Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Ведзижев У. А.
соискатель кафедры социологии и философии Майкопского государственного технологического университета

Налогообложение как социальный институт и проблемы развития человеческого капитала

Налоговая система России в ее современном виде была сформирована 21 ноября 1991 г., когда Указом Президента Российской Федерации № 218 [14] из состава Министерства финансов была выделена Государственная налоговая служба РФ (ГНС РФ) в качестве самостоятельной структуры. Несмотря на то что с тех пор прошло уже 15 лет, социальный конфликт, вызванный разрушением советской системы экономики и отразившийся на развитии налоговой политики, еще не решен. В частности, актуальными остаются споры о методах и технологиях налоговой политики государства.
Одной из актуальных проблем исследования роли налоговой политики в стимулировании экономического развития является изучение ее влияния на становление и развитие человеческого капитала. Надо отметить, что несмотря на множество научных публикаций на эту тему, указанная проблема остается недостаточно изученной, что определяет цель данной статьи и решаемые в ней задачи. В частности, в данном исследовании предполагается уточнить само понятие человеческого капитала, проанализировать влияние налоговой политики на его формирование, выявить специфику и недостатки налоговой политики в современной России.
1. Различные подходы к определению понятия человеческого капитала
Большинство ведущих российских и зарубежных ученых [12; 6; 7] утверждают, что человеческий капитал включает в себя все знания и умения человека. Так, У. Боуэн полагает, что он «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение времени в целях производства товаров и услуг» [12, с.362]. По мнению М.М. Критского, человеческий капитал исходно выступает как всеобще-конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющаяся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию [6, с.17]. Согласно определению И. Ильинского, «человеческий капитал представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека» [4, с.28]. По мнению В.Т. Смирнова, «человеческий капитал есть производительная сила способностей, знаний, информации, вложенных человеком в производство продукции (работ, услуг) и получение дохода» [10, c.224]. По определению С.А. Дятлова, человеческий капитал есть «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека» [3, c.83].
К основным элементам человеческого капитала относятся уровень образования (знания), профессиональная подготовка (навыки, умения, производительный опыт, психико-физиологические характеристики личности), капитал здоровья, обладание экономически значимой информацией (информированность), мобильность работника [2, с.34].
человеческий капитал включает накопленные вложения в такие области деятельности, как образование, профессиональная подготовка, миграция. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас производительного капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут «арендовать» работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника).
Существуют математические модели, в которых используется представление о том, что человеческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность использования потребительского (свободного) времени человека, времени его досуга.
По нашему мнению, понятие человеческого капитала необходимо связывать прежде всего с тем влиянием, которое он оказывает на формирование социально-профессиональной стратификационной системы. Возникновение в обществе различных социальных групп и страт можно связать с наличием определенного уровня образования и профессиональной квалификации их членов, условиями и содержанием их труда, образующими границы между профессиями и специальностями. Социально-профессиональные группы, в свою очередь, являются базой для большинства прочих стратификационных построений. В сфере влияния человеческого капитала на социальную структуру общества проявляется его макроэкономическая роль.
Экономический смысл понятия человеческого капитала может быть раскрыт при анализе инвестиционного механизма, влияния инвестиций в человеческий капитал на национальное богатство. Богатство общества в целом можно рассматривать как совокупность человеческого капитала и материального (физического) капитала. Так, например, общее богатство США в 1991 г. оценивалось приблизительно в 54,5 трлн долл., из которых 26 трлн долл. (48%) приходилось на человеческий капитал [13]1. По словарю Макмиллана, сущностью человеческого капитала являются инвестиции в человеческие ресурсы с целью повышения их производительности [9].
Существует несколько подходов к определению понятия инвестиций в человеческий капитал. Одним из первых данное понятие сформулировал Г. Беккер. Расходы на образование, профессиональную подготовку работника на рабочем месте или в специализированном учебном заведении, затраты на здравоохранение – все это вложения в человеческий капитал, который представляет собой такую же неотъемлемую составную часть национального богатства, как заводы, жилые дома, оборудование и пр. [11, с.1]. Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.) в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По суще­ству, потерянные заработки выступают мерой ценности времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру 12–14% годовой прибыли [15].
К. Макконелл и С. Брю под инвестициями в человеческий капитал понимают любое действие, повышающее квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих [7, с.71]. Они выделяют три вида инвестиций в человека [5]: расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы; расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий, и расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Это наиболее очевидный вид инвестиций [7, c.72]. Таким образом, человек как носитель капитала, должен получить соответствующий уровень образования, культуры, здоровья – всего того, что является составляющим человеческого капитала.
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.
– Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.
– Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
– По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
– Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, по­скольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
– Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
– По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.
Вложения в человеческий капитал осуществляют общество, государство, общественные фонды, коммерческие организации, образовательные учреждения, част­ные лица и сам владелец человеческого капитала. Тем не менее главным инвестором человеческого капитала через органы образования, здравоохранения, культуры, обороны, социальной политики выступает государство. В этом плане весьма важной задачей становится изучение прямого и косвенного влияния политики государства на формирование человеческого капитала, а через него – на богатство страны, институциональную и социальную структуру ее экономики.
2. Влияние налоговой политики на формирование человеческого капитала
Государство имеет широкие возможности для прямого и косвенного влияния на производство человеческого капитала. Поскольку государство направляет большую часть ресурсов страны на инвестиции в человеческий капитал, его решения имеют фундаментальное значение для его производства. Г.Беккер не раз заявлял, что ни одно государство в современном мире не способно обеспечить себе поступательное развитие, не вкладывая денег в своих людей.
Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К первым относятся, например, обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др.
Очевидно, что для объекта, выступающего инвестором, эти инвестиции являются расходами, соответственно для возможности несения соответствующих расходов необходимо иметь значительные финансовые сред­ства – доходы. Главным бюджетообразующим средством для государства с рыночной экономикой, являются налоги, сборы и другие обязательные платежи, таким образом, в целях реализации инвестирования в человеческий капитал государству необходимо формировать доходную часть бюджета. Доходная часть бюджета РФ образуется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления составляют около 80% бюджета нашего государства.
Налоговое регулирование представляет собой косвенное воздействие государства на производство и потребление путем изменения нормы изъятий в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения. Оно представляет собой специфическую форму общественных отношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами (отечественными и иностранными), населением и государством, реализуемыми в процессе проведения налоговой политики.
Государство, субсидируя образование, здравоохранение, культуру, проводя активную социальную политику за счет государственного бюджета, фактически финансирует создание человеческого капитала нового качества, поскольку от социальной благоустроенности зависит в том числе эффективность производства и благосостояние государства. Инвестирование в человеческий капитал дает государству финансовое основание (доходы бюджета) для возмещения расходов посредством системы налогообложения.
Налоговая политика представляет собой систему актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов в целях решения финансовых и экономических задач, стоящих перед обществом. Эти задачи определяются каждым конкретным государ­ством в зависимости от степени его экономического развития, социальных задач и других факторов, влияющих на формирование налоговой политики. Конечной целью государственной политики является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния и безопасности общества (народа) проживающего в нем, посредством финансирования таких сфер жизнедеятельности общества, как национальная оборона, обеспечение безопасности государства, содействие научно-техническому прогрессу, поддержка отдельных отраслей и сфер народного хозяйства, охрана окружающей природной среды, создание информационной и институциональной среды, социальная защита населения и проч.
В различных странах мира реализуются разные типы налоговой политики [1], такие как политика максимальных налогов, политика социальной направленности и политика экономического развития.
При применении политики максимальных налогов государство вводит большое количество налогов, уста­навливает высокие налоговые ставки и сокращает налоговые льготы – в общем, стремится увеличить свои налоговые доходы и изъять из оборота как можно большее количество денежных средств. Подобная налоговая политика применяется, как правило, только в особых случаях, поскольку она не предполагает развития экономики и даже может стать губительной для нее. В этом можно убедиться на примере России, которая с самого начала становления налоговой системы в 90-х гг. избрала именно такой тип налоговой политики, что привело к сокращению производства и многим другим отрицательным последствиям.
Политика социальной направленности предполагает установление достаточно высокого уровня налогообложения, но при увеличении государственных гарантий в области социальной защиты. Такой тип налоговой политики, пожалуй, был характерен для советского периода развития государственности. Нельзя не отметить, что в 2000 г. при подготовке части второй НК РФ Правительство РФ заявляло о необходимости использования третьего типа налоговой политики, а именно политики экономического развития. Отметим, что этот тип налоговой политики называют также «политикой разумных налогов»). Его реализация сопровождается сокращением общего числа собираемых налогов, введением специальных «упрощенных» налоговых режимов и другими мероприятиями, направленными на снижение налогового пресса.
Тем не менее, к какому бы типу налоговая политика не относилась, ее институциональной задачей является проведение работ в целях пополнения бюджета государства.
В России с начала 90-х гг. происходил процесс становления и совершенствования налоговой политики России, не свободный от коллизий, ошибок, пробелов, однако постепенно налоговая отрасль приобретала цивилизованную форму. Тем не менее, как отмечают многие авторы, тенденции последних лет в данной сфере трудно назвать прогрессивными [8].Спецификой российской налоговой политики с момента начала реформ является то, что при ее проведении ставятся задачи, имеющие явный фискальный уклон.
Снижение финансирования социальной сферы приводит к ухудшению качества проводимой государ­ственной политики, к усилению диспропорций между потребностями экономики и наличием соответствующим образом подготовленной и физически здоровой рабочей силы, к снижению стимулов к получению глубоких и разносторонних знаний, что, в свою очередь, вносит свой мультипликационный вклад в кризисное состояние экономики общества.
Как изложено выше, охрана здоровья, сокращая заболеваемость, продлевает активную жизнь человека, образование повышает уровень и запас знаний человека, тем самым увеличиваются объем и качество человеческого капитала, что делает труд более производительным, а доход человека – носителя капитала более высоким, соответственно увеличивается и налогооблагаемая база.
При этом возврат средств по полученным инвестициям в рамках предоставления государством образования и здравоохранения происходит посредством уплаты налогов. Таким образом, от уровня налоговых платежей зависит уровень работы неэкономических сфер жизни общества и, соответственно, возможности формирования человеческого капитала в таких социальных институтах, как здоровье, образование и т. п. Налицо положительный мультипликационный эффект.
Исходя из изложенных выше положений можно выделить ряд недостатков, присущих современной российской налоговой системе:
– однобокая фискальная направленность и недостаточное использование налоговой системы в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности;
– нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов;
– значительные возможности для уклонения от упла­ты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности, что приводит к недобору налогов [1].
Соответственно, необходимо планомерное решение задач по устранению выявленных недостатков. При реализации данной задачи необходимо учитывать, что разрешение указанных проблем выгодно государству как получателю налогов и обществу как конечному по­требителю государственных функций.


Литература
1. Абрамов М.Д., Фадеев Д.Е. Об основных направлениях налоговой политики // Налоговые споры: теория и практика. – 2006. – N 3.
2. Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития. Ростов-на-Дону: Терра, 2003.
3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
5. Кирьянов А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность http://www.cfin.ru/ad/adframe.php?n=a98f5226&what=zone:5&target=_top
6. Критский М.М. Человеческий капитал. – Л., 1991.
7. Курганский С.А. и др. Человеческий капитал: теория и практика: Учеб. пособие – Иркутск, 2004.
8. Масленикова А.А. Налоговая политика в деталях //Финансы. – 2006. – N 8.
9. Словарь современной экономической теории Макмиллана. – М., 1997 // www.yas.yuna.ru.
10. Смирнов В.Т. Человеческий капитал: оценка, учет, эффективность использования //Институциональные и структурные преобразования экономики: Тез. докл. междунар. конф. «Институциональные и структурные преобразования экономики (проблемы экономической стабилизации)». – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
11. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. – N.Y., 1964.
12. Bowen H.R. Investment in Human Capital and Economic Growth //Perspectives on Economic Growth. – N.Y., 1968.
13. Eisner R. Extended Accounts for National Income and Product //Journal of Economic Literature 26 (December 1988). –Р. 1611–1684.
14. http://www.nalog.ru/document.php?id=5205&topic=chronicle
15. http://www.srs7.net/41.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия