| | Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007 | | В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ | | | |
| | Значительную часть читателей нашего журнала составляют преподаватели вузов. В их работе происходят существенные изменения. Многие вузы становятся автономными учреждениями, национальными университетами, изменяется система управления вузом, возрастает роль работодателей в разработке и реализации учебных программ. Обучение разделяется на бакалавриат и магистерский этап, причем на каждом этапе должны быть выпущены конкурентоспособные и востребованные рынком специалисты. Обновляется материальная база, широко используются новые информационные технологии, создаются центры оценки персонала и систематической переподготовки дипломированных специалистов. Активизируется самостоятельная работа студентов, вводятся жесткий и гораздо более дифференцированный контроль качества подготовки, особо выделяются программы обучения талантливых студентов.
Китайский мыслитель Конфуций сказал 2500 лет назад: `Изучать что-либо и не задумываться над выученным - абсолютно бесполезно. Задумываться над чем-либо, не изучив предварительно предмет раздумий, опасно`. Сегодня эта идея обретает новый смысл. Переход к инновационной модели развития экономики требует инновационного образования, ориентированного не столько на передачу накопленных в прошлом знаний, которые быстро устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими постоянно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Инновационное образование предполагает не заучивание сведений из учебника, а обучение в процессе создания новых знаний, в процессе обсуждения проблем фундаментальной науки и современного производства. Это требует самостоятельного изучения современной отечественной и зарубежной литературы, опыта лучших российских и зарубежных компаний, подготовки исследовательских, а не скаченных из Интернета курсовых и дипломных работ, постоянного контакта с наставником - тьютором. Только так можно создать у студентов базу для последующей профессиональной переподготовки, непрерывного образования, соответствующего реальным потребностям науки и производства.
Журнал начинает печатать лекции и методические материалы, подготовленные ведущими преподавателями и ориентированными на инновационное обучение. В данном номере публикуется конспект лекции заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора Л.С. Бляхмана по курсу `Управление корпорацией`, который читается на магистерской программе в Санкт-Петербургском государственном университете с 2007 года. В дальнейшем предполагается публиковать материалы по различным экономическим дисциплинам, в т.ч. по подготовке деловых игр, анализа ситуаций, семинарских и практических заданий. | |
|