Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Взорова М. А.
преподаватель кафедры туроперейтинга Балтийской академии туризма и предпринимательства

Формирование готовности студентов ВУЗов туристского профиля к инновационной управленческой деятельности

Под нововведением в турбизнесе понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного турпродукта, реализуемого на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. А под инновационным управлением турорганизацией - специфическая деятельность, направленная на создание нового или усовершенствование создаваемого турпродукта, оптимизацию функционирования турорганизации и упорядочение протекающих в ней процессов (экономико-финансовых, технологических, психологических и др.). Инновационное управление отличается новизной в постановке целей, оригинальным применением известных или использованием ранее неизвестных, но более эффективных способов решения задач.
Вопросам изучения систем управления на предприятиях туриндустрии посвящено достаточно большое количество работ [3, 4, 6, 8 и др.]. Принципы инновационной управленческой деятельности применяются сегодня целым рядом успешных предприятий Санкт-Петербурга, Финляндии и Германии. Исследование теории управления, а также практического опыта инновационного управления турпредприятиями позволяет выделить ряд существенных положений, лежащих в его основе.
Прежде всего, инновационное управление отличает нацеленность на достижение максимально возможных результатов. Для достижения этой цели турпредприятие рассматривается как целостная система, с учетом влияния внешней и внутренней среды фирмы. При анализе инновационного управления необходимо принимать во внимание наличие большого количества переменных, охватывающих материальные аспекты менеджмента (использование ресурсов), а также его функциональные (организация деятельности) и смысловые аспекты. Инновационный менеджмент турпредприятия отличается использованием ценностного подхода, а механизм решения возникающих проблем может быть многовариантным.
Кроме того, ключевым условием результативного инновационного управления является правильная постановка цели и определение всего комплекса задач, связанных с конкретными обстоятельствами жизнедеятельности турорганизации. К таким задачам могут быть отнесены следующие.
1. Изучение и прогнозирование конъюнктуры туристского рынка: обеспечение коммерческой деятельности необходимой информацией по конъюнктуре, ценам, поставщикам и конкурентам; анализ конкурентоспособности туристской продукции и услуг, а также требований, предъявляемых к качеству туристской продукции и услуг на рынке.
2. Оценка собственных возможностей: составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития туристской организации; обеспечение туристской организации денежными средствами, персоналом, материально-техническим оснащением, зданиями и др.
3. Активизация деятельности персонала, работающего в туристской организации: экономическое и моральное стимулирование персонала; создание условий для проявления творческого потенциала работников; повышение профессиональной квалификации персонала.
4. Организация деятельности по производству туристского продукта или услуги: создание конкурентоспособного продукта или услуги; решение организационных, технических, технологических аспектов туристской деятельности.
5. Выбор партнеров и поставщиков, проведение переговоров: деловая переписка, проведение переговоров с поставщиками услуг и партнерами по бизнесу, заключение контрактов; организационно-правовое и договорно-правовое обеспечение
туристской деятельности.
6. Проведение рекламной работы: разработка и проведение рекламных и других мероприятий с целью расширения сбыта туристского продукта или услуг; участие туристской организации в выставках, ярмарках, семинарах, проводимых в России и за рубежом.
7. Сбытовая деятельность: развитие корпоративной и агентской сети; захват максимальной доли рынка; развитие новых направлений бизнеса; использование в сбытовой политике современных компьютерных технологий.
8. Анализ, контроль и координация: ведение в установленном порядке оперативного, бухгалтерского, статистического, финансового учета и отчетности; организация и анализ кредитных и расчетных операций, контроль за их осуществлением; достижение согласованности при работе всех звеньев туристской организации; оснащение организации новыми технологиями работы, коммуникациями и связью.
Научное осуществление инновационной управленческой деятельности предполагает последовательную реализацию управленческих функций с учетом соблюдения системы требований, обеспечивающих высокую эффективность управления. В состав управленческой деятельности входит целый ряд функций, таких как: функция целеполагания (разработка моделей будущих результатов и, в частности, модели эффективного протекания процесса функционирования и развития организации или ее структурных подразделений); информационно-аналитическая (сбор и анализ информации о сложившейся ситуации и возможностях по ее изменению); поисково-прогностическая (формулирование общего замысла, формирование альтернативных программ будущих действий и определение вероятности получения необходимых результатов). К неотъемлемым управленческим функциям относятся также коммуникативная, контрольно-оценочная, корректировочная функции, а также функции принятия решений и организационно-методического обеспечения.
Управление туристическим предприятием как постоянно возобновляемый процесс основано на совместной реализации всех перечисленных выше функций, поэтому его осуществление предполагает комплексный подход. При этом инновационный характер управления ведет к возникновению совокупности дополнительных требований к фирме, выступающих в форме управленческих принципов целенаправленности, непрерывности управления; целесообразности принимаемых решений; централизации руководства с предоставлением сотрудникам возможности широкой инициативы; комплексного подхода к решению возникающих задач; содержательности и конкретности планирования деятельности.
Профессиональная готовность менеджера турорганизации к эффективной инновационной управленческой деятельности складывается из его настроенности на безусловное выполнение стоящих перед ним функциональных задач, нацеленности на инициативное, творческое и ответственное отношение к выполнению долга перед организацией и коллективом. Менеджер должен уметь применять эффективные традиционные и новые управленческие технологии, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность менеджера складывается из уровня его волевого развития, его мотивационной готовности к эффективной инновационной управленческой деятельности; нацеленности на инициативное, творческое и ответственное отношение к выполнению долга перед организацией и коллективом. Отметим, что важным условием достижения менеджером компетентности является оптимальное протекание интеллектуально-познавательных, эмоционально-чувственных и психомоторных процессов.
Оценить потенциал готовности менеджера к выполнению стоящих перед ним профессиональных задач можно осуществить на основе анализа его самоотдачи в ходе выполнения должностных обязанностей; того вклада, который он способен внести в решение стоящих перед организацией задач. Должен учитываться также характеру его поведения, взаимоотношений с другими людьми; направленность мыслей и действий; самооценка.
Формирование у студентов вузов туристского профиля готовности к эффективной инновационной управленческой деятельности осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе при освоении будущим менеджером основной образовательной программы. Оно представляет собой процесс функционирования специально созданной педагогической системы, результатом работы которой является появление, развитие и закрепление в психологии обучающихся функционально-деятельностных структур, необходимых для успешной профессиональной самореализации.
Педагогическая система формирования готовности будущего выпускника к применению инновационных подходов к решению профессиональных задач включает в себя комплекс целей, связанных с развитием у обучающихся мотивации к проявлению творчества в профессиональной деятельности, позитивного отношения к профессии, направленности на достижение высоких показателей в деятельности, нацеленности на безусловное выполнение поставленных задач. Ряд усилий требуется направить на формирование у учащихся высокого уровня профессиональной компетентности (коммуникативной, организаторской, производственно-технологической) и способности к саморегуляции поведения и деятельности (самомобилизации, определения темпа и времени активности - релаксации и т.д.). Важной задачей является формирование у студентов современного творческого мышления, совокупности профессионально важных качеств (ответственности, организационного патриотизма, способности работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей сил, навыков организованности в повседневной деятельности, оптимизма, открытости, толерантности, готовности к работе в команде. Итогом подобной работы должен стать рост мастерства в профессионально направленном общении и развитие стремления к профессиональному самосовершенствованию.
Субъекты педагогического процесса - преподаватели, выступают в роли организаторов процесса, обеспечивая их личностное и профессиональное развитие. Эффективная работа педагогической системы немыслима без методического обеспечения, активного участия самих студентов в организации познавательной деятельности. Кроме содержательного компонента, серьезное влияние на результат педагогического процесса оказывает система педагогически целесообразных профессиональных и межличностных отношений и взаимодействий. Не менее важен организационно-методический компонент, включающий в себя оптимизацию содержания учебных программ (программ повышения квалификации) и программ практик, их согласование между собой, качество проведения теоретических и практических занятий, методическое обеспечение учебно-практической деятельности студентов, четкое определение форм, способов, последовательности образовательной деятельности студентов, технологии их отчетности, порядка управления их деятельностью. В результате взаимодействия разных компонентов образовательного процесса формируется готовность выпускников к успешному осуществлению инновационной деятельности и последующему повышению профессионального мастерства.
В целом можно сказать, что эффективность функционирования педагогической системы обеспечивается четким определением педагогических целей, готовностью преподавателей к высокопрофессиональному осуществлению педагогической деятельности, полным использованием педагогического потенциала учебных занятий, тщательной отработкой организационно-методических вопросов и научной организацией управления педагогической системой.


Литература:
1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Питер, 2002.
2. Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во `Д.А.Р.К.`, 2006.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2004.
4. Данилова М. М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма: Монография. - СПб., 2005.
5. Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке. - М., 2000.
6. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма. - СПб., 2005.
7. Инновационный менеджмент: Учебник /Под ред. С.Д. Ильенковой. - М., 1999.
8. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М., 2000.
9. Кошелева С.В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: Дис. докт. психол. наук. - СПб., 1997.
10. Машков В.Н. Введение в психологию человека: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.
11. Шарухин А.П. Психология менеджмента. - СПб., 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия