Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Карашева А. Г.
доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета,
кандидат экономических наук

Кульбаев А. В.
соискатель кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии

Реформирование электроэнергетики: проблемы отрасли и региона

Главной функцией электроэнергетики является надежное и экономное обеспечение страны электроэнергией, которая непрерывно потребляется населением и отраслями экономики. Специфика электроэнергетической отрасли состоит в неразрывном единстве процессов производства, передачи (транспорта) и использования энергии. Для поддержания нормальных условий функционирования и развития этой отрасли требуются большие инвестиции с длительным сроком возврата капитала. Успех привлечения инвестиций в российскую электроэнергетику возможен лишь при условии проведения в электроэнергетике структурной реформы, сущностной основой которой станет обеспечение привлекательности отрасли для отечественных и зарубежных инвесторов.
На сегодняшний день реформирование в электроэнергетике России идет полным ходом, но какие проблемы сопровождают этот процесс, и как их решать? Как, например, привести в соответствие действия на федеральном и региональном уровне? Как в плане реформ электроэнергетики учесть особенности регионов, различающихся по уровню социально-экономического развития? Поиск ответов на поставленные вопросы представляется сегодня чрезвычайно актуальным.

Сегодня реформирование российской электроэнергетики осуществляется в соответствии с планами и декларируемыми принципами реформы. В отрасли происходят серьезные структурные изменения, способные оказать большое влияние на всю российскую экономику. 2007 год должен стать началом очередного этапа реформ. Так, предполагается, что из структуры РАО `ЕЭС` будут выделены в соответствии с видами деятельности еще несколько независимых компаний, предприняты действия по дальнейшему формированию инвестиционной привлекательности отрасли и `заполнению` существующих пробелов в законодательстве, созданы стимулы для развития важнейшего направления электроэнергетической отрасли - строительства генерирующих мощностей. В целом реформа подходит к ключевой инвестиционной фазе, и наполнение отрасли инвестициями извне станет свидетельством эффективного становления российского рынка электроэнергии.
Реформирование электроэнергетики в России охватывает три аспекта - реструктуризацию отрасли, формирование конкурентного рынка и привлечение инвестиций. В ходе проведенной реструктуризации предприятия отрасли были разделены на три группы в соответствии с основным видом деятельности: генерирующие, сетевые и сбытовые компании. Что же касается конкурентного рынка, то он только вступает в стадию формирования, а приток инвестиций затруднен вследствие приостановки продажи частным инвесторам генерирующих активов. Таким образом, государство по-прежнему выступает в роли основного источника инвестиций в отрасль.
Достаточно ли инвестиций государства, чтобы отрасль могла развиваться дальше? Конечно, нет. Развитие электроэнергетики в 60-70-х гг. осуществлялось опережающими темпами. Именно в эти годы было введено около половины действующего потенциала генерирующих мощностей. Высокие темпы ввода мощностей в тот период определили высокие темпы выбытия в последнем десятилетии. По существующим прогнозам к 2010 г. объем устаревшего оборудования на Северном Кавказе, в Сибири, на Урале и в Центре превысит 50% установленной мощности. Объем отработавшего ресурс гидротурбинного оборудования уже в настоящее время достиг 50% (1, с. 145-146); 20 региональных энергосистем являются предельно изношенными; большинство строящихся объектов электроэнергетики `заморожены` по причине отсутствия необходимых для окончания строительства средств. При сохранении подобного положения в российской электроэнергетике, т.е. при физическом разрушении основных производственных фондов, неуклонно будет возрастать вероятность техногенных аварий. Ликвидация последствий этих аварий практически эквивалентна величине требуемых инвестиций.
Инвестиционная пауза в российской электроэнергетике является не единственной проблемой, препятствующей отрасли войти в фазу активного реформирования. Остановимся на основных факторах, затрудняющих процесс реформ:
1. Законодательное обеспечение реформирования находится в стадии проработки
(проработано, примерно, на 60%).
2. Имеет место лишь имитация `настоящей` конкурентной среды в отрасли. На самом деле можно говорить лишь о существовании модели, где конкурируют только `свои`, т. е. дочерние компании РАО `ЕЭС России`. Потребитель не имеет возможности выбирать поставщиков и покупать электричество в конкурентном сегменте рынка.
3. Дезинтеграция отрасли, сопровождающая процесс реструктуризации, обусловливает ряд последствий на розничном рынке:
 размывание ответственности за качество энергообслуживания потребителей;
 непрозрачность системы учета потерь электроэнергии;
 экономически неоправданное разделение предприятий коммунальной энергетики;
 монополизацию сбытовой сферы.
4. Система тарифного регулирования. В условиях регулируемого тарифа инвестиционная привлекательность отрасли для крупных частных инвесторов представляется весьма невысокой. Более того, развитие генерации при экономически необоснованном уровне тарифа просто невозможно.
5. Проблема энергосбережения.
6. Российский менталитет. Традиционная для России проблема неэффективности правовых инструментов и несоблюдения законов вследствие низкого уровня правовой культуры серьезно угрожает реформе электроэнергетики.
7. Проведение реформ в энергетике непрофессионалами.
8. Проблемы во взаимоотношениях `потребитель - поставщик`. На сегодняшний день отсутствует четкое законодательное определение порядка действий сторон при расчетах за электроэнергию, претензиях, информировании, обращениях абонентов.
Также нечетко прописаны штрафные санкции при несоблюдении обязательств должного качества поставляемых ресурсов, т.е. фактически контроль и учет энергоресурсов не ведется. Кроме того, в условиях нарастания энергодефицита существуют сложности подключения новых потребителей (как бытовых, так и юридических) к энергомощностям. Данная проблема может и должна решаться внесением изменений в систему тарифного регулирования. Для этого нужно инвестиционную составляющую на подключение включить в тариф. Еще один способ `упрощения` подключения новых потребителей - это ужесточение законодательной ответственности энергоснабжающих структур за создание препятствий и злоупотребления в процессе подключения.
9. Перекрестное субсидирование. К числу негативных последствий перекрестного субсидирования относятся:
 снижение ВВП за счет уменьшения налоговых поступлений от основных потребителей электроэнергии на высоком напряжении;
 снижение энергоэффективности экономики в связи с отсутствием стимулов к экономии ресурсов со стороны населения и других субсидируемых потребителей;
 снижение конкурентоспособности коммерческих потребителей электроэнергии вследствие того, что завышенные расходы по оплате коммунальных ресурсов и электроэнергии закладываются в себестоимость производимой продукции.
10. Низкая рентабельность энергетического сектора вследствие износа мощностей и отсутствия инвестиционных вливаний.
11. Необходимость развития системы регулирования. Создание эффективной системы государственного регулирования должно быть основано на усилении влияния органов регулирования посредством:
 регулирования качества оказания услуг;
 регулирования правил работы субъектов электроэнергетики;
 развития системы антимонопольного контроля при одновременном снижении прямого ценового регулирования (2, с. 6-19).
Таким образом, весь перечисленный комплекс проблем существенно влияет на сроки, темпы и эффективность реформы в российской энергетике.
Обозначилась тенденция расхождения процессов реформирования на федеральном и региональном уровнях. Проведение радикальных реформ в 1990-х годах в России значительно повысило уровень самостоятельности и ответственности регионов за результаты социально-экономического развития территории, включая вопросы ее энергообеспечения в условиях единого экономического пространства.
В то же время реализуемый Центром план реформирования электроэнергетики не полностью учитывает особенности и различия в социально-экономическом развитии регионов, что влечет за собой невозможность осуществления отдельных реформаторских мер, либо эти меры не дают ожидаемых результатов. Действительно, регионы России резко дифференцированы по характеру энергообеспечения. Только отдельные субъекты Федерации энергоизбыточны; цены на топливно-энергетические ресурсы, уровни душевого энергопотребления варьируются в регионах в десятки раз; заметно различаются структуры использования топливно-энергетических ресурсов.
В этих условиях одной из основных задач региональной политики является обеспечение надежного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах на энергоносители с учетом особенностей социально-экономического развития региона. В связи с этим вопросы развития и функционирования электроэнергетической системы региона (в данной статье на примере Кабардино-Балкарской республики) в условиях трансформации представляются чрезвычайно актуальными.
Кабардино-Балкарская республика (КБР) расположена в центральной части Северо-Кавказского экономического региона в предгорьях Большого Кавказа на территории 12,5 тыс. кв. километров. Численность населения Республики составляет 0,79 млн. человек. Республика характеризуется удобным географическим положением, благоприятными природно-климатическими условиями, развитостью транспортных коммуникаций, богатством минерально-сырьевых ресурсов.
Электроэнергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса КБР, обладая рядом особенностей, отличающих ее от остальных отраслей промышленности. Электроэнергетическая система республики представлена высоковольтными линиями электропередач протяженностью 1970 километров напряжением 110-330 кВ и сетью электрических подстанций напряжением 35, 110, 330 кВ. Протяженность распределительных сетей напряжением от 0,4 до 10 кВ составляет 10 тыс. км.
Энергосистема республики обслуживается ОАО `Каббалкэнерго` (полное фирменное наименование Общества на русском языке - Кабардино-Балкарское открытое акционерное общество энергетики и электрификации) с его структурными подразделениями в районах республики и двумя муниципальными предприятиями электрических сетей в городах Нальчик и Прохладный. Около 70 про центов потребляемой электроэнергии республика получает из сосед них регионов от Ставропольской, Невинномысской и Новочеркасской ГРЭС, покупая ее на федеральном оптовом рынке электрической энергии (ФОРЭМ).
В 1993 г. в республике была разработана и принята `Программа создания электроэнергетической базы Кабардино-Балкарской республики на период до 2010 года`. В рамках реализации Программы пущена в эксплуатацию малая Акбашская ГЭС установленной мощностью 1,1 МВт и первый гидроагрегат ГЭС N 3 на канале Баксан - Малка (3,5 МВт). В декабре 2002 г. пущена в эксплуатацию Аушигерская ГЭС (60 МВт). В результате суммарная установленная мощность электростанций республики составила 112 МВт, и имеющиеся генерирующие мощности позволяют вырабатывать до 30% потребляемой в КБР электроэнергии.
В табл. 1 приведены данные по ОАО `Каббалкэнерго`, характеризующие состояние электроснабжения республики за период 1996-2006 гг.
Данные демонстрируют устойчивую тенденцию снижения общего объема электропотребления в республике. Так, незначительный рост электропотребления в 2005 г. сменился в 2006 г. его снижением. В целом снижение электропотребления в республике можно объяснить следующим образом: с одной стороны, имеет место рост потребления электроэнергии, обусловленный увеличением объемных показателей производства товаров и оказания услуг; с другой стороны, уменьшение энергопотребления связывается с жесткими мерами потребителей по экономии электроэнергии из-за увеличения ее стоимости.
Таблица 1
Состояние электроснабжения республики в 1996-2006 гг.
* Источник: по данным Минтопэнерго КБР
За последние 5 лет выработка собственной электроэнергии в республике увеличилась примерно в 3 раза. Выработка электроэнергии на блок - станциях ТЭЦ промышленных предприятий в этот период практически не изменилась и составляет 30-35 млн. кВт. ч.
За прошедшие годы возросли технологические и сетевые потери, связанные со снижением (на 42-43%) объема полезного электропотребления республики. Возросли также нетехнические потери электроэнергии, связанные с изменением статуса поставщиков электроэнергии и социально-бытовых условий жизни населения. В результате объем полезного электропотребления снизился в большей степени, чем сократился общий объем электропотребления. Все это указывает на то, что снижение электрических потерь должно стать одной из основных задач развития электроэнергетики республики. Решение данной проблемы за счет реализации мероприятий энергосбережения позволит увеличить полезный объем электропотребления республики более чем на 100 млн. кВт. ч без создания новых генерирующих мощностей.
В целом современное состояние электроснабжения республики характеризуется как напряженное, с ограничениями использования мощности и отключениями подачи электроэнергии вследствие задолженности по оплате за потребленную электроэнергию.
На рис. 1 воспроизведена динамика максимальных нагрузок потребления по ОАО `Каббалкэнерго` за 1992-2004 гг. Можно увидеть, что максимальная нагрузка 1992 г. так и не была достигнута в последующие годы.
Говоря о максимальных нагрузках потребления применительно к 2004 г., отметим, что месячный объем электропотребления (по данным рис. 2) в летний период составляет около 6% годового объема, а в зимний период - около 11%. Максимум нагрузки летних месяцев составляет 55-57 % зимнего месяца.
Суточная неравномерность, характеризующаяся отношением минимума и максимума нагрузки, составляет 0,69 в день прохождения зимнего максимума и 0,65 - в режимный день летнего периода.
Особая напряженность в электроснабжении наблюдается в высокогорных селениях республики. Выходом из данной ситуации может и должно стать создание вблизи сел малых ГЭС, а также реконструкция подводящих к селам линий электропередач.
Тем не менее дальнейшее развитие электроэнергетического комплекса республики представляется невозможным без решения существующих проблем.
Во-первых, необходима реконструкция и техническое перевооружение имеющихся на территории республики ГЭС. Финансирование данных мероприятий осуществляется сегодня только за счет амортизационных отчислений ОАО `Каббалкэнерго`. В связи с ограниченными размерами этих отчислений проведение реконструкции растянется на многие годы. Учитывая это, для осуществления реконструкции и технического перевооружения действующих ГЭС необходимо изыскать дополнительные финансовые источники. Необходимые объемы финансирования строительства и реконструкции объектов электроэнергетики КБР приведены в табл. 2, а основные источники финансирования - в табл. 3. Объем финансирования ежегодно уточняется в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми на реализацию республиканской (инвестиционной) программы на очередной финансовый год.
Таблица 2
Капитальные вложения по годам (млн. руб. в ценах 2005 г.)
Источник: по данным Подпрограммы `Развитие электроэнергетики Кабардино-Балкарской Республики` (3)
Таблица 3
Источники финансирования строительства и реконструкции объектов электроэнергетики КБР
* Источник: по данным Подпрограммы `Развитие электроэнергетики Кабардино-Балкарской Республики` (3)
Во-вторых, в республике и в дальнейшем необходимо вводить в эксплуатацию новые энергетические объекты для обеспечения и укрепления энергетической безопасности. Под энергетической безопасностью республики следует понимать характеристику топливно-энергетического комплекса республики, которая определяет способность данного комплекса на основе эффективного использования имеющихся ресурсов обеспечивать с учетом экономического развития республики надежное энергоснабжение субъектов хозяйственной деятельности и население. Также большое значение для обеспечения энергетической безопасности республики представляют состояние и развитость электрических сетей.
Третья существующая проблема - низкая энергетическая эффективность экономики республики, что является следствием технологического несовершенства производственного потенциала основных фондов республики, энергоемкости применяемых технологий в промышленности, сельском хозяйстве, строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве. Значительное негативное влияние на эффективность энергоиспользования оказывают энергорасточительство и бесхозяйственность, отсутствие автоматизированных систем учета и контроля потребления энергоресурсов.
Неэффективное использование энергоресурсов обусловлено также несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, слабо стимулирующих потребителей к снижению затрат на энергию.
Производство и использование энергосберегающей техники, приборов учета расхода энергоресурсов, специальных материалов затруднено недостаточной платежеспособностью населения, слабостью информационной базы и инфраструктуры энергосберегающей техники, недостатком средств у предприятий, сложностью получения кредитов на приемлемых условиях. Энергозатратность производства все в большей степени определяется постоянно возрастающей долей устаревшего и изношенного оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения. Хозяйствующие субъекты и население уделяют еще недостаточно внимания эффективным методам экономии энергоресурсов.
Итак, мы обозначили три главные проблемы развития электроэнергетики КБР, которые выступают в качестве типовых для многих энергодефицитных субъектов Российской Федерации:
1. Основная часть производственных фондов устарела и нуждается либо в замене, либо в реконструкции и техническом перевооружении.
2. Республика нуждается в скорейшем вводе новых энергетических объектов.
3. Энергозатратность производства делает необходимым введение в республике энергосберегающей стратегии, разработка и реализация которой должна оказать положительное влияние на развитие экономики в целом, конкурентоспособность товаров местных производителей, рост внутреннего регионального продукта республики и в конечном итоге - на повышение уровня жизни ее населения.
Решение данных проблем замыкается на поиск источников финансирования и, как следствие, требует глубокой интенсификации инвестиционного процесса на региональном уровне. Подобное положение формирует необходимость создания новой инвестиционной политики региона, приоритетами которой должны явиться:
1) Соблюдение принципа предпочтительного инвестирования рентабельных и быстроокупаемых проектов на основе конкурсного инвестирования.
2) Создание свободного рынка инвестиционных ресурсов, обеспечение государственных гарантий для инвесторов.
3) Переход на новые организационные формы, экономические методы и современную технологию управления инвестиционными проектами.
4) Привлечение в качестве источников финансирования ресурсов крупных предприятий и других потребителей, а также зарубежных инвесторов.
Дальнейшее социально-экономическое развитие республики невозможно без осуществления комплексной энергетической политики, учитывающей важные общественные функции, возлагаемые на региональную электроэнергетику. В рамках энергетической политики КБР должны рассматриваться следующие приоритеты:
- реализация местного энергопотенциала посредством развития установок, использующих нетрадиционные источники энергии (например, малые ГЭС);
- координация развития отдельных объектов региональной электроэнергетики, находящихся в ведении разных собственников (генерирующие установки, энерготранспортная система) в соответствии с ростом нагрузок потребителей региона;
- привлечение энергокомпаний к деятельности по повышению энергоэффективности в потребительском секторе региона;
- формирование и поддержание конкурентной среды в региональной электроэнергетике.
Таким образом, в результате административной реформы и реструктуризации российской электроэнергетики происходит смещение ответственности за энергетическую безопасность с отраслевого на регионально-отраслевой уровень. Регионы сталкиваются с множеством проблем в ходе реализации основных положений реформ, решение которых затрудняется вследствие слабого социально-экономического развития и возможно только при условии существенного возрастания роли инвестиций, направляемых на техническое перевооружение и инновационное развитие региональной электроэнергетики.


Литература:
1. Раппопорт А.Н. Реструктуризация российской электроэнергетики: методология, практика, инвестирование. - М.: ЗАО Изд-во `Экономика`, 2005. - С. 145-146.
2. Российская электроэнергетика: становление конкурентного рынка и проблемы взаимодействия с потребителем. - М., 2006. - С. 6-19.
3. Подпрограмма `Развитие электроэнергетики Кабардино-Балкарской Республики`, 2005. - С. 24-25.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия