Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Гафиятов И. З.
директор Нижнекамского института информационных технологий
и телекоммуникаций КГТУ им. А.Н. Туполева,
доктор экономических наук, профессор


Оперативно-стратегический нефтяной резерв в российской системе нефтеобеспечения

В нефтяной отрасли Российской Федерации в настоящее время отсутствует комплексная программа резервирования работы системы нефтеобеспечения. Между тем разработка и реализация такой системы насущно необходима. Система должна решать задачи в долгосрочном, оперативном и среднесрочном временных разрезах, сочетая механизмы государственного регулирования и корпоративного участия.
В настоящее время сформирован и действует блок, связанный с обеспечением резервирования нефтепродуктов на случай наступления крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, включая возможные конфликты и войны. Долгосрочный резерв общенационального значения должен формироваться на основе специально выделенных компонентов ресурсной базы нефтяной отрасли, включающей подготовленные ресурсы перспективного назначения, не направляемые на немедленное освоение из соображений государственной долгосрочной стратегии ресурсопользования.
Следует отметить наличие элементов оперативного технологического резерва в АК `Транснефть` и у нефтяных компаний. Эти объекты не интегрированы в единые комплексы, и такое положение (необходимость в определенном смысле `кустарно` решать возникающие на практике задачи) вызывает недовольство самих корпораций. Проблемы создания, поддержания и использования резерва рассматриваются ниже. Он назван оперативно-стратегическим нефтяным резервом (ОСНР), поскольку предназначен для оперативного решения стратегических задач регулирования экспорта и добычи. Во времена плановой экономики инфраструктура отрасли создавалась по концепции Единой системы нефтеснабжения страны, в которой вопросам резервирования, создания запасов и т.п. уделялось должное внимание в соответствии с задачами того времени. В результате этого нефтяная отрасль сохранила рудименты системы запасов и резервов. В новых условиях, когда вопрос о необходимости резервов для решения новых задач стал одним из наиболее актуальных, методы и средства создания такого резерва приходится анализировать практически заново.
Контрастным примером является газовая отрасль, где резервирование (в частности, для сезонного регулирования) существует и развивается. Оно опирается на подземные хранилища газа (ПХГ), предназначенные для решения комплекса задач стаби лизации газоснабжения (от аварийных резервов до долгосрочных резервов) и на сезон ные резервы пропускной способности газопроводов. Развитая система ПХГ позволяет хранить до 15% годового объема добычи газа, с возможностью отбора из ПХГ около 30% среднесуточного объема добычи газа (до 50% внутреннего потребления).
ПХГ имеют также резервы свободных мощностей хранения, которые могут быть использованы для закачки избытков газа при наличии в системе дисбалансов спроса и предложения. В середине 90-х годов сложилась ситуация, когда добыча газа на протя жении ряда лет превышала как потребности внутреннего рынка, так и возможности его экспорта, и для сохранения уровня добычи избыточные ресурсы закачивались в ПХГ. Сохранение уровней добычи объясняется, с одной стороны, стремлением поддержать имидж Газпрома как стабильно действующей компании, а с другой - технологически ми сложностями (и даже опасностями) заглушки скважин и остановки промыслов. Эти соображения в целом аналогичны аргументам в пользу целесообразности создания ре зерва в нефтяной отрасли.
Представляется, что учет опыта газовой отрасли при формировании системы нефтяных резервов заслуживает внимательного анализа.
Формирование резерва нефти фактически означает создание инструмента стабилизации функционирования крупнейшей отрасли экономики с ее многочисленными взаимосвязями и значительным влиянием на экономику страны и международные рынки.
Отрасль в настоящее время почти полностью приватизирована, и это следует учитывать при разработке соответствующих механизмов. Кроме того, ясно, что государство не должно и не сможет через создание резерва стать нефтетрейдером, сопоста вимым по своим возможностям с основными игроками нефтяных рынков. Вместе с тем, создание резерва, бесспорно, должно содействовать интересам этих игроков, поскольку позволит решать такие общеотраслевые задачи, которые не по плечу каждому из них.
Рассматривая целесообразность создания нефтяного резерва в России, следует отметить, что определенные количества резервируемой нефти и нефтепродуктов уже существуют. Они включают госрезерв нефтепродуктов, технологический резерв сырой нефти АК `Транснефть` в резервуарных парках, в емкостях трубопроводов и на экспортных терминалах, а также резервы нефти на промыслах и в пунктах сдачи, нефти и нефтепродуктов - в сырьевых и товарных парках НПЗ и в емкостях нефтебаз и системы продуктопроводов. Кроме того, имеются пункты накопления нефтепродуктов для районов с ограниченным сроком завоза (северный завоз).
Все эти виды резервов созданы и содержатся на случаи чрезвычайных ситуа ций (природных, технологических и военно-политических), а также технологической, природно-климатической и социальной необходимости.
Сегодня, когда мировой нефтяной рынок вступил в полосу частых и резких колебаний цен на нефть, нефтяные резервы (как государственные, так и частные) становятся важным инструментом регулирования рынка и поддержания цен в коридоре, устраивающем его основных участников. Они также могут быть использованы для сглаживания сезонных колебаний внутреннего потребления, как залоговый инструмент при внешних заимствованиях и для гарантирования товарных обязательств, а также для некоторых других более специфических целей.
Нефтяной резерв рассматривается как страховочный инструмент, в котором должны быть заинтересованы как государство, так и владельцы нефти и нефтепродук тов. Государство имеет свой интерес в гарантии стабильного нефте- и нефтепродукто-обеспечения, регулирования внутренних и, в определенных ситуациях, экспортных цен; в получении устойчивых и достаточно высоких доходов от активов, находящихся в государственной собственности; в расширении и стабилизации налогооблагаемой базы доходов нефтяных компаний в результате управления ценами в направлениях, отвечающих их интересам.
Компании могут быть заинтересованы в нефтяном резерве, поскольку он создает возможность не останавливать скважины и не снижать добычу при неблагоприятной ценовой конъюнктуре, а сдавать нефть в резерв на взаимоприемлемых (с администрацией резерва) условиях. Это может быть осуществлено на условиях продажи с потерей прав собственности на нефть или на условиях хранения с обременением и с компенсацией без потери прав собственности или на каких-либо других условиях. Кроме того, у компаний, не имеющих собственных мощностей по переработке нефти, появляется возможность, в случае невыгодности или трудности обеспечить ее переработку, поместить нефть в резерв в определенные периоды, с последующей сдачей на переработку или экспортом.
Как при любом страховании, а создание резерва выполняет и страховую функцию, за организацию нефтяного резерва платят заинтересованные и вовлеченные в эти операции стороны. Можно с достаточной точностью определить возможный экономический эффект от использования резерва. Такая оценка может служить основанием, определяющим зону целесообразных затрат на создание резерва, а также быть важным критерием при выборе альтернатив, как по типам выбираемых хранилищ, так и по общему целесообразному объему резерва.
Подобный резерв нужен России не только для сбережения нефти при низких ценах, но и для поддержания добычи на высоком уровне при высоких ценах. Уже сейчас представляется, что, в связи с большой степенью неопределенности и новизной этого мероприятия для российских условий, развивать систему резервов следует поэтапно, начиная с уже имеющихся резервов, наиболее доступных источников их пополнения и мощностей для их хранения. По мере получения и анализа результатов реализации каждого этапа, в случае их эффективности и желательности расширения резерва, его следует развивать до оптимальных размеров.
Необходимо придать российской системе нефтеобеспечения гибкость, целенаправленно управляя объемами производимой и экспортируемой нефти, возможностями резервирования для придания большей надежности при сбоях поставок; снижения предложения нефти при неблагоприятной конъюнктуре без остановки труднозапускаемых скважин; а также возможностями эпизодических сокращений поставок на рынок при неблагоприятной конъюнктуре и, соответственно, увеличения при благоприятной. Важнейшим инструментом для придания такой гибкости может быть нефтяной резерв.
В отношении внутреннего рынка создание и использование резервов сырой нефти и нефтепродуктов имеет своей целью обеспечение адекватного ситуации предложения нефти, сглаживание сезонных и других колебания спроса, поддержание нефтепроизводителей, в первую очередь, не имеющих своей переработки, придание большей устойчивости нефтепродуктообеспечению, особенно в районах со специфическими условиями завоза.
Согласно зарубежному опыту создания нефтяных резервов выделяются следующие основные технологические способы создания резерва:
 создание резервуарного парка;
 подземное хранение нефти (в емкостях, создаваемых в соляных пластах и куполах);
 содержание резервных мощностей по добыче нефти;
 комбинированное использование различных технологических способов создания и хранения запасов резерва.
Основной целью создания резервного фонда месторождений углеводородного сырья должны стать долгосрочные интересы обеспечения обороны и безопасности государства, стратегические и экономические интересы России.
Наиболее целесообразным в российских условиях представляется комбинированное использование трех первых из вышеперечисленных технологических способов создания и хранения за пасов резерва, поскольку все они уже имеют определенные стартовые возможности и на стадии проектирования резерва должны быть подвергнуты более детальной проработке и сравнительной оценке.
Критериями оценки должен быть комплекс факторов, к которым в первую оче редь можно отнести:
 стоимостные факторы, связанные как с осуществлением подготовительных мероприятий (созданием соответствующих емкостей, обустройством резервных месторождений), так и с поддержанием резерва в состоянии оперативной готовности к использованию;
 технологические, инжиниринговые факторы;
 требования к транспортной инфраструктуре;
 территориальное размещение резерва;
 факторы природной и антитеррористической безопасности;
 факторы минимизации потерь качества нефти при хранении.
Правовой статус нефтяного резерва целиком будет зависеть от того, под чьей эгидой он будет создан. Имеется три очевидных варианта:
 в непосредственном подчинении Минэнерго;
 в системе акционерной государственной компании или их консорциума;
 управление резервом через ассоциацию нефтяных компаний.
Создание государственного резерва под эгидой Минэнерго РФ (как чистой формы унитарного госпредприятия) или государственного агентства `Госрезерв` в известной мере противоречит вектору реформ и принципу запрета коммерческой дея тельности для государственных служащих. К числу других отрицательных эффектов следует отнести:
- большие трудности при создании резерва: необходимость создания механизма изъятия, передачи на менее выгодной основе определенных фондов сырья нефтяных компаний, необходимость изыскания средств для создания технических мощностей и т.п. Все это должно натолкнуться на сопротивление нефтяных компаний;
- самая низкая оперативность действий из всех трех вариантов;
- отсутствие инфраструктуры управления, необходимость найма операторов, действующих на рынке, а также специальных соглашений с АК `Транснефть` по хранению нефти, поставкам, ее замещением и т.п.;
- перспективу изъятия прибылей фонда из нефтяной отрасли: это означает, что они могут быть использованы для развития инфраструктуры рынка.
Во втором случае резерв находится под опосредованным контролем государства.
Положительные эффекты:
 оперативность управления резервом может быть достаточно высокой - достигается интеграция управления запасами и транспортными мощностями (при участии АК `Транснефть`);
 повышению оперативности способствует обеспечение более рационального территориального распределения резерва (не только в специальных емкостях, например в соляных пластах, но и в резервуарных парках АК `Транснефть`, а также в геометрической емкости нефтепроводов);
 возможность управления поставками посредством замещения;
 расширение возможностей управления качеством поставок нефти на экспорт и для внутренних потребителей;
 доходы от управления резервом могут быть направлены на развитие сети нефтепроводов, мощностей резервуарного парка, системы учета и пр. Это создает значительные стимулы для эффективной работы и выгоды как для грузоотправителей, так и для потребителей.
Возможные отрицательные эффекты:
 необходимость значительных начальных инвестиций в создание нефтяного резерва;
 в случае участия АК `Транснефть` она из оператора системы, предоставляющего услуги по транспортировке, перевалке и хранению нефти превращается в оператора, осуществляющего операции купли-продажи на рынке сырой нефти;
 необходимость создания системы контроля со стороны государства за деятельностью управляющего органа.
В третьем случае (ассоциация нефтяных компаний) фонд становится частным. Положительные эффекты: высокая оперативность, определяющая высокую до ходность (рентабельность); затраты (и риски) перелагаются на нефтяные компании.
Отрицательные эффекты: фонд будет отслеживать интересы не государства (и тем более, не потребителей нефти и нефтепродуктов), а учредителей - нефтяных компаний. Кроме того, существует риск неоправданного роста цен на внутреннем рынке и необходимость создания определенных структур для контроля за деятельностью управляющего фондом органа.
Безусловно, необходимо провести тщательные исследования особенностей правового режима использования резерва, проанализировать нормы существующего законодательства и оценить их применимость для регулирования вопросов создания и использования резерва в указанных трех случаях (либо только в двух первых), а также (при необходимости) внести рекомендации по разработке новых норм регулирования возникающих правовых проблем.
Могут быть предложены следующие варианты обеспечения резерва нефтью:
 осуществление прямых закупок нефти в резерв за счет бюджета;
 обременение нефти, принадлежащей компании и хранящейся в резерве, ограничениями (принудительными или добровольно принятыми) прав пользования и распоряжения соответствующими объемами нефти в пользу государства на компенсационной основе (в этом случае государству придется финансировать компенсацию не полной рыночной стоимости нефти, поступающей в резерв, а только ее части);
 использование роялти (или доли государства в продукции предприятий с участием государства в уставном капитале) для создания резервов сырой нефти (как делается в последние годы в США);
 оплата части федеральных налогов на нефтяные компании нефтью и нефтепродуктами;
 использование международной кооперации (кредиты МБРР, ЕБРР, сотрудничество с Казахстаном, Азербайджаном, Ираком);
 использование части нефти, находящейся в геометрической емкости магистральных трубопроводов АК `Транснефть`, используемой в качестве буфера и закачанной в систему еще с советских времен;
 и государство, и нефтяные компании заинтересованы в создании прозрачной рыночной среды в нефтяном секторе, характеризующейся:
 свободой размещения нефтепроизводителями своих продаж на внешнем и внутреннем рынке, относительной стабильностью цен внутреннего рынка,
 максимальной эффективностью продаж нефти на внешнем и внутреннем рынках на основе использования известных инструментов торговли нефтью (фьючерсы, хеджирование, опционы и т.п.).

Однако механизм регулирования нефтяного рынка должен оставаться по-прежнему в руках государства, которое заинтересовано в том, чтобы процесс становления прозрачной рыночной среды обладал следующими чертами:
 носил эволюционный характер,
 противодействовал угрозе монополизации нефтяного рынка на основе укрепления сектора независимых производителей (в т.ч. среднего и малого бизнеса),
 обеспечивал рост доходов государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации.
Проходящее в течение последних лет обсуждение данной проблемы на разных уровнях и в различных форматах свидетельствует, что создание резерва нефти и нефтепродуктов является важным хозяйственным мероприятием. Его реализация позволит стабилизировать работу нефтедобывающего комплекса; обеспечит возможность сглаживания резких скачков цен на внутреннем рынке и влияния на их уровень с точки зрения соотношения спроса и предложения, а также более активно участвовать в стабилизации мировых цен в желательном для России коридоре. Кроме того, наличие резерва и правильное управление им будет способствовать:
укреплению сектора мелких и средних неинтегрированных компаний, не имеющих собственной переработки и нуждающихся в сбыте той части своей нефти, которая остается внутри страны;
развитию биржевых операций с нефтью и нефтепродуктами; расширению возможности внешних заимствований и закупок под гарантию имеющихся в резерве нефти и нефтепродуктов.
Вместе с тем обнаружилось большое разнообразие, а в ряде случаев и противоречия в подходах к проблеме создания резервов, их ведомственной принадлежности и организации управления ими, источникам их образования и их масштабам. Имеет место и различное понимание самого термина `нефтяной резерв`. Полярные позиции в этом отношении занимают Росрезерв и Министерство природных ресурсов. Росрезерв базируется на принципах Федерального закона `О государственном материальном резерве`, предусматривающем правила и нормы хранения жизненно необходимой продукции на случаи природных катастроф, техногенных аварий и других чрезвычайных положений. Назначение таких резервов (в отличие от остальных типов обсуждаемого нефтяного резерва, уже реально существующих) предопределяет источники его наполнения, субъектов управления (это государство в лице его агентов - государственных учреждений) и характер хранения в виде товарной продукции, которую можно быстро доставить в требуемое место.
МПР придает большое значение резервированию нефти в естественном состоянии в резервных месторождениях, находящихся в распоряжении государства. В связи с тем, что в настоящее время в нераспределенном фонде месторождений практически отсутствуют высокодебитные, удобно расположенные месторождения, представители министерства вносят предложения об использовании шельфовых (преимущественно дальневосточных и арктических) месторождений в качестве резерва. Однако эти месторождения вряд ли можно относить к резерву, предназначенному для тех целей, которые были поставлены изначально.
Имеются методологические и терминологические разногласия и разночтения и у других специалистов, так или иначе участвующих в проработке проблемы. Среди них отсутствует единодушие в понимании того, что выделяемый оперативно-стратегический резерв является экономическим инструментом, который хотя и будет использоваться в ограниченные периоды времени, но должен существовать постоянно и иметь возможность ввода в действие в максимально короткие сроки. Этот важный критерий во многом определяет и отбор типов хранения нефти и нефтепродуктов.
По-видимому, параллельно с подготовкой и реализацией плана первоочередных действий желательно до развертывания основных работ по созданию резерва подготовить документ `Положение о системе резервирования нефти и нефтепродуктов в России`, согласовать его со всеми заинтересованными организациями и утвердить на уровне правительства. Единое и согласованное понимание места отдельных видов резервирования во всей системе поможет избежать неоправданных затрат при создании данного резерва нефти и нефтепродуктов и упущенных выгод при его использовании.
При разработке стратегического плана создания резерва надо исходить из уже имеющихся или наиболее простых и дешевых возможностей накопления и содержания резерва. Более сложные варианты будут целесообразны только в том случае, если опыт начальной стадии оперирования резервом покажет его экономическую и политическую эффективность, что позволит сформировать более точные представления о его желательных масштабах. Следует осознавать, что нефть является не благом, а лишь средством для получения многочисленных общественных благ, и предлагаемый резерв выступает лишь элементом, который делает получение этих благ более эффективным.


Литература:
1. Булатов А. Капиталообразование в России // Вопр. экономики. - 2001.- N3.
2. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений: Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1996.
3. Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998.
4. Гарнер Д., Оуэн Р., Конвей Р. Привлечение капитала: Пер с англ. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1995.
5. Дунаев Ф.Ф., Егоров В.И., Победоносцева Н.Н. Экономика нефтяной и газовой промышленности. - М.: Недра, 1983.
6. Перелет Р.А., Сергеев Г.С. Технологический риск и обеспечение безопасности производства. - М.: Знание, 1988.
7. Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. - М.: АО `Консалтбанкир`, 1993.
8. Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Официальное издание. - Казань, 2006.
9. Стратегия развития Росси до 2010 года / Краткое изложение долгосрочной программы Правительства РФ //Экономические стратегии. - 2000. - Сентябрь-Октябрь. - С.21-33.
10. Уткин Э.А. Риск-менеджмент. - М.: Ассоциация авторов и издателей `ТАНДЕМ`, Изд-во ЭКМОС, 1998.
11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.:ИНФРА-М, 1995.
12. Bartol K.M., Martin D.C. Management. - N.- Y., 1994.
13. Bernstein P.L. The New Religion of Risk Management //Harvard Business Review. - 1996. V.74.
14. Brigham E.F. Fundamentals of Financial Management. The Dryden Press, 1992
15. Danthine J.P., Donaldson J.B. Risk shearing in business cycle // European Economic Review. - 1992. - V.36 (2/3)
16. Dorfman M.S. Introduction to Risk Management and Insurance. 1994
17. Fatehi K. International Management: A Cross - Cultural and Functional. - Prentice-Hall, 1996.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия