару на 1,21%. Курс сома составил 47,89 (на конец ноября). Рост курса доллара наблюдался лишь в первом квартале и в большей степени был связан с сезонным ростом спроса на иностранную валюту. Во втором квартале на валютном рынке преобладала тенденция укрепления курса национальной валюты, обусловленная улучшением торгового баланса и ранним воздействием сезонного фактора. В этом периоде НБ проводил, в основном, СВОП операции по покупке иностранной валюты.
В течение второго полугодия на валютном рынке наблюдалась достаточно стабильная ситуация, определяемая, главным образом, положительными изменениями макроэкономической ситуации: улучшением состояния торгового баланса, ростом ВВП и низкими темпами инфляции. Некоторая напряженность на рынке отмечалась в августе и сентябре. В первом случае это было вызвано спекулятивными действиями отдельных игроков валютного рынка и ростом наличных денег в обращении. Во втором случае причиной стали трагические события в США 11 сентября, вызвавшие заметное снижение спроса на американскую валюту. Начиная со второй половины октября на валютном рынке наблюдалось повышение спроса на иностранную валюту, однако, колебания спроса были незначительны и носили кратковременный характер. Сезонное повышение спроса на национальную валюту в конце декабря привело к ее укреплению.
В этом периоде наблюдалось значительное снижение объема валютных операций НБ на межбанковском валютном рынке [*], обусловленное стабилизацией ситуации на валютном рынке и положительным сальдо торгового баланса. Таким образом, в 2001 г. НБ пополнил свои валютные резервы.
В 2002 г. на валютном рынке продолжалась тенденция укрепления обменного курса сома по отношению к доллару. В целом за 2002 г. национальная валюта укрепилась на 3,4% - с 47,7186 до 46,0949 сом/долл.
Динамика обменного курса в течение года имела традиционно сезонный характер. Однако, наблюдались и некоторые особенности колебаний обменного курса, обусловленные как внутренними, так и внешними факторами, и оказавшими, в целом, укрепляющее воздействие на курс национальной валюты.
К внутренним факторам можно отнести улучшение показателя общего сальдо платежного баланса и присутствие на территории республики военной базы антитеррористической коалиции. Рост предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, обусловленный влиянием этих факторов, в значительной степени нейтрализовал сезонное давление на обменный курс, связанное с повышением спроса на иностранную валюту в январе, а затем в марте-апреле и октябре-ноябре.
Внешним фактором укрепления курса сома по отношению к доллару явилось значительное ослабление позиций доллара на мировых финансовых рынках. Влияние этого фактора не только не сглаживало, но и в отдельные периоды усиливало сезонные колебания обменного курса сома.
На валютном рынке в 2003 г. преобладала продолжающаяся с 2001 г. тенденция укрепления национальной валюты. В целом за 2003 г. учетный курс сома относительно доллара укрепился на 4,13% и составил на конец года 44,13 сом/долл.
Влияние внутренних факторов на динамику обменного курса сома преобладало в начале года, когда на валютном рынке наблюдались сезонные колебания курса национальной валюты. Кроме того, заметное влияние на укрепление курса сома оказало увеличение притока иностранной валюты в республике за счет роста экспорта товаров и услуг и увеличения поступлений иностранной валюты по частным переводам из-за границы.
Конъюнктура внутреннего валютного рынка в 2003 г. развивалась также под воздействием ситуации на мировых финансовых рынках, что характерно для малой открытой экономики. Значительные колебания курсов основных мировых валют и, прежде всего, доллара, явились главной причиной неустойчивой динамики обменного курса сома в 2003 г. При этом глобальная тенденция снижения курса доллара по отношению к основным мировым валютам и, прежде всего, к евро, оказала решающее воздействие на снижение спроса на американскую валюту на внутреннем рынке республики, что, в свою очередь, повлияло на ослабление ее курса по отношению к сому.
На внутреннем валютном рынке республики в 2004-2005 гг. сохранялась тенденция укрепления национальной валюты по отношению к доллару США.
Стабилизация курса национальной валюты была обусловлена, в основном, ростом поступлений иностранной валюты от экспорта товаров и услуг, увеличением притока иностранной валюты в виде депозитов и денежных переводов, а также ослаблением позиций доллара на мировых финансовых рынках. Рост предложения иностранной валюты на рынке повлиял на характер динамики обменного курса. В результате, (в январе, октябре и ноябре) наблюдалось нехарактерное для этих периодов укрепление национальной валюты. Вместе с тем, отмечалось усиление корреляции курса доллара на внутреннем рынке республики с динамикой его изменения на внешних рынках.
Сохраняющаяся стабильность на внутреннем валютном рынке привела к сокращению валютных интервенций НБ. Их доля в общем объеме операций НБ за год уменьшилась с 31,4% в 2003 г. до 13,4%, причем, подавляющую часть этих операций (около 95,0%) составляла покупка иностранной валюты.
Наряду с валютными интервенциями НБ в 2004-2005 гг. проводил валютные операции СВОП.
С целью повышения прозрачности сделок и определения стоимости денежных ресурсов на рыночной основе внедрен тендерный механизм проведения обратных операций РЕПО по изъятию ликвидности из банковской системы, а также разработан порядок проведения аукционов СВОП, который вступил в силу с октября 2005 г.
Своевременно принятые НБ меры на внутреннем валютном рынке в периоды повышенного спроса на инвалюту и предложения позволили избежать резких колебаний обменного курса.
Таким образом, период 2001-2005 гг. характеризовался положительными изменениями макроэкономической ситуации: улучшением состояния торгового баланса, ростом ВВП и низкими темпами инфляции.
В этот период наблюдалось значительное снижение объема валютных операций НБ, которое было обусловлено стабилизацией на валютном рынке и положительным сальдо торгового баланса.
Из выше сказанного можно отметить, что в этот период прослеживается тенденция укрепления курса национальной валюты, стабилизация валютного рынка и выравнивание платежного баланса.
Динамику курса национальной валюты за весь период развития валютного рынка КР можно проследить в таблице.
Таблица
Динамика обменного курса сома к доллару
Таким образом, в целом валютная система республики характеризуется наличием всех необходимых элементов и соответствием существующему уровню валютных отношений. В этой сфере главная проблема заключается в чрезмерной долларизации экономики, что является следствием сохранения высоких инфляционных ожиданий населения, недоверия к существующей финансово-кредитной системе со стороны субъектов рынка и ограниченного количества денег в экономике. Недостаточный объем денег вызван концентрацией национальных финансовых ресурсов в сфере обращения и проведением ограничительной денежно-кредитной политики в целях стабилизации уровня цен. Процесс долларизации имеет разностороннее негативное воздействие на экономику нашей республики. С одной стороны, создает дополнительный спрос на иностранную валюту и оказывает понижающее воздействие на курс национальной валюты, а с другой, - выступает альтернативным средством сбережения и отвлекает и так столь скудные внутренние ресурсы от вложений в экономику, т.е. выступает дополнительным фактором, сдерживающим процесс реабилитации производственного потенциала республики.
В связи с указанными факторами, на данном этапе развития необходима переориентация концептуальных основ проводимой денежно-кредитной политики в плане выдвижения в качестве более приоритетной цели достижения устойчивого экономического роста. Борьба же с инфляцией должна носить комплексный характер, нежели ее нынешнее проявление, и подчиняться достижению более значимых стратегических целей. Таким образом, главным условием обеспечения стабильности курса национальной валюты является наращивание экономического потенциала республики, особенно его компонентов, ориентированных на экспорт.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия