Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
К ГОДУ КИТАЯ В РОССИИ
Фам Т.
аспирант кафедры экономики Казанского государственного университета

Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая

Для успешного развития стран с переходной экономикой немаловажное значение имеет привлечение иностранного капитала. Иностранные инвестиции как важный источник в процессе модернизации производства создают новые производства и способствуют передаче не только передовых технологий, но и мирового опыта в управлении и организации экономики. Иностранные инвестиции способствуют повышению конкурентоспособности государственных предприятий. Создание совместных предприятий способ-ствует получению новых квот на экспорт товаров, что облегчает проникновение товаров на внешние рынки. С помощью иностранных капиталов создаются новые рабочие места, происходит расширение налогового поля, активизируется национальный экспорт и импорт.
Иностранные инвестиции являются существенным фактором экономического развития. В то же время необходимо отметить, что объемы привлечения инвестиций, их характер и проводимая национальная политика в различных странах значительно отличаются. Определенный интерес представляет сопоставление ситуации на инвестиционном рынке в России и Китае, в частности, следует обратить внимание на специфику привлечения иностранного капитала в этих странах.
Почему для сравнения с Россией избран именно Китай? Потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Китай выросли до 665 млрд. долл. в 2006 г. и, в качестве развивающейся, страна продолжает занимать первое место по привлекательности прямых иностранных инвестиций. При этом четвертый год подряд Китай признается наиболее инвестиционно привлекательной страной в мире [9].
Рассмотрим причину такого успеха. По мнению западных экономистов, на индекс инвестиционной привлекательности влияют три основных фактора:
- масштабы рынка;
- темпы экономического развития;
- политическая стабильность.
Китай является страной с огромным населением и крупнейшим потенциалом рыночного развития. С началом проведения политики реформ и внешней открытости китайская экономика развивается стабильно с позитивным вектором роста. Китай характеризуется политической стабильностью и благоприятным инвестиционным климатом.
Обратимся к экономике России. По сравнению с другими странами объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику, был невелик. К примеру, доля объема ПИИ в России в 2001 г. относительно ВВП составила всего 6,5%, тогда как средняя доля ПИИ в ВВП в мире - 22,5%, а в ЦВЕ - 20,9% [1, с.62]. Основными причинами незначительного объема прямых иностранных инвестиций в России, по мнению экспертов, являются экономическая и правовая нестабильность, жесткая налоговая система, низкий уровень развития основных элементов рыночной инфраструктуры, недостаточное информирование иностранных инвесторов о возможностях капиталовложений; отсутствие четкой регламентации прав собственности на землю, защита имущественных прав партнера, неопределенность с имуществом приватизируемых предприятий.
В последние годы климат для иностранного инвестирования в российскую экономику несколько улучшился, что связано прежде всего с созданием законодательной базы, соответствующей нормам международного инвестиционного сотрудничества, а также с ростом основных экономических показателей. Макроэкономическая стабилизация меняет отношение иностранных инвесторов к России. В 2006 г. экономика России получила 55,1 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 2,7% больше, чем в 2005 г. [11], в результате произошел рост числа новых инвестиционных проектов. По оценкам ЮНКТАД, Россия в 2003 г. стала третьим по значимости инвестиционным районом после Китая и США, о чем свидетельствует 7% доли РФ в проектах во всем мире [1, с.63]. По мнению Института международных финансов, Россия по инвестиционной привлекательности стоит на одном уровне с Китаем, а британское издание Independent считает, что `для инвесторов российский рынок намного привлекательнее китайского`. Однако в соответствии с оценкой консалтингового агентства A.T. Kearner, Россия находится только на 11-м месте по привлекательности прямых иностранных инвестиций. В январе 2005 г. ведущее рейтинговое агентство Mood`s подняло российский суверенный рейтинг до инвестиционного уровня кредитного рейтинга [10]. Но действующая в России система привлечения иностранного капитала еще далека от совершенства.
Приток иностранных инвестиций в России имеет крайне неудовлетворительную структуру: низкая доля ПИИ и портфельных инвестиций и высокая доля прочих инвестиций. В последние входят торговые и краткосрочные кредиты, кредиты правительств иностранных государств и т.д. На конец 2006 г. накопленный иностранный капитал составил 142,9 млрд. долл., из которых в форме прямых инвестиций - 47,5% (в 2005 г. - 44,5%), в форме портфельных инвестиций - 3,4% (1,7%), в форме прочих инвестиций 49,1% (53,8%) [11].
Незначительный объем портфельных инвестиций объясняется отсутствием ликвидного фондового рынка, а также нежеланием отечественных акционерных предприятий продавать свои акции внешним инвесторам. Так, лишь 7% предприятий согласны на продажу части своего капитала [3, с.112]. При этом портфельные инвестиции относятся к рискованным вложениям, а дефолт 1998 г. значительно повысил уровень инвестиционных рисков. Отставание темпа роста прямых инвестиций обусловлено рядом причин:
- небольшое число прибыльных предприятий;
- высокий процент износа активной части основных фондов (в 2004 г. износ оборудования в целом по промышленности составил 50,6 % [4, с.391]), в результате вложение капиталов в производственную сферу стало невыгодным;
- низкая капитализация многих компаний;
- несоответствие технико-экономического обоснования бизнес-планов многих российских проектов зарубежным стандартам и недостаточная информационная база об инвестиционных проектах.
В силу перечисленных причин на российском инвестиционном рынке более привлекательными оказались инвестиции в форме торговых и краткосрочных кредитов, кредитов правительств иностранных государств. Отраслевая структура иностранного капитала в целом не удовлетворяет задачам структурной перестройки российской экономики. Значительная часть иностранных инвестиций концентрируется в топливной и пищевой промышленности, крайне недостаточная их доля приходится на химическую, лесную и машиностроительную отрасли. Предпочтение топливной и энергетической сферам объясняется стабильным спросом на энергоносители на мировом рынке, быстрым оборотом вложенных средств, достаточно высоким уровнем развития отрасли и высокой квалификацией работников при небольшой (в сравнении с зарубежными странами) зарплате. Пищевая промышленность привлекает быстрым оборотом вложенных средств и их не столь значительным количеством.
До кризиса 1998 г. большая часть иностранного капитала приходилась на финансовую сферу (финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение). В 1997 г. ее доля в общем объеме иностранных инвестиций составляла - 38,7%, после кризиса 1998 г. эта доля значительно сократилась: в 1999 г. - до 1,2%, 2003 г. - до 1,9%. В 2006 г. доля иностранных инвестиций в финансовой сфере повысилась и составила 6,7% [11]. В последние годы растет общая доля иностранного капитала в непроизводственной сфере, в частности, на торговлю в 2006 г. приходилось 21,3% иностранных инвестиций.
Основной причиной сложившейся диспропорции отраслевой структуры является отсутствие единой государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в приоритетные направления развития национальной экономики.
По сравнению с Россией доля ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций в Китае является преобладающей на протяжении последних 30 лет. К 2006 г. объем накопленных иностранных инвестиций составил 665 млрд. долл., а общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций за 1980-2004 гг. составляет 560 млрд. долл. Удельный вес прямых иностранных инвестиций в валовом внутреннем продукте превысил 40%. Сегодня в структуре иностранных инвестиций доминируют прямые иностранные инвестиции [9].
В Китае внутренний рынок для иностранных инвестиций открывался постепенно и планомерно, с учетом поэтапного реконструирования структуры отраслей, в которые направляются иностранные капиталы. На первом этапе (1979-1991 гг.) правительство Китая открыло для иностранных инвесторов такие трудоемкие отрасли, как текстильная и швейная промышленность.
После 1992 г. Китай начал привлекать иностранные капиталы в другие отрасли. Иностранные инвестиции постепенно приходят в капиталоемкие и техноемкие отрасли: машиностроение, химическую промышленность, производство транспортных средств, телекоммуникацию и пр. В 2002 г. примерно 2/3 потоков ПИИ в Китай направлялось в обрабатывающую промышленность (62,14%) [1, с.44]. Доля ПИИ в основной капитал в 1993-2001 гг. находилась в пределах 10-17%. Доля ПИИ в промышленности выросла с 2,28 % в 1990 г. до 28,05% в 2001 г. В 2001 г. объем налогов, полученных от иностранных предприятий, достиг 19,01% от их общей суммы. Доля экспорта от иностранных инвесторов в общем объеме экспорта страны выросла с 5,6% в 1986 г. до 51,67% в 2001 г. [7].
После присоединения Китая к ВТО постепенно открывается для иностранных инвесторов сфера услуг, в которые входят страхование, финансы, розничная торговля, туристические услуги и т.д.
Заметим, что такие страны, как Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, реализуют политику, направленную на привлечение потока ПИИ в приоритетные отрасли и регионы.
В России крайне неравномерно распределяются иностранные инвестиции между регионами страны. Почти половина объема иностранных инвестиций приходится на центральный федеральный округ (в 2004 г. - 47,6%), при этом инвестиции в основном концентрируются в Москве (37,9%). На остальные районы остается значительно меньшая доля иностранных инвестиций. Так, в 2004 г. на Уральский и Дальневосточный федеральные округа приходилось соответственно 17,4% и 12,8%; еще меньший объем иностранных инвестиций приходится на Южный (1,7%), Сибирский (7,8%) и Приволжский (5,9%) округа [11].
Приход иностранного инвестора в тот или иной регион происходит во многом стихийно, без государ-ственного регулирования. В результате инвестиции в первую очередь идут в регионы с развитой финансовой, организационной и промышленной инфраструктурой, то есть в районы с более высоким платежеспособным спросом населения, а также в области, где местное законодательство способствует улучшению инвестиционного климата [2, с.14].
Несколько иначе обстоит дело в Китае. Там крайняя неравномерность распределения инвестиций является проблемой географического характера: восточный регион поглощает до 88% всех ПИИ, в то время как центральный привлекает всего 9%, а западный - только 2% [3, с.10]. Однако причины данной диспропорции иные: политика `открытых дверей` начиналась с экспериментов в отдельных регионах. С самого начала государство регулирует поток иностранных инвестиций по приоритетным районам и отраслям. Постепенно и осторожно открывались различные регионы с учетом их специфических преимуществ. В качестве первого шага были созданы 5 особых экономических зон, которые располагаются близ областей с развитой экономикой, как Гонконг и Тайвань. В этих зонах сложилась система налоговых и таможенных льгот для инвесторов, экономика развивается в рыночном направлении.
В 1984 г. Китай открыл еще 14 приморских городов, а в 1990 г. санкционировал инвестирование в восточные части страны. На ближайшие годы правительство Китая поставило цель привлечь иностранные капиталы в северные районы страны, богатые природными ресурсами, но экономически отсталые и малонаселенные. Для этого иностранным инвесторам были предоставлены особые льготы, правда, они пока не дали заметных результатов.
Отметим и такую особенность России: круг ее стран-инвесторов достаточно ограниченный - это в основном европейские страны, США и Япония. Главными инвесторами в российскую экономику на протяжении ряда лет являются Кипр (в 2006 г. - 22,6%), Нидерланды (16,4%), Люксембург (16%), Германия (8,6%), Велико-британия (8,2,%), США (5,4%), Виргинские острова (3,0%), Франция (2,6%), Швейцария (2,0%), Япония (1,9%) . На долю этих стран в 2006 г. приходилось 86,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций [11].
Круг главных инвесторов в китайскую экономику более широк - он включает страны восточноазиатского региона, США и европейские страны. В 2001 г. иностранный капитал был представлен следующими странами: Гонконг (47,32%), США (8,72%), Япония (8,13%), Тайвань (7,37%), Сингапур (4,84%), Южная Корея (3,16%), Англия (2,48%), Германия (1,79%), Франция (1,26%) [7, с.202]. Важно подчеркнуть, что на долю Гонконга, т.е. фактически части Китая, приходится почти половина ПИИ.
Успех привлечения иностранных инвестиций в Китае во многом зависит от политики правительства, которое последовательно придерживается генерального направления реформы национальной экономики, в том числе политики `открытых дверей`. Другая особенность заключается в том, что иностранным инвесторам были предоставлены более выгодные условия по сравнению с отечественными предприятиями. Например, значительны в сравнении с Россией налоговые льготы: иностранные предприятия, направляющие свою продукцию на экспорт, освобождаются от налога с дохода в течение двух лет после появления прибыли и платят 50% в течение трех следующих лет. Иностранные инвесторы, которые инвестируют в северные и центральные районы Китая, освобождаются от налога с дохода на пять лет и имеют 50-процентную льготу в течение 3-х следующих лет. Налоговые льготы предоставляются также иностранным инвесторам, имеющим передовые технологии и т.д. Существуют и другие налоговые льготы, которые используются как инструмент для стимулирования притока иностранных инвестиций.
После вступления в ВТО Китай продолжает линию на дальнейшую либерализацию инвестиционного законодательства, постепенно снимая действующие ограничения в области услуг и налоговых льгот для иностранных инвесторов. Например, сняты ограничения по валюте, доли экспорта и другие. Четко определены отрасли, закрытые для участия иностранных инвесторов, и отрасли, в которых такое участие ограничено или, наоборот, поощряется. Постепенно совершен-ствуются правовые и законодательные механизмы, соответствующие требованиям рыночной экономики и международным стандартам. Китайское государство последовательно проводит активную финансовую политику, направленную на завершение инфраструктурного строительства. Кроме того, Китай усиливает меры в области защиты интеллектуальной собственности. Благодаря такому подходу, сочетающемуся со сравнительно низкой себестоимостью научных исследований и высоким качеством научных разработок, Китай признан привлекательной страной для инвестирования в науку на ближайшие годы.
В России необходимо разработать специальную государственную программу, направленную на привлечение иностранных инвестиций. В программе должны быть разработаны мероприятия, которые предоставляют иностранным инвесторам благоприятные условия для размещения и вхождения на инвестиционный рынок, но в то же время учитывают национальные интересы. Активная государственная политика может и должна способствовать оптимальному структурированию ино-странных инвестиций с учетом приоритетных отраслей, а также устранению диспропорции в распределении иностранных капиталов по регионам.


Литература
1. Доклад о мировых инвестициях. 2003. Политика в области ПИИ в целях развития: национальных и международных перспектив /Пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2004.- 330 с.
2. Зименков Р. Прямые инвестиции США в экономике России: Инвестиции в России. - 2004. - ? 2.
3. Зубченко Л.А., Шабаева В.И. Иностранные инвестиции в России //Инвестиционный потенциал России //Экон. и социальные проблемы России: Сб. обзоров. - 2001. - ? 3.
4. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб./Росстат. - М., 2006.
5. Орешкин В. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. - 2002. - ? 10.
6. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. ? 160 `Об иностранных инвестициях в Российской Федерации` (с изм. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2004 г.).
7. Стратегия развития: Китайский опыт и урок /Под ред. Нгиуен Хиан Тхи. - Ханой, 2003. - Т.1.
8. Luu Luc. Глобализация: Где выход для КНР? - Ханой, 2002.
9. www.China.org.cn
10. www.economy.gov.ru
11. www.gks.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия