Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Белозерова Н. П.
доцент кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Система аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров

Развитие экономики страны в новых условиях хозяйствования остро ставит вопросы реформирования всех без исключения отраслей хозяйства, включая отрасли социально-культурной сферы, что весьма затруднительно без проведения глубокого экономического анализа результативности (эффективности) их функционирования. Оценка экономической эффективности функционирования той или иной отрасли хозяйства в современной экономике всегда представляет собой достаточно сложную задачу, так как здесь речь идет о строгом отборе количественных параметров. Для социально-культурной сферы данная задача серьезно усложняется и тем, что продукт нематериального производства не имеет зачастую количественного выражения. Последнее особенно актуально для сферы культуры и, в частности, для профессиональных драматических театров. Театр представляет собой сложную систему, и научные исследования театральной деятельности должны охватывать все ее компоненты: театральное право, историю, социологию, экономику театра.
Специфичность театров (в России в настоящее время насчитывается около 580 профессиональных театров [*]), в основном реализующих услуги зрителям по показу спектаклей [*], состоит в том, что показ спектакля проводится непосредственно во время его проведения. Таким образом, театр - это организация, оказывающая определенные культурные услуги и требующая постоянного функционирования при условии определенной ритмичности работы.
Социально-экономические и организационные вопросы функционирования театра нашли отражение в работах А.З. Юфит, Г.Г. Дадамян, Ю.М. Орлова, Н.К. Вагановой, А.Н. Дымниковой, Р.Л. Шапиро, Л.Г. Сундстрема, В.С. Жидкова, А.Я. Рубинштейна и других. Наиболее разработанными являются вопросы, касающиеся деятельности системы `театр - зритель`, закономерностей государственного регулирования театрального дела, нормативной численности и нормирования труда творческого персонала и работников художественно-постановочной части, проблемы театральной статистики и анализа абсолютных показателей творческо-производственной деятельности театров.
Для проведения экономического анализа творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров необходимо провести отбор показателей, которые наиболее полно отражают результаты, затраты, ресурсы и эффективность их деятельности. Предполагается, что такие показатели выполняют информационно-аналитическую функцию и являются инструментами планирования и экономического стимулирования, только при выполнении следующих основных требований. Во-первых, показатели должны быть точными, четко отражать представляемые ими понятия. Точность может быть обеспечена минимумом ошибок в определении численного значения показателя. Например, при оценке трудовых ресурсов театра важно выделить соотношение между общей численностью работников и той их частью, которая непосредственно создает художественные ценности. Во-вторых, система показателей должна отображать все стороны деятельности театра. Например, в процессе оценки результатов работы театра важно определить не только абсолютные показатели - количество обслуженных зрителей, количество спектаклей, количество новых постановок, сумму всех доходов, но и установить удельный вес гастрольно-выездных спектаклей, число спектаклей на единицу художественного персонала, средний доход на одно место коммерческой вместимости. В-третьих, показатели должны обеспечивать проведение сравнительного анализа деятельности театров, а также максимальную сопоставимость результатов их деятельности. При сравнении, например, доходов, полученных различными по масштабу деятельности театрами, целесообразно использовать средние показатели, то есть средний доход от одного спектакля, доход на одно место коммерческой вместимости и др. И, наконец, показатели деятельности театра должны характеризовать качественно и количественно связанные параметры. В связи с этим отметим, что спецификой деятельности театра, является вероятностный характер связей между важнейшими характеристиками их функционирования.
С целью учета всех сторон творческо-производственной деятельности театра, необходимо использовать систему показателей, каждый из которых должен обладать достаточной степенью аналитичности, т.е. в системе показателей необходимо присутствие характеристик, обеспечивающих определенную (заданную) глубину анализа. Классификация (систематизация) экономических показателей может быть проведена по различным признакам. С точки зрения содержания отражаемых понятий показатели можно разделить на показатели ресурсов, затрат, результатов и эффективности.
Ресурсами театра являются средства производства и численность работников. При этом состав ресурсов театра аналогичен составу ресурсов организаций производственной сферы (внеоборотные активы, оборотные активы, трудовые ресурсы). Однако представляется, что это зачастую внешнее сходство в обозначении понятий. Так, в состав внеоборотных активов театра входят сценическо-постановочные средства, которые, являясь носителями как материальной, так и художественной ценности, не могут иметь своего аналога в совокупности ресурсов организаций производственной сферы. Специфичными по своему составу являются оборотные активы и трудовые ресурсы театра. В состав работников театра входят творческий состав (актерская труппа), художественно-постановочная часть, административный и хозяйственный персонал. В творческом составе многих драматических театров кроме труппы имеется оркестр, вокальная часть, а в творческом составе музыкальных театров имеется вокал, балет, оркестр, хор, миманс, в театрах юного зрителя имеется педагогическая часть. Во многих театрах (где есть для этого соответствующие условия) имеются художественно-производственные мастерские, осуществляющие материальное оформление постановок и другие работы, связанные с деятельностью театров. Общая численность персонала и особенно численность отдельных групп принимают для каждого театра индивидуальные значения. Их количественные значения зависят от площади театрального здания, времени его постройки, наличия или отсутствия подсобных помещений. Соответственно, для структурной характеристики персонала театра, на наш взгляд, систему показателей надлежит дополнить удельным весом художественного персонала в общей численности работников организации. Этот показатель характеризует как структуру коллектива театра, так и его творческие возможности. Также фактором ресурсов театра можно считать потенциальное количество потребителей услуг, оказываемых театром. На наш взгляд, в состав ресурсов следует включать численность населения города (поселка), в котором расположен театр, так как это определяет потенциальные масштабы зрительской аудитории.
Таким образом, в систему аналитических показателей ресурсов предлагается включать основные фонды, сценическо-постановочные средства, оборотные активы, численность работников, удельный вес художественного персонала и численность населения города (поселка). Перечисленные показатели характеризуют ресурсы театра, условия их деятельности, условия приложения творческого потенциала коллектива театра.
Затраты, общепринято определяемые трудовыми и денежными измерителями, в театре разнородны по характеру и трудно соизмеримы. Основным показателем принято считать сумму всех расходов по эксплуатации театра, которые включают в себя до 25 различных статей, в частности затраты на оплату труда работников театра и выплату гонораров авторам произведений, используемых театром, перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок, оснащение театров современными техническими средствами и оборудованием, проведение капитального ремонта, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам, на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам, другие затраты, связанные с основной деятельностью профессиональных театров согласно смете доходов и расходов. Из многочисленных статей расходов по эксплуатации театра особого внимания требуют такие направления расходования средств как затраты на осуществление новых и капитально-возобновляемых постановок и затраты на оплату труда работников театра и выплату гонораров авторам произведений, используемых театром. Затраты на осуществление новых и капитально-возобновляемых постановок определяются по сметам [*], составляемым на каждую новую (или капитально возобновляемую) постановку в отдельности; В этих сметах предусматриваются два раздела - овеществленные и не овеществленные затраты. В раздел овеществленных, то есть материальных, затрат включаются расходы на изготовление или приобретение предметов материального оформления, предназначенные для данной постановки: конструкции, декорации, мебель, бутафория, реквизит, костюмы, грим и пр. В сметных расчетах по изготовлению материального оформления новых постановок определяются не только затраты на материалы, но и все расходы по оплате труда, необходимого для их изготовления. В раздел не овеществленных затрат включается оплата авторам и композиторам созданных по договорам произведений, оплата привлекаемых в необходимых случаях творческих работников, консультантов, педагогов, оплата записи музыкального оформления, изготовления макетов, фоторабот, а также приобретение монографических и литературных материалов для создания новой постановки.
Показателями результата деятельности театра традиционно являются количество обслуженных зрителей, число состоявшихся спектаклей, новых постановок, сумма сборов от продажи билетов. Результаты деятельности театра представляются как в натуральной, так и в стоимостной форме. Среди натуральных показателей результатов можно выделить показатели объема продукции (количество зрителей) и объема творческо-производственной деятельности (количество спектаклей и число новых постановок). Обобщающим стоимостным показателем результатов деятельности театра вполне обоснованно можно считать общую сумму доходов театра, которую составляют неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности); безвозмездные перечисления (целевые поступления на конкретные программы, спонсорские взносы); доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (доходы от платных услуг, оказываемых театрами, полученные штрафы и компенсации). Из общей суммы доходов театра для оценки его деятельности на практике используют сумму доходов от продажи билетов, которая зависит от коммерческой вместимости зрительного зала, то есть числа мест, подлежащих продаже. Коммерческая вместимость является важной характеристикой театра, определяющей максимальный сбор с одного спектакля, а также максимально возможное количество зрителей. Исходя из коммерческой вместимости, принято рассчитывать плановую и отчетную посещаемость театра.
Показателем эффективности деятельности театра может являться доход от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, полученный на каждый рубль расходов.
Таким образом, для оценки творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров может быть использована вышеизложенная система показателей, включающая в себя как показатели, отражающие ресурсный потенциал конкретного театра, так и результаты, и эффективность его деятельности.


Литература
1. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. - М., 2003.
2. Дымникова А.И. Управление культурой в рыночной экономике. - СПб., 2000.
3. Российский статистический ежегодник. 2005. - М., 2006.
4. Шеремет А.Д., Баканов М.И. Теория экономического анализа. М., 1996.
5. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес: В 3 т. / Под ред. А.Я. Рубинштейна. - М.; СПб., 2002

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия