Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Варару А. А.
адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России

Педагогическая профилактика противоправного поведения обучающихся в учебных заведениях высшего профессионального образования

Экономический кризис последних десятилетий, резкая социальная дифференциация общества, ревизия сложившихся нравственных ценностей привели к коренному изменению жизненных приоритетов значительной части общества и, прежде всего, молодежи. Харак-терным для сегодняшнего времени стало пренебрежение большой части молодого поколе-ния к праву, рост агрессивного поведения молодежи, `омоложение` бандитских формиро-ваний, участие в них студенческой молодежи. Все это требует немедленного обращения к проблеме воспитания, тщательного научного осмысления сложившейся ситуации и поиска путей выхода из нее. Одним из таких путей является педагогическая профилактика проти-воправного поведения обучающихся в учебных заведениях высшего профессионального об-разования.
Известно, что студенты, составляя значительную часть российского общества, несут ответственность как граждане Российской Федерации, с учетом особенностей своего право-вого положения.
Дисциплинарную ответственность обучающиеся несут за проступки, связанные с на-рушением учебной дисциплины, норм морали и чести на основании и в порядке, установ-ленном в учебном заведении; административную - на общих основаниях в соответствии с законодательством; гражданско-правовую - за ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств (ущерб, причиненный государству, юридиче-ским лицам, гражданам, и другие случаи, предусмотренные законодательством). Уголовную ответственность обучающиеся несут за совершенные преступления в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации. Меры общественного воздействия могут быть при-менены к обучающимся в связи с нарушением учебной дисциплины и общественного по-рядка.
Под педагогической профилактикой противоправного поведения понимается специ-ально осуществляемая преподавателями, деканатами, кураторами студенческих групп дея-тельность, направленная на формирование у обучающихся готовности соблюдать законы Российской Федерации, нормы морали и этики, установленные в учебном заведении.
В структуру готовности входят:
а) мотивационно-целевая направленность на соблюдение законов Российской Феде-рации, норм морали и этики;
б) правовая компетентность обучающегося;
в) его волевое развитие;
г) оптимальное протекание интеллектуально-познавательных, эмоционально-чувственных и психомоторных процессов.
Мотивационно-целевая направленность представляет собой свойство личности обу-чающегося, которое в качестве устойчивых и относительно независимых от наличных си-туаций доминирующих мотивов, связанных с целями, определяет характер его поступков.
Правовая компетентность предполагает правовую эрудицию, развитые умения и на-выки законопослушного поведения.
Воля представляет собой психическое образование, обеспечивающее саморегуляцию правового поведения обучающегося и протекания у него психических процессов. К функци-ям воли в сфере соблюдения норм права относятся:
 регуляция побуждений к соблюдению законов Российской Федерации, норм морали и этики при недостаточной мотивации (восполнение дефицита побуждения);
 выбор мотивов, целей и способов действия при их конфликте;
 приведение психических процессов (внимания, эмоций и др.) в систему, адекватную по-требностям осуществляемых действий.
Волевое регулирование действий по соблюдению правовых норм может осуществ-ляться через самоприказ, не требующий каких-либо разъяснений смысла осуществляемых действий, или самоубеждение, которое направлено на изменение личностного смысла дей-ствий (усиление или уменьшение значимости для себя). Намеренное изменение личностно-го смысла действия может достигаться: посредством переоценки значимости мотива; по-средством привлечения дополнительных мотивов; посредством предвидения и осознания результатов действия (поступка); посредством представления негативного развития ситуа-ции и т.д.
Эмоционально-чувственные процессы представляют осознанную систему устойчи-вых переживаний отношения обучающегося к необходимости соблюдения норм права и к конкретным действиям, оцениваемым с позиций соблюдения или несоблюдения норм права и этики. Чувства выполняют роль побуждений и их формирование является необходимым условием законопослушного развития личности.
Предназначение интеллектуально-познавательного компонента в самоорганизации правового поведения состоит в том, чтобы обеспечить полное и адекватное восприятие ин-формации о нормах права и этики, о сложившихся обстоятельствах и внутренних процессах, происходящих в обучающемся, ее всестороннюю оценку, а также запоминание, хранение, воспроизведение и использование в целях принятия и реализации наиболее эффективного решения в конкретной ситуации.
Богатство накопленного жизненного опыта в сфере правового поведения представля-ет собой совокупность умений и навыков, приобретенных в процессе предыдущей жизне-деятельности и связанных с организацией своего поведения в различных ситуациях обще-ния и деятельности. Накопленный опыт может иметь позитивную и негативную окраску.
Центральными компонентами системы деятельности по педагогической профилакти-ке противоправного поведения являются:
а) всестороннее изучение обучающихся; выявление отклонений в их личностном раз-витии от требований, вытекающих из норм права и этики; определение причин появления данных отклонений.
б) эффективное использование методической системы педагогической профилактики противоправного поведения.
Под методикой диагностирования развития обучающихся понимается система науч-но обоснованных действий, связанных с применением диагностических методов исследова-ния личности обучающегося в интересах разработки его психологического портрета, дина-мики развития и прогнозирования возможного поведения.
Основу методики изучения составляет замысел исследования, который включает в себя: а) определение предмета и целей исследования; б) выбор методов, места, времени и последовательности их применения при изучении; в) планирование организационных меро-приятий, обеспечивающих успешное достижение поставленной цели.
Диагностирование обучающегося предполагает использование системы методов изу-чения и влияющих на ее развитие факторов. К таким методам относятся: анализ документов, анализ результатов поведения и учебной деятельности обучающегося; анкетный опрос; бе-седа; наблюдение; тестирование; эксперимент; экспертный опрос и др.
Под методической системой педагогической профилактики противоправного поведе-ния понимается комплекс взаимосвязанных способов педагогического влияния, применяе-мых по определенным правилам с целью формирования у них высокой готовности к зако-нопослушному поведению.
Для определения способов педагогического влияния на личность обучающегося не-обходимо точно знать причины отклонения его поведения от предъявляемых требований. Как показало исследование, к таким причинам могут относиться:
- незнание того, как следует поступать в той или иной конкретной ситуации;
- неумение принимать правильные (оптимальные) решения по выбору необходимой линии поведения в сложившейся обстановке;
- отсутствие (недостаточность) мотивов, побуждающих к выполнению предъявляе-мых правовых требований;
- возникновение обстоятельств, не позволяющих соблюсти установленные нормы поведения;
- отсутствие объективных условий, способствующих развитию и проявлению зако-нопослушного поведения (плохо налаженный быт; нездоровый морально-психологический климат в коллективе и др.)
Названные причины обусловливают решение следующих воспитательных задач:
- формирование у обучающихся потребностно-мотивационной сферы личности, по-буждающей к законопослушному поведению;
- выработка умений и навыков (привычек) законопослушного поведения;
- создание условий для проявления.
Было установлено, что успешное решение данных задач обеспечивается комплекс-ным использованием совокупности методов и приемов педагогического влияния на лич-ность обучающегося, которая включает в себя: группу методов и приемов убеждающего воздействия, используемых с целью формирования ценностно-ориентационной основы по-ведения (убеждение словом, убеждение личным примером, убеждение посредством исполь-зования ценностно-содержательного аспекта учебного предмета); группу методов и приемов актуализации позитивных и торможения негативных мотивов и привычек поведения обу-чающегося в ходе изучения учебного предмета (требование, поощрение, открытие перспек-тив, организация успеха, предупреждение, наказание, развенчание авторитета, контроль за действиями обучающихся); группу методов и приемов закрепления практических умений и навыков организованного поведения обучающихся.
Как свидетельствует практика, для успешного решения задач педагогической профи-лактики противоправного поведения необходимо:
 обладать высоким личным авторитетом, пользоваться у обучающихся уважением и иметь признанное неформальное право их обучать и воспитывать;
 не допускать абстрактности и формализма в определении педагогических целей и задач;
 насыщать учебный материал актуальной правовой информацией;
 глубоко и всесторонне изучать обучающихся, знать их психологию, нужды и запросы, индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны, понимать, что движет ими при осуществлении тех или иных поступков и почему они ведут себя тем или иным об-разом в сложившейся ситуации;
 всесторонне анализировать факторную среду личностного развития, изучать причины поведения, которое не может быть названо как законопослушное;
 осознавать свои возможности по достижению поставленных педагогических целей в сложившихся условиях, вырабатывать всесторонне обоснованную программу действий, детально планировать их, определяя наиболее эффективные способы влияния на обу-чающихся, прогнозировать возможность достижения намеченных результатов;
 подходить к организации и осуществлению деятельности по педагогической профилак-тике противоправного поведения творчески и с оптимистических позиций, избегать шаблона и формализма, не упускать из рук педагогическую инициативу;
 главные усилия сосредоточивать не на поиске и критике имеющихся недостатков и по-роков в личностном развитии обучающихся, а на видении всего лучшего в них, создании условий и всемерном стимулировании полного проявления ими своих лучших сторон и качеств, личностного и профессионального саморазвития и самосовершенствования, чтобы отсутствовала сама возможность проявления негативных черт характера. Пом-нить, что постоянное уязвление самолюбия ведет в тупик и активизирует проявление не-гативного отношения к педагогическим воздействиям; развивать веру в свои силы и спо-собности;
 наполнять образовательную деятельность обучающихся интеллектуально-творческим и радостным эмоционально-чувственным содержанием; формировать понимание роли и необходимости высокоэффективного и качественного труда;
 в любых условиях и при любых обстоятельствах относиться к обучающимся гуманно, чтить их права и не унижать личное достоинство, всемерно заботиться о них; соблюдать законность и справедливость, не допускать ни излишней популярности, ни суровости, ни доступности, помогать обучающимся советом, поддерживать их добрым словом, брать при необходимости под свою защиту, отстаивать их законные интересы перед выше-стоящими руководителями;
 беречь обучающихся, не истощать напрасно их психические силы, не превращая в то же время учебную деятельность в пустое времяпрепровождение;
 не выпускать из-под педагогического влияния ни одного обучающегося, особое внима-ние обращая на потенциальных нарушителей дисциплины и неорганизованных;
 в основу работы с положить, прежде всего, разъяснение, убеждение, личный пример, не-преклонное и принципиальное требование, сочетаемое с доверием и уважением к ним, систематическую оценку учебных действий, сопровождаемую тщательным разбором всех положительных и отрицательных сторон, а также поощрение;
 постепенно наращивать в ходе занятий нравственную, эмоционально-чувственную, ин-теллектуальную нагрузки;
 не строить педагогический процесс на основе одолжения, проявлять педагогический такт, соблюдать единство слова и дела;
 стараться управлять учениками, прежде всего, силой личностного авторитета, добивать-ся того, чтобы они абсолютно верили своему преподавателю, не обманывать их, открыто вести разговор по самым сложным проблемам;
 не стремиться использовать учебный коллектив только как инструмент критики, осто-рожно применять его как средство наказания провинившихся;
 не допускать "заорганизованности" на занятиях, не наказывать за неумелые действия в процессе овладения учебным материалом, не добиваться согласия обучающихся с тем, против чего восстает их рассудок, не подсказывать им действия, против которых они возражают внутренне. Будущий выпускник не только должен иметь незапятнанной со-весть во взаимоотношениях с преподавателем, но и осознавать, что может противостоять злу в борьбе за нравственную чистоту;
 обеспечивать комплексный подход к образованию в ходе проведения занятий, использо-вать весь арсенал имеющихся средств и способов педагогического влияния на них, осо-бое внимание уделяя четкой организации занятий, взаимоотношениям между обучаю-щимися, сплочению коллектива;
 организовывать неформальное общение во внеучебное время, проводить широкую ин-формационно-разъяснительную работу по правовым вопросам;
 обеспечивать согласованность действий при осуществлении педагогической деятельно-сти с другими преподавателями;
 всесторонне анализировать сложившуюся педагогическую ситуацию, осуществлять вы-бор наиболее целесообразных средств, способов и организационных форм педагогиче-ского влияния, наполнять их педагогически целесообразным содержанием, стремиться к гармонизации взаимоотношений с учащимися, постоянно контролировать протекание процесса воспитания и вносить в свою деятельность необходимые коррективы;
 осуществлять педагогическую деятельность непрерывно и последовательно, идти при этом от простого к сложному, переводить педагогические воздействия на обучающихся в плоскость самовоспитания;
 добиваться того, чтобы педагогическая профилактика противоправного поведения про-текала максимально осознанно, чтобы каждый четко осознавал, какими качествами он должен обладать, чего ему не хватает, от каких негативных черт характера следует осво-бодиться; чтобы он ясно представлял свои перспективы в случае выбора той или иной линии поведения;
 вся система педагогической деятельности должна наглядно свидетельствовать о том, что отношение преподавателя к обучающимся, с разной степенью добросовестности и орга-низованности относящихся к выполнению норм права и этики, не строится на основе уравнительного подхода и каждый должен наглядно видеть, какое место среди других он занимает в системе личностного развития;
 нельзя останавливаться на полпути в деле формирования осознанного отношения к со-блюдению норм права и этики. Необходимо создавать прочную мировоззренческую, по-требностно-мотивационную, волевую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности обучающихся, подталкивать их в ходе занятий в проявлении своих пози-тивных сторон и качеств;
 показывать постоянный пример добросовестного и организованного отношения к вы-полнению своих профессиональных обязанностей.


Литература:
Баранов А.М., Марфицин П.Г. Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов. - М., 2005.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1979.
Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург, 2000.
Профессиональная педагогика. - М., 1999.
Тряпицына А.П. Педагогические основы проектирования образовательной системы нового вида. - СПб., 1995.
Шарухин А.П. Психология менеджмента. - СПб., 2005.
Червонюк В.И., Калинский И.В., Иванец Г.И. Конституционное право России: Эн-циклопедия. - М., 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия