Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Дешко А. Э.
экономист Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального Банка Российской Федерации,
магистр международного бизнеса и финансов


Предупреждение неплатежеспособности предприятия: применение бизнес-плана для повседневного мониторинга

Предупреждение неплатежеспособности в современном менеджменте российских предприятий является нововведением последних лет. В основном руководители и бухгалтеры основываются на принципе прогнозирования несостоятельности (банкротства), используя модели, построенные на регрессионых вычислениях коэффициентов, которые строились эмпирическим путем на данных бухгалтерской отчетности успешных и несостоятельных предприятий. Подобные модели в последние полвека разрабатывались целым рядом известных ученых, свой вклад в изучение этого вопроса внесли Г. Спрингейт, Ж. Лего, Дж. Бисс, Э. Альтман, Р. Тафлер, Г. Тишоу, У. Бивер. В России известны модели Р.С. Сайфулина, Г.Г. Кадыкова, О. Зайцевой, А.В. Колышкина, А.И. Гончарова.
Однако кризисная, безвыходная ситуация на предприятии, будь она финансового, кадрового, производственного или какого-либо другого характера, не возникает без причин. Многие руководители сетуют на невозвраты долгов от клиентов или поставщиков, козни муниципальных служб, равнодушие банковской системы. При этом далеко не все предприниматели пытаются сами не доводить собственный бизнес до критического положения. В России большинство предприятий сталкиваются с похожими проблемами, и только те, кто постоянно осуществляет минимальный мониторинг за деятельностью собственного предприятия, могут с легкостью предпринимать своевременные и эффективные меры для поддержания устойчивого уровня платежеспособности и избегать ситуации несостоятельности (банкротства).
Современный экономический термин «мониторинг» в настоящее время становится обязательным в обиходе всех успешных предприятий, участников рыночных отношений. В английском языке данный термин имеет следующий смысл: смотреть, наблюдать, следить, отслеживать, проверять качество прибора, контролировать, управлять, наставлять, рекомендовать, советовать, корректировать. Не эти ли качества необходимы и любому сотруднику предприятия – от руководителя до узкого специалиста – для осуществления прибыльной деятельности предприятия в современных рыночных условиях? В русском языке для обозначения всех сопутствующих функций мониторинга есть такое понятие, как «профилактика», применяющееся в медицине, где этот термин означает постоянное наблюдение за пациентом на протяжении всей его жизни, его адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям, диагностику состояния.
Все эти условия учитываются при разработке новой предпринимательской единицы: корпорации, компании, фирмы, предприятия. В рыночной экономике расчитывается определенное, оптимальное сочетание этих обстоятельств для получения максимальной прибыли с минимальными затратами или проводится «бизнес-планирование». При этом моделируются желаемый результат и система мер, нацеленная на достижение поставленных задач. Бизнес-план «представляет собой развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов» [7, с. 7]. Специалисты в данной области называют несколько основных принципов создания успешного бизнес-плана, в число которых входят эластичность и гибкость, единство и полнота, вариантность, экономичность [7, с. 8–11; 8, с. 53] и т.д.
Однако бизнес-план благодаря некоторым уникальным принципам, которые также известны экспертам, можно использовать как основание для мониторинга. Этими принципами являются:
– необходимость: планирование – это рациональное поведение, свойственное человеку, умеющему комбинировать свою субъективность, опыт, интеллектуальность;
– непрерывность: с одной стороны, план должен быть если не ежеминутным, то ежечасным, ежедневным; с другой стороны, он должен быть вертикальным и «непрерывно», без пробелов, включать в себя все возможные аспекты современной деятельности человека, общества и предпринимательской сферы. Именно это качество поможет предприятию сделать задел на случай форс-мажорных обстоятельств;
– интерактивность: конкурентноспособность основывается на творчестве, во всех его проявлениях, а «неоднократность проработки уже составленных разделов плана» [8, с. 53] находится в соответствии с новыми обстоятельствами, возникающими на протяжении всего времени деятельности предприятия;
– участие: в процессе оценки, стратегического и тактического планирования деятельности предприятия обязательно должны быть задействованы все участники предприятия. Здесь следует повторить, что предприятие существует для человека и управляется человеком.
Ниже приведен пример бизнес-плана зарубежного предприятия, имеющий целью получение кредита в банке [14, с. 174]. Одновременно выявляется истинное значение каждого пункта и то, как он может использоваться в повседневном мониторинге платежеспособности предприятия.
1. Введение и общая информация: организационно-правовая форма, краткое описание недавних и текущих важных событий
В американской системе мониторинга на эту часть обращается особое внимание. Данные любого предприятия легко проверить, в том числе, на их легальность. Точность в цифрах и датах указывает на серьезность и искреннюю заинтересованность предпринимателей. Даже для выбора, например, организационно-правовой формы необходимо детальное исследование географии региона, специфики налогообложения, экологических требований и других аспектов, которые могут стать причиной наступления неплатежеспособности. При определенных обстоятельствах организационно-правовую форму станет необходимо поменять в интересах предприятия. Предприятие может быть заинтересовано в IPO, а может быть вынуждено из корпорации трансформироваться в несколько независимых предприятий среднего и малого бизнеса.
2. Отдельные важные характеристики деятельности предприятия: позиции на рынке, репутация, система продаж
Этот пункт приобретает все большее значение в российской практике. В частности, репутация становится одной из важнейших составляющих предприятия, хотя бы потому, что источники быстрой наживы, существовавшие в 1990-е гг., уже иссякли. Создавать фирмы-однодневки, кроме как с мошенническими целями, не имеет смысла. Становясь на все более устойчивый путь развития, рынок в России заставляет предпринимателей кропотливо работать изо дня в день. Чтобы сохранить клиента и привлечь нового, надо быть честным и лучшим во всем.
3. Описание продукции и рынка сбыта
4. Основные направления исследований и разработок
5. Состояние производства и производственных мощностей
Пункты 3–5 обязывают предпринимателей продемонстрировать знание своего дела. Именно эти пункты могут быть взяты за основу для разработки антикризисных и резервных стратегий. Детальное изучение каждого пункта заставит объективно и трезво оценить возможности предприятия: а стоит ли развиваться дальше, какой продукт сейчас востребован на рынке. Ответы на эти вопросы можно найти путем проведения маркетингового исследования рынка.
6. Персонал и трудовые отношения
Учитывается профессионализм всех участников предприятия в его сфере деятельности. Не следует забывать и о знаменитом корпоративном духе, пропагандируемом зарубежными мультинациональными корпорациями. Неудивительно, что это понятие зародилось именно на Западе, где при полной прозрачности границ на предприятиях стало необходимо объединять людей множества национальностей, религий, культур. Россия все еще остается достаточно однородной страной, даже если объединяет более 160 национальностей и несколько религий. И все же к «корпоративному духу» следует относиться очень осторожно, задаться вопросом, а существует ли он вообще, особенно в России. Для российского специалиста семейные ценности порой важнее всего остального, и часто работа отодвигается на второй план. Именно такую специфику следует учитывать при подборе кадров и создании рабочих условий для сотрудников.
7. Общие организационные схемы, биографические данные высших должностных лиц и других руководящих сотрудников
Управленец-профессионал должен сочетать функции специалиста и администратора. Явное преобладание одного над другим может завести в тупик деятельность целого отдела. В эпоху такого разнообразия и дифференциации предпринимательских идей предприятия отождествляются с их владельцем или руководителем. Личность руководителя зачастую символизирует то, чем занимается компания, на что она способна, чего от нее можно или не следует ожидать.
8. Наиболее значимые прошлые и нынешние судебные и арбитражные дела в связи с производственной деятельностью
Данный пункт оказывается очень важным при необходимости опровержения отрицательного отношения к неплатежеспособности, несостоятельности, банкротству. Если предприятие способно постоять за себя, признать свою вину, обоснованную и доказанную по любому пункту, то оно только повышает свой рейтинг. Так, на стаканчике кофе в Макдональдсе не было написано, что содержимое может быть горячим. Одна клиентка обожглась. По решению суда корпорация выплатила миллионную компенсацию за нанесение вреда. Вместе с тем судебные разбирательства повышают уровень сотрудников, обязывают учитывать множество деталей на будущее, предвидеть трудности.
9. Предоставление финансовых отчетов за последние пять лет и проведение пятилетнего прогноза финансового состояния
Одной из составляющих профилактики предприятий против неустойчивых и кризисных ситуаций является финансовый мониторинг предприятий. На практике он представляет собой постоянный сбор данных, например в виде бухгалтерских и аудиторских отчетов. Далее эти данные анализируются на основе сопоставления с предыдущими и настоящими оценками динамики развития, ресурсов, состояния клиентов, поставщиков, обстановки в регионе, с результатами деятельности конкурентов. Отчет перед налоговой инспекцией и кредиторами держит предприятие в тонусе. «В финансовом плане должно быть отражено развитие финансового положения до момента наступления срока оплаты всех существующих обязательств. В финансовом плане для подлежащих исполнению платежных обязательств должен быть отображен планомерный возврат кредита» [5, с. 45–47].
10. Ликвидность. Приводятся результаты анализа задолженности, состояния оборотных средств, описание статей налогообложения компании, ее долгов
Этот пункт может выглядеть как заключение финансового мониторинга, дающее ответ на основной вопрос: способно ли предприятие противостоять неплатежеспособности.
11. Контракты или соглашения, в которых участвует предприятие
Этот пункт обязывает предприятия «спуститься на землю». После того, как были оценены кредитоспособность и платежеспособность, следует обратиться к источникам доходов. Мониторинг договоров, соглашений, контрактов вынуждает оценить клиентскую базу, производственные мощности, перспективы развития. При этом будут рассматриваться такие вопросы, как увеличение затрат на рекламу, замена оборудования, повышение квалификции сотрудников и т.д. В этом проявляется принцип «непрерывности» мониторинга, как горизонтальной (между сотрудниками одного уровня, тактические решения) и вертикальной (по всей иерархии, стратегические решения).
Сюда же можно отнести и проекты, в которые предприятие вложило свои средства. По справедливому замечанию В.В. Бочарова, «главным объектом регулирования (рыночных отношений) выступают инвестиции. Они являются базой для применения других стоимостных категорий – денег, финансов, кредита, прибыли (дохода), цен, которые отражают воспроизводство основных фондов и оборотных средств. Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в результате которой формируется прибыль (доход) или достигается социальный эффект» [4, с. 5]. В транснациональных корпорациях можно учитывать договора на франчайзинг в интересах предприятия, представляющий собой самостоятельную форму договорных отношений хозяйствующих субъектов, объединяющую элементы аренды, купли-продажи, подряда и представительства [14, с. 86].
12. Другие вопросы бухгалтерского учета. Кратко характеризуется незарегистрированное имущество и социальный пакет
Как говорят американцы, деньги, которые не приносят деньги, – это «мертвые деньги». Деньги вкладываются в независимые проекты, такие как недвижимость, дома отдыха, больницы, школы и т.д. Для очень многих, особенно для граждан тех государств, в которых проводится сильная социальная политика, очень важен именно пакет социальных услуг, предоставляемых предприятием. В такой пакет могут входить страховка, прикрепление к поликлинике, школе и т.д. [2, с. 131–133]. Эти моменты также должны учитываться в кадровой составляющей мониторинга предприятия.
Основываясь на прогнозировании кризиса, а не на предупреждении неплатежеспособности, современные предприниматели очень часто совершают одну грубую ошибку: при возникновении проблем в одной сфере деятельности предприятия они бросают все резервы на ее решение. Однако нельзя «лечить» отдельно одну область, следует восстанавливать все предприятие. Если возникает пожар в производственном цеху, повреждается оборудование, пропадает материал, время, то на быстрое восстановление необходимо привлекать средства из резерва, если таковой был предусмотрен бизнес-планом, или отзывать из других отделов, уменьшать рекламу, продавать имущество или не выплачивать премиальные сотрудникам и т.п. Принять такие решения возможно только при знании положения всего предприятия на сегодняшний день.
Приведенный выше пример плана интересен, т.к. он представляет собой иностранный опыт, обобщает все параметры, может служить основой для составления бизнес-плана каждого предприятия. Его составляющие универсальны (капитал, кадры, материал, технологии, информация) и уникальны (каждый раз единственное в своем роде сочетание этих принципов для каждого предприятия). Таким образом, бизнес-план может рассматриваться как документ, который является ориентиром для абсолютно всех участников функционирования предприятия, делает каждое предприятие способным адаптироваться к любым условиям с учетом его специфики.


Литература
1. Антикризисный менеджмент: от банкротства к финансовому восстановлению /Под ред. Г.П. Ивановой – М.,1995.
2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 215 с.
3. Большаков А.С. Антикризисное управление: финансовый аспект. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 132 с. (Новое в гуманитарных науках; Вып. 16).
4. Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 142 с.
5. Бюргер А., Шельберг Б. Возбуждение дел о неплатежеспособности в Германии. // Бухгалтерский учет. – 1005. – № 1. – С. 45–47.
6. Донцова Л.В. Анализ бухгалтерской отчетности. – М.:ДИС, 1998. – 206 с.
7. Горемыкин В.А. Энциклопедия бизнес-планов: Методика разработки. 75 реальных образцов бизнес-планов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 1120 с.
8. Грамотенко Т.А., Мясоедова Л.В., Любанова Т.П. Банкротство предприятий: экономические аспекты. М.: Изд-во ПРИОР, 1998. – 177 с.
9. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006. – 944 с.
10. Зайцева О.П. Антикризисное управление в российской компании //Сибирская финансовая школа. – 1998. – № 11–12.
11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: менеджмент капитала. Выбор инвестиций. Анализ отчетов. – М., 1996.
12. Коммерческое право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2005. – 504 с.
13. Овчинникова Т., Пахомов А., Булгакова И. Исследование математических методов финансово-экономической диагностики банкротства предприятий //Финансовый бизнес. – 2005. – № 5. –. С. 38–45.
14. Предпринимательство: учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 735 с.
15. Романовская А. Как спрогнозировать финансовый кризис //Консультант. – 2006. – № 19. – С. 58 – 62.
16. Тукина Г.Ф. Прогнозирование вероятности банкротства предприятий с учетом отраслевых и региональных особенностей. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2001.
17. Business law and the regulatory environment concepts and cases. 11th ed. – US: McGraw-Hill/Irwin., 2001. – 1331 p.
18. Seitz N., Ellison M. Capital budgeting and long-term financing decisions. – US: Harcourt Brace College Publishers, 1999. – 3rd ed. – 870 p.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия