Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Гриф М. Р.
аспирант кафедры социально- культурной деятельности Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств

Религиозное сознание как средство формирования экономической культуры России

`Дела в морально-нравственной сфере обстоят крайне неблагополучно и имеют тенденцию к ухудшению`, - утверждают исследователи ВЦИОМ, авторы доклада `Общественная мораль и государство (1). В обществе все яснее прорисовывается острая необходимость духовного катализатора, роль которого зачастую выполняет Русская Православная Церковь (РПЦ). Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества, оказывая глубокое влияние на формирование нравственного облика личности. В то же время на положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают три главные силы современности - наука, экономика и политика. Их эволюция в современном обществе ведет к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они порой открывают для религии новые возможности.
Сегодня религия в качестве нравственной и духовной силы общества получила возможность сегодня вступать в диалог с миром, судьба которого оказалась зависимой от его моральной полноценности перед лицом реальных проблем общественно-экономического развития. В основе этических ценностей, исповедуемых РПЦ, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие как любовь, терпение, мир, справедливость, сострадание. Большинство церковных иерархов и священнослужителей, осмысливая современные социально-экономические и общественно-политические проблемы, возникающие в процессе развития и изменения общества, ориентируют церковь на консолидацию страны и повышение нравственного потенциала человека.
Одной из центральных задач, стоящих ныне перед государством, церковью и бизнесом, разделенных имущественными и социальными противоречиями, является задача формулирования общенациональных ценностей на основе православной веры, исторического прошлого и надежд на экономическое и духовное возрождение в будущем. При изучении межкультурных коммуникаций в обществе становится ясно, что в рамках единого государства различные социальные группы, отстаивая свои корпоративные ценности, заинтересованы в общенациональном согласии и общественной интеграции на основе православных ценностей и национальных традиций. Православные ценности, таким образом, являются своеобразным указателем, который определяет для граждан культурные нормы нашего общества и который в значительной мере определяет способы нашего поведения. Эти нормы образуют систему стандартов, набор правил, позволяющих нам определять взаимоотношения с другими людьми, природой и Богом. Именно таким путем бизнес-сообщество приходит к пониманию необходимости участия в православной и общественной жизни, развивая традиции меценатства и благотворительности.
Когда в начале 1990-х годов произошел окончательный отказ от социалистической системы, предпринимательство перестало быть уголовно наказуемым деянием, а государство отказалось от тотального контроля над экономической, общественной и религиозной деятельностью, стал возрождаться, порой уродливо и извилисто, слой предпринимателей, бизнесменов и коммерсантов, начали восстанавливаться традиции сотрудничества бизнеса, церкви и общества. Эта сфера сотрудничества достаточно богата организационно-экономическими формами. Следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность. В первом случае - это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Недаром спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон. Патронаж - покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные церковные или общественные организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами.
Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворительность демонстрирует акт свободной воли при оказании поддержки, и оформляется, как правило, актом дарения. В российских условиях благотворительность имеет особенно явный доминирующий нравственный и религиозный акцент. Во-первых, как особая моральная ответственность-проявление особенности российского духовного опыта и ментальности. В этом контексте благотворительность есть социальный долг (`стыдно быть богатым`) и потребность замолить грехи. Во-вторых, как свидетельство социальной надежности фирмы, которая создана не только с целью извлечения сверхприбыли, но и с целью общественной пользы.
Экономическая культура, культура рыночных отношений является частью национальной культуры, исторической основой которой по-прежнему остается православие. Можно много спорить о положении религии в современном мире, однако однозначно оценить ее возможности, перспективы и роль в общественно-экономическом развитии общества попросту невозможно. Несостоятельность односторонних прогнозов, провозглашавших либо упразднение института Церкви, либо его возвышение в обществе, не исключают факта устойчивой динамики повышения влияния РПЦ в различных слоях общества. В настоящее время общество предельно поляризовано на небольшое количество очень богатых людей и огромное количество бедных и малообеспеченных, такое имущественное неравенство чревато взрывом.
Позиция РПЦ состоит в том, что церковь стремится сгладить социальную напряженность, обращаясь к различным слоям населения с призывом о терпимости, ответственности и примирении. По инициативе РПЦ проходят форумы, посвященные наиболее острым проблемам современной России, например: `Национальная сфера ответственности: власть, церковь, бизнес и общество против наркомании`. Церковь инициирует государственные и частные инвестиции на строительство и восстановление храмов. В 2004 г. на Всемирном русском народном соборе был принят `Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании` (или, как его назвали в прессе, `Десять заповедей православного бизнесмена`). Данный документ носит рекомендательный характер и призван, по замыслу авторов, максимально ввести бизнес в публичную сферу и дать оценку бизнеса с точки зрения православной этики. Вот содержание этих заповедей:
1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и отчизны.
2. Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.
4. Человек - не `постоянно работающий механизм`. Ему нужно время для отдыха духовной жизни, творческого развития.
5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование - это социально ответственный вид деятельности.
6. Работа не должна убивать и калечить человека.
7. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.
8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего и посягать на его собственность(2).
Профессор Московской духовной академии дьякон А. Кураев в работе `Церковь в мире людей` утверждает: `Церковь не считает успех в мире бизнеса чем-то `греховным`. Сами по себе богатство или нищета не имеют нравственного наполнения, нравственное наполнение имеет только реакция человека на те обстоятельства жизни, в которых он оказался. Человек испытывается тем, как он реагирует на эти обстоятельства, как он переживает свою нищету или свое богатство. Так что нельзя сказать, будто работа банкира пагубна, а работа токаря спасительна`(3).
Таким образом, официальная позиция РПЦ состоит в курсе на сотрудничество с представителями бизнеса, государства и общества и примирение постсоветского общества в условиях новых экономических реалий. Стремление внести религиозную и нравственную составляющую в экономическую жизнь общества в перспективе могло бы стать успешной стратегией взаимодействия православной церкви, государства и отечественного предпринимательства. Социологические исследования показывают, что влияние религии экономически выгодно всем слоям общества и его не стоит недооценивать.
Установление доверия между деловыми партнерами в сфере бизнеса проходит следующие этапы:
1. Фаза расчета (трезвый материальный просчет возможных доходов и убытков).
2. Информационно - опытная база (основана на знании партнера и опыте общения с ним).
3. Фаза тождества (взаимодействие достигает такой степени, когда можно говорить о партнерах как о группе с единой системой ценностей).
Большинство из предпринимателей находятся во второй фазе, однако верующие партнеры быстрее всех достигают третьей, поскольку в отношениях между ними присутствуют принципы общественной этики и православной морали. Эффективность коллективного труда, который свойственен национальному менталитету, определяется едиными религиозно-нравственными ценностями персонала организации.
Сегодня политика государства направлена на развитие `социально ответственного` бизнеса, она объявлена одним из приоритетов правительства. К примеру, президент В. В. Путин в последнем послании Федеральному собранию (10 мая 2006 года) отметил буквально следующее: `Правительство должно навести порядок и с содержанием программ в профобразовании. Причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей. Поддерживаю инициативы наших предпринимателей о финансировании крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и о формировании системы образовательных кредитов. И здесь следует продумать вопрос о совершенствовании законодательства, стимулирующего такие расходы и создающего необходимые гарантии`(4).
Многие представители бизнес - элиты, и, особенно, средние по объему доходов предприниматели совершают как единовременные акты благотворительности, так и организуют целенаправленные программы помощи нуждающимся. Их помощь востребована в различных областях жизни общества: к примеру, они оказывают помощь детским домам и больницам, принимают участие в молодежных слетах и фестивалях, направленных против наркотиков, помогают деятелям науки и искусства. Как и русское купечество в свое время, многие современные предприниматели выделяют крупные суммы на строительство монастырей, соборов и храмов. Религиозное просветительство и экономическая культура - два взаимообуславливающих фактора общественной жизнедеятельности. Возрождение традиций благотворительности и христианского милосердия свидетельствует о нравственном здоровье общества.
Взаимное сотрудничество Русской Православной церкви и общества выражается во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Это - возрождение института духовенства в вооруженных силах государства, участие в общественных дискуссиях по вопросу о преподавании `Основ православной культуры` в общеобразовательных школах, запуск религиозных передач в программах центрального и регионального телевидения и радиовещания. Выпуск газет, журналов, распространение церковных книг, икон и молитвенных принадлежностей. Общественность все активнее принимает участие в церковных службах, растет религиозное сознание - родители все чаще обращают свое внимание на воскресные школы при храмах и монастырях, видя в них реальную альтернативу пьянству, наркомании и преступности, распространенным в молодежной среде. Православные центры предлагают новый вид туристической услуги - паломничество по святым местам, посещение монастырей, соборов, храмов и молитвенных мест. Монастыри и храмы участвуют в просветительских и оздоровительных программах, принимают людей страдающих от наркотической или иной формы зависимости и стремятся облегчить их участь. В местах лишения свободы священнослужители проводят службы и душеспасительные беседы, помогая оступившимся найти свое место в обществе. В Россию привозят чудотворные иконы, мощи святых, проведено перезахоронение останков царской фамилии и останков общественных и государственных деятелей дореволюционной России. Проводятся православные выставки, форумы и конференции, возрождаются связи с зарубежными церквями и конфессиями. Церковь участвует в обсуждении всех общенациональных проектов и является инициатором многих социальных и государственных программ.
Можно выделить несколько уровней влияния РПЦ на развитие современного общества, экономики и бизнеса:
I. Прямой вклад в экономику: сфера православной культуры и религиозной деятельности создает конкретные рабочие места на рынке труда, объявляя вакансии православного и регентского преподавания, церковного пения, реставрационных и иконописных работ, привлекая к труду обслуживающий персонал, открывая христианские биржи труда; имеет собственный автономный рынок, обладающий существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона; служит вспомогательным источником развития образования, СМИ, туризма, торговли.
II. Прямое социальное влияние: православная культура и религиозная деятельность обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию свободного времени и отдыха, предлагает нравственные образцы и модели социального поведения, позитивно влияет на сознание людей, отношения между ними, способствует духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.
III. Косвенное экономическое влияние: православная культура и религиозная деятельность социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют базовые ценности общества, образы, которые, помимо культовой деятельности, используются в общественной и коммерческой деятельности; такие современные технологии бизнеса как работа с персоналом, public relations, формирование корпоративной культуры невозможны без использования традиционных форм взаимодействия, принятых в православной культуре; взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и мира православной культуры, их социальное партнерство образует важнейший механизм и инструмент формирования гражданского общества, и это сотрудничество, по сути дела, и является способом реализации гражданского общества. Православная культура и религиозная деятельность повышают эстетическую ценность окружающей нас среды - соборами и храмами, колокольным звоном, украшая церковной символикой здания, помещения и товары народного потребления.
IV. Косвенное социальное влияние: православная культура и религиозная деятельность обогащают социальную среду, наполняя ее православными праздниками, свадебными и другими обрядами и привлекательными событиями; православная культура и религиозная деятельность - коллективная память нашего общества, неисчерпаемый источник православно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений, а также условие идентификации личности как гражданина России; православная культура и религиозная деятельность повышают степень социализации личности, способствуют профилактике и ограничению девиантного и асоциального поведения; велико влияние православной культуры на образование и воспитание подрастающего поколения, на эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие детей.
Таким образом, православная культура и религиозная деятельность являются системообразующим фактором консолидации и развития российского общества и экономики.


Литература
1. Костиков В. Одичание - 2//Аргументы и факты. - 2006. - N 50.
2. http://www.kuraev.ru/index.php?id=1/
3. http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml
4. http://www.kp.ru.daily/23209/26399/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия