Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Коновалов А. В.
заместитель директора Института туризма и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
преподаватель кафедры экономики туризма


Оценка социально-экономической эфективности развития спортивно-событийного туризма

Туризм - это особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании, общении, отдыхе.
Типы туризма выделяются по целевой функции и мотивам. Одним из наиболее динамично развивающихся является спортивно-событийный туризм (далее ССТ). Это - вид туризма, при котором турист становится живым свидетелем значительных событий в мире спорта (олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по отдельным видам спорта, футбольные турниры и т.п.) Здесь турист может увидеть то, что больше никогда может не повториться. Есть несколько вариантов такого путешествия. Турист может поехать на спортивное событие и пробыть на нем все время его прохождения, а по окончании вернуться домой. Можно приурочить свой отпуск к какому-либо событию, и после окончания последнего продолжить отдых в данной стране. Каждый выбирает более удобный, выгодный и интересный вариант.
Массовые спортивно-событийные мероприятия, являясь средством активного оздоровительного отдыха, одновременно решают многообразные социальные и педагогические задачи. Это пропаганда физической культуры и спорта, спортивного и спортивно-событийного туризма, реклама форм и видов ССТ, а также организаций, предприятий и учреждений, предоставляющих соответствующие услуги и товары на рынке, популяризация здорового образа жизни, содействие патриотическому воспитанию при проведении массовых спортивно-событийных мероприятий, посвященных памяти великих спортсменов, повышение коммуникабельности людей. Развитие ССТ оказывает существенное влияние на экономику, способствуя притоку денежных средств, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры. [9]
Экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития. Для того чтобы получить максимальную выгоду от развития ССТ, государству необходимо разработать туристскую политику. Это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на работу сферы туризма для осуществления конкретных целей развития социально-экономического комплекса. [5]
Стратегия, на которой базируется государственная туристская политика, заключается в разработке концепции развития и составлении целевых программ по развитию туризма как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного ее субъекта федерации.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем через создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках; прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию.
Эффект от туристской деятельности определяется либо количеством туристов - посетителей в регионе, либо объемом деятельности коммерческих структур, производящих специфический туристский продукт (среднегодовая занятость коечной базы в днях, товарооборот на одно место в предприятиях общественного питания, доход от экскурсий и др. культурных мероприятий, валютный обмен на одного туриста и др.). Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности, постольку эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, в данном случае от туристов из числа болельщиков. Причем эффективность управления туризмом следует рассматривать в двух направлениях: экономическом и социальном.
Основными и наиболее простыми являются расчеты частоты поездок и интенсивность путешествия, что в какой-то мере позволяет сделать вывод об эффективности внедрения предлагаемых мероприятий и развития ССТ как отрасли экономики в конкретной дестинации [20].
Частота поездок рассчитывается в качестве отношения количества путешествий предпринимаемых человеком в среднем за определенный период времени:
Данная информация позволит вести статистический учет и формировать базу для дальнейшего прогнозирования ССТ.
В связи с тем, что туристский бизнес относится к высокорентабельной коммерческой деятельности, основными оценочными показателями следует считать исключительно прямые экономические. Социальные показатели не относятся к критериальным. На самом деле, кроме прямого экономического эффекта существуют косвенный экономический и социальный эффекты. Первый связан с повышением уровня экономического эффекта в сопутствующих (сопряженных) с туризмом отраслях: торговли, общественного питания, транспорта и т.д., а также с дополнительными налоговыми поступлениями в местные и государственные бюджеты [7].
Применительно к спортивно - событийному туризму система показателей социального плана будет прослеживаться в увеличении жизненного уровня жителей региона и повышении духовного и культурного уровня населения. Кроме того, систематизированная информация о сокращении количества больничных листов, а соответственно и выплат по ним, явно отразит как экономические эффекты от внедрения, так и социальную сторону решения этой проблемы, что положительно скажется на жизненном уровне населения.
Внедрение спортивно - событийных мероприятий приведет к повышению жизненного статуса спортивной молодежи и улучшению состояния здоровья, что отразится на экономии государственных средств на больничных выплатах, а также к росту национального достоинства как следствия обращения современной молодежи к духовным, историческим и культурным истокам.
Тем не менее, в качестве некой общей концепции социально-экономической оценки развития ССТ крупного туристского центра или дестинации можно принять модель оценки [Блохин Ю.И.] для применения ее к ССТ.
Прежде всего, развитие ССТ следует принимать как один из альтернативных вариантов развития туризма в дестинации. Таким образом, встает вопрос о выборе критерия оптимальности принимаемого решения. С точки зрения экономики туристской дестинации в целом, ССТ можно условно рассматривать как одну из-под отраслей индустрии туризма. В этом случае, в общем, сравнительную оценку эффективности различных вариантов развития туризма следует проводить с учетом влияния этой отрасли на функционирование других отраслей. Однако так как на сегодняшний день методы и формы полного учета косвенного экономического эффекта нуждаются в уточнении, то в первом приближении, абстрагируясь от указанного влияния других отраслей, можно в качестве критерия оптимальности принять прибыль, получаемую социально-экономической сферой от ССТ деятельности.
где приняты следующие обозначения:
Q1(t), Q2(t) - характеристики социально-экономических условий в стране и туристской дестинации, влияющие соответственно на въездные и выездные ССТ туристские потоки;
YT1(t), YT2(t) - характеристики уровня состояния инфраструктуры и сферы услуг соответственно въездного и выездного ССТ туризма, а также характеристики рекламной деятельности туристских фирм и туристской дестинацией;
R1(t), R2(t) - функции, определяющие продвижение въездного и выездного СС турпродукта городскими структурами.
В свою очередь, величины YT1(t), R1(t) являются функциями расходов Сr1(t) администрации на развитие и поддержание инфраструктуры в дестинации въездного ССТ туризма, а величины YT2(t), R2(t) - функциями расходов Сr2(t) администрации на развитие и поддержание инфраструктуры в дестинации выездного ССТ туризма.
Дальнейший ход решения требует поиска зависимостей S1=S1(N1), S2=S2(N2) и Sr=Sr(N1,N2), а также определения доходных и расходных составляющих, входящих в выражения для N1 и N2. Одной из форм представления этих доходов может быть представление в виде соответствующих сумм:
где Сa[N1(t),N2(t),] - расходы, связанные с содержанием специального управленческого аппарата;
Спз[N1(t),N2(t),] - расходы, направленные на создание программ развития ССТ и разработку необходимых дестинации законодательных и нормативных актов;
Спф[N1(t),N2(t),] - расходы, обусловленные необходимостью создания новых спортивных объектов, мест проведения спортивно - событийных мероприятий и поддержания на должном уровне существующих компонент инфраструктуры ССТ;
СR1[N1(t),N2(t),] - затраты, связанные с продвижением турпродукта, включая рекламу дестинации и спортивного объекта, при организации въездного ССТ;
Свк[N1(t),N2(t),] - финансовые потери дестинации, обусловленные вывозом капитала за рубеж и в другие регионы страны при выездном ССТ.
Составляющие доходов, входящие в выражение (6), можно представить в развернутом виде (раздельно по приему и отправке туристов).
Прием туристов:
1. Прямые доходы от въездного ССТ туризма в виде различных региональных и федеральных налогов, выплачиваемых турфирмами и другими участниками туристского бизнеса (S1Н[N1(t)]).
2. Доходы от затрат туристов на проживание, питание, транспорт и другие виды услуг (S1ОБ[N1(t)]) .
3. Косвенные доходы от загрузки гостиниц, баров, казино, ресторанов, развлечений, посещения исторических и культурных центров (S1РАЗ[N1(t)]).
4. Косвенные доходы от создания дополнительных рабочих мест (S1М[N1(t)]).
Отправка туристов:
1. Прямые доходы от налогообложения туристской СС деятельности по отправке туристов, выплачиваемого турфирмами и другими участниками бизнеса (S2Н[N2(t)]).
2. Доходы от дополнительной загрузки транспортных средств и других объектов сферы услуг, привлекаемых при отправке туристов (S1ТР[N2(t)]).
3. Косвенные доходы от создания дополнительных рабочих мест в системе обслуживания по отправке туристов (S2М[N2(t)]).
Одним из условий туристской деятельности в туристской дестинации должно явиться отчисление части доходов от выездного туризма (а), система которого достаточно хорошо организована в дестинации, не требует узконаправленных капитальных затрат и может дать ей, в основном за счет налогообложения.
Основными показателями оценки уровня ССТ являются въездные (N1) и выездные (N2) туристские потоки, которые определяются зависимостью (5). Вычисление по формуле (3), в которой фигурирует коэффициент a, определяет долю от доходов выездного туризма, выделяемую дестинацией на развитие YТ1 и R1, связанных с въездным туризмом.
Из проведенного анализа оценки социально-экономической эффективности развития ССТ можно сделать выводы, что для получения общего решения проблемы требуется решить следующие основные частные задачи:
1. Определение состояния и развития социально-экономических условий ССТ в дестинации с оценкой структурного состава общества по уровням доходов и определением основных экономических показателей, а также конкретизацией их влияния на различные виды туризма.
2. Выработка требований к основным показателям, характеризующим уровень состояния и развития ССТ туризма, и оценки по ним состояния туристской деятельности в туристской дестинации по въездному и выездному ССТ туризму.
3. Существующее принципиальное различие в продвижении въездного и выездного ССТ туризма требует раздельного рассмотрения этих вопросов, а именно: въездной ССТ туризм обеспечивается в первую очередь рекламой достоинств дестинации в основном вне его территории, которая должна обеспечиваться в первую очередь администрацией. Отсюда необходимость создания специальной модели подобных мероприятий с рассмотрением долевых затрат на них среди участников организации и реализации ССТ бизнеса.
4. Данная модель позволит более правильно учесть экономический эффект ССТ.
5. Методические принципы оценки затрат дестинации на ССТ деятельность необходимы для замкнутости поставленной задачи.
6. Определение N1 и N2 целесообразно проводить путем осреднения результатов, полученных по двум методикам. Во-первых, обработка по специальной методике статистических данных по въезду и выезду с последующим построением прогнозных зависимостей, во-вторых, построение соответствующих связей вида (5) с последующей оценкой точности полученных усредненных данных.
7. Наполнение построенных моделей фактическим содержанием сведется к определению соответствующих компонентов затрат, которые должны производить турфирмы и администрация дестинации для эффективного функционирования ССТ.
Таким образом, определяются основные показатели оценки развития социально - экономической эффективности ССТ в дестинации. Система показателей социального плана будет прослеживаться в повышении жизненного статуса населения, улучшению состояния здоровья, а также к росту национального достоинства как следствие обращения населения к истокам здорового образа жизни путем становления участником ССТ вследствие наглядности массового спортивно - событийного мероприятия и своевременной информацией о ходе, сущности и итогах мероприятия.
Экономическая модель оценки эффективности развития ССТ в дестинации имеет ряд особенностей, которые позволяют рассчитать прибыль, абстрагируясь от влияния других отраслей получаемую социально - экономической сферой дестинации от ССТ.
Система финансового развития ССТ может быть построена на основе консолидации усилий Правительства РФ и местных администраций по стимулированию и продвижению ССТ, выливающейся в целевые региональные программы. Однако поскольку в основе эффективного финансового развития лежит четкое целеполагание, базисом успеха развития ССТ в регионе является создание организации, аккумулирующей информацию о нуждах и потребностях целевого сегмента, осуществляя обратную связь с участниками спортивно-событийного туризма, вследствие чего можно предложить модель управления. Такой организацией может выступить Ассоциация спортивно-событийного туризма (см. рис. 1).
Рис. 1. Система управления развитием спортивно-событийного туризма
Целью создания ассоциации должно стать доведение мнения членов ассоциации до структур, регулирующих отношения в ССТ. Фирмы и компании, входящие в данную ассоциацию формируют коллективное мнение о нуждах и потребностях, необходимых для успешного развития спортивно-событийного туризма в городе. Например, принимается решение о проведении спортивно-событийного форума в регионе, но необходимо согласие вышестоящих органов по туризму и поддержка города. Данная ассоциация может объединять в своем составе туроператоров, специализирующихся на приеме туристских групп болельщиков, а также хостелы или гостиницы, желающие видеть в качестве своих клиентов молодых спортсменов. Входящие в данную ассоциацию предприятия будут иметь поддержку в качестве рекламы на региональном и международном уровне.


Литература
1. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. - М., 1998.
2. Амирханов М.М. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. - Сочи, 1997.
3. Амирханов М.М. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. - Сочи, 1997.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - М., 1998.
5. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. -153 с.
6. Богданов Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области. - СПб., 1994.
7. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учеб.-метод. пособие. - СПб., 2002.
8. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений / Пер. с англ. - М., 1996.
9. Головобокова Г.М. Стратегическое управление регионом в условиях транзитивной экономики. - Иркутск, 1997.
10. Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности: Учебник/ Российская международная академия туризма. - М., 1992.
11. Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий: Учебно-методическое пособие. - М., 2003.
12. Карпова Г.А., Водовода А.В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. - СПб., 1997.
13. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М., 2000.
14. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.. 1997.
15. Методика анализа деятельности предприятий в условиях pыночной экономики: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Краюхина. - СПб., 1996.
16. Миско К. Ресурсный потенциал региона (теоретические аспекты исследования). - М., 1991.
17. Папирян Г.А., Экономика туризма. - М., 1999.
18. Постановление Правительства РФ `О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы` от 24.07.98 г. N 832.
19. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: Экспертное бюро - М.,1997.
20. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М., 2000.
21. Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: Учебник. - М., 2003.
22. Уникальные территории в культурном наследии и природном наследии регионов: Сб. научных трудов. - М., 1994.
23. Ухова Т.П., Ухов А.Д. Теория и практика гостеприимства. - Ярославль, 2001.
24. Чичканов В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. - М., 1986.
25. Эксперт Северо-запад. - 2001. - N 7 (36). - 16 апреля.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия