Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Броило Е. В.
профессор кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета
Ухтинского государственного технического университета,
доктор экономических наук


Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного Федерального Округа

Актуальность изучения региональных тенденций антикризисного управления обусловливается возросшей ролью регионального управления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.
Современная региональная экономика представляет собой сложную систему, состоящую главным образом из двух многокомпонентных частей: экономической базы и социальной инфраструктуры. Но такой подход сложился далеко не сразу. Учение об экономической базе района, города, региона стало впервые разрабатываться в 20-30-е годы ХХ века советскими и американскими специалистами. В экономике города (региона) стали выделять градообразующие (районообразующие) отрасли и объекты, которые являлись каркасом развития города или региона, и отрасли, обслуживающие хозяйство и население [1]. В 60-х гг. во многих публикациях четко проводилось деление по городам и областям, была представлена основная информация по важнейшим темам (географическое положение, история, народное хозяйство и т.д.).
В постсоветское время официально стало декларироваться новое отношение к экономическому развитию страны. Экономика России становится многоукладной, развиваются новые формы экономических взаимоотношений, которые при советском строе вообще могли классифицироваться как незаконные. Меняется отношение и к экономическому районированию - если в советское время район (регион) рассматривался только с точки зрения выгодности географического положения и мощности геологического потенциала [2], то теперь регионология изучает методы комплексного развития региона и рационального практического применения данных различных наук.
Объектами теории региональной экономики все больше становятся размещение инновационных, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктурируемых и конвертируемых промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание смещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структурированного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия - на нематериальные факторы размещения.
Характеризуя общую динамику развития российских регионов, следует подчеркнуть их устойчивую дифференциацию по уровню развития, обусловленную целым комплексом причин, включая размещение производительных сил в предыдущие десятилетия, климатические особенности и географическое расположение, наличие природных ресурсов и другие факторы.
Изменение условий социально-экономического развития повлекло за собой формирование новых принципов экономического планирования, межбюджетных отношений и `выравнивания` социально-экономического развития регионов, появления понятий `регион-донор` и `дотационный регион`. Сам термин `дотация` (от лат. dotatio - дар, пожертвование), или `финансовая помощь`, подразумевает финансирование `общих нужд`, приведение доходов и расходов территорий к сопоставимой величине.
`Регионы-доноры` - это те, кто передают в федеральный бюджет больше, чем получают из него.
`Регионы-реципиенты` - те, кто имеет явный дефицит собственного бюджета и получает федеральную помощь.
По данным Министерства финансов, из 68 дотационных регионов России 32 региона являются высокодотационными, их первоочередные расходы обеспечены собственными доходами менее чем на 50%. На дотационные регионы России приходится 75,5% территории и 64% населения, т.е. они представляют большую часть страны. Несмотря на достаточно высокие темпы роста экономики страны в 2001-2005 гг., количество дотационных регионов практически не меняется (за некоторыми исключениями).
Северо-Западный федеральный округ объединяет 11 субъектов Российской Федерации: Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, город федерального значения Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ.
Оценивая нынешнее социально-экономическое состояние Северо-Запада, можно отметить кризисные тенденции, которые приобрели в настоящее время устойчивый характер.
Во-первых, от прошлого унаследована структурная деформированность экономики. В Карелии, например, подавляющая доля объемов промышленной продукции приходится на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (55%); в Республике Коми - на топливные отрасли - нефть и газ - 63,5%; в Архангельской области -на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (52,7%); в Вологодской области - на черную металлургию (65,6%). В Калининградской области наиболее представительна по объемам промышленной продукции пищевая промышленность (34,0%); в Ленинградской области - топливная (26,8%) и целлюлозно-бумажная (21%); в Мурманской области - цветная металлургия (38,5%) и пищевая промышленность (19,4%); в Новгородской области - химическая и нефтехимическая (34%) и пищевая (22,2%); в Псковской области - машиностроение (31,6%) и пищевая промышленность (45%) [3].
Процессы реструктуризации в регионах идут крайне медленно, поскольку низким остается качество государственного управления, отсутствуют действенные стимулы и ресурсы для переориентации производств.
Во-вторых, неоднородность состояния и развития регионов СЗФО. В условиях перехода к рынку региональная неоднородность России резко обострилась. Открытая мировому рынку российская экономика попала в полную зависимость от его конъюнктуры. Стало очевидным, что большинство отраслей российской экономики, по сравнению с аналогичными производствами зарубежных стран, не являются конкурентоспособными. Это коснулось практически всех отраслей обрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства. В районах с преобладанием таких отраслей создалась острейшая кризисная ситуация: в них резко снизился уровень производства и, соответственно, уровень жизни населения. В то же время продукция таких отраслей промышленности, как нефтяная и газовая, цветная металлургия, оказалась востребованной мировым рынком, соответственно, существенно улучшилось положение регионов, специализирующихся на выпуске продукции этих отраслей.
Аутсайдер СЗФО - Псковская область. Один из основных показателей социально-экономического развития региона - валовой региональный продукт (ВРП). В последние годы в области наблюдался рост объема ВРП. Однако оценка уровня социально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в 2003 и в 2005 гг. (табл. 1) показывает, что они почти вдвое ниже общероссийских.
Таблица 1
Оценка уровня социально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в 2003 и в 2005 гг.
Источник: [4]
Несмотря на то, что в Псковской области происходило снижение удельного веса убыточных организаций (2002 г. - 51,9 %, 2003 г. - 42,8 %, 2004 г. - 39,6 %, 2005 год - 35,2%), основные экономические показатели региона отражают высокий уровень нестабильности, а также явные и латентные кризисные процессы (табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели, характеризующие экономику Псковской области в 2005 г.
Источник: [5]

1) В целом по видам деятельности `добыча полезных ископаемых`, `обрабатывающие производства`, `производство и распределение электроэнергии, газа и воды`.
2) С учетом индивидуальных предпринимателей.
3) Данные за январь-ноябрь 2005 г.
4) Январь-ноябрь 2005 г., в % к январю-ноябрю 2004 г.
5) Декабрь 2005 г., в % к декабрю 2004 г.
Республика Карелия по многим показателям опережает Псковскую область. На основании комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ за 1999-2003 гг. и прогноза на 2004-2005 гг. Карелия была отнесена к регионам со средним уровнем развития и получила в региональном рейтинге скромное 50-е место [6]. Рост мировых цен на газетную бумагу, целлюлозу, лесоматериалы, необработанный алюминий, железорудные окатыши способствовал увеличению экспортной доли продукции лесного комплекса Республики до 65%, черной и цветной металлургии - до 27% [7].
Диспропорции в экономике региона обусловили и направленность инвестиционных потоков. Относительно низкие производственные издержки (по сравнению со странами ЕС) и высокая эффективность экспорта сделали привлекательным участие внешних инвесторов в производственной кооперации и размещении производств в основном в лесопромышленный комплекс (ЛПК).
Таким образом, в Псковской области и Республике Карелия налицо инерционность процессов, обусловленных дореформенным развитием, качественной незавершенностью рыночных преобразований, ограниченностью ресурсов власти и бизнеса для диверсификации экономики.
В Республике Коми лидирующие позиции в минерально-сырьевом потенциале занимает нефтегазовый комплекс, годовой объем которого за период с 1997 г. увеличился в 4,4 раза (с 6,9 млрд. рублей до 30,5 млрд. руб. в 2004 г) [8]. За период 1997-2004 гг. прирост валового регионального продукта составил в Республике 16,8% благодаря увеличению объемов промышленного производства на 20,7%; работ в строительстве - на 34,4%; услуг сферы торговли и общественного питания - на 27,3%. За 2003-2004 гг. прирост ВРП составил 8,1% и был обеспечен отраслями промышленности на 7,8%, строительства - на 9,8%, транспорта - на 16,2%, торговли - на 17,2%.
Пережив в 90-е гг. длительный спад, обусловленный стремительной трансформацией российской экономики, начиная с 1999 г., непрерывно растет экономика Вологодской области. Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта за последние пять лет составили 6,0%, что несколько ниже темпов роста суммарного ВРП регионов России (6,8%). В 2005 г. область заняла 2 место по приросту ВРП после Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, в Вологодской области имеет место высокая зависимость доходов областного бюджета от `Северстали`, на которую приходится от 25% до 40% доходов бюджета [9].
В-третьих, серьезной проблемой регионов СЗФО является высокий удельный вес теневого сектора. По различным оценкам в большинстве регионов СЗФО его доля достигает от 25 до 50% ВВП (как мы отмечали выше, в Калининградской области - от 60% до 95% ВРП). Лидерами теневой экономической деятельности в макро-регионе являются: топливная промышленность, цветная металлургия, строительная индустрия, лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля и общественное питание [10].
По мнению многих экспертов, наиболее высокий уровень `теневизации` наблюдается в лесопромышленном комплексе, традиционно имеющем жизненное значение для Северо-Запада. Известно, что одним из главных конкурентных преимуществ России являются ее богатейшие лесные ресурсы. Однако до настоящего времени многие проблемы ЛПК остаются неурегулированными. Обладая пятой частью всех мировых лесов и половиной хвойных лесов, Россия обеспечивает только 2,5% мировой заготовки древесины, 4% производства пиломатериалов и 1,5% - бумаги и картона. При этом незаконные вырубки лесов и торговля древесиной достигли в ряде регионов страны таких масштабов, что их уже невозможно не замечать. Объемы незаконного экспорта леса уже практически сопоставимы с региональными бюджетами. Освоение расчетной лесосеки в Российской Федерации составляет всего 22%, а отечественная промышленность перерабатывает лишь пятую часть всего вырубаемого леса.
При существовании целого ряда государственных структур, ответственных за данную сферу, многие годы происходят хищения и уничтожение лесного фонда. Так называемые `льготные рубки` с разрешения местных властей, являются по существу прямым стимулом для коррупции. По данным Федерального агентства по лесному хозяйству, потери госбюджета от льготного лесопользования составляют около 1,1 млрд. руб. в год. Административные взыскания и привлечение к уголовной ответственности в основном касаются не юридических и физических лиц - организаторов преступных схем и должностных лиц, способствующих незаконной деятельности, а физических лиц, уличенных в незаконной рубке или транспортировке леса.
В результате незаконной деятельности в области лесопользования доля высокопродуктивных хвойных насаждений в российских лесах неуклонно сокращается. Чрезмерно интенсивная вырубка их существенно снизила коммерческую ценность лесного фонда. Произошла масштабная смена наиболее продуктивных хвойных лесов мягколиственными. В 1,5 раза за десятилетие уменьшилась доля самых ценных для промышленности сосновых лесов на Европейском Севере [11].
Серьезным фактором, способствующим сохранению и укреплению теневого сектора экономики СЗФО, является нелегальная миграция. По мнению экспертов, 3/4 мигрантов получают зарплату `черным налом`, 80% мигрантов не имеют письменного контракта с работодателем, 90 % мигрантов не имеют разрешения на работу, 50% мигрантов не имеют регистрации по месту пребывания. В результате более 9/10 занятости данной категории находится в `тени`. Занятость мигрантов встроена в самые теневые сегменты экономики, которые предъявляют спрос на неформальный, социально незащищенный и дешевый труд [12].
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что механизм взаимодействия открытого и теневого секторов экономики СЗФО определяется следующими факторами:
1) отраслевой структурой экономики регионов;
2) пространственными характеристиками регионов;
3) олигархической структурой крупного капитала;
4) неэффективностью государственного управления, где доминирующую роль продолжает играть `административный ресурс`, слабая аналитическая проработка принимаемых решений;
5) нестабильностью законодательства, которое часто пересматривается по инициативе `групп влияния`, не учитывая последствия пересмотра и интересы различных сторон;
6) коррупцией. Последняя выступает, с одной стороны, компенсатором пробелов действующего законодательства и инструментом, с помощью которого достигается некий баланс в расстановке сил на региональных рынках, а с другой - показателем квазирыночного характера национальной экономики, которая пока не способна успешно функционировать по законам конкуренции.
Следует учитывать также, что `теневизация` экономики является весьма благоприятной средой для всевозможных нарушений в области пользования недрами и охраны окружающее среды.
В-четвертых, ярко выраженной тенденцией, которая наблюдается в экономике СЗФО, является высокий уровень монополизации рынка. Усиление топливно-сырьевой направленности позволяет крупным `игрокам` контролировать рынок, договариваться об уровнях цен. Большинство предприятий, объединений, особенно в энергетике, - это монополисты, способные диктовать свою волю всей экономике, в частности навязывать свои условия в отношении ведения производства, качества продукции, ее цены.
В последние годы в экономике СЗФО существенно меняется структура промышленного производства, в котором все более начинают преобладать сырьевые отрасли - топливная промышленность и металлургия при сокращении удельного веса основных отраслей - машиностроения, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. В результате формирование бюджетов субъектов Федерации, входящих в СЗФО (исключение составляет лишь Санкт-Петербург), зависит от результатов деятельности 1-3 крупных предприятий (например, в Вологодской области `Северсталь`), действующих на этой территории. Это означает, что достаточно произойти изменению конъюнктуры рынка в ключевой отрасли данного региона, и он из `донора` перейдет в разряд дотационных.
В-пятых, в экономике СЗФО, как и в экономике страны в целом, имеет место неравный уровень конкуренции и снижение доли малого предпринимательства. Неравный уровень конкуренции находит свое выражение в наличии барьеров для развития предпринимательства, неравенстве условий ведения бизнеса для различных участников, прежде всего участников малого бизнеса. В настоящее время даже в благополучных регионах стремительно сокращается численность малых предприятий. Например, если на 1 июля 2005 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 254,5 тыс. субъектов малого предпринимательства (114,5 тыс. юридических лиц и около 140 тыс. ПБОЮЛ (предпринимателей без образования юридического лица), то на 1 января 2006 г. их осталось 160,9 тыс. (114,5 тыс. малых предприятий и 46,4 тыс. ПБОЮЛ) [13], т.е. число предпринимателей сократилось на 100 тыс.
В крупных городах СЗФО продолжается ликвидация торговых павильонов, уничтожение небольших пассажирских перевозчиков, рост арендной платы за городские помещения и т.п. явления. Митинги, пикеты, акции протеста, публикации в СМИ, обращения предпринимателей в органы власти всех уровней не решают этих проблем.
Довольно часто неравные условия конкуренции создаются исполнительной властью, которая не проявляет заботу о благоприятном хозяйственном климате и цивилизованных `правилах игры` в региональной экономике.
Краткий анализ наиболее выраженных кризисных явлений в экономике макро-региона показал, что достаточно высокий уровень его социально-экономического развития еще не обеспечивает экономическую безопасность как способность государства и общества противостоять угрозам, исходящим от несбалансированной структуры экономики и теневого сектора. Учитывая существующую практику неформальных экономических отношений в лесозаготовке, строительстве, торговле, общественном питании, образовании и других отраслях, неоднородности важнейших социальных индикаторов в различных регионах, говорить о социально-экономическом благополучии СЗФО сегодня не приходится.
Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что наибольшую опасность для стабильности и развития Северо-Западного федерального округа представляют:
 структурная деформированность экономики регионов;
 неоднородность состояния и развития регионов;
 несбалансированность ресурсов и обязательств консолидированных бюджетов территорий;
 высокий удельный вес теневого сектора;
 высокий уровень монополизации рынков;
 неравные возможности конкуренции для участников экономической деятельности;
 усиление имущественного расслоения населения с одновременным увеличением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;
 нарастание демографических проблем;
 низкое качество миграционной политики;
 дефицит высококвалифицированных рабочих и служащих.
К сказанному следует добавить, что предприятия Северо-Запада испытывают острую потребность в обновлении основных фондов, износ которых в промышленности достиг 50-80%, в сфере ЖКХ - 60, в сельском хозяйстве и строительстве - 40, на транспорте и связи - 45%.
Сложившиеся социально-экономические диспропорции находят свое конкретное выражение в деятельности коммерческих и некоммерческих субъектов экономики, отраслевых стратегиях и формах антикризисного управления.


Литература
1. Батчаев А.Р., Климов С.М., Ходачек А.М. Государственное регулирование региональной экономики. - М.: Олимп Бизнес, 2005.
2. Шундалов И.Ю. В поисках идеального указателя: опыт составления библиографии по экономике Петербурга. //Проблемы современной экономики. - 2003. - N 1.
3. Коротков В.Г. Региональный аспект развития предпринимательства (на примере Северо-Западного федерального округа) //Проблемы современной экономики. - 2004. - N 4.
4. Данные официального сайта Псковской области // http://www.pskov.ru/ru/economics/program/situation.
5. Социально-экономическое положение Псковской области в 2005 г. //http://www.pskov.ru/ru/economics/social-economic/soc05
6. Головачев В. Аршином общим не измерить //Экономика и жизнь. - 2004. - N 42.
7. Основные итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2004 год: Доклад Главы Республики Карелия.
8. Социально-экономическое развитие Республики Коми /Правительство Республики Коми. - Сыктывкар, 2005. - февраль.
9. Вологодская область. Кредитно-рейтинговый отчет Moody`s Interfax Rating Agency. Ноябрь 2004 г.
10. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. - СПб.: Питер, 2003.
11. Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 г. Целлюлозно-бумажная промышленность. //Информационно-аналитическая система лесной отрасли. - http://www.rwt.ru
12. Тюрюканова Е. Инфраструктура трудовой миграции как инструмент миграционной политики. - Екатеринбург, 2006.
13. Александров А. Малый бизнес мельчает //Санкт-Петербургский бизнес-журнал. - 2006. - N 6.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия