Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Чернявская Ю. А.
Мичуринский аграрный университет

Инвестиционная привлекательность региона как основа реализации маркетинговой стратегии развития

Стратегическим направлением деятельности в промышленной политике Липецкой области является стимулирование притока инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата через совершенствование законодательной базы, формирование и реализацию активной инвестиционной политики, снижение инвестиционных рисков является основой устойчивого притока иностранных инвестиций в экономику области. Региональная поддержка отраслей хозяйственного комплекса в целях активизации инвестиционных и инновационных процессов ведется по следующим направлениям: налоговое стимулирование; субсидирование банковских процентов; прямое финансирование из бюджета в соответствии с Законами Липецкой области `О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области` (N 59-ОЗ от 25.02.1997 г.), `О предоставлении государственных гарантий области по инвестиционным проектам` (N 162-ОЗ от 30.12.2004 г.), `О залоговом фонде Липецкой области` (N 127-ОЗ от 29.09.2004 г.).
На протяжении последних лет ежегодный темп прироста инвестиций составил более 20%. По объему инвестиций в основной капитал область занимает первое место в Центрально-Черноземном регионе. Иностранные инвестиции за последние годы составили более 1 млрд. долл. США. Такой рост обеспечен, прежде всего, инвестированием в производство машин и оборудования, пищевых продуктов. Формирование устойчивых внешнеторговых связей является основой для развития широких международных контактов. По внешнеторговому обороту, как и по объему инвестиций, область уверенно занимает первое место среди областей Центрально-Черноземного региона, а по объемам отгруженной продукции на экспорт является второй в ЦФО, уступая лишь Москве. Участники внешнеэкономической деятельности имеют торговых партнеров в 90 странах мира. Область является одним из крупнейших экспортеров среди субъектов Российской Федерации. На долю промышленного производства приходится более 60% валового регионального продукта.
В области накоплен опыт реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Всего за 11 месяцев 2004 года итальянской компанией `Мерлони Проджетти` реализован проект строительства завода по производству стиральных машин с объемом 1 млн. штук в год (инвестиции составили 40 млн. евро). На территории Грязинского района 4 октября 2005 г. пущен в эксплуатацию крупнейший в Европе Центр логистики бытовой техники, построенный итальянской компанией `Индезит Компании` в течение года (инвестиции составили более 32,5 млн. евро). В июле 2006 года пущен в эксплуатацию один из крупнейших в Черноземье завод светопрозрачных конструкций. Общий объем инвестиций составил 245 млн. руб.
Продолжается Программа технического перевооружения в ОАО `НЛМК` с общим объемом инвестиций 1,2 млрд. долларов США, в ОАО `ЛМЗ` `Свободный Сокол` - на сумму около 1 млрд. руб. В настоящее время на территории области реализуется проект `Строительство завода по производству керамического кирпича мощностью 40 млн. штук кирпича в год`. Подписано соглашение о взаимодействии между администрацией области и ОАО `ЕВРОЦЕМЕНТ групп` с целью реализации инвестиционного проекта по строительству нового цементного завода мощностью не менее 1 млн. тонн в год. При поддержке администрации области (возмещение процентной ставки по кредитам) на 27 промышленных предприятиях области реализуются приоритетные инвестиционные проекты с общим объемом инвестиций на сумму свыше 2 млрд. рублей. Прогнозируется развитие тесного взаимовыгодного сотрудничества в области промышленных технологий, программного обеспечения и маркетинговых услуг, а также в сельскохозяйственной сфере с британскими бизнесменами и представителями деловых кругов Голландии.
Область формирует бюджет за счет собственных доходных источников и не получает трансферты из федерального бюджета. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ область отнесена к регионам с уровнем социально-экономического развития выше среднего.
Размещение ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории Грязинского района полностью соответствует требованиям Федерального закона `Об особых экономических зонах в Российской Федерации` от 22.07.05 г. N 116-ФЗ.
Предполагаемые расходы федерального бюджета, бюджета Липецкой области, бюджета Грязинского района и внебюджетных источников представлены в таблице.
Таблица
Предполагаемые расходы федерального бюджета, бюджета Липецкой области, бюджета Грязинского района и внебюджетных источников
В рамках создания ОЭЗ предполагается строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Территория ОЭЗ выбрана с учетом максимального использования существующих инженерных сетей, объектов транспортного и энергетического хозяйства, социальной инфраструктуры. Расположенные на территории муниципального образования (Грязинского района и г. Липецка) объекты здравоохранения, образования, культуры позволят функционировать ОЭЗ без дополнительных затрат на эти цели.
Промышленно-производственная ориентация включает обрабатывающие производства, в том числе: производство электрооборудования и электронного оборудования; производство готовых металлических изделий; производство пластмассовых изделий; производство машин и оборудования, включая производство бытовых электрических приборов; производство электрических машин и оборудования; производство мебели и прочей продукции.
Определение территории и выбор участка для размещения ОЭЗ, сделанный в соответствии с `Законом об особых экономический зонах`, не противоречат основным градостроительным требованиям. ОЭЗ будет формироваться на территории одного муниципального образования - Грязинского района и будет сопряжена с границами муниципальных образований: городского округа г. Липецка и городского поселения г. Грязи (получившими этот статус с 1 января 2006 г. в соответствии с реализацией Закона).
В градостроительном отношении участок территории для ОЭЗ выбран удачно, так как при этом:
- используется территория, расположенная между двумя транспортными магистралями (железной и автомобильной дорогами), не тронутая хозяйственным освоением и не обремененная правами собственности;
- реализуется выгодное транспортно-географическое положение будущих промышленных объектов по отношению к крупным промышленным и деловым центрам своего региона и других регионов РФ (Москва, Воронеж, Ростов, Волгоград и др.), ближнего и дальнего зарубежья. Данное преимущество реализуется благодаря высокоразвитой транспортной инфраструктуре области в целом и близости к ст. Казинка, логистическому терминалу компании Мерлони, Грязинскому и Елецкому железнодорожным узлам, в частности;
- используются уже существующие объекты инженерной и энергетической инфраструктуры окружающей территории: инженерные сети и коммуникации основных видов энергоресурсов: газ, вода, тепло, электроэнергия (водозабор, электрические подстанции и т.д.);
- не ухудшается экологическая ситуация и не наносится ущерб природной среде (благодаря использованию в производстве более экологически защищенных западных технологий);
- развивается Липецко-Грязинская зона урбанизации (за счет роста промышленного потенциала, развития сферы информационно-коммуникационных услуг и качества городской среды, возможного роста городского населения).
В социально-экономическом отношении территория для будущей ОЭЗ также имеет большие преимущества, обусловленные ее экономико-географическим положением в Липецко-Грязинской агломерации с высокоразвитым социально-экономическим потенциалом (Новолипецкий металлургический комбинат, производство `белой техники`, научно-образовательный потенциал, строительные мощности, основные непроизводственные фонды), с максимально высокой долей населения, труда и капитала.
Таким образом, размещение ОЭЗ на слабо освоенной территории Грязинского района будет иметь мультипликативный эффект, так как с развитием промышленного производства на территории в 1000 га будут активизироваться все формы хозяйственной деятельности (строительство, логистика, риэлтерская деятельность, торгово-ярмарочная деятельность, гостиничный бизнес и др.), а значит, модернизироваться и создаваться новые рабочие места на территории всей области, других территорий РФ и стран ближнего зарубежья (благодаря выбранной специализации промышленных производств, необходимых производственно-технологических связей, по линии кооперации и поставок комплектующих).
С формированием и развитием ОЭЗ может существенно улучшиться демографическая ситуация в Грязинском районе и изменится градостроительная и планировочная ситуация в юго-восточной зоне области. Возрастет численность населения района (в первую очередь городского населения, а также населения в трудоспособном возрасте) за счет внутренней и внешней миграции. Появится новая `точка роста` на территории области, что обеспечит усиление хозяйственных связей, расширение взаимодействий и взаимосвязи территорий муниципальных образований; будут созданы предпосылки для формирования в перспективе единого градостроительного промышленного образования.
Необходимо также подчеркнуть, что с развитием территории ОЭЗ и Липецко-Грязинской агломерации появится возможность развития других, в том числе депрессивных, территорий области, при создании условий со стороны региональных органов для расширения бизнеса разного уровня (за счет бюджетных доходов, получаемых в ОЭЗ). В результате интегрированной оценки всех позитивных факторов и преимуществ формирования и развития ОЭЗ на территории Грязинского района можно сделать заключение об оптимальном технико-экономическом выборе территории и площадки под ОЭЗ. Размещение ОЭЗ на территории Грязинского района будет способствовать более эффективному использованию и комплексному развитию территории самого муниципального образования, г. Липецка и Липецкой области в целом. С созданием ОЭЗ повысится инвестиционная привлекательность Липецкой области, что будет способствовать притоку инвестиций и росту инвестиционного потенциала территории. Ориентация промышленно-производственной специализации на размещение и развитие в ОЭЗ обрабатывающих производств, в первую очередь машиностроительных, будет способствовать росту ВРП на территории области и в целом ВВП РФ, а также в определенной степени будет компенсировать утраченный за годы реформирования экономики страны и региона производственный потенциал территории.
Обеспечению высокой эффективности и рентабельности производства, организации выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью будут способствовать возможности использования сырьевой базы Новолипецкого металлургического комбината, и в первую очередь, качественного металлопроката. Для обеспечения нового производства трудовыми ресурсами будет использоваться имеющийся трудовой потенциал городов Липецка и Грязи, а также непосредственно территориально примыкающего к ОЭЗ Грязинского района (около 5 тыс. рабочих мест; 8 тыс. работающих).
Совокупный объем капитальных вложений в развитие заявленных видов промышленно-производственной деятельности, предполагаемый к осуществлению резидентами особой экономической зоны в течение 2006-2008 гг., ориентировочно составит 208 млн. евро и 390 млн. евро за весь период функционирования зоны. Средневзвешенная рентабельность запланированных к реализации инвестиционных проектов составляет 33,21% (на первом этапе 19 проектов).
Объем промышленного производства резидентами ОЭЗ вследствие реализации запланированных инвестиционных проектов составит в 2007 г. 10991,5 млн. руб. (в 10 раз выше уровня производства Грязинского района в 2004 г.), в 2008 г. - 49530 млн. руб. (в 50 раз выше) и до 2012 года - 115656,6 млн. руб. (в 115,7 раза выше).


Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации `О создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа` //Российская газета. - 2005. - 23 декабря.
2. Федеральный закон `Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений` - М: Изд-во `Ось-89`, 1999. - 16 с.
3. Указ Президента Российской Федерации от 25.01.95г. `О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации`.
4. Закон РФ `О свободных экономических зонах` от 24.06.97г.
5. Бильчак В. Приграничная экономика: Монография. - Калининград: Изд-во КГУ, 2001. - 325 с.
6. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие /Под ред. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 238 с.
7. Кортов С.В. Процессный подход к управлению инновационной деятельностью на территории // Инновации. - 2004. - N 5. - С. 15-19.
8. Кравцова С.А. Свободные экономические зоны в транзитивной экономике // Автореф дис. :: канд. экон. наук. - М., 2000.
9. www.vlipetske.ru/passport.php
10. Свободные экономические зоны как механизм обеспечения эффективного функционирования хозяйственного комплекса города. - www.krd.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия