Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Маркин В. В.
соискатель кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Оценка влияния энергетического сектора на устойчивое развитие регионов

Как отмечается в материалах оценки мирового энергетического потенциала, выполненной Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, энергетическая система имеет многогранную связь с экономическими, экологическими и социальными аспектами развития отдельных регионов, стран и мирового сообщества в целом [5]. Для того, чтобы обеспечить потребности людей, поддержать экономический рост и создать условия для борьбы с бедностью во всем мире, наличие энергетического потенциала является одним из основополагающих условий. Характер функционирования энергетического сектора во многом определяется политикой, осуществляемой как в данной отрасли, так и в экономике в целом. Производство, распределение и использование энергетических услуг, а также сопутствующие маркетинговые процедуры зависят от целого ряда факторов, в том числе от функционирования организаций и учреждений, которые выходят за рамки энергетического сектора в привычном его понимании. Формирование политики, законодательное закрепление принципов развития энергетической системы, реализация разработанных планов и мониторинг выполнения контрольных показателей требуют привлечения человеческих и финансовых ресурсов, как частного, так и государственного сектора.
Процесс институциональной и законодательной реформ энергетического сектора в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой открывает возможности для разработки и реализации политики устойчивого развития энергетики. Для этого, как и во всем мире, необходимо наличие соответствующих человеческих и институциональных ресурсов, обеспечивающих эффективное функционирование энергетических предприятий и территориальных органов управления в данной сфере.
Отмена государственного контроля и возрастающая роль рынка имели положительное влияние на формирование экономической устойчивости во многих странах. Развитие конкуренции или (в некоторых случаях) внедрение новых методов регулирования повсеместно увеличивают структурную эффективность промышленного производства, оптимизируют его размещение по территории и стимулируют повышение производительности труда. Во многих случаях это приводит к снижению себестоимости энергии для производителей и дает им возможность установления более низких тарифов для конечных потребителей.
Такие факторы, как наличие, экономическая и территориальная доступность источников энергии одинаково важны при рассмотрении вопросов предоставления энергетических услуг. Точно так же увеличивающаяся общественная озабоченность экологическими проблемами, связанными с энергетическими системами, породила потребность в разработке комплексной политики взаимодействия с местными, региональными и глобальными экологическими организациями. В связи с изменением привычных ролей в энергетическом секторе, ответственность за защиту окружающей среды, соблюдение стандартов чистого производства и международных стандартов экологических затрат требует развития новых человеческих возможностей и производственных мощностей.
Динамический процесс реформы создает новый контекст, в котором условия создания, изменения, развития и реализации политики в энергетической сфере стали еще более сложными. Либерализация и влияние рыночных сил вводят требования использования косвенных инструментов для влияния на поведение участников процессов генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии. Децентрализованное принятие решений о распределении ресурсов создает новые проблемы для достижения совместимости между макроэкономическими целями и целями политики, проводимой в энергетике в целом и в отдельных ее секторах.
Масштабное появление новых потребителей энергии наряду с наращиванием существующих мощностей многими хозяйствующими субъектами приводит к росту потребности в энергетических мощностях в целом. В этих условия энергетическая система должна способствовать обеспечению устойчивости. Все участники процессов генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии играют различную роль, поэтому необходимо рассмотреть их потребности, возможности и обязанности в энергетической системе. Кроме того, следует уделить внимание ответам на вопросы кто, что и каким образом может сделать для обеспечения соответствия энергетических систем потребностям устойчивого развития регионов.
Для того чтобы направить деятельность участников процессов генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии в нужное русло, необходимо установить правила, гарантирующие, что либерализация энергетического рынка и стремление его игроков победить в конкурентной борьбе не будут негативно отражаться на достижении целей защиты окружающей среды и социальной политики. Государственные органы и общественные учреждения для создания и обеспечения исполнения таких правил должны быть наделены специальными инструментами и соответствующими службами.
Все участники системы генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии играют важную роль в формировании политики в энергетическом секторе и ее реализации.
В 1970-х годах в терминологии наблюдалась тенденция перехода от устоявшегося словосочетания `создание инфраструктуры` к выражению `развитие инфраструктуры`. `Создание` в данном контексте подразумевало, что существовавшие ранее система и инфраструктура потерпели полный крах и все приходится воссоздавать заново. Использование термина `развитие`, напротив, предполагает совершенствование существующих структур. Именно развитие инфраструктуры стало одной из основных сфер пристального внимания в отношении поддержки локального и глобального устойчивого развития энергетики.
Мировой Банк, уделяющий пристальное внимание человеческому капиталу и развитию человеческих ресурсов, направил свои усилия на реализацию долгосрочных проектов по созданию `критической массы` профессиональных политических аналитиков и экономистов-менеджеров, способных более эффективно руководить процессом развития наиболее важных отраслей, в том числе и энергетики.
В широком понимании `мощность` означает способность индивидуумов и организаций осуществлять процесс принятия решений и воплощения их в жизнь, обеспечивая их производительное, эффективное и устойчивое функционирование [3]. Это определение заключает в себе три важных аспекта. Во-первых, оно показывает, что `мощность` - не пассивное состояние, а часть активного процесса. Во-вторых, оно подчеркивает, что человеческие ресурсы и пути их использования являются определяющими при увеличении мощности. В-третьих, данное определение требует, чтобы внешняя обстановка и функционирование организаций в первую очередь принимались во внимание при разработке стратегии наращивания мощностей.
Повестка дня на ХХI век уделяет пристальное внимание институциональному строительству и предлагает соответствующее определение. `Институциональное строительство включает в себя формирование человеческого, научного, технологического, организационного, институционального и ресурсного потенциала страны. Фундаментальная цель институционального строительства - увеличение способности оценить и адресовать решающие вопросы выбора политики и модели развития, базирующейся на понимании важности экологического потенциала и его ограниченности и осознания людьми потребностей развития страны` [2].
Концепция совершенствования энергетической системы в широком понимании `вращается` вокруг некоторых близких по сути элементов и подходов:
1. Постановка целей: видение, оценка, политика, стратегии и интересы.
2. Исполнители: мотивация, этика и производительность труда.
3. Возможности: знания, умения, навыки.
4. Ресурсы: человеческие, природные, технологические (инфраструктура), культурные и финансовые.
5. Организация работы: планирование, проектирование, определение последовательности действий и мобилизация усилий.
В сфере решения проблем устойчивого развития, особенно их экологических составляющих, разработка и реализация политики больше не может предполагать просто организацию `оптимального распределения` традиционных ресурсов или факторов производства (энергия, земля, капитал, труд и т. д.). Задача состоит в том, чтобы обратиться к `человеко-экологической системе` в целом, то есть определить `социо-эколого-экономические взаимодействия`, которые являются существенными компонентами устойчивости.
До недавнего времени никакая экономическая теория не рассматривала естественную окружающую среду как потенциальный фактор, ограничивающий рост. Никакая парадигма не включает окружающую среду как определенный ресурс в экономической функции. Экономическая роль основы природного ресурса и экологических условий была проанализирована и развита относительно недавно, в особенности с точки зрения экологического и эколого-экономического подходов. Пределы экономических моделей и масштабы принятия экономических решений - в настоящее время наиболее часто обсуждаемая проблема в контексте устойчивого развития.
Природные ресурсы, которые, как всегда считалось, были общими или `общественным товаром`, и без ограничения вовлекались в производственные процессы, сегодня начинают играть ключевую роль, как `экономические товары`. Их включение в процесс принятия решения о распределении ресурсов требует использования новых подходов. Внедрение `экологически обусловленного подхода` или `учет ценности природных ресурсов` связан с исчерпаемостью ключевых ресурсов и необратимостью некоторых негативных антропогенных воздействий на окружающую среду.
Развитие различных секторов экономики, включая энергетику, как традиционно принято считать, обусловлено необходимостью решения все более и более сложных проблем, явившихся следствием нового природного и экономического климата. Потребность достигать надлежащего равновесия между экономической оптимизацией, социальной приемлемостью и жизнеспособностью экосистемы в контексте перспектив устойчивого развития требует применения специальных аналитических инструментов и разработки учитывающей все эти аспекты политики. В условиях высокой неопределенности необходимо взвесить различные альтернативы и рекомендовать определенные стратегии действий в соответствии с местными экономическими и социально-политическими фактами. Решение этих проблем не только требует вовлечения новых мощностей, но и по определению означает, что для выполнения целей устойчивого развития должны быть объединены усилия различных секторов.
Никакое единичное действие или программа по совершенствованию энергетической системы не смогут решить всей сложности проблем. Выходом из создавшегося положения может стать только ряд взаимоувязанных действий, поэтапно осуществляемых в течение длительного периода. Конечная цель совершенствования энергетической системы должна состоять в том, чтобы идентифицировать, проектировать и продвигать систематическое развитие местных, региональных и национальных мощностей, обеспечивающих создание и поддержку энергетической системы, необходимой для устойчивого развития. Совершенствование энергетической системы, поэтому, может быть определено как процесс создания, мобилизации, усиления, модернизации и преобразования существующих мощностей таким образом, чтобы достигнуть определенных желательных социально-экономических результатов в контексте устойчивого развития. Наращивание мощности предполагает осуществление действий на уровне отдельных индивидов, организаций и экономической системы в целом. Усилия по увеличению мощностей на каждом из этих уровней - это дискретные элементы общего процесса совершенствования энергетической системы.
На индивидуальном уровне `совершенствование` означает процесс изменения отношения и поведения людей, развития их знаний, умений и навыков.
На институциональном уровне процесс совершенствования фокусируется на организации работы и возможностях функционирования организаций, а также на их способности приспосабливаться к изменяющимся условиям. Этот процесс нацелен на развитие учреждений как единой системы, включая индивидов, их группы и организацию в целом. Традиционно такие действия на системном уровне просто называли `институциональным укреплением`. Однако в дальнейшем совершенствование на институциональном уровне предполагает сосредоточение усилий на разработке политических основ взаимодействия людей и организаций с естественной окружающей средой.
Эти три уровня - индивидуальный, институциональный и системный - присутствуют в любом временном срезе решения проблемы. Совершенствование может рассматриваться как в краткосрочном (для решения неотложных проблем), так и в долгосрочном (влияние наращивания мощности на определенные изменения в окружающей среде) срезе. Для разных стран необходимо совершенствование различных элементов энергетической системы в краткосрочном и долгосрочном периоде, особенно в контексте быстрых экономических, социальных или экологических изменений. Расстановка приоритетов в совершенствовании этих элементов - одна из важнейших, часто недооцениваемых, составляющих процесса устойчивого развития [4].
Совершенствование энергетической системы - циклический процесс, предполагающий осуществление определенной последовательности действий. Одним из важнейших его элементов является организационно-психологическая подготовка участников процесса, включая реализацию формальных и неформальных долгосрочных программ обучения, полное использование существующего кадрового потенциала, проведение краткосрочных курсов, симпозиумов, семинаров [1].
Наконец, программы по совершенствованию энергетической системы должны быть основаны на ряде принципов и методов, включая:
- определение целей устойчивого развития энергетической системы;
- идентификацию потребностей, ограничений и проблем.
- вовлечение заинтересованных лиц в процесс планирования и установления приоритетов;
- осуществление действий, нацеленных на установление долгосрочных межотраслевых связей;
- внедрение механизма мониторинга и оценки, чтобы анализировать продвижение к поставленным целям;
- максимизацию выгод участников, обеспечивающую стимулы для их длительной вовлеченности.
Эти существенные элементы помогают определить совершенствование энергетической системы в динамической и интегральной перспективе. Совершенствование энергетической системы необходимо рассматривать с точки зрения взаимодействия различных элементов, влияющих на окружающую среду, в том числе с точки зрения роли энергетических услуг и условий их предоставления для обеспечения устойчивого развития. Состояние окружающей среды зависит от человеческих ресурсов, роли организаций и их функционирования, а также от системной интеграции, позволяющей решать проблемы как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В последние годы, понятие `совершенствование` вышло на новый уровень и стало рассматриваться как ключевой элемент управления. Вот почему оно все чаще признается как теоретиками, так и практиками значимым фактором устойчивого развития. Без адекватных производственных и человеческих мощностей не могут быть созданы условия для получения ожидаемых результатов устойчивого развития отдельных регионов, стран и мирового сообщества в целом.
Вслед за реформами свободного рынка, которые распространились в последние годы по всему миру, правительства остаются основными действующими лицами в определении макроэкономической политики, развитии инфраструктуры и осуществлении социальных программ. Даже самая успешная рыночная экономика не может обойтись без структур и правил регулирования рынка. Общественное управление приватизацией, акционированием, изменением форм собственности многих предприятий требует дополнительных усилий по защите окружающей среды. Для того чтобы участники свободного рынка могли нормально функционировать, должны эффективно работать правительственные учреждения. В либеральной экономике установленные правила (а не отсутствие правил, как полагают некоторые) должны стимулировать движение к желательным для общества экономическим, социальным и экологическим результатам и выгодам.
Управление и совершенствование - важные взаимосвязанные проблемы в контексте усложнения структуры энергетического сектора и экономики в целом. Процесс экономической и государственной реформы был направлен на повсеместное изменение структуры энергетической системы (включая институциональные, законодательные и регулирующие аспекты), а также роли различных участников системы генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии. Во многих странах появляется более развитая и сложная энергетическая система. Она характеризуется новыми функциями государственных и частных учреждений, а также появлением новых учреждений и новых `игроков`. С увеличивающимся числом `игроков`, или участников системы генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии, характер функционирования таких систем изменяется, а также изменяется реакция системы на различные рыночные и нерыночные методы воздействия. Таким образом, новые проблемы управления, связанные с процессами рыночной и макроэкономической реформы, намного шире, чем проблемы в самом энергетическом секторе.
Проблемы управления и совершенствования, связанные с новой энергетической системой, касаются более дезинтегрированной и сегментированной промышленности; большую неопределенность ключевых макроэкономических показателей, ценовых характеристик, изменение правового статуса компаний по производству и распределению энергии, включая новые законы и правила управления собственностью. В процессе реформирования энергетической системы должны быть решены конфликты между краткосрочными и долгосрочными интересами государственного и частного секторов. Эти проблемы связаны с изменением макроэкономических условий, в которых функционирует энергетическая система, а также с новыми технологическими решениями, которые коренным образом изменяют принципы функционирования энергетики и процессы, происходящие в данной сфере.
Роль и ответственность правительства и государственных структур состоит в том, чтобы обеспечить наличие энергии и энергетических услуг, или создавать условия для производства и предоставления частными компаниями энергии и энергетических услуг, отвечающих потребностям домашних хозяйств, промышленности и общественного сектора. Эти потребности становятся все более и более сложными в преобразованной рыночной экономике и ее энергетическом секторе. В вертикально интегрированных предприятиях коммунального обслуживания проблемы удовлетворения потребностей в энергии больших, неохваченных энергетическими сетями поселений стоят очень остро. Для достижения социальных целей возможен выбор перекрестного субсидирования в электроэнергетическом секторе между различными видами топлива или между областями и поселениями. Это было отличительной особенностью многих государственных энергетических систем и часто остается особенностью местных энергетических систем даже в условиях современных изменений.
Безопасное, прогнозируемое обеспечение в достаточном количестве энергией и энергетическими услугами - предпосылка для развития предпринимательства, промышленного производства и экономического роста во всех странах.
Основной проблемой развития и управления в сегодняшней быстро изменяющейся энергетической системе, не продвигающей использование вертикальной интеграции и перекрестного субсидирования, остается удовлетворение энергетических потребностей территорий, неохваченных или охваченных в недостаточном количестве энергетическими сетями (особенно - бедных и сельских поселений). В некоторых случаях для решения этих проблем может использоваться механизм энергетического рынка, особенно там, где есть экономически обоснованные децентрализованные варианты получения энергии, и платежеспособность потребителей энергии находится на достаточно высоком уровне. Необходимость обеспечивать доступ широких слоев населения к коммерческой энергии и современным энергетическим услугам - одна из основных причин наращивания мощности и создания новой энергетической системы.
В контексте экологических проблем и усиления международного внимания к вопросам использования природных ресурсов (глобальное потепление, гибель лесов и других объектов живой природы, деградация земли, опустынивание и т. п.) энергетическая система рассматривается как источник и как жертва многих из этих изменений. Изменение климата и проблемы адаптации подразумевают, во многих смыслах, полностью новый подход к энергетической системе, требуя новых знаний, новых концептуальных структур, методологий, идей и решений.
В целом энергетическая система и энергетика все более и более интернационализируются. Во многих случаях процессы региональной интеграции и глобализации влияют на местных предпринимателей и могут увеличить или уменьшить их роль в процессе принятия решения. Наряду с новыми рисками и проблемами появляются новые возможности.
Эта динамическая и часто очень неопределенная ситуация характеризуется дисперсией и разнородностью информации (количественной и качественной). Процесс получения информации, характеризующей различные аспекты функционирования энергетического сектора, сопровождается целым рядом сложностей и требует применения новых инструментов и методов. Основные проблемы, препятствующие проведению качественного эколого-экономического анализа работы энергетического сектора:
1) предоставление компаниями заведомо неверных данных;
2) нехватка надежной статистической информации;
3) неадекватный доступ к информации, препятствия для сбора данных в силу мнимой секретности;
4) высокая стоимость информации в некоторых компаниях;
5) отсутствие единых, законодательно установленных требований к предоставлению полной информации.
Эти проблемы оказывают негативное влияние на эффективное функционирование частного и государственного секторов, однако не все заинтересованные лица готовы заплатить за улучшение информационного обеспечения энергетической системы, способствующее ее устойчивому развитию.
В одиночку никто - ни участники системы генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии, ни государственные учреждения, ни руководство энергетического сектора не в состоянии решить сложные проблемы управления энергетикой и наращивания мощностей, а также изменить характер влияния этих проблем на социальное равенство, экологическую стабильность и экономическую эффективность. Кроме того, проблемы не являются статическими, а изменяют свои приоритеты и местоположение, поскольку энергетическая система развивается.
Необходимость рассматривать любые проблемы в сфере устойчивого развития энергетики с точки зрения комплексного подхода и учета интересов всех участников стала одним из главных заключений девятой сессии Комиссии по Жизнеспособному Развитию (CSD-9), поскольку изменение поведения одного участника системы генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии или совершенствование только одного аспекта функционирования энергетической системы (законодательства, экономики, технологии) неспособно решить всего многообразия проблем наращивания мощностей и устойчивого развития энергетики.
Возникающие риски и проблемы требуют поиска инновационных ответов на старые и новые вопросы в открытом и свободном обсуждении, поиска более гибких и прагматических стратегий, подходов, методов, инструментов и действий, превосходящих по эффективности стандартные государственные подходы, наработанные за прошлые два десятилетия. Более полное понимание и более точный прогноз функционирования новых энергетических систем и развития их структуры необходимы, но, к сожалению, эти вопросы часто упускаются из виду при обсуждении макроэкономической реформы, управления и роли государства. Новое качество окружающей среды, в которой должны быть найдены решения для энергетической системы, предлагает весомую роль правительства в обеспечении работы рыночных механизмов. Эти изменения также воздействуют на поведение частного сектора, научно-технических кругов и гражданского общества.


Литература:
1. Agenda 21: Program of Action for Sustainable Development and Rio Declaration on Environment: and Development and Statement of Forest Principals. - N.-Y.: UNDPI, 1993.
2. Capacity Development Initiative, Country Capacity Developments Needs and Priorities: A Synthesis. - N.-Y: UNDP/GEF, 2000.
3. Capacity Development in the Environment: A Practical Aid to Sustainable Development. - London: IIED, 1996.
4. Energy for Sustainable Development: A Policy Agenda. Goldemberg, Jose and Johansson, Thomas (Editors). - N.-Y.: UNDP, 2002.
5. World Energy Assessment. Energy and the Challenge of Sustainability. Goldemberg, Jose (Chairman Editorial Board). - New York: UNDP, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия