Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Чаплина А. Н.
заведующий кафедрой менеджмента
Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный работник Высшей школы РФ


Стратегическое управление потребительким рынком города

Современное институциональное изменение национальной экономики требует совершенствования системы стратегического управления городом, и в частности потребительским рынком (ПР). Выступая основным источником расширенного воспроизводства населения, рынок потребительских услуг оказывает долговременное и все возрастающее воздействие на преобразование городской экономики.
В настоящее время ПР рассматривается с позиций отраслевого подхода как некоторая механическая совокупность отдельных отраслей, с приоритетом торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Управление им строится, как правило, на традиционных подходах, технологиях и методах. Критический анализ предлагаемых в последнее время концепций и представлений о потребительском рынке позволяет нам сделать вывод о том, что проблема институционального обеспечения развития ПР не только не решена, но даже практически по-настоящему и не поставлена.
По нашему мнению, потребительский рынок как объект управления - это подсистема социально-ориентированной экономики, главным активом которой являются социально- трудовые отношения. Интеграционный потенциал ПР формируют субъекты хозяйствования, создающие как материальные товары и услуги, так и нематериальные (социально-культурные), обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие человека. При этом системообразующими блоками и компонентами ПР выступают и элементы инфраструктуры рынка: финансово-кредитный комплекс, информационно-коммуникационный комплекс и др. Таким образом, создается возможность изучать рынок потребительских услуг как открытую систему, ориентируя управление ею на единую цель - формирование человеческого потенциала. В этой связи ПР необходимо и возможно представлять в качестве объекта экономических исследований и управления (7, 8).
В условиях перехода к постиндустриальному обществу в России назрела необходимость разработки концепции стратегического управления потребительским рынком (СТУПР) на основе долгосрочных целей повышения качества жизни населения в городах России. Каким должно быть стратегическое управление в регионе (городе) и как сформировать стратегию потребительского рынка, адекватную социально-экономическому развитию города? Современные исследования в области стратегического управления потребительским рынком не дают однозначного ответа.
Устойчивое развитие рынка потребительских услуг для городского населения в современных условиях может быть обеспечено с позиций новой, предлагаемой нами, управленческой парадигмы, ориентированной на создание человеческого потенциала (7). В этой связи необходимы новые подходы к определению роли и места системы общенационального и регионального прогнозирования, разработка долгосрочных и среднесрочных стратегий деятельности муниципальной системы власти на потребительском рынке.
Прогнозирование развития потребительского рынка - это научно обоснованное предвидение его состояния в будущем, учитывающее тенденции изменения покупательского спроса в текущем и ретроспективном периодах.
Представим некоторую абстрактную модель, служащую для описания процессов принятия управленческих решений при прогнозировании развития ПР. При этом нормы поведения органов муниципального управления целесообразно представить в виде алгоритма, позволяющего легче представить внутреннюю логику запутанной последовательности управленческих решений [5, с. 509].
По мнению Я. Корнаи, алгоритм принятия решения в области централизованного планирования потребления на макроуровне состоит из пяти этапов [5, с. 509]. Этот алгоритм носит общий характер и не отражает особенности типа экономических отношений в стране. Невозможно не согласится с Я. Корнаи в том, что различия обнаруживаются, главным образом, в методах реализации плана. Используя некоторые основные понятия и подходы к формированию такого алгоритма, опишем основные параметры и характеристики технологии прогнозирования емкости современного ПР для городского населения.
Предположим, что на определенном этапе прогнозирования стратегического развития города ставится цель разработать пять макрозаданий для обеспечения жизнедеятельности населения на следующий год и на их основе определить ряд плановых заданий. Рассмотрим эти пять макропеременных стратегического муниципального управления.
1. Общий объем предложения товаров и услуг, предназначенных для городского населения.
Речь идет о реальном объеме, определяемом в практике планирования на основе фактических цен предыдущего периода, называемого базовым годом. На предложение продуктов для потребления населением влияют следующие факторы: цены на ресурсы; рыночная цена товара; число конкурентов на рынке; ожидание изменения цен; цены на другие товары и услуги; технология производства продуктов; инновационные стратегии; налоги и дотации.
Физический объем предложения определяется первичными запасами товаров (материальные изделия, предназначенные для удовлетворения конкретных потребностей), имеющимися в наличии на начало года, и всем товарным пополнением, поступающим в течение этого года. Что касается услуг (объекты продажи не материального характера, а в виде действий, выгод или мероприятий), которые одна сторона может предложить другой (бытовые услуги, медицинские услуги, информационные и т. д.), то предложение отражает их максимально возможный к обеспечению объем. Таким образом, `предложение` выражает совсем не те товары и услуги, которые планируются к продаже домашним хозяйствам. В действительности не предполагается, что население приобретет товары в полном объеме. Это то максимальное количество продуктов и услуг, которое жители города могли бы приобрести, если бы оказались в состоянии и захотели бы купить все, что физически предоставлено в их распоряжение на потребительском рынке (рис. 1).
При этом целесообразно заранее исключить из физического объема предложения те продукты и услуги, которые городское население получает бесплатно, таким образом, это только то предложение, которое предоставляется за деньги. Исключим также потребительские продукты, которые предусмотрены муниципальным планированием для секторов предприятий (в том числе экспортерам) и учреждений.
Таким образом, прогнозирование общего объема предложения товаров и услуг для городского населения позволяет определить, как конечный результат, потенциал товарного предложения или производственный потенциал. Это возможность произвести и поставить на потребительский рынок определенный объем продуктов для потребления населением города. При этом учитываются внутренние (товаропроизводители города) и внешние (импорт) источники. Производственный потенциал выступает важнейшей характеристикой потенциала ПР для городского населения и его целесообразно рассматривать как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов хозяйствования (на микроуровне - предприятие, фирма) [рис. 2].
2. Объем товаров, приобретенных городским населением, характеризуется как потребление. В то же время это сокращенное, хотя и широко используемое понятие, по сути дела, неточно. По мнению специалистов в области товарного обращения, соотношение потребности как нужды, принявшей специфическую форму, определяемую культурным уровнем и личностью индивида, с одной стороны, и потребления как фактически удовлетворенной потребности - с другой, проявляется через объем спроса [1, с. 95]. При этом спрос как экономическая категория рассматривается в двух смыслах: и в качестве потребности, обеспеченной денежными средствами, и в качестве предмета коммерческой деятельности [1].
Для наших целей целесообразно использовать второй подход. Спрос как предмет коммерческой деятельности - это объем продуктов ПР (товаров и услуг), которые потребитель (клиент) имеет намерения и возможность купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени. При прогнозировании продуктов ПР для городского населения представляется необходимым стремиться к нормальному соотношению между потребительными ценностями товаров и услуг и их ценой.
При формировании данного макроагрегата эффективность муниципального менеджмента определяется всесторонним анализом детерминант и факторов спроса. Так, в практике прогнозирования спроса следует учитывать ценовые факторы (цены на товары; инфляционные ожидания потребителей; ценовые предпочтения потребителей) и неценовые. Неценовые факторы включают в себя: 1) насыщенность рынка и уровень обеспеченности населения товарами; 2) вкусы, предпочтения потребителей; 3) число потребителей на рынке; 4) потребительские ожидания относительно будущих доходов, товарного предложения и т. п.; 5) качество товаров, их дизайн, физический и моральный износ; 6) цены на сопряженные товары; 7) процентные ставки по вкладам; 8) денежные доходы и уровень покупательской способности населения [1, с. 97].
Всю совокупность факторов, влияющих на спрос, можно сгруппировать следующим образом: экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие (это известная в литературе группировка; автор приводит ее в книгах [7, 8] с некоторыми уточнениями). Такая классификация пригодна для исследования ПР как подсистемы экономики города.
Как и предложение, данный объем предполагаемого потребления также реален - это макроагрегат, рассчитанный на основе цен базового года.
3. Деньги, расходуемые городским населением на приобретение товаров и услуг. Это предполагаемые расходы населения. Фактически это суммарные денежные доходы городского населения в плановом году минус ожидаемая сумма сбережений (или, в противоположном случае, указанные доходы плюс сокращение денежных сбережений населения города, т. е. `негативное сбережение`).
Действенным методом муниципального управления денежными доходами и расходами выступает балансовый метод. Построения баланса доходов и расходов городского населения характеризует денежный оборот между населением, с одной стороны, и субъектами хозяйствования ПР города - с другой.
4. Индекс потребительских цен. Это частное от деления уровней потребительских цен в плановом и в базовом годах. Особая роль в расчете данного индекса отводится государственному регулированию цен и тарифов, определяющему:
 фиксированные цены и тарифы;
 минимальные цены на продукцию, товары и услуги;
 декларирование повышения цен на продукцию производственно-технического назначения и на потребительские товары и услуги;
 предельный уровень торговых надбавок;
 предельный уровень рентабельности при оформлении цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.
5. Совокупный объем производства и импорта потребительских продуктов (товаров и услуг), предназначенных для городского населения. Это емкость потребительского рынка. С точки зрения способов расчета емкости ПР, принципов определения относящейся к нему продукции, данный показатель аналогичен двум другим показателям объема - предложению и потреблению.
Уровень потребления, как правило:
- равен или меньше уровня предложения;
- равен частному отношения расходов к индексу потребительских цен.
Рис. 1. Формирование емкости ПР для городского населения
Рассмотренные особенности ПР определяют и специфический характер цели его функционирования и развития. Среди специалистов преобладает мнение, что интеграционный потенциал стратегической цели ПР выражается в совершенствовании человеческого потенциала на основе согласования и взаимоувязанного развития подсистем рынка. Цели каждой подсистемы (например, рынка образования или медицинских услуг) формируются на основе общности потребностей, интересов, ценностей городского населения.
Специфика системы стратегического управления потребительским рынком для городского населения [7, 8] обусловлена: 1) рассмотрением развития человеческого потенциала в качестве глобальной цели функционирования ПР; 2) необходимостью максимального учета специфических потребностей населения конкретного города.
Целенаправленная работа по повышению человеческого потенциала требует разработки долгосрочной стратегии развития ПР и системы управления им. При этом количественные и качественные характеристики целей развития ПР должны формироваться прежде всего на основе прогнозирования развития общественных потребностей.
На основе использования общих положений теории систем и анализа специфической структуры ПР как объекта управления в рыночной экономике можно сформулировать методологические требования, предъявляемые к системе целевых критериев СТУПР города. Это следующие требования: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость целей в форме, доступной для управления; непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; адресность и контролируемость; комплексность; пропорциональность; возможность ранжирования целей по приоритетности, по источникам финансирования, по значимости решаемых проблем на каждом временном горизонте; реальность воплощения.
Вышеизложенные методологические требования для СТУПР города обусловливают необходимость применения программного упрвления на основе использования целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей. Ряд исследователей в области программно-целевого управления, так же, как и автор, предполагает, что декомпозиция стратегических целей на ряд частных подцелей с помощью графа повышает управленческую способность СУПР. В данном подходе представляется особенно важным требование необходимости постоянного поддержания адекватности механизма, процесса и структуры управления ПР целям и задачам стратегического выбора. Нами предлагается модель процесса формирования стратегического замысла для создания системы управления потребительским рынком [рис. 2]. ( рис. 4).
Исследования специалистов [2, 3, 4. 5] и автора (7) указывают на то, что имеющиеся инструктивные документы в сфере планирования предназначены для решения проблем отраслевого или межотраслевого характера на федеральном уровне. Технологии стратегического управления ПР города на сегодняшний день отсутствуют.
Главной целью ПР выступает создание потребительских ценностей, которые обеспечивают необходимый уровень качества жизни при соблюдении гарантий, рационального потребительского бюджета (РПБ) и системы государственных минимальных социальных стандартов (СГМСС). Исходя из этого, при реформировании муниципального управления нам представляется важным видеть не частные проблемы удовлетворения какой-либо потребности (жилье, питание, одежда, образование и т.п.), а в целом весь возможный и необходимый стандарт совокупных потребностей населения (или отдельных групп). Именно это, по мнению автора, является свидетельством высокой управленческой способности менеджеров, в данном случае - аппарата городского управления.
Рассмотрим основные предпосылки формирования и развития стратегического управления ПР для городского населения, обобщая взгляды специалистов и дополняя собственными выводами на основе научного и практического опыта (2, 3, 4, 5). К ним мы относим:
- перенос центра тяжести на муниципальные образования (в частности, город) по решению проблем обеспечения населения всеми видами товаров и услуг в рамках социальных стандартов;
Рис. 2. Система стратегического управления потребительским рынком (СТУПР) (стратегический замысел)
- необходимость и возможность реформирования муниципального управления и в особенности, основной из функций - планирования;
- формирование новой парадигмы планирования (`планологии`) - насущной задачи как национальной экономики, так и мировой;
- использование планового опыта российской и зарубежной науки для программирования задач потребительского рынка города как своеобразной подсистемы муниципального образования;
- учет того, что потребительский рынок как экономическая деятельность по созданию потребительских ценностей для населения в настоящее время характеризуется неравновесностью, которая связана с экономической обособленностью предприятий, противоречиями между коммерческими интересами юридических лиц и территорией и т.п.;
- необходимость построения деловых коммуникаций между предприятиями и органами муниципального образования по обеспечению потребительскими ценностями населения, и не только в рамках системы государственных минимальных социальных стандартов.
В современных условиях реформирования экономики, по мнению специалистов, не было сделано опоры на приоритет научных исследований в области территориального стратегического планирования. Признается при этом и слабая адаптация зарубежного стратегического менеджмента (И. Ансофф, Г. Минцберг, П. Друкер и др.), а также теории организации к задачам управления городом и его подсистемами (В.Е. Рохчин, А.Е. Когут). Тем не менее, создание научно обоснованной системы стратегического территориального управления (ССТУ) является объективной реальностью.
Вместе с тем необходимо отметить, что ни один из вышеперечисленных исследователей не попытался перенести основные инструменты стратегического управления и планирования в сферу потребительского рынка для городского населения. Нам представляется важным сбалансировать по возможности весь необходимый для `общественного блага` спектр товаров и услуг, как создаваемых субъектами ПР, так и полученных от товаропроизводителей. При этом система управления ПР представляет собой совокупность взаимодействий различных органов управления по поводу формирования, поддержания и изменения потребительских ценностей товаров и услуг с целью создания условий воспроизводства населения данной территории при достаточно высоком уровне качества жизни и совершенствовании человеческого потенциала. В порядке постановки в работе предлагается концепция стратегического управления потребительским рынком, включающая этапы: методы стратегического анализа; стратегический анализ потребительского рынка; выбор стратегии; реализация стратегии потребительского рынка; построение системы стратегического управления; оценка адекватности системы управления потребительским рынком стратегии развития города [рис. 3].
В связи с вышеизложенным возникает вопрос, каким же будет основной продукт в ХХI веке? В развитие ответа на данный вопрос в порядке постановки нами предложена типология товаров и услуг (продуктов), необходимая для принятия управленческих решений муниципальными органами власти. По типологическим критериям при изучении потребительского рынка [1] составлена модель [cм. рис.4].
Методология стратегического анализа и концепция управления потребительским рынком трансформированы нами в технологии и методы формирования новой системы стратегического, текущего и оперативного управления ПР, что, в свою очередь, позволит создавать условия нормального функционирования и устойчивого развития потенциала потребления населения в период становления рыночных отношений в сфере потребительских услуг.
Следует отметить, что выдвинутые автором положения стратегического управления ПР не согласуются с господствующими в современной теории муниципального управления концепциями рынка потребительских услуг города, а также не вписываются в рамки зарубежных теорий [7, 8]. Автор считает, что его предложения позволяют говорить о новой концепции.
Рис. 3. Концепция стратегического управления ПР (СУПР)
Рис. 4. Типология продуктов потребительского рынка для городского населения


Литература:
1. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения: В 2 ч. - Красноярск, 1999. - 240 с.
2. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Управление административным районом в условиях экономических реформ. - СПб: ИСЭП РАН, 1992.-163 с.
3. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. - М.: ИФРА-М, 1998.- 260 с.
4. Конторович И.Я., Ривкин А.Б. Рациональное использование территории городов. - М.: Наука, 1990. - 606 с.
5. Корнаи Я. Дефицит. - М.: Наука, 1990.-606 с.
6. Красноярск в цифрах (Краткий статистический сборник). - Красноярск: Красноярский крайкомстат - 2004 -2006 гг.
7. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения. - Красноярск.: КГУ, 2002 .- 14.4 п.л.
8. Чаплина А.Н. Организационно-экономический механизм стратегического управления потребительским рынком для городского населения. - Красноярск: КГТЭИ, Изд-во Кларетианум, 2003. - 14.6 п.л.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия