Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Сокольских Е. В.
докторант Владимирского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук


Проблемы рынка лизинга в экономике владимирской области

Лизинг в экономике Владимирской области динамично развивается. Среди факторов, влияющих на процесс внедрения лизинга в экономику региона, можно выделить следующие:
1) значительное возрастание роли услуг посреднических организаций в сфере обращения;
2) появление спроса на услуги лизинговых фирм со стороны малого предпринимательства;
3) необходимость развития производителями новых форм сбыта;
4) изношенность основных средств производства;
5) низкий уровень инвестиций в объекты производственной сферы.
Лизингополучатели области называют несколько основных причин обращения к услугам лизинговых компаний. К ним относятся: большая гибкость лизинга, менее жесткие требования по дополнительному обеспечению и гарантиям, более продолжительные сроки финансирования, меньшее количество бюрократических барьеров, налоговые преимущества и большая поддержка со стороны поставщиков [*].
Макроэкономические проблемы деятельности лизинговых компаний в регионе в основном схожи с теми же проблемами предприятий региона. В ходе бесед с директором, а также сотрудниками ЗАО `Владимирское областное агентство по поддержке предпринимательства` (одна из лизинговых компаний Владимирской области) были сформулированы некоторые характерные специфические проблемы, тормозящие развитие рынка лизинга в процессе инвестирования в основной капитал. Они перечислены ниже в порядке значимости [*].
1. Кредитование через лизинг крайне ограничено из-за низкой доступности долгосрочных финансовых ресурсов. Улучшение в этой области зависит от укрепления всей российской экономики и развития внутренней банковской и финансовой систем. Та или иная сделка может не состояться или долго откладываться по причине трудностей с получением финансирования у самой лизинговой компании. В других случаях лизинговые компании могут иметь ограниченные возможности по финансированию крупных сделок, и размеры их собственного капитала или лизингового портфеля могут не обеспечивать достаточной диверсификации при одной крупной лизинговой сделке.
Для финансового сектора по-прежнему характерна крайняя слабость и неопределенность. Большинство банков все еще имеют серьезные проблемы с ликвидностью и несоответствием между требованиями к выдаче кредита и наличием средств финансирования [*]. У многих банков нет почти ничего, кроме краткосрочных депозитов или вкладов до востребования для обеспечения кредитования, и почти или полностью отсутствуют фонды для более или менее долгосрочных кредитов. Вряд ли данная ситуация значительно изменится в ближайшее время.
2. Юридические проблемы деятельности лизинговых компаний. В качестве наиболее типичных в ходе бесед указывались проблемы с налогообложением, за ними шли вопросы, связанные с гражданским законодательством, бухгалтерским учетом, таможенным оформлением и несовершенством механизма возврата. Среди проблем с налогообложением в подавляющем большинстве отмечались проблемы с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС).
Для индустрии лизинговых услуг наибольшая роль в улучшении текущей ситуации на рынке принадлежит налоговой политике. Принятые поправки к Налоговому Кодексу снижают налог на прибыль с 35% до 24% и устраняют многие из имеющихся пробелов и льгот наряду с введением налоговых вычетов, которые используются в большинстве других стран мира, таких как страхование, реклама и расходы по процентам [*].
Новое законодательство о лизинге во многом стало более органичным и достаточно хорошо вписывается в общую схему гражданского законодательства. Однако при этом осталось еще много нерешенных вопросов, связанных с процедурой возврата лизингового имущества в случае разрыва договора, защиты прав лизингодателей при внезапных изменениях в нормативной и законодательной базе (лизинг, как известно, - инвестиции долговременные) и т.д. Поэтому в данном направлении предстоит еще очень много работы. При разработке последующих изменений и дополнений в нормативно-правовую базу лизинга необходимо сохранить все те преимущества, которые имеют лизинговые операции.
Трудности, возникающие вследствие различных пробелов в нормативно-правовом обеспечении, по-прежнему имеют место, однако уже появилась более прочная база в виде различных инструкций федеральных министерств и ведомств, а также решений суда. В этих условиях вероятность для лизинговых компаний столкнуться с произволом со стороны правительства, налоговой полиции или региональных администраций гораздо ниже, и, в случае необходимости защищать свои права в суде, они имеют больше шансов выиграть дело.
Несмотря на то, что действующие региональные лизинговые компании приспособились к существующему законодательству, имеющиеся проблемы остаются барьерами на пути привлечения инвесторов в отрасль. До решения этих проблем доступ всех лизинговых компаний к финансированию со стороны международных финансовых институтов, поставщиков, международных банков и структур внешнего кредитования будет оставаться ограниченным.
3. Необходимость постоянного участия правительственных и околоправительственных кругов в лизинговом секторе, особенно в `стратегических` отраслях - таких, как сельское хозяйство, и, в значительно меньшей степени, в поддержке малых и средних предприятий.
4. Лизинговые компании все еще могут испытывать серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности [*]. Банки и другие кредиторы в большей степени рассчитывают на определенные формы собственного контроля над деятельностью компаний - будь то прямое участие в структуре учредителей, управленческий контроль или контроль над денежными потоками компании. Это может быть свидетельством трудностей в судебной системе, т.к. суды считаются и медленными, и проблемными структурами. Зачастую, при возникновении проблем между лизингодателями и лизингополучателями, в интересах обеих сторон просто сократить свои убытки и согласиться на любые взаимоприемлемые условия. В любом случае, необходимость усовершенствования юридической процедуры возврата оборудования очевидна. Укрепление уверенности кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.
5. Отсутствие кредитного рейтинга предприятий затрудняет оценку надежности лизингополучателя и увеличивает риск для лизингодателя. Как результат, лизингодатели вынуждены требовать предварительной частичной оплаты в счет лизинговых платежей, а также их обеспечения, что делает лизинговую сделку менее привлекательной для лизингополучателей.
6. Среди прочих проблем лизингополучатели региона выделяют вопросы, связанные с налогообложением лизинговых операций, коррупцией, преступностью, неопределенностями юридической системы, низким спросом вследствие экономических проблем, трудностями с местной администрацией и т.д. Большая часть проблем не слишком отличается от тех, с которыми сталкивается каждый предприниматель.
В целом российский рынок характеризуется высоким уровнем рисков. Среди них традиционно можно выделить риски политических изменений, риски макроэкономической нестабильности, высокий уровень преступности и коррупции. Для лизинга, наряду с упомянутыми рисками, крайне важна адекватная оценка рисков. Они могут быть связаны с существующим налоговым окружением и потенциальными изменениями налогового законодательства, внесением изменений в законодательную и нормативную базы не только в области лизинговой деятельности, но и в других областях. Особенно высоки эти риски в период реализации уже заключенных сделок, когда после изменения правовой среды необходимо пересматривать уже действующие договоры лизинга.
Риск лизинговой компании можно уменьшить, развивая страховую деятельность. Для этого властными органами должен быть предусмотрен ряд мер, направленных на развитие деятельности страховых компаний, на включение в сферу их деятельности страхования в лизинговых сделках не только имущества, но и других видов риска.
Лизинг в России играет все большую роль в предоставлении кредитов малым и средним предприятиям. Несмотря на существующие трудности, такие. как слабая законодательная база, отсутствие широкого понимания преимуществ лизинга в предпринимательской среде, а также проблемы с возвратом оборудования в случае отказа лизингополучателя выполнять договорные обязательства, российским лизинговым сектором к настоящему времени достигнут значительный прогресс.
Лизинг, как финансовый инструмент, может успешно работать только на основе определенных таможенных, валютных и налоговых льгот, предоставляемых государством при заключении лизинговых договоров. За счет этого удешевляются лизинговые сделки, они делаются более привлекательными, чем, допустим, сделки по приобретению оборудования за счет обычного банковского кредитования. В известном смысле, это льготы не только лизинговым компаниям или лизингополучателям. Это льготы, которые государство предоставляет самому себе, ускоряя темпы своего экономического и технологического развития и сводя при этом к минимуму собственные затраты.
Поэтому необходимо решить вопросы рационального и эффективного налогообложения лизинговой сделки, совершенствования таможенного режима, стимулирующего развитие этого вида инвестиционной деятельности, валютного регулирования импортно-экспортных операций, осуществляемых импортными компаниями.
Проблема привлечения в регион средств зарубежных инвесторов относится, прежде всего, к сфере государственной инвестиционной политики. Здесь задача состоит в повышении кредитных рейтингов регионов страны. Иностранный инвестор на рынке лизинговых услуг чрезвычайно осторожен, поэтому рассчитывать на дешевые западные кредиты для инвестирования основного капитала предприятий региона пока не приходится.
По мнению автора, у региональных рынков лизинга существует большой потенциал роста. Одной из ключевых составляющих эволюции (хоть и медленной) всей экономической среды является развитие малых и средних предприятий, в частности тех, которые стоят ближе к потребителю, и по которым отсутствует надежная статистика (методы Госкомстата ориентированы на крупные предприятия). В отраслях, где преобладает наличный расчет, и продукция быстро реализуется в розницу, деньги `просачиваются` до нижних уровней экономики. В качестве примера можно привести пивоваренное производство, пищеобрабатывающую и легкую промышленность. Эта перемена также отражается в изменении доли наличности в спросе.
Кроме того, Правительство и Государственная Дума принимают совместные усилия по `дебюрократизации` российской экономики, включая такие меры, как уменьшение требований по лицензированию. Несмотря на то, что дебюрократизация экономики - огромная и трудная задача, ее выполнение обеспечит раскрытие большего предпринимательского потенциала, чем любая другая реформа.
Таким образом, обобщая макроэкономические факторы, влияющие на состояние лизингового рынка и отражающие особенности инвестиционного процесса в России, отметим следующее.
Первое. Несовершенная законодательная и нормативная база в области налогообложения, бухгалтерского учета, валютного, таможенного регулирования, в страховой и залоговой сфере в отношении лизинговых операций является одним из самых критичных моментов, влияющих на лизинг в России.
Второе. Государственная промышленная политика с учетом особенностей российского инвестиционного процесса и рынка в целом не обеспечивает оптимального развития механизма лизинга в регионах страны. Государством должны быть определены приоритеты в области экономики, источники финансирования государственных программ и выбора инструментов их реализации; устранены административные барьеры. Финансовый лизинг может получить наибольшее развитие при реализации государственных приоритетов в наукоемких отраслях и производствах: машиностроении, судостроении, автомобилестроении, аграрном секторе и т.д. Именно эти приоритеты могли бы стать лидерами экономического роста.
Третье. Неразвитость системы управления лизинговыми рисками, прежде всего со стороны государства, серьезно препятствует развитию лизинга в регионах. Одним из существенных условий стабильности лизингового рынка является разработка специализированной методологии управления рисками, которая в настоящее время отсутствует.
Для России существует своя специфическая потенциальная необходимость в становлении рынка лизинговых операций. Приоритетный блок задач, необходимых для финансовой стабилизации, затронет национальную производственную сферу: внедрение новейших технологий, налаживание выпуска конкурентоспособных товаров, а вследствие этого - обеспечение поступательного движения экономики, трансформацию ее в конкурентную плоскость. Решению данной проблемы может способствовать применение лизингового механизма в инвестиционной деятельности.
Рассмотрим внутренние проблемы развития лизинга в процессе инвестирования в основной капитал предприятий Владимирской области.
1. Несмотря на значительный рост и некоторую доступность финансирования вообще, и лизинга в частности, спрос на лизинговые услуги значительно превышает предложение. Во Владимирской области, как и в большинстве регионов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), работает не более пяти компаний, а в очень многих регионах - одна или две [*]. С учетом определенной специализации компаний, конкуренция между ними отсутствует. Вне региональных центров действующих лизинговых компаний может не быть вовсе.
Конкуренция на региональном рынке лизинговых услуг еще недостаточно развита. Во многом это связано с тем, что большинство лизинговых компаний находится под патронажем определенных хозяйствующих субъектов, которые создают преференциальные условия своим подопечным. Отсутствие достоверной информации о финансовом положении потенциального лизингополучателя с целью прогнозирования его кредитоспособности, инфляционные ожидания также усложняют ситуацию и тормозят развитие конкурентных отношений на рынке лизинговых услуг [*].
На основе всестороннего анализа рынка лизинговых услуг в регионе, оценки перспектив его развития необходимо сформулировать рекомендации и разработать меры по поддержанию и развитию конкуренции. По мнению автора, развитие конкуренции всегда направлено на улучшение качественных характеристик рынка на основе повышения общего уровня конкурентной борьбы, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности инвестиций на рынке. Подобное улучшение возможно за счет таких способов, как увеличение количества лизинговых организаций, обеспечение добросовестной конкуренции (повышения качества конкурентной борьбы), в том числе через систему правил и обычаев делового оборота, принятие кодексов предпринимательской этики.
2. В ряде случаев лизинговые компании требуют определенного подхода к лизинговой сделке, который ставит лизингополучателя в неблагоприятные условия, и при этом не желают идти ему навстречу [*]. Это часто касается вопросов страхования и решения, на чьем балансе числится лизинговое оборудование.
3. В качестве наиболее часто встречающейся проблемы лизингополучатели области выделяют высокие требования по гарантиям или дополнительному обеспечению, предъявляемые компаниями потенциальным лизингополучателям [*]. Хорошо информированные лизингополучатели все чаще ссылаются на тот факт, что на Западе лизинговое оборудование само зачастую является достаточным обеспечением, и что в прочих гарантиях необходимость может отсутствовать. У нас же, в отличие от западных стран, возврат предмета лизинга сопряжен со значительными трудностями и неопределенностью. Вторичный рынок оборудования также развит недостаточно. В этих условиях требование дополнительных гарантий является вполне обоснованным. Более того, сравнивать западный рынок лизинговых услуг и российский некорректно. Более уместен сравнительный анализ гарантий, требующихся при лизинговой сделке, и гарантий, необходимых для получения банковского кредита; при этом имеет значение относительная, а не абсолютная разница. Так как собственность на лизинговое оборудование является основным отличием между этими двумя формами финансирования, то гарантии должны быть меньше, чем в случае, когда собственность переходит к заемщику, но они необходимы.
В конечном итоге, хотя защита прав собственника может представлять меньшую трудность, чем защита прав обычного кредитора, она требует финансовых затрат и не исключает возможных рисков. Однако требования к дополнительным гарантиям во многих случаях гораздо ниже, чем при получении банковских кредитов.
4. Сама лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т. е. всем предприятиям и предпринимателям). Поэтому одной из основных задач по развитию рынка лизинга является создание обучающих программ и организация семинаров. В лизинговых компаниях существует большое количество профессионалов, и в современных условиях следует переходить на обучение лизингополучателей.
5. Рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, так как ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор, пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга [*]. Некоторые поставщики могут частично решить эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям `гарантии выкупа`, таким образом, принимая на себя часть риска.
Таким образом, в настоящее время в регионах страны необходимо лоббировать не расширение емкости рынков лизинга - они сформированы и сегментированы, - а принятие такого законодательства, которое позволит сделать доступным лизинг для любого предприятия.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия