Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Лупанов В. Н.
доцент кафедры социологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат социологических наук


Инновационные технологии в модернизации системы российского образования

Начало ХХI в. многими учеными связывается с наступлением эпохи инноваций, с коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими наши представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (`бакалавр-магистр`); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.
В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.
Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ и. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании.
Развитие государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института. Институциональные основы новой системы образования связаны с развитием современных тенденций в образовательной деятельности.
К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.
Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием. Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках - организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний.
Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей. В условиях индивидуального обучения значительное внимание отводится развитию умения самостоятельно учиться, способности самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.
В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной деятельности, так и прогрессом науки и техники. Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни и в различных сферах деятельности, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.
Современное инновационное образование - это опережающее образование, отличительной особенностью которого является разработка передовых методов и способов приобретения знаний, формирующих личность в едином мировом информационно-образовательном пространстве. Суть опережающего образования заключается в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов.
Интенсификация образования оказывается необычайно востребованным процессом в условиях резкого увеличения потока информации. В связи с этим в системе образования появляется механизм интенсификации знаний, основанный на новых методах информационного и методического обеспечения, структуры образовательной программы, комфортности условий получения образования.
Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде: нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке;нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; в новом подходе к социальным услугам.
1. Инновации в образовании: роль информационно-технологической среды
Инновации в образовании - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения.Понятие `инновационная деятельность` применительно к развитию современного образования может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.
Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. Основная `цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства` [7, c.24]. Модернизация российского образования - это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов. При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России [7].
Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
 формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
 системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
 построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
 постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;
 создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов в обучении на основе современных образовательных технологий. Образовательная технология - это целевое применение системы средств в образовании, определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (определенных качеств выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т.д.). Современные образовательные технологии, в первую очередь, должны работать на креативное образование, способствуя творческому развитию личности каждого обучаемого.
Образовательная технология включает в себя совокупность действий, относящихся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т. п.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, мониторинг и оценка, при этом основой современной системы образования оказываются информационные технологии. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды. Исходя из этого, появился государственный проект федеральной целевой программы [9], реализация которой, во-первых, создает возможности общения между людьми независимо от расстояния и государственных границ, а, во-вторых, обеспечивает реальный выход в мировое образовательное пространство.
Единую информационно-образовательную среду можно определить как создаваемую самими людьми управляемую психолого-педагогическую систему, основанную на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим. В рамках единой образовательной информационной среды происходит становление и развитие системы открытого образования, обеспеченной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде при помощи архитектурных и структурных решений обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем. Таким образом, система открытого образования представляет собой совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов. При этом основу образовательного процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также с использованием личного контакта.
Цель и принципы открытого образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа `образование на всю жизнь` к принципу `образование через всю жизнь`. На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование.
По данным International Date Corporation, доля Интернет-обучения на образовательном рынке возросла с 2% в 1998 г. до 14% в 2003 г. Диаграмма, представленная на рис. 1, иллюстрируют обстановку на рынке образовательных услуг США, показывая динамику роста сегмента Интернет-обучения.
Благодаря современным образовательным технологиям образовательные учреждения США предоставляют возможность обучения через всемирную сеть. Если в 1998 г. сетевое обучение предлагали 48% учебных заведений, то в 2000 г. уже 70%, а сегодня многие университеты в США предоставляют только сетевое обучение.
Развитие системы дистанционного обучения (ДО) в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории РФ уже составило более ста пятидесяти. Большой вклад в дело его развития внесли Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Евразийская ассоциация дистанционного образования, Ассоциация международного образования и РосНИИ Информационных Систем. В настоящее время разработан проект соответствующей Федеральной программы, определяющей цели задачи, методы, этапы и направления работы в этой области.
Рис. 1. Сегмент Интернет - обучения на рынке образовательных услуг США
Источник: [5].
В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования [2].
Внедрение дистанционного обучения в российских вузах имеет как преимущества перед традиционными формами получения образования, так и свои особенности, предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю.
В условиях российского общества отношение научно-педагогической общественности к ДО было неоднозначным. Тем не менее, результаты социологического опроса, проводимого факультетом социологии МГУ среди участников конференции по ДО, организованной в МЭСИ [3, c.20-23], показывают, что постепенно отношение к ДО меняются в лучшую сторону. Эксперты оценили перспективность ДО по пятибалльной шкале в среднем на уровне 4.45. Наибольшая поддержка в развертывании ДО оказывается на уровне руководства вузов (средний балл 4.24). За ними следуют студенты (средний балл 3.78), а затем преподаватели (средний балл 3.67).
Система дистанционного обучения осуществляется с помощью информационно-образовательного портала. Образовательный портал - это учебно-методический и программно-технический комплекс, обеспечивающий управление образовательным учреждением и содержащий все необходимые сведения о научно-методических информационных ресурсах, государственных образовательных стандартах и любой другой информации, основанной на современных технологиях обучения.
Развитие системы открытого образования Российской Федерации началось в 2001 г. на основании научно-технической программы `Создание системы открытого образования`, утвержденной в Министерстве образования России в конце 2000 г. В настоящее время российский портал открытого образования (http://www.openet.ru), охватывая свыше 38 регионов, объединяет усилия более восьмидесяти университетов, расположенных практически во всех субъектах Российской Федерации [8, c.181] Объединяющей и консолидирующей основой этого портала выступают Российский государственный институт открытого образования совместно с Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникации (ГНИИ ИТТ `Информика`). Именно они в настоящее время ведут работу с различными виртуальными университетами на базе ведущих вузов страны.
Структурно информационно-образовательная среда открытого образования представляет собой целостную систему федерального уровня, объединяющую региональные информационно-образовательные среды (ВУ-виртуальные университеты), которые состоят из автономных представительств (ВП) учебных заведений своего региона или отрасли, объединенных в распределительный образовательный мега-портал.
Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по-новому ставят вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире.

2. Методы и проблемы оценки качества образования
На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентируют обучаемых на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. Все это диктует новые требования к специалистам.
Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалистов, учитывающая не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки специалистов на современном этапе. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Если целью профессионального образования является обучение человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, то целью компетентностной модели специалиста является обучение работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях. Так, Жак Делор говорил о четырех главных компетенциях: это научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить [4]. В настоящее время существуют различные подходы к вопросу понимания сущности качества образования. Наиболее распространенным и, в том числе, принятым в ГОСТ Р ИСО 9000-2001, является подход, согласно которому понятие `качество образования` означает степень соответствия знаний, навыков и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям. В Законе РФ `Об образовании` указывается, что образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)[1].
В целом такой подход соответствует традиционной системе образования и сущности его содержания. Однако он не отражает сущности понятия `качество` в системе открытого образования. Если мы говорим о том, что цель воспитания и обучения - это формирование личности, гражданина, способного решать сложные проблемы современного общества, то требования и стандарты становятся второстепенными. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. В системе открытого образования речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, хотя этот момент тоже присутствует, сколько о качестве образовательной системы, которая представляет собой совокупность свойств системы, обусловливающих ее пригодность удовлетворять социальные потребности в соответствии с ее назначением.
Основываясь на этом, в 2002 г. тогда еще Минобразования России дает определение, согласно которому качество образования рассматривается в двух аспектах:
 качество результата образовательного процесса: соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов;
 характеристики системы обеспечения этого качества: содержания образования, уровня подготовки абитуриентов, преподавательских кадров, информационно-методического обеспечения, материально-технического обеспечения качества подготовки, используемых образовательных технологий, научной деятельности.
Таким образом, основным подходом к формированию `качества образования` становится девиз - изыскание и открытие способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились. Научное управление системой образования требует создавать единую систему управления качеством образования, в рассмотрении всех сторон образовательной системы на всех уровнях (федеральном, региональном, школьном, а также на уровне отдельного ученика) и управлении качеством отдельных элементов системы.
Создаваемая единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Таким образом, становление и развитие открытой образовательной системы предполагает разработку современных технологий качества, включая технологии качества управления этими сложными системами.
Проблемы управления качеством открытого образования тесно связаны с необходимостью эффективного использования социальных (информационных, образовательных, коммуникационных и т.д.) технологий, которые в первую очередь должны соответствовать международным стандартам. Стандартизация и сертификация в образовательной деятельности должны быть важнейшим направлением утверждения политики управления качеством на уровне государства, общества и образовательного учреждения.
Инновационные технологии в системе управления качеством - это единство целей и содержания, основывающееся на использовании современных программ обучения, эффективного преподавания, средств и способов для достижения поставленных целей. Технологии управления качеством ориентированы на качество образовательного процесса. Указанный объект управления является комплексным и включает в себя такие элементы, как качество образовательных программ; качество преподавания (кадровый и научный потенциал; качество знаний учащихся (на входе - выходе); а также качество средств образовательного процесса. Под средствами образовательного процесса понимается материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение, качество образовательных технологий и качество управления образовательными процессами.
Важнейшим направлением развития инновационных технологий управления качеством является разработка системы аккредитации, аттестации и самоаттестации учебных заведений. В настоящее время Министерством образования и науки разрабатывается рейтинговая система высших учебных заведений.
Одной из приоритетных задач на ближайшую перспективу является создание в обществе единой независимой от органов управления образованием системы аттестации и контроля качества образования. Предполагается, что эта система должна быть четырехуровневой и реализовываться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая первичный уровень образовательного учреждения. При этом федеральный уровень должен отвечать за формирование и использование во всех регионах РФ единой нормативной правовой и методической базы. Именно государство определяет стандарты унифицированных методик, критериев и средств оценки. Формирование общих баз данных, координация действий всех уровней открытой системы образования создадут условия для осуществления единой государственной политики в области аттестации и контроля качества образования.
Важнейшим направлением совершенствования управления качеством системы открытого образования является разработка и применение различных средств и методов тестирования. Министерством образования и науки России в рамках международного сотрудничества осуществляется ряд проектов в области тестирования.
Централизованное тестирование в России (ЕГЭ) развивается быстрыми темпами. Участие в тестировании добровольное, как со стороны обучающихся, так и со стороны вузов. В Федеральном центре тестирования отлажена автоматизированная технология обработки его результатов, разработана методика оценивания результатов, базирующаяся на современных математических методах. Возможность автоматизации тестирования предоставляет большие возможности для дистанционного контроля и самоконтроля обучающихся.
Использование компьютерного тестирования придает обучению мощный мотивационный импульс. Как показывают результаты анкетирования, 64,6% обучающихся считают компьютерный тестовый контроль более объективным в сравнении с устным опросом (18,5%) или письменной контрольной работой (16,9%).
Важным направлением повышения качества образования является подготовка и переподготовка преподавательских кадров. Во многом от преподавателей зависит качество подготовки специалистов. Большую работу в этом направлении проводит Федерация Интернет Образования, которая помогает учителям школ осваивать новые технологии в образовании и учить в школах по-новому. Значительно хуже обстоят дела в системе высшей школы. Как известно, в вузах действуют система повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров. Однако эта система не в полной мере соответствует требованиям времени и мало уделяет внимание новым технологиям в образовании.


Литература:
1. Закон Российской Федерации `Об образовании` от 13 января 1996 года N 12-ФЗ.
2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. - М.: РИЦ `АЛЬФА` МГОПУ, 2002.
3. Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., Нечаев В.А. Дистанционное обучение по оценкам экспертов // Дистанционное обучение: опыт проблемы, перспективы. - 1997. - N4.
4. Делор Ж. Образование: скрытое сокровище. М., 1996.
5. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б. и др. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века. - М.: МЭСИ, 2000.
6. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. - М.: ГНИИСИ, 1998.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002.
8. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация /Отв. ред. В.И. Солдатов. - М.: МГИУ, 2003.
9. Федеральная целевая программа `Развитие единой образовательно-информационной среды` //Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов. - М.: РМЦ, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия