Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Зайцева А. Л.
старший преподаватель кафедры экономики и управления на автомобильном транспорте Северо-Западного заочного технического университета

Стратегия развития технического и организационного уровня предприятия

В современных условиях использование научно-производственного потенциала оказывает решающее влияние на успешность финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и промышленных предприятий, являясь одним из базовых элементов эффективной стратегии и важным инструментом приобретения и сохранения конкурентных преимуществ. В практической деятельности предприятий их научно-производственный потенциал реализуется в форме нововведений, стимулы к внедрению которых могут формироваться как во внешней, так и во внутренней среде фирмы.
К внешним факторам (стимулам) нововведений относят развитие технологий, действия конкурентов, предпочтения потребителей и инвесторов. К внутренним факторам, стимулирующим техническое и организационное развитие, можно отнести предпочтения собственников и менеджеров организации относительно доходности инвестированного капитала и роста стоимости фирмы. Последние выражаются в стремлении экономических агентов максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, как материальные, так и нематериальные (достигнутый маркетинговый потенциал, профессиональные качества работников, возможности совершенствования продуктов и технологий и т.д.).
С точки зрения стратегического управления ново­введения служат инструментом адаптивного приспособления к меняющимся условиям внешней среды, а также средством постоянного совершенствования процессов в организации, направленного на рост эффективности ее деятельности. Решение стратегических задач, стоящих перед фирмой, возможно двумя способами: на основе уже освоенных, традиционных процессов (так называемых «рутин») или на основе изменения существующих и создания новых процессов (инновации). Таким образом, в системе принятия стратегических решений инновации являются одним из двух вариантов реагирования на вероятные будущие изменения ситуации. От выбора этого варианта зависит успех деятельности компании и достижение ее целей в долгосрочном периоде.
Научно-производственный потенциал предприятия – это мера его готовности выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели, например, реализации проекта или программы стратегических технических и организационных изменений. В качестве компонентов научно-производственного потенциала предприятия следует определить стратегию, инновационную политику и цели фирмы, а также маркетинг и менеджмент, производственный и технологический уровень, финансовое состояние предприятия и др.
Рассматривая факторы и условия, оказывающие стимулирующее влияние на процессы технических и организационных изменений на предприятии, особое внимание следует уделить таким явлениям, как конкуренция и потенциал конкурентоспособности фирмы. Именно конкуренция является тем механизмом, который обеспечивает динамичное, техническое и организационное развитие фирмы, отрасли и экономики. Конкурентное преимущество фирмы складывается с учетом рыночных условий и эффективности самой фирмы.
Важнейшим итогом технического и организационного развития российских промышленных предприятий за предыдущие годы стало экстенсивное освоение ряда управленческих инноваций включая поиск маркетинговой информации в сети Интернет, компьютерные системы финансового анализа, бизнес-планирования и анализа маркетинговых данных. Вместе с тем, эти новшества пока оказывают незначительное влияние на повышение качества экономической работы и на общее положение предприятий. Максимальную эффективность обеспечивает лишь освоение ISO 9000 и иных международных стандартов качества. Практически во всех отраслях промышленности выделилась группа успешных предприятий, характеризующихся позитивной экономической динамикой. Их доля колеблется от 20% в легкой промышленности до 37% в добывающих отраслях, причем более двух третей всех предприятий находят пути к успеху на внутреннем рынке. В основе этого успеха лежит переориентация на наиболее платежеспособных потребителей путем поддержания нормального качества продукции. Но и успешные предприятия сталкиваются с рядом сложных проблем. Одной из важнейших является передача инноваций и обеспечение должного уровня качества по всей технологической и сбытовой «цепочке». Другая проблема – старение основных фондов в промышленности. Однако самой серьезной задачей остается расширение временного горизонта управления, без чего невозможно повысить конкурентоспособность продукции. В частности, принятие долгосрочной стратегии развития зачастую затруднено даже для успешных предприятий из-за нестабильности институциональной среды. Как показывают исследования, ориентация на максимизацию стоимости фирмы замыкает список приоритетных целей, определяемых руководителями предприятий. Это свидетельствует о том, что переход к современным моделям экономического развития будет крайне длительным.
При изучении процессов технических и организационных изменений на российских промышленных предприятиях нам удалось выявить, что основными проблемами российских компаний являются следующие: устаревшее оборудование; невысокое качество технологических процессов; отказ от непрерывного обучения сотрудников; архаичные инновационные системы; неоптимальное использование производственных помещений. Поэтому внедрение инноваций по всем вышеперечисленным направлениям является необходимым условием повышения качества и конкурентоспособности российских промышленных предприятий, как на внутренних, так и на внешних рынках.
Разработка стратегии технического и организационного развития в современных условиях является необходимым условием обеспечения успешности и эффективности предприятия. Поэтому, независимо от наличия специального подразделения по подготовке планов и проектов, абсолютно на каждом предприятии должна вестись работа по формированию стратегий технического и организационного развития. К понятию стратегии технического и организационного развития приближено понятие «операционная эффективность». Операционная эффективность заключается во внедрении передового опыта, непрерывном улучшении аналитических показателей, превышении мирового уровня качества, постоянных улучшениях в работе организации.
Инновационный аспект присущ всем сферам деятельности предприятия. Следовательно, в рамках стратегического управления в качестве основного аспекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других видов функциональных стратегий предприятия, выступает инновационная политика. Инновационная политика предстает как фундамент построения общей стратегии компании, как базовая основа для последующей разработки процессной и сетевой стратегии, маркетинговой и финансовой политики компании. Инновационная политика связывает воедино все политики и стратегии предприятия и определяет место каждой из реализуемых на предприятии функций в общем процессе научно-производственной деятельности. Представляется, что сочетание всех компонентов инновационной политики предприятия может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 1).
Источник: [6, с. 70]

Рис. 1. Взаимосвязь компонентов инновационной политики фирмы
Таким образом, инновационная политика предстает в качестве ключевого блока при разработке стратегий предприятия на всех уровнях функциональных подразделений. При разработке комплексной стратегии устойчивого развития фирмы основой является финансовая стратегия.
Для формирования стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий можно использовать программно-целевой подход (ПЦП). При решении проблемы повышения деловой активности предприятий ПЦП может быть представлен следующим образом. Вначале осуществляется структуризация проблемы формирования стратегии технического и организационного развития предприятий и разрабатывается «дерево целей» для двух уровней. Для управленческих задач необходимо формирование целей в количественно-временном измерении. В качестве критериев оценки целей научно-производственной деятельности промышленных предприятий выбираются два: увеличение доли экспорта наукоемкой продукции; увеличение доли современного импортозамещающего производства.
Комплексная стратегия технического и организационного развития российских промышленных предприятий, на наш взгляд, могла бы выглядеть следующим образом:
1) приоритетный критерий оценки работы промышленных предприятий – увеличение доли экспорта продукции;
2) три основных цели первого уровня – это стратегия организационных изменений, стимулирование маркетинговых ноу-хау, развитие производства;
3) компонентами стратегии являются цели второго уровня – освоение новых методов финансирования проектов, обретение новых зарубежных партнеров, модернизация оборудования, создание новых структурных подразделений, обеспечение соответствия современным стандартам, переход к выпуску экологически чистой продукции.
Дерево целей, представленное на рис. 2, может быть основой для построения иерархии целей для каждого конкретного промышленного предприятия (или группы предприятий) с учетом их специфики.
Составлено по: [3; 5]

Рис. 2. Дерево целей формирования стратегии технического и организационного развития предприятия
Дальнейшая дифференциация целей и расчет их оценочных показателей осуществляется по следующей методике. Вначале выбираются критерии, с позиций которых будут производиться сравнение целей и выбор компонентов стратегии технического и организационного развития. Для оценки значимости критериев и целей инновационного развития, их влияния на стратегию технического и организационного развития предприятия на основе дерева целей разрабатывается несколько матриц: матрица оценки критериев по важности и матрицы оценки целей первого и второго уровней. Затем подготавливаются анкеты, и производится опрос экспертов на предмет значимости критериев и целей, рассчитываются параметры дерева целей и заполняются матрицы.
Наиболее приоритетными, весомыми целями первого уровня в формировании инновационной стратегии являются стратегия организационных изменений, маркетинговые ноу-хау и развитие производства. При разработке стратегии технического и организационного развития этим направлениям следует уделить первостепенное внимание.
Завершающим этапом программно-целевого подхода является формирование системы программ на основе дерева целей. Высший уровень стратегии может быть сформирован такими программами, как «формирование инвестиционной стратегии финансирования научно-производственной деятельности», «стимулирование маркетинговых ноу-хау», «совершенствование производства и управления», «совершенствование кадровой политики» и т.п. На следующих уровнях стратегии эти программы могут быть детализированы, например, в форме таких подпрограмм, как «привлечение иностранных инвестиций», «развитие системы повышения квалификации кадров», «модернизация и расширение производства» и т.п. Механизмы программно-целевого подхода способствуют интеграции и координации всех уровней, ветвей и органов управления промышленных предприятий, их ресурсов, создают условия для получения количественно измеримых результатов управления, в целом способствуют повышению эффективности управления деятельностью промышленных предприятий.


Литература
1. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике //Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 3. – С. 47 – 57.
2. Бригхэм Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. – М.: РАГС, Экономика, 1998. – 823 с.
3. Водянов А.А., Криночкин И.Ю., Кириченко И.А. Экономические аспекты интеграции России в мирохозяйственные связи и присоединения к ВТО //Народное хозяйство России в условиях мировой конкуренции. Некоторые результаты отраслевого анализа и контуры экономической стратегии (сборник научных материалов, экспертные заключения и интервью с топ-менеджерами российских и западных компаний). Позиция журнала «Эксперт», май 2002 г. //http://www.expert.ru/conference/mater/vto/
4. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998. – 207 с.
5. Инновационный менеджмент: Справочное пособие /Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М.: ЦИСН, 1998. – 568 с
6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.В. Идельменова, В.П. Воробьева. М., Инфра-М., 2002.
7. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с франц. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.
8. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития). – М.: Наука, 2001. – 636 с.
9. Макашева Н. Загадка Н.Д. Кондратьева: неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки //Вопр. экономики. – 2002. – № 3. – С. 4–16.
10. Российский статистический ежегодник. 2000. – М.: Госкомстат России, 2000. – С. 495.
11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.–455с.
12. Miller W.L., Langdon Morris. 4th Generation R & D. Managing Knowledge, Technology and Innovation. John Wiley & Sons, Inc., 1999.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия