Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Катанаева М. А.
доцент кафедры управления качеством и математических методов экономики Сибирского государственного технологического университета
кандидат экономических наук


Интеграция систем менеджмента на предприятиях лесопромышленного комплекса

1. Дифференциация и диверсификация производства и управления в аспекте вопросов эффективности деятельности предприятия
Эффективное управление – ключевое требование, предъявляемое рынком к российским предприятиям. Менеджмент – это тип управления, отвечающий современным потребностям экономики в условиях рыночных отношений и конкуренции. Эффективность менеджмента характеризует социально-экономическую и организационную стороны работы. Она построена как на соизмерении затрат на ее выполнение и полученного результата, так и на определении степени организованности работы, удовлетворенности трудом, общей целенаправленности деятельности, экономического результата, положения организации во внешней среде [10].
Так как организация функционирует в определенной среде, эффективность менеджмента нельзя рассматривать только по внутренним характеристикам. Внешняя эффективность менеджмента проявляется во взаимодействии с поставщиками и потребителями, инвесторами и административно-государственными органами. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированными. Для обеспечения внутренней эффективности менеджмента учитывают три группы основных факторов эффективности, которые можно и далее конкретизировать: использование ресурсов, получение результата, соответствующего цели, временной фактор. Исходя из этого эффективность менеджмента определяется факторами целеустановки, стратегии, качества управленческого решения, удовлетворяемой потребности. Фактор времени выражается в своевременности решений, экономии времени на их разработку, использовании прогрессивных технологий, потенциале и производительности персонала. К внешним факторам, влияющим на эффективность, относятся инвестиционный климат, методология, определяющая научный подход к управлению, обоснование инвестиций с позиций стратегии и тенденций развития, информационная поддержка, социальная инфраструктура [10].
В связи с вышеизложенным для руководства предприятия одинаково важны как правильный выбор стратегических целей развития и определение ключевых конкурентных преимуществ, так и создание системы и технологий управления, обеспечивающих эффективную операционную деятельность в условиях, характеризующих черты современного менеджмента, тенденции и научно-методические основы его развития [3].
В то же время, успешно управлять – это, в том числе, обоснованно выбирать наиболее эффективную в конкретных условиях комбинацию типов управления и систем менеджмента для разработки политики, целей и достижения этих целей. В связи с этим одной из важнейших тенденций современного управления является его диверсификация, которая представляет собой совмещение различных функций, подходов, объектов управления, целей, ориентированных на разные объекты управления, совмещаемые в одной социально-экономической системе – организации (рис. 1). Таким образом обеспечиваются рациональное использование потенциала управления, организационных форм, соответствующих динамике развития, а также стратегичность, гибкость, ориентация на качество и эффективность управления. Диверсификацию менеджмента можно рассматривать как построение различных версий эффективного управления на основе анализа существующих и возможных типов управления и систем менеджмента [10].
Рис. 1. Тенденции и факторы повышения эффективности менеджмента
Кроме диверсификации другой важнейшей характеристикой развития управления является тенденция дифференциации управленческой деятельности по функциям, полномочиям, ролевому статусу, стилю, ответственности (рис. 1). Дифференциация необходима для обеспечения специализации деятельности, ритмичности работы и повышения профессионализма управления. В конечном итоге, дифференциация управленческой деятельности ведет к повышению эффективности и производительности труда.
В то же время, всякая дифференциация, выступая в качестве объективной потребности развития управления, требует интеграции, т.е. объединения разрозненных, выделенных элементов и видов управленческой деятельности, так как менеджмент – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией (рис. 1). При этом следует отметить, что интеграция – это не просто объединение предприятий путем простого суммирования и соединения их усилий, а построение системы взаимозаменяемости, взаимного дополнения, взаимной ответственности, сочетания и совмещения разделенных функций. Иначе говоря, интеграцию можно рассматривать как одну из характеристик функционирования системы управления, отражающую состав и структуру функций, их сочетание и совместимость, взаимодействие функций и структурных подразделений, полноту информационного обеспечения, технологию процесса управления. Именно от интеграции деятельности, без которой невозможно согласование усилий и получение общего результата, полностью зависит эффект дифференциации [10].
Дифференциация и интеграция деятельности лежат в основе организации, определяют потенциал предприятия и тенденции его развития. Управление является главным фактором своевременного изменения характеристик деятельности и само в свою очередь построено на сочетании дифференциации и интеграции процессов управления.

2. Системный подход к анализу интегрированных систем менеджмента

Известно, что концепция менеджмента, акцентирующая внимание на экономических, социально-психологических факторах и на рыночных механизмах управления, требует более обостренного восприятия и глубокого понимания проблем интеграционных процессов. Интеграция является фактором обеспечения качества деятельности и продукции, конкурентоспособности, устойчивого развития и эффективности управления. Тем не менее, проблему интеграции нельзя сводить только к организации управления. Она шире и глубже и включает большой спектр факторов современного эффективного управления. В том числе это касается методов и механизмов интеграции различных систем менеджмента организации и создания интегрированной системы менеджмента (ИСМ). Под ИСМ понимается часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух и более международных стандартов и функционирующая как единое целое.
К сожалению, в настоящее время опубликовано сравнительно мало работ, специально посвященных проблеме интеграции деятельности и созданию ИСМ, а также научных исследований, раскрывающих механизмы осуществления интеграции в современных условиях. Анализ управленческой и экономической литературы, практика социологических исследований показали, в частности, что моделирование ИСМ предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) с точки зрения теоретико-методологических оснований, возможностей и границ применения, а также анализа факторов, оказывающих влияние на эффективность управления, механизмов поиска новых возможностей, стратегий оценки и повышения эффективности системы раскрыто фрагментарно, либо в контексте рассмотрения других тем. В связи с этим, актуальной задачей представляется создание концептуальной модели ИСМ для предприятий ЛПК, разработка теоретических основ и обоснование концепции организационно-методического механизма формирования ИСМ в рамках этой модели. Не менее важной представляется также задача разработки нового методического подхода к оценке степени интегрированности, эффективности бизнеса, а также соответствия ИСМ конкретного предприятия международным требованиям на основе количественных показателей, учитывающих степень зрелости системы.
Большое значение при этом имеет определение понятия системы. Различные науки самостоятельно подходили к необходимости системного анализа и давали свое определение системы и связанных с ней понятий. С позиции теории систем материальное производство, как важнейшая сфера человеческой деятельности, может рассматриваться как своеобразная сложная система – производственная система. Основная задача теории систем состоит в том, чтобы, опираясь на понимание системы в виде комплекса взаимосвязанных элементов, найти совокупность законов, объясняющих поведение, функционирование и развитие систем разных классов [1; 13].
Современный словарь иностранных слов [15] дает несколько определений термина «система». Среди них: «система [греческ. Systema (целое), составленное из нескольких частей соединение] – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. В работе Ю.И. Дегтярева [4] системой называется «упорядоченная совокупность материальных объектов (элементов), объединенных какими-либо связями (механическими, информационными), предназначенных для достижения определенной цели и достигающих ее наилучшим (по возможности) образом». А.И. Кочеткова определяет систему как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое в любых условиях [11]. В.В. Бочаров определяет систему как совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимодействии как единое целое [3].
Таким образом, все вышепредставленные определения схожи, одинаково трактуют данное понятие, базируются на единстве трех основных составляющих системы – элементы, связи, операции, и полностью согласуются с приведенным в международном стандарте ИСО 9000:2000 определении: «система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов».
В указанных источниках определяются также и понятия «система менеджмента» и «система управления». На основе анализа представленных разными авторами определений можно сформулировать представление о том, что система менеджмента является инструментом, предназначенным для разработки политики и целей и достижения этих целей; а система управления предназначена для реализации процесса, нацеленного на достижение поставленной цели.
Система управления предприятием включает в себя субъект управления – управляющую подсистему, которая вырабатывает управляющие воздействия, и объект управления – управляемую подсистему, в которой преобразование ресурсов приводит к желаемому результату. Иначе говоря, управление – это воздействие, и любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем.
В состав любой системы входит ее внешнее окружение и внутренняя структура. Внешнее окружение включает в себя вход, выход системы, а также связь с внешней средой и обратную связь. Внутренняя структура представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы [1; 16]. Принципами выделения системы являются наличие управляющего центра, общей цели, составляющих ее компонентов, механизмов взаимодействия с внешней средой, достаточных ресурсов для ее жизнеспособности.
Уникальной характеристикой систем являются внутренние отношения между ее частями (элементами) [11]. В частности, для любой системы характерны как дифференциация, так и интеграция. Каждая ее часть выполняет индивидуальные функции. Организации состоят из частей, или элементов, но они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. При этом целое не является простой суммой частей, так как систему следует рассматривать как единство не только элементов, но и взаимосвязей между ними, что может повышать эффективность их деятельности или уменьшать ее (явление, известное как синергетический эффект).
По степени сложности (масштабности) системы подразделяют на простые (немногочисленны и легко поддаются описанию), сложные (отличаются разнообразием внутренних связей, но допускают их описание) и очень сложные (характеризуются такой разветвленностью связей, что исчезает возможность их выявления и анализа в полном объеме) [4]. Также различают системы закрытые и открытые, экономический смысл подобного разделения представлен в работе А.И. Кочетковой [11]. Так, закрытая система определяется как самоподдерживающаяся, она почти не реагирует на внешние воздействия. Открытая система, напротив, взаимодействует с окружающей средой, получает оттуда сырье и человеческие ресурсы, зависит от клиентов и заказчиков из внешнего мира, потребляющих ее продукцию, и отражает изменения внешней и внутренней среды.
Многие ученые отмечают, что системный подход к управлению в современной интерпретации наряду с методами исследования операций и функционально-стоимостным анализом позволяет повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов [1; 16]. Использование этого подхода предполагает максимальный охват всех взаимосвязей и анализ последствий принимаемых решений. В этом случае любая система рассматривается, с одной стороны, как элемент системы более высокого порядка, находящийся в особом единстве с окружающей средой, а с другой – как совокупность составляющих ее элементов – подсистем, пребывающих во взаимной неразрывной связи. В данном исследовании под элементом системы мы будем понимать тот объект, который не подлежит расчленению, а подсистему будем рассматривать как самостоятельно функционирующий объект, не подлежащий декомпозиции.

3. Экономические преимущества интегрированных систем менеджмента

Сочетание различных систем и их интеграция в единую систему менеджмента позволяют обеспечить эффективность и результативность менеджмента предприятия. Анализ подходов, способов, уровней и моделей интеграции систем менеджмента показывает, что для предприятий ЛПК наиболее перспективным и реализуемым способом моделирования интегрированной системы менеджмента является создание аддитивной модели ИСМ. Обобщая вышеизложенное и перефразируя определение, приведенное в стандарте ИСО 9000:2000, аддитивная модель ИСМ предприятий ЛПК должна быть описана как последовательный набор взаимосвязанных и взаимодействующих мер и практических методов, направленных на установление политики и достижение вытекающих из нее целей. Все эти действия должны обеспечивать систематическое управление и улучшение операционных и других процессов в организации [7].
Построение в рамках данной модели ИСМ полного, достоверного и непротиворечивого описания процессов жизнедеятельности предприятия ЛПК как системы в целом, создание единой базы знаний и базы данных, включающих описание материально-технических, трудовых, производственных, информационных и финансовых ресурсов, обеспечит оптимальное решение возникающих в процессе управления задач. Соответствующая международным стандартам и объединяющая в единое целое различные спектры деятельности предприятия ЛПК, такая система будет служить мощным инструментом поддержки принятия решений и оптимального управления производственными, финансовыми, проектными, социальными, экологическими и информационными рисками [6].
Целесообразность создания ИСМ не вызывает сомнений. Анализ различных исследований [5; 12; 17] показал, что к числу явных достоинств таких систем можно отнести следующие.
1. ИСМ обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий эффект системы превосходит суммарный эффект всех компонентов, действующих в отдельности, и дает экономию всех видов ресурсов. Синергетический эффект при этом может наблюдаться в следующих подсистемах: размер организации; маркетинг; логистика; менеджмент качества; инвестиции; кооперация труда подразделений; проектирование продукции; экологический менеджмент; производственная безопасность; информационный менеджмент; коммуникационный менеджмент.
2. ИСМ минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента, и обеспечивает разработку единой гармонизированной структуры менеджмента. В рамках ИСМ появляется возможность совмещения ряда процессов (планирование, анализ со стороны руководства, управление документацией, подготовка кадров, обучение, внутренний аудит и др.).
3. ИСМ требует значительно меньших затрат ресурсов. В частности, создание ИСМ значительно менее трудоемко, чем контролирование работы нескольких параллельных систем. Число внутренних и внешних связей в ИСМ меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах, объем документов в ИСМ также значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах. Кроме того, проведение совместного аудита ИСМ позволяет сокращать число аудиторских проверок и снижать затраты на них по сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента.
4. ИСМ лучше учитывает баланс интересов различных сторон предприятия, чем при наличии параллельных систем. В частности, достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности предприятия.
5. ИСМ повышает мобильность и возможность адаптации к изменяющимся условиям.
6. В результате внедрения ИСМ происходит улучшение имиджа предприятия.
Помимо перечисленных достоинств ИСМ обладает рядом чисто экономических преимуществ, к которым можно отнести снижение затрат, предотвращение убытков и приобретение выгод. В частности, затраты в результате разработки, внедрения и сертификации единой ИСМ могут быть снижены благодаря уменьшению расхода сырья и рационального использования материалов и энергии; за счет сохранения природных ресурсов; уменьшения отходов производства, упаковки и опасных материалов; при повторном использовании материалов (рециклинге), а также в процессе работы над обеспечением качества и снижением себестоимости продукции. Роль ИСМ в снижении убытков предприятия выражается, прежде всего, в возможности достижения большей привлекательности для потребителей, большего доверия со стороны инвесторов, а также объясняется уменьшением или предотвращением штрафных санкций и сокращением величины обязательных страховых выплат. Кроме того, более совершенные технологические процессы, обеспечиваемые внедрением ИСМ, позволяют снизить убытки, создаваемые травматизмом и производственными заболеваниями.
Выгоды от внедрения ИСМ условно подразделяются на два слоя. К «внешнему» слою относятся такие важные на первом этапе внедрения системы моменты, как осознание структуры процессов предприятия, четкое распределение ответственности между сотрудниками, работа в «прозрачных» условиях, разумное документирование процессов, устранение узких мест, совершенствование конкретных процессов. «Глубинным» слоем ИСМ, приносящим наиболее реальную выгоду, является заложенный в ней механизм управления – восемь принципов менеджмента качества [8; 9].
Очевидно, что преимущества и выгоды ИСМ вполне могут быть реализованы на предприятиях лесопромышленного комплекса. Исследованию опыта, уже накопленного некоторыми российскими предприятиями в этом направлении, посвящена оставшаяся часть статьи.

4. Преимущества внедрения ИСМ на предприятиях лесопромышленного комплекса

Создание и внедрение ИСМ позволяет предприятиям ЛПК работать на опережение, учитывая тенденции, происходящие на международных рынках, а также сокращать финансовые затраты, сохранять и заключать новые контракты на экологически чувствительных рынках сбыта. Это подтверждается опытом таких лесопромышленных предприятий России, как ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат», Братский целлюлозно-картонный комбинат, ОАО «Нойзидлер Сыктывкар Ринат Старков», ОАО «Онежский ЛДК», ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Фанплит», ООО «Сыктывкарский фанерный комбинат», ООО «Пермский фанерный комбинат», ЗАО «Жешартский фанерный комбинат», ОАО «Юг», ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат». Как отмечают руководители этих предприятий, благодаря внедрению ИСМ существенно повысилась конкурентоспособность их продукции, расширился рынок ее сбыта, что значительно улучшило их финансовое состояние.
Таким образом, диверсификация управленческой деятельности, формирование систем менеджмента на соответствие международным стандартам и их интеграция рассматриваются, прежде всего, как важнейшие тенденции развития современного управления, факторы эффективного управления, конкурентоспобности.
ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента, которая значительно шире и объединяет все аспекты деятельности организации (финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков и другие) [12]. Для создания максимально эффективной ИСМ нужно объединить в единое целое несколько отдельных систем менеджмента, необходимых для описания всех аспектов деятельности предприятия в зависимости от сферы его деятельности и пожеланий заинтересованных в его продукции сторон, а также с учетом стратегии развития бизнеса.
Анализ тенденций на мировых лесных рынках показал, что наиболее актуальными видами систем менеджмента для предприятий ЛПК являются:
– система менеджмента качества (СМК), представляющая собой рыночный механизм, призванный повышать конкурентоспособность предприятий и обеспечивать им имидж надежного партнера, способного стабильно производить высококачественную продукцию, соответствующую требованиям потребителей;
– система экологического менеджмента (СЭМ), способствующая охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предприятия;
– система устойчивого лесоуправления, являющаяся главным рыночным инструментом достижения и оценки устойчивого развития предприятий ЛПК, с учетом экономических, экологических и социальных аспектов.
Формирование и сертификация этих систем менеджмента осуществляется на соответствие трем видам стандартов добровольной сертификации: Международной организации по стандартизации (ИСО), Лесного попечительского совета (FSC) и Пан-европейской лесной сертификации (PEFC).
Тем не менее, внедрение подобных систем отвечает лишь обязательному минимуму требований, без реализации которых успешное развитие предприятий ЛПК невозможно. Как показал анализ современных тенденций и методов менеджмента, для интегрирования в международную экономику и повышения конкурентоспособности продукции предприятий ЛПК необходимо учитывать также требования стандартов OHSAS18001– системы менеджмента промышленной безопасности и здоровья и SA8000 – системы социального и этического менеджмента (рис. 2).
Рис. 2. Актуальные виды систем менеджмента предприятий ЛПК
Передовые предприятия, руководство которых владеет системным менеджментом, идут именно по этому пути. Так, например, ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» расширяет ИСМ на базе ИСО 9001 и ИСО 14001, дополняя ее системами на соответствие стандартам ОНSAS 18001, SA 8000 и FSC [2]; Братский целлюлозно-картонный комбинат и ОАО «Котласский ЦБК» – на соответствие стандарту OHSAS 18001. Процесс активного внедрения ИСМ на базе этих стандартов и ее сертификация ориентируют предприятия ЛПК на достижение устойчивого развития. При этом сочетании систем менеджмента соблюдается баланс между решениями социально-экономических проблем и сохранением благоприятного состояния окружающей среды, т.е. достигается оптимальное взаимоотношение трех составляющих компонентов устойчивого развития: «природа», «хозяйство», «население».
Таким образом, разработка стратегии развития предприятий ЛПК, совершенствования их системы управления и повышение эффективности менеджмента должна быть направлена на создание единой концепции построения аддитивной модели ИСМ. По своим характеристикам аддитивная модель ИСМ предприятий ЛПК будет являться сложной, открытой системой, включающей комплекс подсистем (элементов), самостоятельно функционирующих объектов, обладающих общими свойствами. К таким элементам относятся системы менеджмента качества (ИСО 9001), экологического менеджмента (ИСО 14001), менеджмента промышленной безопасности и здоровья (OHSAS 18001), социального и этического менеджмента (SA 8000), менеджмента устойчивого лесоуправления и система прослеживаемости поставок древесного сырья (FSC или PEFC).


Литература
1. Бастрыкин Д.В. Системный подход как основа совершенствования менеджмента качества предприятий и организаций //Составляющие научно-технического прогресса: Сб. матер. 2-й междунар. науч.-практ. конф.: 21–22 апреля 2006 г. – Тамбов: Першина, 2006.
2. Белоглазов В. Решение вопросов устойчивого лесоуправления на ОАО «Архангельский ЦБК» /В. Белоглазов //Лесная сертификация. – 2002. – N 5.
3. Бочаров В.В. Интегрированная система менеджмента – объективная потребность и реальность/ [электронный ресурс] // http://www. souzsert.ru/seminar05/bocharov.doc
4. Дегтярев Ю.И. Системный анализ и исследование операций: Учеб. для вузов по спец. АСОИУ /Ю.И. Дегтярев. – М.: Высш. шк., 1996. – 335 с.
5. Егорова Л.Г. Проблемы совместной сертификации (ИСО 9000 и ИСО 14000) /Л.Г. Егорова //Стандарты и качество. – 1999. – N 9.
6. Интегрированная система менеджмента и стандарты управления [электронный ресурс] // www.consult.ru/themes/default/publication.asp?folder=1924&publicationid=50
7. Интегрированный менеджмент: как действовать? //ИСО 9000 + ИСО 14000 (ежеквартальное приложение к журналу «Стандарты и качество»). – 2004. – N 4.
8. Кабаков Ю.Б. Системы менеджмента предприятия: два слоя выгоды // Cвiт якостi України. – 2004. – N 2.
9. Кабаков Ю. Построение системы менеджмента организации: 1 система, 2 слоя, 3 шага, 5 граней, 8 принципов./Ю. Кабаков // Стандарты и качество. – 2006. – N 4.
10. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента.– СПб.: Издательско-консалтинговое предприятие «ДеКА».– 2004 г.– 893 с.
11. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособ. – М.: Дело, 2003. – 944 с.
12. Максымив Л.И Диагностический аудит интегрированных систем экологического менеджмента // Экономика природопользования: Обзорная информация. – М.: ВИНИТИ, 2004. – N 5. – С. 96–103.
13. Организация производства: учеб. для вузов /О.Г. Туровец и др. – Воронеж, 1993. – 384 с.
14. Оценочный менеджмент. Формирование стратегии хозяйствующих субъектов в условиях рынка /А.В. Постюшков – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2004. – 272 с
15. Современный словарь иностранных слов. – СПб.: «Дуэт».– 1994. – 752 с.
16. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратеги, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
17. Эггерт М., Эмих В. Системы менеджмента: подходы к внедрению //Стандарты и качество. – 2000. – N 2. – С. 34–37.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия