Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Кармов Р. А.
аспирант института экономики Российской академии наук

Особенности современного состояния инвестиционного процесса в России

Инвестиционные процессы являются одним из ключевых факторов, определяющих динамику капитала в экономике, а в конечном итоге темпы и характер экономического роста. Статистические данные о темпах совокупных реальных инвестиций за последние годы свидетельствуют об активности экономических агентов в этой области. На динамику инвестиций в России оказывает влияние большое количество факторов, связанных с особенностями переходного периода: отсутствие действенных институтов рыночной экономики, специфика отношений собственности, неясность в понимании характера инвестиционной деятельности, а также целый ряд других причин. Данные моменты препятствуют разработке и реализации адекватной государственной политики, способствующей улучшению общего инвестиционного климата в стране и формированию долгосрочных инвестиционных стратегий у хозяйствующих субъектов.
Наметившийся после кризиса (1998 года) экономический рост, не создал надежных предпосылок по его дальнейшему совершенствованию, поскольку не решены многие экономические и социальные проблемы. Ключевым фактором способным обеспечить выход на траекторию экономическою роста, является возможность формирования и реализации инвестиционного потенциала в реальном секторе экономики.
В условиях переходной экономики возможности реструктуризации и обеспечения роста производства обусловлены такими факторами, как возможностями по эволюции рыночной системы хозяйствования, спецификой отношений собственности, уровнем развития предпринимательства и финансового менеджмента. При этом материальным базисом по реализации задач социально-экономического развития является инвестиционный потенциал, количественные и качественные параметры которого должны соответствовать его предназначению в современных условиях.
При анализе инвестиционного потенциала на уровне отдельного хозяйствующего субъекта следует учитывать следующие факторы:
 состояние рынка продукции, производимой предприятием, объем ее реализации, качество и цена этой продукции;
 финансово-экономическое положение предприятия;
 технический уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и неустановленного оборудования;
 сочетание собственных и заемных ресурсов предприятия;
 финансовые условия инвестирования на рынке капиталов;
 льготы, получаемые инвестором от государства;
 коммерческая и бюджетная эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием предприятия;
 условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.
Важнейшими предпосылками формирования инвестиционной политики предприятия являются:
 уровень развития законодательства (гарантии прав собственности, защита инвесторов, защиты от рисков, т.д.);
 уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
 макроэкономическая стабильность;
 политическая стабильность и предсказуемость;
 открытость либеральной экономики;
 природные ресурсы и состояние экологии;
 качество трудовых ресурсов;
 состояние спроса на продукцию организации;
 психология потребителей;
 уровень конкуренции.
Отмеченные выше предпосылки принято называть инвестиционным климатом. Отдельные фирмы и регионы внутри страны обладают разной привлекательностью для инвесторов из-за различий в инвестиционном климате. Инвестиционный климат включает объективные возможности данной территории, условия деятельности инвестора на конкретном объекте, а также уровень инвестиционного риска. Этот риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он указывает на причины, почему следует или не следует инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну.
Инвестиционная привлекательность России, начиная с 2000 года, в мире растет. Например, по данным журнала Euromoney, страна переместилась в международном рейтинге со 133-го места в марте 2000 года на 64-е в сентябре 2004 года. Россия обошла Азербайджан и вышла на пятое место среди государств бывшего СССР, приблизившись вплотную к Казахстану (62-е место в мире).
Журналом `Эксперт` публикуются ежегодные рейтинги инвестиционной привлекательности российских регионов. В первую пятерку российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2004 − 2005 гг. вошли: Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ *. На 10 регионов (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татарстан, Башкортостан, Свердловская, Сахалинская Самарская область) в 1999-2004 гг. приходилось 51% всех инвестиций в основной капитал, а на остальные 79 регионов - только 49%. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в еще большей степени концентрируются в лидирующих регионах, - первая десятка `вобрала` в себя 83% всех прямых иностранных инвестиций, из которых 23% приходится на Сахалинскую область.
На практике главными мотивами, оказывающими влияние на принятие решения иностранными инвесторами, относительно вложения средств являются:
 поиск рынков сбыта;
 природные ресурсы;
 стратегическое положение;
 низкие издержки производства.
В случае инвестирования в Россию основными мотивами выступают: поиск рынков сбыта, природные ресурсы и низкие издержки производства внутри страны. Опрос, проведенный компанией OCO consulting в 2003 г. показал, что природно-ресурсный мотив является определяющим для транснациональных нефтяных корпораций (BP, Shell). К компаниям, ориентированным на инвестиции в поисках рынка сбыта, следует отнести тех, кто работает в пищевой (Cadburry, Mars и другие), табачной (Philip Morris) и телекоммуникационной (Deutsche Telecom) отраслях. Низкие издержки производства являются основным мотивом при принятии решений в автомобильной отрасли (BMW, General Motors). Несмотря на то, что в последнее время ПИИ, направляемые в российскую экономику увеличиваются (табл. 1), их удельный вес в структуре инвестиций остается достаточно низким, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Таблица 1 Объем инвестиций, иностранных инвесторов, по видам
Согласно данным табл. 1 основную часть ПИИ составляют прочие инвестиции, которыми отражают краткосрочные кредиты финансовых организаций. Ситуация с прямыми иностранными инвестициями в нашей стране в разные периоды характеризовалась неоднозначно. В настоящее время основными препятствиями на пути роста прямых промышленных инвестиций в экономику России являются:
 административные барьеры;
 неопределенность в законодательстве;
 коррупция;
 непрозрачность принятия политических решений;
 неэффективность судебной системы;
 `развитая` бюрократия;
 слабое конкурентное законодательство.
Особенностью иностранных инвестиций является преобладание кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, относительно всех остальных иностранных инвестиций. Среди последних учитываются и краткосрочные межбанковские кредиты.
Можно утверждать, что в последние годы наметилась явная корреляция между открытостью экономики и притоком ПИИ, но характер такой связи остается сложным и неоднозначным. С одной стороны, открытая торговля позитивно влияет на процесс интеграции национальных рынков, с другой - в защищенной от импорта экономике более высокие цены на импортозамещающую продукцию, что является стимулом для иностранного капитала проникать на внешние рынки. С учетом специфики отечественной экономики представляется необходимым проводить политику привлечения прямых иностранных инвестиций, не забывая при этом о защите потенциально конкурентоспособных секторов национальной экономики (по крайней мере, на определенном временном отрезке).
Сохранение высоких цен на нефть и металлы обеспечивают значительный приток финансовых ресурсов в страну и возможность досрочного погашения внешнего долга. Этот факт способствовал росту производства некоторых видов товаров и услуг, а также увеличению валовых объемов инвестиций. Вышеперечисленные факторы привели к повышению инвестиционной привлекательности России в глазах внешних и внутренних инвесторов. Однако происходящие сегодня в экономике России преобразования вряд ли можно отнести к интенсивному типу развития. По результатам рейтинга проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистической службой Европейского союза на основе сопоставления ВВП по 39 странам мира Россия находится на 36 месте. Так, в РФ объем ВВП на одного человека составлял в 2002 году 8 тыс. 087 долларов США, уступая таким развивающимся странам как: Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Мексика.
Даже в условиях `декларируемого` экономического роста, уровень инвестиций в России не превышает 20% от ВВП. Мировой опыт показывает, что в условиях переходного периода, надежный экономический рост может быть обеспечен при 20−40%% от ВВП. России нужны инвестиции порядка 100−200 млрд. долл. в год в течение 15−20 лет, чтобы обеспечить экономическое развитие темпами в пределах 4−8%% в год.
По данным Федеральной службы государственной статистики России структура инвестиций в основной капитал в 2000−2004 гг. представлена в табл.2.
Таблица 2 Структура инвестиций в основной капитал (в процентах к итогу)
Согласно данным табл. 2 следует, что значительная часть инвестиций в основной капитал осуществляются самими хозяйствующими субъектами, а преобладающая - за счет привлеченных средств, поскольку своих средств предприятиям, как правило, не хватает. В первом полугодии 2005 г. сальдированный финансовый результат у производственных предприятий в РФ вырос по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 39% до 1 337,2 млрд. руб.
Несмотря на улучшение в последние годы финансового состояния предприятий, все еще сохраняется высокая доля убыточных производств (до 40% от общего числа), большинство из которых испытывают острый недостаток средств для инвестирования. Основная доля инвестиций направляется в капиталоемкие отрасли добывающей промышленности. Практически не происходит перераспределения средств от ограниченного круга отраслей в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг, в которых остро ощущается недостаток в инвестициях для обновления основных фондов и внедрения новых технологий. При сложившейся возрастной и технологической структуре основного капитала, низкие объемы инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности являются одним из ключевых факторов, тормозящих темпы экономического роста. Недофинансирование и вследствие этого недостаточное поступление новых основных фондов сдерживает замену устаревших и изношенных фондов и негативно влияет на воспроизводственные характеристики оборудования. К настоящему времени основные фонды отечественной промышленности, загруженные на 70 − 80%%. В 1998 году устаревшими были 55%, то теперь по разным оценкам, степень износа по отдельным отраслям промышленности увеличилась до 60 − 70%%.
Мировой опыт показывает, что прямые государственные инвестиции, как правило, далеко не самые эффективные, поскольку приоритет здесь принадлежит сфере действия частного капитала. Наиболее значимые государственные инвестиции - это инвестиции в инфраструктуру, обеспечивающие равные для всех производителей условия деятельности. Очевидно, что для России это, прежде всего, вложения в строительство дорог и коммуникаций. Для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в стране был создан инвестиционный фонд, но пока эффективного применения ему не нашлось, поскольку не разработан действенный механизм реализации федеральных целевых программ. Зачастую бюджетные средства расходуются на практически бесконтрольное финансирование инвестиционных программ, формирование которых далеко не всегда отвечает интересам эффективного использования национального богатства - трудовых, природных и материальных ресурсов. Обусловлено это тем, что качество федеральных целевых программ недопустимо низкое. Главной причиной является отсутствие четко установленных критериев и процедур осуществления капитальных вложений в рамках этих программ.
Сохранение инерционности в хозяйственной, институциональной и правовой сферах определяется особенностями института собственности в РФ. Формирование прав собственности в переходной экономике происходит на основе трансформации прежних отношений собственности в качественно новый тип отношений. При этом влияние прежней системы остается достаточно существенным, а рыночные механизмы регулирования действуют ограниченно. В свою очередь это приводит к увеличению трансакционных издержек, которые и без того в отечественной экономике сравнимы с производственными затратами. `Нестабильность институтов и связанные с этим низкий уровень доверия, постоянная изменчивость и слабая специфицированность прав собственности, с одной стороны; обусловленность этих процессов качественными трансформационными сдвигами - с другой, позволяют предположить наличие устойчивой корреспонденции между глубиной трансформации и величиной трансформационных издержек.. Последние тем выше, чем глубже изменения` *. Отличительными чертами трансформационной экономики в данном контексте являются: 1) постоянное перераспределение прав собственности под влиянием экономических и неэкономических факторов; 2) сохранение, хотя и в новой форме, авторитарной системы хозяйственных отношений, основанной на отчуждении работника от участия в управлении предприятием и распределении прибыли.
Каждый процент роста имеет свою инвестиционную цену, а темпы экономического роста зависят от объема совокупных инвестиций. Практически во всех моделях экономического роста увеличение национального продукта может быть достигнуто за счет совместного использования интенсивных и экстенсивных факторов. В СССР экономический рост обеспечивался за счет количественного применения ресурсов, что в свою очередь, требовало все большего производства электроэнергии, металлов, наращивания капитального строительства и т.д. Наибольшая часть качественных ресурсов страны была сконцентрирована в оборонном комплексе, гражданские же отрасли основывались на затратных технологиях. В итоге к 80-м гг. отечественная экономика подошла с огромными структурными диспропорциями, с разной инвестиционной `емкостью` отдельных отраслей и предприятий.
Одной из особенностей российской экономики в настоящее время стало проявление ярко выраженного сырьевого характера, со слаборазвитой обрабатывающей промышленностью. Одновременно в импорте увеличивается доля высокотехнологичных товаров. Общеизвестно, что рост цен на высокотехнологичные товары опережает рост цен на сырье. Следовательно, происходит еще большее обогащение развитых стран, с еще большим отставанием стран `второго` мира. Такая расстановка выгодна в первую очередь международному (транснациональному) капиталу, который за счет подобного диспаритета на сырье и готовые товары присваивает колоссальные прибыли. В современном глобализирующемся мире `стирание` границ между национальными хозяйствами, постепенно приводит к неограниченному доступу транснационального капитала к эксплуатации ресурсов сырьевых стран.
На данном этапе российской истории жизненно необходимо разработать соответствующую сегодняшним реалиям государственную политику, направленную на защиту национальных интересов страны. Следует отметить, что в последнее время наблюдается активизация государственной инвестиционной деятельности, прежде всего связанная с претворением в жизнь национальных проектов.
Демографическая ситуация в стране нуждается в коренном улучшении. На протяжении последних лет происходил упадок сферы здравоохранения и образования, снижалось общее качества социального обслуживания широких слоев населения. Такая ситуация наблюдается на фоне роста стабилизационного фонда, бьющего один рекорд за другим. По данным Министерства Финансов на 01.04.06 г. объем средств, находящихся в стабилизационном фонде составил 1,677 трлн. руб. Примечательно, что с момента создания стабилизационного фонда деньги не просто хранятся без видимой пользы, но и `усыхают` на 11−12%% в год в соответствии с официальными цифрами инфляции. По данным Счетной палаты Российской Федерации, инфляция `съела` за последний период около 60 млрд. руб., Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) - 99,6 млрд. руб., а аудиторско-консалтинговой компанией ФБК эти потери оцениваются в 132,2 млрд. руб.
В результате размер потери оказывается сопоставим с объемом средств, выделяемых на реализацию ряда национальных проектов. При этом вполне вероятно, что объем потерь от инфляции в последующие годы будет возрастать прямо пропорционально общему увеличению средств в стабилизационном фонде.
Активизация государственной инвестиционной деятельности должна выражаться не только в прямом участии государства в финансировании инвестиционных проектов. Накопление ресурсов для инвестирования должно быть результатом увеличения платежеспособного спроса, который в свою очередь позволит активизировать хозяйственную деятельность российских предприятий - товаропроизводителей.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия