Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Смирнов С. А.
старший преподаватель кафедры экономики предприятия и предпринимательства экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Пышкин А. В.
генеральный директор ЗАО `Вотерпрайс`

Применение экономических норм и нормативов на современном предприятии коммунального комплекса

Большинство предприятий коммунального комплекса работают недостаточно эффективно. Непроизводительные расходы всех видов ресурсов возникают из-за завышения цен на материальные ресурсы, отсутствия заинтересованности коммунальных предприятий в их экономии, непроизводительных затрат рабочего времени, отсутствия финансовых ресурсов для своевременного ремонта и замены основных средств. Все это приводит к необоснованному завышению себестоимости оказываемых ими услуг. Рыночные механизмы повышения эффективности производства в указанной сфере не действуют, т.к. в основном предприятия ЖКХ являются монополистами, а оказываемые ими услуги жизненно необходимы потребителям. Это подтверждает динамика цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в г. Санкт-Петербурге за 2002–2006 гг. (рис. 1).
В 2002–2006 гг. рост цен и тарифов на основные жилищно-коммунальные услуги обогнал инфляцию на 27–39 процентов. По сравнению с тарифами на газ плата за водоснабжение и канализацию возросла не так значительно, но при этом и она превысила инфляцию на 27% [9], а по отношению к уровню 2002 г. выросла на 178%. Среднегодовые темпы прироста в виде сглаженных характеристик приведены в табл. 1.
Базисные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ в г. Санкт-Петербурге в % от уровня 2002 г.
Рис. 1.
Составлено по [10]
Таблица 1 Среднегодовые темпы прироста цен и тарифов на основные жилищно-коммунальные услуги за 2002–2006 гг.
Источник: [9]

Среднегодовой рост цен и тарифов на услуги предприятий коммунального комплекса опережает инфляцию в значительной степени потому, что длительное время на этих предприятиях не осуществлялся необходимый текущий и капитальный ремонт основных фондов. Все это делает весьма актуальным установление обоснованных тарифов на основные жилищно-коммунальные услуги с участием органов государственной власти. Федеральный закон ФЗ-210 [1] предполагает значительные изменения в порядке государственного регулирования услуг предприятий коммунального комплекса, требует обоснования затрат на реализацию производственных программ предприятий. При этом речь идет не об административном согласовании, т.е. формальной процедуре предоставления регулирующему органу комплекта документов с набором «обосновывающих» цифр, но о научном обосновании, предполагающем установление (расчет) объективно необходимых расходов на оказание услуг ЖКХ.
В этой связи применительно к новым условиям следует использовать советский опыт по разработке экономических норм и нормативов, регламентирующих уровень экономической эффективности предприятий. В СССР отраслевые нормы стимулировали ресурсосбережение и представляли собой инструмент воздействия на «отстающие» предприятия, хотя и были недостаточно прогрессивны, т.к. при их разработке не учитывались особенности оказания услуг в отдельных районах крупного города и не использовался лучший мировой опыт.
В литературе до сих пор отсутствуют общепризнанные определения норм [5]. Их определения чаще всего формируются путем непосредственного восприятия объективных факторов, реальность при этом фиксируется в нормах постфактум. Существующие нормативы также чаще всего представляют собой относительные показатели, характеризующие природные, экономические и социальные процессы [8]. В данной статье мы предлагаем свои определения норм и нормативов, которые, по нашему мнению, следует использовать на предприятиях коммунального комплекса.
Экономические нормы и нормативы можно определить как натуральные и стоимостные показатели, устанавливающие объективную потребность в ресурсах, необходимых для надежного оказания услуг заданного качества с учетом фактического и проектируемого научно-технического и организационно-технологического уровня производства. Система экономических норм и нормативов представляет собой совокупность нормативных показателей, взаимосвязей между ними, а также процессов, обеспечивающих их использование в планировании и текущем управлении предприятием.
При этом у представителей заинтересованных сторон не могут не возникнуть вопросы о практической применимости норм и нормативов. В числе подобных вопросов могут оказаться следующие. Каким образом нормативные показатели могут способствовать совершенствованию управления на предприятиях? Какие нормативные показатели следует разрабатывать на предприятии исходя из специфики отрасли, особенностей производства и его территориального расположения? Какие методы следует использовать для их разработки? В каких внутрифирменных документах следует формализовать способы расчета норм и нормативов, а также их численные значения на текущий регулируемый период?
Нормы и нормативы должны органично включаться в систему управления предприятием. Функции управления, которые могут выполняться с участием экономических норм и нормативов на современном российском предприятии коммунального комплекса, можно условно разделить на две группы: функции, реализующиеся однократно, в процессе разработки экономических норм и нормативов, и функции, реализующиеся дискретно, например, в период обоснования тарифов на следующий год.
Нормы и нормативы используются при реализации целого ряда функций управления предприятием коммунальной сферы. Среди них отметим функцию планирования себестоимости оказания услуг, реализуемую на государственных предприятиях коммунального сектора на базе экономических норм и нормативов. Данная функция особенно важна, имеет как внутреннее, так и внешнее значение, реализуется ежегодно и направлена на расчет плановой себестоимости нормативным методом. Другая функция управления, при которой используются нормативы, заключается в обосновании объективной потребности в ресурсах, необходимых для оказания коммунальных услуг. Желательно, чтобы методики расчета нормативных показателей были открытыми для всех заинтересованных сторон. Это будет способствовать повышению прозрачности финансовых потоков, предоставит возможность сравнительного анализа эффективности деятельности различных предприятий отрасли, как в целом, так и по отдельным объектам нормирования, что весьма важно для регулирующего органа и других групп влияния, заинтересованных в эффективной работе организации.
В процессе разработки норм и нормативов происходит финансово-технологический аудит деятельности и технологий производства. Одним из результатов этого анализа является выявление нерационального расходования используемых видов ресурсов на всех стадиях основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Выявление непроизводительных расходов ресурсов открывает возможности оптимизации технологических процессов и рационализации системы управления предприятием.
К систематически реализующимся функциям регулярного менеджмента предприятия относится, в первую очередь, текущее планирование и бюджетирование деятельности всех подразделений и центров финансовой ответственности на основе экономических норм и нормативов. Использование нормативных показателей значительно упрощает составление бюджетов, повышает их точность, а также предоставляет возможность управления по отклонениям. Нормативные показатели могут также использоваться для сравнения эффективности работы различных подразделений и принятия соответствующих управленческих решений.
Наконец, на основе экономических норм и нормативов создается система стимулирования сотрудников за достигнутую экономию ресурсов. Материальное стимулирование сотрудников представляет опасность демотивации персонала в случаях, если премии не базируются на объективной оценке результатов деятельности. Перевыполнение норм труда и экономия ресурсов должны быть основанием для премирования сотрудников, что способствует повышению мотивации персонала.
Экономические нормы и нормативы классифицируются по многим признакам, среди которых нами выделены пять групп нормативных показателей, наиболее важных, в частности, для экономики предприятий водно-канализационного хозяйства.
По группам расходов выделяются следующие нормы: химических реагентов; материалов; энергоресурсов; оплаты труда; ремонта и технического обслуживания технологического оборудования; прочих расходов. Также существуют нормативы обеспеченности оборотными средствами и нормативные потребности использования и замены основных средств.
Нормативные показатели могут быть натуральными и стоимостными. Например, нормируется количество комплектов мебели, приходящейся на один квадратный метр административных помещений, а также балансовая стоимость мебели в расчете на один рубль основных средств, закрепленных за центром финансовой ответственности.
По степени укрупнения номенклатуры расходов, нормативные показатели могут быть специфицированными или сводными [6, с. 37]. К первым относятся нормы расхода конкретных видов ресурсов на производство единицы продукции или услуг, на эксплуатацию производственных объектов и (или) на осуществление определенной стадии технологического процесса. В качестве примера специфицированной нормы можно привести норму расхода гипохлорита натрия на один метр очищенной воды (кг/куб м очищенной воды). К категории сводных норм относится расход однородных видов ресурсов на производство единицы продукции или услуг, эксплуатацию производственных объектов и (или) осуществление стадии технологического процесса. Примером может служить сводная норма расхода труб всех используемых диаметров или материалов на ремонт одного метра водопроводных сетей. Эта норма является сводной, поскольку она регламентирует расход труб всех используемых при ремонте диаметров и материалов, из которых они сделаны. Разработка такой нормы обычно требует детального изучения структуры расходов по видам.
По степени укрупнения объекта нормирования нормативные показатели делятся на индивидуальные и групповые. Индивидуальные нормы расхода ресурса разрабатываются применительно к конкретному виду продукции или услуг, конкретному производственному объекту или конкретной стадии технологического процесса. Групповые нормы разрабатываются применительно к ассортиментной группе продукции, однородной группе производственных объектов и (или) нескольким стадиям технологического процесса. Например, норма потребления электрической энергии (киловатт-час/куб. м очищенной воды) может быть определена в расчете на производственный объект (водопроводную станцию) или в расчете на отдельные токоприемники (насосы и т.д.). Данный признак классификации вместе с предыдущим характеризует степень детализации нормативных показателей и соответственно их точность и сложность их расчета.
Нормативные показатели также различаются по принадлежности к стадиям производственного процесса. Так, в процессе водоснабжения выделяются показатели забора воды, очистки воды, транспортирования воды. Процесс водоотведения и очистки сточных вод включает показатели перекачки сточной жидкости; очистки сточной жидкости; транспортирования сточной жидкости и утилизации осадка.
Отдельно необходимо остановиться на ненормируемых затратах. Помимо тех затрат, величина которых регулируется законодательством РФ и субъектов Федерации (амортизация и налоги), к ненормируемым следует отнести три группы затрат:
1. Услуги сторонних организаций, предоставляемые по договорам, условия которых определены органами исполнительной власти субъектов Федерации.
2. Лизинговые платежи, чью основную часть составляют возмещение стоимости основных средств и проценты на используемый капитал, определяемые на финансовом рынке.
3. В целях обеспечения экономической эффективности работ по нормированию ненормируемыми могут быть и другие затраты, составляющие в общей структуре себестоимости менее 0,1%. Последняя рекомендация сформулирована эмпирически на основе практического опыта по проведению работ по нормированию.
На предприятиях коммунального комплекса, также как и во всех прочих компаниях, используются расчетно-аналитический, экспериментальный и отчетно-статистический методы нормирования [7, с. 47].
Расчетно-аналитический метод основан на изучении логической связи нормообразующих факторов, определяющих расход ресурсов и потребность в основных и оборотных средствах с последующим расчетом количественного влияния совокупности нормообразующих факторов на величину нормативных показателей. Его использование предусматривает формирование нормативных показателей по данным технологических регламентов, технологических карт и инструкций, технических паспортов, паспортов технологического оборудования, производственных журналов и т.д. Помимо технологических факторов необходимо учитывать организационные условия работы: структуру и штатную численность сотрудников, систему оплаты и режим работы, организацию документооборота, правила проведения планово-предупредительного ремонта, условия договоров со сторонними организациями на поставку ресурсов, выполнение работ и оказание услуг.
Нормы расхода ресурса рассчитываются по общей формуле (1):

Экспериментальный метод нормирования состоит в установлении удельного расхода ресурсов, необходимых для производства единицы продукции (работ, услуг), на основе данных замеров их полезного расхода, потерь и отходов, определяемых в лабораторных или производственных условиях. Применению этого метода должен предшествовать всесторонний анализ резервов экономии на основе изучения передового опыта по рациональному и эффективному использованию ресурсов. Экспериментальный метод широко применяется для определения норм труда, в т.ч. норм времени на выполнение той или иной работы, например, прочистки канализационных колодцев. При этом необходимо учитывать особенности и ограничения метода хронометража, широко описанные в литературе.
Отчетно-статистический метод нормирования предполагает определение норм и нормативов на основе данных о фактических удельных расходах ресурсов за прошлые периоды. Нормативные показатели устанавливаются с помощью корреляционно-регрессионного анализа с предварительным отбором нормообразующих факторов при помощи экспертных методов. Однако эти нормы фиксируют сложившийся порядок и, по сути, не являются прогрессивными. Вместе с тем, данный метод наименее трудоемок, что обуславливает его широкое распространение.
Помимо этого могут использоваться отраслевые нормативы численности работников [4], периодичности работ и расходы ресурсов на техническое обслуживание и ремонт, нормы расхода топлива и смазочных материалов [2], специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты [3].
Выбор состава, правила сочетания и порядок применения методов формирования конкретных нормативных показателей определяются с учетом специфических особенностей конкретной организации.
Документальное оформление нормативных показателей является центральным вопросом в процессе их практического внедрения. Здесь необходимо учитывать опыт внедрения систем управления качеством на базе стандартов ИСО-9000. Целесообразно осуществлять документальное оформление системы экономических норм и нормативов в документах трех уровней.
На первом уровне разрабатывается «Положение об экономических нормах и нормативах» – основополагающий документ, в котором описываются цели и задачи нормирования, перечень нормативных показателей, организация их использования и т.д. (по аналогии с «Руководством по качеству» из ИСО-9000). Подобный документ должен содержать следующие разделы: задачи нормирования, классификатор разрабатываемых нормативных показателей, организация процесса нормирования, ответственность и полномочия подразделений, управление информационным обеспечением системы экономических норм и нормативов, порядок мониторинга и корректировки нормативных показателей.
Второй уровень документального обеспечения системы экономических норм и нормативов составляют конкретные методики разработки и расчета нормативных показателей. Экономические нормы и нормативы разнородны, поэтому невозможно предложить единую методику их разработки. В то же время нет необходимости разрабатывать для каждой нормы или норматива индивидуальную методику. На практике методики создаются для групп нормативных показателей, однородных по одному или нескольким признакам. Как показывает наш опыт, частные методики должны учитывать специфические особенности предприятия, сложившуюся систему учета. Методики нормирования должны содержать описание базового метода нормирования, перечень учитываемых нормообразующих факторов, алгоритм нормирования, формы заполняемых документов, формулы расчетов и т.д.
Заключительный третий уровень составляют документы, непосредственно содержащие расчетные значения нормативных показателей, численные значения норм и нормативов. Они должны быть доступны широкому кругу пользователей, поэтому формируются в электронном виде и находятся в свободном доступе.
Развитие конкурентных основ в городском хозяйстве заставляет предприятия потреблять ресурсы более экономно. Привлечение внешних источников финансирования требует повышения финансовой прозрачности предприятий. Все это заставляет предприятия активнее использовать такой универсальный инструмент, как экономические нормы и нормативы, разрабатывая их для каждого конкретного предприятия с учетом его специфических особенностей. В условиях растущих требований к прогрессивности, точности и гибкости нормативных показателей наибольшее практическое значение приобретают специфицированные индивидуальные нормативные показатели, разрабатывать которые, по сравнению со сводными групповыми показателями, значительно сложнее.


Литература
1. Федеральный закон N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (принят 30 декабря 2004 г).
2. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Р3112194-0366-03) (утвержден Минтрансом РФ 29.04.2003).
3. Постановление Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68 01 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».
4. Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом N 66 Госстроя России от 22.03.99 г.
5. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М. «ИНФРА-М», 1999.
6. Воликов В.А. Нормирование расхода материалов. – М., 1980.
7. Крук Д.М. Нормирование расхода материалов. – М., 1981.
8. Нестеров В.Ф. Нормы и нормативы в планировании и управлении. – Рига: Авотс, 1990. – 149 с.
9. Основные экономические показатели за 2002–2006 гг./Банк России // http://cbr.ru/analytics/macro/
10. Потребление платных услуг жителями Санкт-Петербурга, Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сентябре 2006 г./Петростат // http://www.gostat.spb.ru/info/stat.php

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия