Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Пашкус Н. А.
заведующий кафедрой маркетинга и стратегического планирования факультета экономики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,
доктор экономических наук


Инновации в системе образования: понятие, особенности, подходы к сравнению

Инновации - весьма многостороннее понятие. Это все то, что непосредственным образом отражает способности человека к нестандартному применению полученных им знаний и опыта, что является результатом творческого мышления и нестандартных решений. Эффективные инновации в сфере образования способны многократно повысить качество образовательных услуг и заложить основу для пропорционального наукоемкого роста российской экономики.
Среди прямых или косвенных факторов, обуславливающих появление инноваций во всех сферах социально-экономической деятельности, фактор знаний является определяющим [4]. В современном мире скорость распространения знаний, специфика диффузии инноваций таковы, что эффект от применения научных знаний оказывается основанным на технико-экономическом паритете. Это значит, что шансы преуспеть даны тем, кто обладают самыми лучшими идеями, высокой компетентностью и выгодными связями, обеспечивающими доступ к ограниченным ресурсам. Следовательно, современная система образования должна обладать проактивным отношением к будущему. Образование должно стать стратегически направленным, обеспечивать адаптацию человека к условиям высоко рисковой экономической деятельности на быстрорастущих рынках, при опережающих темпах развития и возрастающих требованиях к мобильности и креативности.
Следует различать понятия `инновация` и `новшество`. Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и экспериментальных разработок в какой-либо сфере деятельности с целью повышения эффективности данной деятельности. Новшество - это изначальный объект инвестиционных вложений, так, в системе образования разработанный, но еще не реализованный образовательный подход и называется новшеством. В зависимости от стратегических предпочтений новшество может быть использовано как для собственных целей учебного заведения или другого звена системы образования, так и для широкого распространения. На первых этапах использования новшества, то есть на первоначальных стадиях его практического применения, новшество превращается в нововведение.
Инновационный процесс предполагает диффузию, распространение нововведений во внешней среде, передачу технологий. Под диффузией инноваций понимается процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социально-экономической системы во времени [6]. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Вследствие диффузии возрастает число как самих инноваторов, так и потребителей инноваций и изменяются их качественные характеристики. В зависимости от направления диффузии, нововведения могут воплощаться в виде внешних инноваций (созданные и реализованные услуги, технологии и т.д.) или в виде внутренних инноваций. К последнему типу относится внедрение мероприятий по созданию внутреннего инновационного климата в образовательном учреждении по поощрению инноваций, по совершенствованию коммуникаций между различными структурными подразделениями системы образования, по созданию комплексных систем мотивации работников системы образования.
В целом, качество инновационного процесса будет определять позиции российской системы образования в международном образовательном пространстве.
Систематизация различных традиционных групп инноваций [1, 2, 3, 5, 8] позволяет предложить следующую классификацию инноваций в сфере образования:
Большинство методов оценки эффективности инновационных процессов нацелены на оценку уже осуществленных проектов, что позволяет подвести итоги проекта и сделать выводы о его дальнейшем продолжении. Однако, на проектной стадии инновационных реформ необходимо выбрать наиболее удачный подход к реформированию, и составить правильное представление о его потенциальных возможностях. Надо отметить, что необходимо сопоставить не только проекты реформ в целом, но и оценить потенциальную эффективность каждого отдельно взятого инновационного мероприятия.
Модифицированный метод анализа иерархий [7] позволяет построить систему векторных индикаторов оценки эффективности конкретных программ инновационного реформирования системы образования. Оценивание можно производить по следующей системе критериев:
1. Потенциальные возможности инновационной программы в отношении повышения эффективности образовательного процесса и уровня итоговых знаний выпускников учебных заведений широкого профиля. Этот интегральный показатель должен быть основным среди качественных критериев социально-экономической эффективности экономических инноваций в систему образования России, так как потенциал инновационной программы определяет уровень ее воздействия на систему образования и будущее качество образовательных услуг, оказываемых учебными заведениями. Тем самым, данный показатель должен иметь наивысший приоритет.
2. Комплексность конкретной инновационной политики. Инновационные процессы могут охватывать только отдельные элементы системы образования, более того, большинство инновационных программ, запущенных ранее в нашей стране, как раз и носили локальный характер. Однако, как отмечено выше, локальные преобразования не приведут к качественному изменению ситуации в системе образования в целом. Следовательно, один из качественных интегральных показателей должен оценивать степень комплексного воздействия инновационной программы на систему образования России в целом. Таким образом, наиболее приоритетными должны быть те инновационные процессы, которые носят массовый характер, охватывают все подсистемы существующей системы образования и нацелены на системный совокупный эффект качественных преобразований.
3. Уровень мотивированности и возможности для повышения квалификации персонала учебных заведений в рамках конкретной инновационной программы. Одним из важнейших факторов падения качества и результативности современной российской системы образования является фактор отсутствия мотивации и, в некоторых случаях, низкого уровня квалификации персонала учебных заведений. Длительное негативное состояние системы образования привело к реализации единственного способа мотивации персонала учебных заведений - финансового. Однако, даже данный способ мотивации на поверку постоянно оказывался не состоятельным (слишком медленный рост заработной платы, слишком низкие дополнительные выплаты). Следовательно, сегодня требуется более существенный рост вложений в систему образования для того, чтобы добиться доверия со стороны персонала и стимулировать реальный рост его мотивации. Кроме того, необходимо, чтобы инновационная программа предусматривала иные способы мотивации кадров и стимулировала интерес персонала к различным формам повышения квалификации и развития гибкости и инновационности мышления.
4. Уровень конфликтности и противоречивости конкретной инновационной программы. Качество и эффективность любого проекта в большой степени зависят от непротиворечивости идей и требований, выдвигаемых данным проектом. Наличие внутренних неточностей и погрешностей способствует порождению конфликтов высокой степени интенсивности. Чем выше уровень конфликтности конкретного инновационного проекта, тем медленнее и с тем большими отклонениями от намеченных целей будет осуществляться внедрение проекта на практике.
5. Экономическая рентабельность внедрения конкретной инновационной политики, учитывающая уровень финансовых затрат государства, уровень социальных издержек общества и уровень востребованности выпускников системы образования. Осуществление любой государственной инновационной программы сопряжено с оценкой ее экономической целесообразности, так как существует высокая вероятность реализации эффекта `дырявого ведра` и нерационального расходования государственных средств. Кроме того, результаты инновационных процессов должны оправдывать те вложения, которые делает государство и общество в развитие системы образования в целом и отдельных ее подсистем. Сегодня как бизнес, так и государственные структуры выступают только потребителями того материала, который поставляет им система образования, вложения же в ее развитие и степень целевого воздействия на эту систему на данный момент минимальны. Следовательно, учет в конкретном проекте характерных тенденций и потребностей страны, а также задание стимулов для формирования тесных связей системы образования и самого образовательного процесса с национальными экономическими субъектами, существенно повысит рентабельность применения конкретной инновационной политики.
6. Внутренний уровень контроля и наличие системы индикаторов эффективности реализации конкретной инновационной программы. Инновационная программа повышения эффективности функционирования системы образования должна включать методики контроля и адекватности запущенных процессов заданным в проекте целям. При несоответствии итоговых индикаторов заданным границам, а точнее при достижении ими значений, упреждающих наступление опасного состояния, в программе должен автоматически запускаться механизм коррекции, иначе реализация инновационного проекта может привести к совершенно непредсказуемым последствиям.
7. Синергетические возможности инновационной политики и системный эффект реализации конкретной инновационной программы. Степень взаимного соответствия различных по своей природе процессов, запущенных конкретной инновационной политикой и уровень формирования новых эффективных связей внутри системы образования определяют совокупный результат инновационного воздействия на систему образования в целом и дальнейшие перспективы реализации программы (после выхода ее за рамки эксперимента). Экономические инновации в системе образования должны приводить к формированию новых нетрадиционных связей между ее различными подсистемами, качественным изменениям самой системы
8. Уровень устойчивости инновационной политики в условиях динамических преобразований и неопределенности окружающей среды. Реализация любой государственной инновационной программы происходит на протяжении длительного временного интервала. Это объясняется инертностью, характерной для развития всех социально-экономических систем. Особенно ярко эта черта проявляется в функционировании различных объектов системы образования и государственных органов и структур, то есть именно тех объектов, которые подвержены целевому воздействию инновационной программы. Но условия, в которых реализуется проект, постоянно меняются, следовательно, намеченные инновационной программой цели под воздействием факторов неопределенности и риска могут искажаться. Таким образом, от степени устойчивости проекта к воздействию различных помех зависит качество его реализации.
9. Социальная направленность инновационной политики системы образования. Этот показатель не оказывает непосредственного влияния на качество реализации и результативность инновационных процессов в сфере образования. Однако, социальная направленность инновационной политики определяет уровень доступности образования и его массовый характер. Уже сегодня можно создать коммерческую замкнутую систему, которая позволила бы оказывать образовательные услуги на совершенно ином качественном уровне. При этом данная система должна включать все уровни системы образования и получить государственную аккредитацию (без которой аттестаты и дипломы данной системы не будут признаваться работодателями), причем наиболее перспективным направлением в данном случае было бы развитие системы со стороны высшей школы, а не со стороны системы общего и среднего образования. Но тогда образование станет полностью элитарным, так как обеспечение функционирования такой системы потребует очень больших финансовых вложений. Однако, как уже отмечено выше, общество нуждается в огромном количестве высококвалифицированных кадров, которые смогут обеспечивать новую инновационную и высокотехнологичную экономическую реальность. Следовательно, элитарный подход к образованию уже скоро лишит экономику страны перспективных потенциальных возможностей и существенно сузит горизонты конкурентоспособности национальных экономических субъектов на мировых рынках.
Таким образом, при реализации инновационных реформ в системе образования в России необходим системный подход. Так, единый государственный экзамен может быть успешно реализован только при совместной реализации программы образовательных кредитов, как это и было задумано первоначально, и при условии проработки качественной законодательной базы, которая бы позволила урегулировать интересы всех заинтересованных сторон. Однако, в силу опережающего продвижения ЕГЭ, его эффективность оказалась столь низкой. Анализ факторов инновационного развития сферы образования показал, что наиболее успешно реализуются комплексные реформационные мероприятия, которые охватывают совместное осуществление целого ряда инновационных программ, приводят к существенному увеличению скорости информационного обмена.


Литература:
1. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. - М., 2001.
2. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров `Управление развитием организации`. Модуль 7. - М., 1999.
3. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой. - М., 1997.
4. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. - СПб., 2000.
5. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Кониуков И.А. Роль инновационных процессов формирования стратегии предприятия //Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - N3. - С.29.
6. Основы инновационного менеджмента /Под ред. П.Н. Завлина. - М., 2000.
7. Саати А., Кернс Т. Аналитическое планирование: Организация систем. - М., 1993.
8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М., 2000. - С. 28-30.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия